ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

„то такое геометри€ колес

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 692

„то такое геометри€ колес

Ќеравномерный износ шин автомобил€, ухудшение управл€емости, снижение уровн€ комфорта и повышение расхода топлива — все это может свидетельствовать о нарушении геометрии колес автомобил€.

¬ чем особенности развала и схождени€?  акие параметры считаютс€ нормой?  ак производитс€ регулировка? Ёти и другие вопросы обсудим в статье.

„то такое геометри€ колес?

√еометри€ колес — распространенный термин, который в обиходе автолюбителей и на —“ќ носит название «развал-схождени€».

Ётот параметр вли€ет на следующие параметры машины:

  1. ”правл€емость;
  2. —корость износа шин;
  3. ”стойчивость.

–егулировка угла развала-схождени€ об€зательна дл€ всех автомобилей, а сама работа должна выполн€тьс€ мастерами с применением специального оборудовани€.

„то такое геометри€ колес

 огда необходима регулировка геометрии колес?

 олесо — узел, который выполнен с применением разных материалов, каждый из которых обладает индивидуальными химически и физическими свойствами (весом, центром т€жестью, плотностью и так далее).

≈сли в параметре регулировки нет отклонений, то автомобиль имеет:

  • ќтличную управл€емость;
  • Ќебольшой износ шин;

    „то такое геометри€ колес

  • ƒостаточную маневренность;
  • ’орошую устойчивость;
  • ћинимальное потребление топлива;
  • ќтсутствие дополнительного торможени€ при движении накатом;
  • Ќизкую склонность к заносам во врем€ поворотов.

–егулировка геометрии колес потребуетс€ в следующих случа€х:

  • ѕосле ремонта ходовой, а именно замены рычагов подвески, шаровых опор, рулевых т€г, ма€тниковых рычагов и рулевых наконечников. “акже рекомендуетс€ сделать развал-схождение после установки новых амортизаторов или стоек, пружин или сайлентблоков. ¬ последних случа€х повторна€ проверка развал-схождени€ рекомендуетс€ через две-три тыс€чи километров.
  • ѕосле выполнени€ работ, св€занных с корректировкой дорожного просвета — установки проставок, замены амортизаторов или пружин на более короткие или длинные.

    „то такое геометри€ колес

  • ѕосле «переобувки» автомобил€. ѕроверка развал-схождени€ особенно важна, если шины хранились с нарушением правил (лежа на боку).
  • „ерез каждые 18-20 тыс€ч пробега или ежегодно (здесь все зависит от того, что наступит раньше).
  • ѕосле наезда на преп€тствие или после ƒ“ѕ.
  • ѕосле завершени€ обкатки или в случае покупки б/у автомобил€.

 ак распознать нарушение углов развал-схождени€, и чем это чревато?

Ќарушение параметров развал-схождени€ легко распознать по следующим признакам:

  • јвто уводит в сторону или руль самопроизвольно мен€ет свое положение при движении по пр€мой трассе;
  • ћашина не держит дорогу, из-за чего приходитс€ ее «ловить»;
  • ¬ процессе торможени€ авто тен€т в одну из сторон. Ќа скользкой дороге это часто приводит к неконтролируемому заносу;
  • –еакци€ на поворот рулевого колеса затормаживаетс€, руль становитс€ чрезмерно легким или «тупым»;
  • ѕокрышки быстро изнашиваютс€;
  • –уль перестает возвращатьс€ в первоначальную позицию.

 ак видно, нарушение геометрии колес негативно вли€ет на управл€емость и устойчивость транспортного средства на дороге.

ѕри по€влении любого из перечисленных признаков стоит обратитьс€ на —“ќ дл€ регулировки развал-схождени€. ¬ противном случае возрастает риск потери управл€емости, а покрышки износ€тс€ много быстрее.

„то такое схождение, нормативные показатели (цифры), как регулируетс€?

—хождение — параметр, отражающий угол между плоскостью, где вращаетс€ колесо, и направлением движени€. ƒругими словами, это отношение двух параметров — рассто€ни€ между передним и задним краем колеса.

„то такое геометри€ колес

ѕри правильной установке и отсутствии отклонений, считаетс€, что схождение равн€етс€ «нулю», т.е. правильное.

ѕараметр схождени€ дл€ каждого автомобил€ индивидуален и единой нормы не существует. »змер€етс€ в миллиметрах или градусах/минутах.

Ќеправильна€ регулировка приводит к следующим проблемам:

  1. Ѕыстрому износу шин. ≈сли схождение 5 мм и более, то уже через 1000 километров рисунок на покрышке будет «съеден».
  2. ”худшению управл€емости (растет склонность к заносу) и устойчивости.

„то такое геометри€ колес

 ак упоминалось, параметр схождени€ бывает двух видов:

  • ќтрицательным — в этом случае шины изнашиваютс€ с внутренней стороны.
  • ѕоложительным — рисунок покрышки истираетс€ с наружной стороны.

„то такое геометри€ колес

Ќа новых автомобил€х, оборудованных независимой подвеской, часто предусматриваютс€ регулировочные узлы, позвол€ющие регулировать угол схождени€ на задних колесах.

ѕри этом последстви€ отклонени€ схождени€ на передних и задних колесах одинаково вли€ют на эксплуатацию и управл€емость машины.

„то такое развал, нормативные показатели (цифры), как регулируетс€?

–азвал — параметр, отражающий угол наклона колеса по отношению к вертикальной плоскости.

„то такое геометри€ колес

–азвал бывает:

  • ѕоложительным. ¬ этом случае верхн€€ сторона колес отклон€етс€ в стороны (наружу).
  • ќтрицательным — верхние части колес сведены вовнутрь.

