ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 18 654

—тук в двигателе автомобил€—тук в двигателе автомобил€

—егодн€ мы поговорим про причины стука в двигателе автомобил€, насколько опасно это €вление, как поступать в той или иной ситуации в зависимости от ее сложности и как диагностировать неисправность.

“ихий, размеренный шум работы без посторонних звуков силовой установки автомобил€ радует каждого автовладельца, ведь это указывает на полную исправность мотора.

ј вот по€вление при работе посторонних звуков, в частности, стуков, заставл€ет водител€ беспокоитьс€.

ѕричин по€влени€ стука в двигател€х более чем предостаточно, некоторые из них указывают лишь на потребность в выполнении технического обслуживани€, но есть стуки, €вл€ющиес€ сигналом больших проблем с мотором.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ѕричины стука двигател€

—тук сам по себе образуетс€ при ударе одного элемента силовой установки о другой.

ѕри этом стук в двигателе бывает разным, может возникать при определенных услови€х и исчезать при их изменении.

¬ большинстве случаев стуки €вл€ютс€ сигналом возникновени€ проблем с определенными механизмами – √–ћ и кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой.

’от€ он может по€витьс€ и в других составных элементах агрегата.

 ритерии характера стука.

—торонние звуки, возникшие в силовой установке, можно подразделить на несколько критериев:

  • —ила звука;
  • ѕричинно-следственные св€зи;
  • «вучание (металлический стук и т.д.);
  • ÷икличность.

–азберем каждый из критериев.

“ак, по силе звука стук в двигателе может быть очень слабым и едва прослушиваемым, в таком случае авто может и дальше эксплуатироватьс€, но все же не помешает проведение диагностических работ.

Ѕывает стук средний по силе. ѕрослушиваетс€ он отчетливо, но его можно заглушить, к примеру, громко включенной музыкой.

јвто с такими стуками можно эксплуатировать короткий срок, достаточный дл€ возможности добратьс€ до гаража или сервиса.

ќтчетливые громкие звуки, издающиес€ изнутри силового агрегата, указывает на значительные проблемы в его работе.

ѕри таких звуках мотор глушитьс€ и до гаража или сервиса авто доставл€етс€ только эвакуатором или на буксире, так как с двигателем и у вас могу возникнуть серьезные проблемы.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ѕричинно-следственные св€зи в возникновении стука возникают после вмешательства в силовой агрегат непрофессионалов.

“о есть, проведение ли наоборот - не проведение технических работ или ремонта может вылитьс€ в возникновение такой непри€тности.

“ак, причиной стука в двигателе может быть:

  1. ћасло, которое не рекомендовано дл€ применени€ на данном моторе или поддельное масло.
  2. Ќекачественные или дефектные детали, которые были установлены в ходе ремонта, тоже могут вызвать стук в двигателе.
  3. —ильный износ составных частей, естественно, приведет к по€влению посторонних шумов.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

“ипы звучани€ и чем они отличаютс€.

ѕо звучанию стук в двигателе подраздел€етс€ на звонкий и глухой.

«вонкий стук, его еще называют металлический, возникает при ударе между собой деталей из твердых металлов, при этом между детал€ми отсутствует масл€на€ прослойка.

√лухой стук в двигателе возникает при ударе деталей, одна из которых выполнена из м€гкого металла, и между детал€ми имеетс€ масл€на€ прослойка.

÷икличность.

ѕо цикличности стуков можно примерно определить, какой механизм требует вмешательства.

“ак, стук в моторе производитьс€ пропорционально вращению коленчатого вала указывает на возможные проблемы с цилиндропоршневой группой, газораспределительным или кривошипно-шатунным механизмами.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ѕричиной спонтанного стука, возникающего бессистемно, может крытьс€ в навесном оборудовании мотора.

  примеру, стук может издавать незакрепленный генератор, при этом звук будет возникать из-за вибрации силового агрегата.

—туки-обманщики

ѕомимо этого, существует и такое пон€тие, как стуки «обманщики».

—уть данного пон€ти€ в том, что стук вроде точно указывающий на определенную неисправность, имеет совсем другую природу.

  примеру, у дизельного двигател€ при создании нагрузки по€вл€етс€ звонкий стук, сигнализирующий о проблемах с кривошипно-шатунным механизмом. Ќо такой же стук возникает у этого двигател€ и при неисправности системы питани€.

»ли же незат€нутый шкив коленвала через врем€ начнет издавать звуки, сильно похожие на стук самого коленчатого вала, поэтому важно сначала определить, что именно стало причиной по€влени€ посторонних звуков.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

¬ любом случае возникновение посторонних шумов не должно оставатьс€ без внимани€ и без профессиональной диагностики тут не обойтись.

ѕосторонние звуки при работе на холостом ходу

–азберем причины возникающего стука в двигателе при разных режимах работы.

ƒл€ начала рассмотрим причины его возникновени€ на холостых оборотах.

«десь сначала нужно определить поведение стука в дальнейшем.

“ак, несильный стук в двигателе на холостом ходу, издающийс€ из средней части мотора, имеющий равномерную интенсивность, при этом сила звука несколько уменьшаетс€ при увеличении оборотов, может указывать на попадание в цилиндр мелких сторонних частей, или обломков от деталей.

”стран€етс€ данна€ проблема сн€тием головки блока и извлечением сторонних предметов.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

Ётот же стук, но усиливающийс€ при увеличении оборотов, может сигнализировать о значительном износе цилиндропоршневой группы, повреждении юбок поршней вследствие перегрева.

Ёта неисправность устран€етс€ только заменой цилиндропоршневой группы.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ѕо€вление же аналогичного шума, но с вдвое меньшей интенсивностью, и раздающийс€ в верхней части агрегата, может указывать на нарушение в работе √–ћ.

≈сли стук присутствует не только на ’’, но и на других режимах – это может указывать на износ распредвала, нарушение регулировки клапанов.

≈сли регулировка теплового зазора осуществл€етс€ гидрокомпенсаторами, то стук при увеличении оборотов может снижатьс€.

Ќо это указывает на неисправность гидрокомпенсаторов.

„итайте по теме: —тучит гидрокомпенсатор, что делать?

ѕроблемы с √Ѕ÷ решаютс€ путем сн€ти€ крышки клапанов, определени€ источника звука, заменой изношенных элементов или регулировкой зазора.

–авномерный стук, значительно усиливающийс€ при увеличении оборотов, если он доноситс€ снизу, может указывать на разрушение подшипников балансирных валов, начало разрушени€ вкладыша шатуна, деформаци€ самого шатуна.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

Ёто одни из самых опасных причин возникновени€ шума.

≈сли на холостом ходу слышно неравномерное звучание, полностью исчезающее при увеличении оборотов, это служит сигналом возникновени€ проблем с подшипниками навесного оборудовани€ мотора, к примеру, нарушение работы подшипника помпы.

ѕриглушенный неравномерный стук, по€вл€ющийс€ на холостом ходу и исчезающий при увеличении оборотов, может сигнализировать о превышении допустимого уровн€ масла из-за попадани€ в него рабочих жидкостей или топлива.

¬ таком случае произошел внутренний пробой прокладки √Ѕ÷ и в масло начал поступать тосол.

¬се вышеописанные неисправности, кроме разрушений подшипников шатуна и балансирных валов, в основном не €вл€ютс€ очень опасными, у водител€ есть возможность доставки авто на своем ходу в сервис или гараж.

—тук двигател€ на холодную

—тук двигател€ на холодную тоже имеет несколько причин. “ак, неравномерный резкий стук на холодную, усиливающийс€ по мере прогрева может указывать на:

  1. ѕроворот шатунного вкладыша вкруг оси или его разрушение;
  2. «начительный износ коренных вкладышей, деформацию шеек коленвала. ¬ таком случае звук идет с нижней части мотора;
  3. ¬озможно возникновение звука в средней части мотора при значительном износе посадочных отверстий поршневых пальцев, про€вл€етс€ он обычно при резком увеличении оборотов двигател€.

ћногие из описанных причин характерны также и дл€ нижеописанных условий работы мотора.

—тук на малых оборотах

—тук в двигателе на малых оборотах при непрогретом моторе, если он идет с верхней части, указывает на проблемы с гидрокомпенсаторами.

–авномерный стук в верхней части, значительно усиливающийс€ при прогреве может сигнализировать о начале разрушени€ седла клапана.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

—тоит учитывать возможность повреждени€ подшипников навесного оборудовани€.

“акже возможно нарушение фаз газораспределени€ из-за проскакивани€ ремн€ привода √–ћ, вследствие чего днища поршней соприкасаютс€ с клапанами, отсюда и возникающий стук в двигателе.

«аправка низкооктановым бензином может обеспечить такое €вление, как детонаци€, из-за чего и по€вл€етс€ стук.

ѕри обнаружении посторонних шумов при работающем холодном двигателе на малых оборотах лучше сразу попытатьс€ определить, откуда именно исходит шум.

≈сли стук в двигателе производитс€ из верхней части, авто еще можно недолго эксплуатировать.

ѕри по€влении резких шумов из нижней части мотора лучше силовую установку сразу остановить и доставл€ть авто до места ремонта эвакуатором или на буксире.

—торонние звуки при запуске

—тук в двигателе при запуске чаще всего возникает из-за неисправностей в системе смазки.

—лаба€ производительность масл€ного насоса, недостаточное количество масла и закупоривание каналов загр€зн€ющими веществами приводит к тому, что масло не успевает воврем€ попасть на все трущиес€ поверхности из-за чего и слышен скрежет и стук.

»з-за проблем с системой смазки масло не поступает в гидрокомпенсаторы, без которого они начинают стучать.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ѕри по€влении шумов при запуске, желательно двигатель остановить, проверить уровень масла. ѕри надобности довести уровень до нужного значени€.

≈сли это не помогло, можно выполнить замену масла с предварительной промывкой системы.

