Автомобили Тойота славятся своей надежностью, в том числе и модель РАВ4, но есть мнение, что с годами они становится хуже.
Тем не менее, и в третьем поколении малогабаритный кроссовер Toyota RAV4 с кузовным обозначением XA30 считается высоколиквидным и беспроблемным транспортным средством с минимумом характерных «болезней», недаром авто ценится дороже своих «одноклассников» аналогичных годов выпуска.
В этой генерации «Равчик» по сравнению с предшествующими версиями получил более технологичный колесный привод, усовершенствованное рулевое управление, обрел новые опции, стал несколько комфортнее, сохранив при этом прочную ходовую часть, почти «неубиваемые» силовые агрегаты и долго служащую трансмиссию.
Общие сведения о RAV4 XA30, его стоимость на вторичном рынке в 2022 году
Компактный кроссовер RAV4-III начал производиться с середины ноября 2005 года, и впервые с начала существования модели разработчики отказались от «трехдверки», предлагая только пятидверный вариант.
При этом автомобиль стал поставляться в короткобазном (2560 мм для Японии и Европы) и длиннобазном (2660 мм для США и Австралии) исполнении, вместо ГУР обрел электроусилитель руля, сменил постоянный на подключаемый полный привод.
В сентябре 2008-го модель подверглась первой модернизации, при этом обновились передняя и задняя часть кузова, появился новый четырехцилиндровый двигатель.
В феврале 2010 года состоялся второй фейслифтинг, где были изменены головные фары, радиаторная решетка, противотуманки, капот и передний бампер.
В России Toyota RAV4 третьего поколения:
- начал продаваться с января 2006 г., причем до 2010 года только в варианте 4WD;
- была в основном доступна с короткой базой, длиннобазная версия шла исключительно с 2,4-литровым бензиновым движком и лишь в первом рестайлинге (с 2008 г.);
- во втором фейслифтинге вместо 4-ступенчатого «автомата» стал устанавливаться вариатор, а «механику-пятиступку» сменила 6-ступенчатая механическая коробка передач.
В РФ новый RAV4 третьей генерации продавался до 2013-го, но в Японии продолжал выпускаться до июля 2016 года, и чуть позднее, в августе, уже было объявлено официальное прекращение реализации этой модели.
На российских просторах в основном встречаются короткобазные варианты 4WD, но также изредка попадаются и переднеприводные версии, и авто с длинной колесной базой.
Цены летом 2022 года на РАВ4-3 б/у начинаются от 700 — 750 тыс. руб., модель моложе 2010 года выпуска можно купить примерно от 1 млн рублей.
Стоимость авто может доходить и до 2 млн руб. и даже чуть выше, при этом нужно отметить, что в отличие от машин первой и второй генерации предложений RAV4-III на вторичном рынке гораздо больше.

Двигатели
В третьем поколении RAV4 (2006-2013) модельный ряд силовых агрегатов значительно расширился, и какой двигатель установлен на машине, зависит от региона и года выпуска авто.
Здесь доступны бензиновые ДВС:
- 2,0-литровые четырехцилиндровые, моделей 1AZ-FE, 1AZ-FSE и 3ZR-FAE;
- 2,4-литровый, 4 цил., 2AZ-FE;
- 2,5-литровый, 4 цил., 2AR-FE;
- 3,5-литровый, 6 цил., V6, 2GR-FE.
Помимо этих движков, РАВ4-3 также может наделяться 4-цилиндровыми 2.2L дизелями типа 2AD-FTV или 2AD-FHV, но в России с подобными моторами «Равчики» официально не поставлялись.
И вообще автомобили, продаваемые в РФ с начала выпуска (январь 2006 г.), оснащались только бензиновыми двигателями 1AZ-FE (2.0L, 152 л. с.) и 2AZ-FE (2.4L, 170 л. с.), причем модификаций с 2,4-литровым мотором было гораздо меньше.
А во втором рестайлинге (после 2010 г.) устанавливался совершенно другой и единственный силовой агрегат – 3ZR-FAE объемом 2.0 л, с форсировкой 148 или 158 лошадиных сил.
Движок 1AZ-FE «третий РАВ» получил в наследство от предыдущего кроссовера второго поколения, на сайте в обзоре уже рассказано о его плюсах и минусах.
Силовой агрегат 2AZ-FE, схожий по конструкции с 1AZ-FE, но отличающийся ходом поршня и увеличенным диаметром цилиндров, также перешел с предыдущей версии RAV4-2, только ранее им комплектовались австралийские и североамериканские машины.
У 2,4-литрового мотора 2AZ-FE примерно такие же характерные «болезни», что и у «двухлитровика», в частности, на авто до 2007 года встречались проблемы с нарушением резьбы в блоке под болты ГБЦ, из-за чего пробивало прокладку.