„то такое геометри€ колес

√лавное назначение развала — гашение вибраций рулевого колеса в случае наезда на преп€тстви€. ¬ибрации не передаютс€ через рулевую трапецию, а гас€тс€, благодар€ упругости колес.

Ќарушение развала приводит к следующим последстви€м:

  1. ”худшению контакта шины с дорогой;
  2. —нижение устойчивости на крутых поворотах;
  3. ”скорение износа покрышек;
  4. »зменение радиуса обката.

¬ большей части машин, кроме тех, на которых установлена подвеска «ћак‘ерсон», развал равен 0-45' (иногда до двух градусов).

Ќа машинах, оборудованных подвеской «ћак‘ерсон» развал отрицательный или нулевой, что обусловлено особыми конструктивными особенност€ми транспортного средства.

„то касаетс€ конструктивных особенностей авто с подвесками ћак‘ерсон, то в них регулировка углов схождени€ не предусмотрена.

–аспространенные причины нарушений развала:

  • Ќарушение целостности рычагов;
  • –азрушение резинометаллических шарниров;
  • ƒеформаци€ ступичных узлов и стоек.

“акое возможно при попадании в €мы или открытые люки, при сильном ударе о бордюры.

≈сли развал имеет небольшое отклонение, то производитс€ его регулировка. ƒл€ этого придетс€ откручивать два болта соедин€ющие кронштейн стойки амортизатора и поворотный кулак и путем сдвигани€ последнего добитьс€ нормативных показателей.

Ќе забудьте поставить метки на болтах, чтобы запомнить их положение.

„то такое геометри€ колес

“ака€ регулировка характерна в основном дл€ отечественных автомобилей и некоторых иномарок.

≈сли отклонени€ очень большие и не поддаютс€ регулировке, то замена амортизатора позвол€ет вернуть показатель в норму. ≈сли же параметр расходитс€ больше (от 2 градусов и выше), то проверьте ступицу и цапфу.

”гол продольного наклона оси поворота

”гол кастера — параметр, который присущ только дл€ передних подвесок. ќн отвечает за управл€емость машины во врем€ прохождени€ крутых виражей.

ѕо сути, это угол, характеризующий наклон поворотной оси колеса назад и вперед.

”гол кастера бывает положительный, отрицательный и нулевой.

Ќа спортивных авто угол кастера может достигать семи градусов. √лавна€ причина отклонени€ — выход из стро€ (деформаци€) нижнего поперечного рычага.

Ѕлагодар€ углу кастера, рулевое колесо возвращаетс€ в исходное положение (если параметр правильно отрегулирован).

Ќа обычных машинах размер угла продольного наклона €вл€етс€ положительным (к примеру, у Mitsubishi Outlander XL этот параметр равен 2,35 градуса).

„то такое геометри€ колес

—пособы регулировки геометрии колес

–егулировка развал-схождени€ давно перестала быть проблемой дл€ автолюбителей. ѕочти на каждом —“ќ установлено оборудование, выполн€ющее требуемый объем работ по настройке геометрии колес.

—овременные стенды, на которых выполн€ютс€ работы, бывают нескольких видов:

  1. Ћазерные;
  2.  омпьютерные;
  3. ќптические.

„то такое геометри€ колес

ќборудование обеспечивает быструю и точную настройку геометрии колес с выдачей результатов автолюбителю на руки (что было до ремонта, и как стало после). ѕри этом общее врем€ настройки занимает не большее нескольких минут.

„то такое геометри€ колес

√лавное — найти —“ќ, где работают опытные специалисты, умеющие обращатьс€ со специализированным оборудованием.

„асто владельцы автосервисов закупают технику дл€ установки развал-схождени€, а грамотных мастеров дл€ его обслуживани€ нет.

ћногие автолюбители настраивают геометрию колес своими руками.

«десь может примен€тьс€ один из методов:

  • — помощью лазерного указател€;
  • — применением телескопической линейки.

Ќаиболее распространенный вариант — с помощью телескопической линейки и отвеса.

„то такое геометри€ колес

“акже дл€ выполнени€ работ необходима обычна€ линейка, мел и набор гаечных ключей.

—начала регулируетс€ развал колес, а после — схождение.

„то такое геометри€ колес

¬се операции производ€тс€ в услови€х гаража, что экономит деньги и нервы. Ќедостаток — высока€ погрешность измерений — 1 мм в одну и другую сторону.

Ѕольше по этой теме читайте тут http://autotopik.ru/remont/513-razval-shozhdenie-koles-svoimi-rukami.html.

Ќа автомобил€х ¬ј« 2101, 2103 данные работы выполн€ютс€ так.

„то такое геометри€ колес

»тоги

Ќастройка геометрии колес — важна€ работа, котора€ должна своевременно выполн€тьс€ с привлечением специалистов своего дела. √лавное, чтобы проверка производилась на современном оборудовании с помощью квалифицированного и обученного мастера.

¬ завершение выделим следующие советы.

ѕровер€йте даже новый автомобиль. ѕокупа€ машину из салона, вы получаете транспорт со всеми необходимыми настройками. Ќо через определенный километраж происходит просадка всех деталей, из-за чего параметры развал-схождени€ мен€ютс€.

„тобы избежать проблем, рекомендуетс€ загон€ть машину на стенд после двух тыс€ч километров.

¬ случае ремонта или замены элементов подвески желательно проверить и отрегулировать геометрию колес. ≈динственное, что не вли€ет на этот параметр, так это установка новых втулок стабилизатора.

»зменение геометрии чаще всего происходит при ударе колеса о преп€тствие или при попадании в €му.

¬ случае повреждени€ колес или элементов подвески (передней или задней) должна быть произведена компьютерна€ диагностика.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: