В конструкцию тормозной системы любого автомобиля обязательно входит усилитель. Наибольшее распространение на транспорте получил усилитель вакуумного типа, который обеспечивает дополнительное усилие за счет разряжения.
Устройство и принцип работы вакуумного усилителя
Основан на разнице давления между атмосферным воздухом и вакуумом, создаваемым в впускном коллекторе двигателя.
Устройство состоит из нескольких основных компонентов:
- Корпус усилителя, разделенный на две камеры гибкой диафрагмой.
- Диафрагма — перемещается под действием разницы давлений между двумя сторонами.
- Контрольный клапан — регулирует поток воздуха между камерами и вакуумной частью системы.
- Тяга, соединенная с педалью тормоза и диафрагмой, передающая усилие нажатия на педаль к тормозным механизмам.
Когда водитель не нажимает на педаль тормоза, вакуум в обеих камерах усилителя равен, и тормозная система находится в состоянии покоя.
При нажатии на педаль тормоза клапан усилителя открывается, и атмосферный воздух поступает в одну из камер, в то время как в другой сохраняется вакуум.
Эта разница давлений толкает диафрагму, которая через тягу увеличивает усилие на главный тормозной цилиндр, усиливая тем самым торможение без дополнительных усилий со стороны водителя.
Основные неисправности
Видов поломок вакуумника не так уж и много, а именно:
- Потеря герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или мест его соединения;
- Выход из строя обратного клапана;
- Разгерметизация рабочих камер усилителя.
Первые две неисправности – основные, третья же встречается очень редко.
Также стоит отметить, что в большинстве авто вакуумник работает от разряжения, создаваемого во впускном коллекторе (их то и соединяет между собой трубопровод).
Но на некоторых моделях авто усилитель для повышения эффективности работы дополнительно комплектуется вакуумным насосом. Причем этот элемент может быть, как механическим (с приводом от распределительного вала), так и электрическим, со своим электродвигателем.
Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, который повышает эффективность работы усилителя. При этом основное разрежение все так же берется от впускного коллектора.
В авто, комплектующимися этим узлом, насос – еще один компонент, который может выйти из строя. При этом усилитель будет продолжать работать, хотя на некоторых режимах движения усилие на педали возрастет.
Признаки неисправностей вакуумного усилителя тормозов
Ниже перечислим некоторые признаки и симптомы, указывающие на возможные проблемы с вакуумным усилителем тормозов:
- Увеличение усилия на педаль тормоза.
- Тормозная педаль жесткая при запуске двигателя: если при первом нажатии на тормоз после запуска двигателя педаль кажется особенно жесткой и не поддается, это может быть признаком недостаточного вакуума в усилителе.
- Необычные звуки, например, шум сосания или воздушный свист при нажатии на педаль, могут свидетельствовать о нарушении герметичности системы и утечке вакуума.
- Двигатель глохнет при нажатии на педаль тормоза: если двигатель имеет тенденцию глохнуть или работать нестабильно при нажатии на тормоз, это может быть связано с утечкой вакуума из усилителя.
- Увеличенный ход педали тормоза: если педаль тормоза опускается глубже, чем обычно, прежде чем начнется торможение, это указывает на проблемы в системе усиления.
При обнаружении одного или нескольких из этих признаков рекомендуется как можно скорее обратиться к специалисту для диагностики и ремонта, чтобы обеспечить безопасность вождения.
Проверка вакуумного усилителя тормозов
Проверить работоспособность усилителя не сложно, и для этого не потребуется какое-либо оборудование.
Один из простейших способов проверки без надобности «лезть» под капот делается так:
- На заглушенном моторе накачиваем тормозную систему (выжимаем педаль 4-5 раз и фиксируем ногой в нажатом положении).
- Затем запускаем двигатель. Сразу после запуска на ваккумную камеру усилителя пойдет разрежение, в результате педаль должна немного пойти вниз. Если это произошло, вакуумник работает исправно, и подсоса воздуха нет.
Если тормоза вроде и работают, но при задействовании их силовая установка меняет режим работы, проверить, не является ли виной этому усилитель можно так:
- Отсоединяем трубопровод от впускного коллектора, а штуцер заглушаем резиновой заглушкой (можно для этого использовать отрезок подходящей по диаметру трубки, которую необходимо пережать).
- Импровизированную заглушку необходимо надежно зафиксировать хомутом.
- Запускаем двигатель, даем ему немного поработать.
- Начинаем жать на тормозную педаль (машина стоит на месте, так как усилитель работать не будет).
Если при торможении двигатель функционировать будет нормально (без смены оборотов), значит, в усилителе имеется подсос воздуха. Если же наоборот обороты мотора начинают падать — вакуумник исправен.
Устраняем неисправность
Устранить проблему с неработающим усилителем можно только в случае, если поврежден трубопровод, обратный клапан или его уплотнитель.
Выявлять неисправность стоит последовательно:
- проверяем затяжку хомутов трубопровода и состояние трубки в местах зажимов (нередко в них появляются трещины);
- осматриваем состояние уплотнителя обратного клапана усилителя. С временем этот резиновый элемент расслаивается из-за чего теряется герметичность вакуумной камеры (отсюда и шипение при торможении);
- меняем трубопровод вместе с хомутами. Стоит он недорого, поэтому проще его поменять, чем проверять герметичность, тем более что устранить трещину достаточно сложно. После замены проверяем работоспособность усилителя;
Если замена трубопровода не дала результат, замене уже подлежит сам усилитель, поскольку узел этот считается неразборным и ремонту не подлежит.
Проверка обратного клапана вакуумного усилителя тормозов
В процессе работ не лишней будет проверка обратного клапана.
Сделать это можно двумя способами:
- Первый подразумевает демонтаж этого элемента. Далее необходимо ртом подуть в штуцер, которым клапан устанавливается в усилитель. При этом он должен беспрепятственно пропускать поток воздуха.
- Затем делаем обратное действие – втягиваем воздух через этот же штуцер. Исправный клапан воздух пропускать не должен.
- Если нет желания снимать клапан, из-за чего может нарушиться герметичность в месте соединения, можно поступить так: запускаем двигатель, даем ему поработать.
- Затем нажимаем до упора педаль тормоза, удерживаем ее в таком положении и глушим мотор.
- Если клапан исправен, то он закроется (из-за отсутствия разрежения со стороны коллектора), при этом в вакуумной камере вакуум сохраниться, поэтому педаль сопротивления не будет оказывать (для удержания не нужно создавать дополнительного давления).
Напоследок немного о вакуумных насосах. В механическом узле для устранения стуков некоторые просто удаляют шток и все. При этом насос работать не будет, но поскольку он – вспомогательный, то его отключение не сильно повлияет на работоспособность усилителя (хотя все же педаль станет немного «туже»).
Но в некоторых случаях помогает обычная смена положения штока (переворачиваем его на 180 град.).
Что касается электрического насоса, то зачастую он просто заменяется, поскольку отремонтировать его трудно.