Другие недостатки:
- недолго служащий водяной насос, обычно нуждающийся в замене через 50-70 тыс. км пробега;
- закоксовка дроссельного узла, и чем хуже качество топлива, тем чаще требуется прочистка;
- недолговечные шестерни балансирных валов, изготовленные из пластика;
- достаточно часто выходящая из строя обгонная муфта, установленная на шкиве генератора.
Особым «масложором» движок 2.4L на данном кроссовере не отличается, так как после 2006 года он был модернизирован, вследствие чего расход масла стал заметно меньше.
В целом 2AZ-FE достаточно надежен, при своевременном обслуживании с использованием качественных расходников может прослужить до 300-350 тысяч километров.
Деталей цепного газораспределительного механизма обычно хватает на 150 тыс. км, но доводить до перескока звеньев цепи не следует, есть риск загиба клапанов.
Мотор 3ZR-FAE, который появился на RAV4 после второго рестайлинга – это двухлитровая силовая установка DOHC, обеспечивающая RAV4 разгон до сотни за 10,2 секунды и максимальную скорость 185 километров в час, причем серия ZR считается более экономичной по топливу в сравнение с линейкой AZ.
У этого ДВС имеется:
- четыре цилиндра с рядным расположением;
- фазорегуляторы Dual VVT-i на впуске и выпуске;
- распределенный топливный впрыск (MPI);
- гидрокомпенсаторы клапанов;
- цепной привод ГРМ;
- блок цилиндров из алюминиевого сплава.
Еще здесь есть система Valvematic изменения подъема клапанов ГРМ, способствующая снижению токсичности выхлопных газов.
Движок, несмотря на усложнение конструкции, также считается довольно надежным агрегатом: его ресурс, заявленный автопроизводителем, составляет 250 тыс. км, а на практике до капремонта он может прослужить 300 тыс. км и больше, цепного газораспределительного механизма обычно хватает на 150-180 тысяч километров.
Но у ДВС 3ZR-FAE есть и свои недостатки – нередкое возникновение посторонних шумов, закоксовывание впускного тракта, недолго «живущий» на водяной насос. Немало хлопот доставляет система Вальвематик, ремонт которой обходится в круглую сумму.
Наблюдается и несколько повышенный масляный расход, особенно при использовании смазки, рекомендованной заводом-изготовителем. Но иногда автовладельцы эту проблему решают, заливая более вязкое моторное масло.
Машину RAV4-III с дизелем покупать не рекомендуется, так как у этого движка есть немало характерных «болезней».
- Во-первых, его практически нельзя по-хорошему «откапиталить».
- Во-вторых, часто происходит пробой прокладки головки блока.
К тому же дизельные ДВС 2.2L отличаются повышенным «масложором», требовательны к качеству заливаемой солярки.
Мотор 2GR-FE 3,5L, устанавливаемый на автомобилях, привезенных из Америки, обеспечивает хорошую динамику, большой запас мощности.
Только с таким силовым агрегатом ожидать экономичного расхода топлива не стоит, и здесь нередко выходят из строя катушки зажигания.
А на авто до 2010 г. в. случались повреждения резиновых шлангов подвода масла к фазорегуляторам, из-за чего вся смазка вытекала, возникал риск проворота вкладышей коленвала.
Но кроссоверы РАВ4-3 с 3,5-литровым ДВС встречаются в продаже крайне редко как в отдельных регионах, так и в целом по России.

Трансмиссия
На первых двух генерациях РАВ4 трансмиссия показала себя с положительной стороны, не стала она менее надежной и в третьем поколении.
Коробки передач АКПП-4 и МКПП-5 зарекомендовали себя как «неубиваемые» узлы еще на предыдущих версиях авто, немало хороших отзывов оставлено также о шестиступенчатой «механике» и вариаторе, появившихся на RAV4-3 в последнем рестайлинге.
МКПП-6 практически не вызывает никаких нареканий, необходима только замена масла примерно через 60 тыс. км. Сцепление здесь служит около 150-170 тыс. км и более при аккуратной езде.
Вариатор (CVT) от компании Aisin с заявленным ресурсом 200.000 км может проходить и больше, но также потребовать ремонта или замены на относительно небольших пробегах из-за жесткой эксплуатации.
Его преимущества:
- долгий для такого типа коробок передач срок службы;
- плавный набор скорости автомобилем;
- обеспечение хорошей динамики;
- более экономичный, чем с АКПП или МККП расход топлива.
Основные минусы этой бесступенчатой трансмиссии – шумность, высокие требования к соблюдению правил эксплуатации, необходимость выполнения четкого регламента обслуживания.
Ремонт такой КПП обойдется весьма недешево, также очень ощутимо ударит по карману покупка новой КПП, но, к счастью, есть и контрактные запчасти.
При покупке машины с вариатором нужно убедиться, нет ли в поддоне коробки передач стружки, и, если она обнаружена, это верный признак того, что в скором времени трансмиссия «умрет».
Проходимость у RAV4-III в целом очень неплохая, но на такой машине не следует исследовать глубокое бездорожье, пытаться преодолеть высокие сугробы.
Еще важно понимать, что вариатор боится перегревов и больших нагрузок, поэтому на машине с CVT нельзя допускать длительной буксовки, а лучше вообще эксплуатировать авто на ровных дорогах с твердым покрытием.
Подвеска, рулевое управление, тормоза
Подвеска на третьем «РАВе» такая же крепкая, как и на предшествующих генерациях, и, как утверждают автовладельцы, она очень редко требует серьезного ремонта до 150 тысяч километров пробега.
Здесь даже так называемые «расходники» – передние/задние стойки и втулки стабилизаторов, обычно нуждающиеся в замене на других авто через 20-50 тыс. км, могут выходить до ста тысяч километров.
И если у автомобиля «запотели» амортизаторы, это еще не признак «умирания», в среднем их ресурс составляет от 120 до 200 тыс. км.
Одно из более-менее слабых мест РАВ4-3 – рулевая рейка, у которой достаточно быстро изнашивается пластиковая втулка.
К счастью, узел легко и относительно недорого можно отремонтировать, некоторые автовладельцы сами выполняют такую работу.
Характерная «болезнь» в тормозной системе – закисание направляющих суппортов, их желательно смазывать через 10-15 тыс. км пробега.
Электрическая часть
По электрической части у РАВ4-3 характерных минусов немного, и в основном выявляются «возрастные болезни».
Не слишком большим ресурсом обладает диодный мост генератора, может выйти из строя электронная педаль газа, по этой неисправности в свое время даже была отзывная компания от автопроизводителя.
Нередко подгорают контакты в концевике, расположенном на педали тормоза, но деталь стоит недорого, а заменить ее можно очень быстро.
Кузов
Как и на предыдущих поколениях RAV4, у модели XA30 критических кузовных проблем не наблюдается, оцинкованное железо здесь неплохо противостоит коррозии.
Но есть и свои характерные минусы:
- тонкий слой лакокрасочного покрытия, на котором довольно быстро образуются сколы и царапины;
- появление «рыжиков» под хромированной планкой спереди капота на машинах после 2010 г. в., в дорестайлинге этот молдинг не устанавливался;
- мутнеющие стекла передних фар;
- загнивающая со временем горловина бензобака;
- нередко возникающие люфты в петлях двери багажника из-за тяжести конструкции и размещения на ней запаски, впрочем, такой недостаток характерен также для «равчиков» первого и второго поколения.
Но стоит отметить, что багажные петли особо большой головной болью не являются, так как не приварены кузову. Они имеют съемную конструкцию, причем стоят относительно недорого.
Основные плюсы и минусы RAV4 XA30
Компактный кроссовер РАВ4 в третьем поколении – более технологичный и навороченный автомобиль, чем его предыдущие версии, при этом также с достаточным для проселочных дорог и мелкого бездорожья клиренсом (180-190 мм).
О модели RAV4 XA30 отзывы оставлены преимущественно положительные.
Основные плюсы этой машины:
- надежность;
- приятный внешний дизайн;
- высокая посадка, и как следствие, неплохая обзорность, но видимость несколько ограничивают широкие кузовные стойки;
- устойчивость на дороге;
- хорошая управляемость;
- маневренность;
- небольшой радиус разворота;
- эффективные тормоза;
- ликвидность на вторичном рынке;
- относительно недорогие цены на детали ходовой части и расходные материалы;
- широкий выбор запчастей.
Тойоту РАВ4 охотно берутся ремонтировать многие автосервисы, так машина достаточно простая в ремонте, и автослесари хорошо знакомы с особенностями данной модели.
Ходовая часть на этом авто считается жесткой (особенно задняя подвеска), но все же она немного комфортнее, чем, например, на «Рафе» 1994-2000 годов выпуска.
Из основных недостатков кроссовера по-прежнему отмечается откровенно слабая шумоизоляция, бюджетный салонный пластик, недостаточный уровень комфорта.
Прочие минусы авто:
- хуже проходимость, чем на РАВ4-1 и РАВ4-2, и особенно это относится к машинам с вариатором;
- маленький багажник, хотя в длиннобазной версии его объем немного больше;
- не лучшая эргономика салона, например, неудобно расположена кнопка аварийки;
- тонкое лакокрасочное покрытие;
- маловместительный топливный бак.
Toyota RAV4 третьей генерации – надежный и безотказный кроссовер, способный долго служить верой и правдой при качественном и регулярном обслуживании.
Конечно, он требует планового ремонта, без которого не обходится ни одно транспортное средство, но затраты не будут катастрофическими, если, конечно, не доводить автомобиль до плачевного состояния.
Вы готовы купить такой автомобиль? Пишите в комментариях свои мнения.