ƒалее уже, если стук при запуске сохран€етс€, нужно провер€ть состо€ние масл€ного насоса.

ѕричины возникновени€ звуков на «гор€чую»

—тук в двигателе на «гор€чую» может возникнуть по все вышеперечисленным причинам.

¬ любом случае важно определить характер звука, примерное место, откуда он доноситс€ и потом уже принимать меры.

ѕрактически всегда в дорожных услови€х устранить неисправность не удастс€, авто нужно будет доставл€ть на место ремонта дл€ точного определени€ причины.

ј вот каким способом придетс€ доставл€ть авто, подскажет предварительна€ диагностика.

≈сли стучит в верхней части, можно доставл€ть авто своим ходом, но перед этим проверить уровень масла.

–езкое звучание из нижней части двигател€ укажут на проблему с кривошипно-шатунным механизмом, из-за чего авто доставл€етс€ только эвакуатором.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ќсобенности стука в двигателе автомобилей ¬ј«

ќписанные причины возникновени€ сторонних звуков характерны дл€ всех двигателей, в том числе модел€х ¬ј«.

 роме указанных причин в классических модел€х стук в двигател€х ¬ј« может быть вызван сильным раст€жение цепи привода √–ћ или послаблением нат€жител€ цепи.

ј у моделей начина€ от ¬ј« 2108, дополнительно повышенна€ шумность может возникать из-за износа подшипника нат€жител€ ремн€.

ƒизельные моторы, дополнительные возможные источники стука.

≈сли дизельный двигатель стучит, помимо проблем с кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой и √–ћ, стук может быть вызван проблемами с системой питани€, в частности - неисправност€ми с “Ќ¬ƒ, турбиной или форсунками.

»ли нарушением момента впрыска топлива.

ƒиагностика причины звука

≈сли возникла така€ проблема, что двигатель стучит, как уже сказано в первую очередь важно определить характер стука, а также место его возникновени€.

„асть из причин можно диагностировать, не разбира€ силовую установку.

“ак, более точно определить место возникновени€ шума позволит специальный прибор – технический фонендоскоп.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

ѕри помощи его прослушиваетс€ двигатель и определ€етс€, в каком механизме или системе возникли неисправности.

“акже можно воспользоватьс€ более совершенным оборудованием, к примеру, мотор-тестером.

Ѕолее подробно читайте: ѕриборы дл€ диагностики автомобил€.

ќпределить разрушение вкладыша шатуна позволит проста€ процедура.

¬ыполн€етс€ она так: на запущенном двигателе, когда по€вилс€ звонкий стук, поочередно на каждом цилиндре со свечи снимаетс€ провод высокого напр€жени€.

≈сли неисправность кроетс€ во вкладыше шатуна, то при отсоединении провода на цилиндре, в котором есть проблема, стук значительно уменьшитс€.

ѕри по€вившемс€ шуме, когда есть подозрение на разрушение подшипника какого-либо навесного оборудовани€, можно определить, с каким оборудованием проблемы путем отсоединени€ их привода от бортовой сети.

≈сли после этого звук пропадает, неисправное оборудование замен€етс€ или отправл€етс€ в ремонт.

—туки в верхней части двигател€.

ƒиагностируютс€ они последовательно. ƒл€ начала провер€етс€ состо€ние элементов √Ѕ÷, их крепление.

«атем производитс€ регулировка клапанов или промывка гидрокомпенсаторов. ѕопутно провер€етс€ уровень и состо€ние масла.

ƒальше уже головка снимаетс€ с двигател€ и проводитс€ полный комплекс восстановительных работ.

—тук в двигателе автомобил€, причины, способы диагностики

—редн€€ и нижн€€ часть двигател€.

“очное определение причины стука в нижней части мотора возможно только после разборки двигател€.

ѕоскольку сильный износ цилиндропоршневой группы тоже служит причиной по€влени€ нежелательного звука, поэтому при возникновении стука в средней части, оценить состо€ние данной группы можно путем замера компрессии.

≈сли стук вызван детонацией, определить ее наличие можно по поведению силовой установки.

≈сли она после принудительной остановки продолжает некоторое врем€ работать, в цилиндрах присутствует детонаци€.

ƒизельные силовые установки.

ƒиагностика в этих двигател€х производитс€ идентично описанным, а вот топливную систему у них продиагностировать можно только после сн€ти€ ее элементов и только на специальных стендах.

ѕодводим итог

 ак видно, причин по€влени€ сторонних шумов в силовой установке более, чем предостаточно.

„асть из них не принос€т значительного вреда даже при длительном использовании авто без их устранени€.

Ќекоторые причины более серьезны, но позвол€ют хот€ бы отогнать авто на ремонт.

ј причины стука в двигателе, св€занные с кривошипно-шатунным механизмом и цилиндропоршневой группой, очень серьезны и €вл€ютс€ предвестником дорогосто€щего и затратного по времени ремонта.

ѕерейд€ по ссылке, вы узнаете про другие причины посторонних шумов в автомобиле.

¬ данной ситуации очень важно воврем€ прин€ть меры. ”дачи.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: