Компактный кроссовер Toyota RAV4 не нуждается в особом представлении на российском автомобильном рынке, и в РФ популярна не только новая модель с таким названием, но и подержанные машины. Особенно сегодня по известным причинам.
Так как у Тойоты РАВ4 выпущено по состоянию на июнь 2022 года уже пять поколений, выбор для покупателей достаточно велик, и авто заметно отличаются по стоимости.
Какие вопросы будут рассмотрены в статье и кому это будет интересно?
Перед приобретением потенциальный собственник транспортного средства обычно смотрит на пробег «железного коня», состояние кузовного железа, двигателя, трансмиссии, ходовой части и прочих деталей.
При этом не будет лишним узнать об особенностях Тойота RAV4 1 поколения (1994-2000), ее преимуществах и недостатках, характерных «болезнях».
В этом обзоре мы рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у первой генерации RAV4, по каким ценам предлагают такие кроссоверы, на что стоит обратить особое внимание, чтобы в дальнейшем по возможности избежать лишних трат на ремонт.
Первое поколение Toyota RAV4 1994-2000 (XA10)
Тойота РАВ4 – один из первых представителей класса CUV, появившихся на мировом авторынке, анонсирован в далеком 1994 году.
Автомобиль первого поколения получил заводской индекс XA10, производился как в 3-дверном, так и в 5-дверный исполнении.
В России «трехдверка» начала продаваться с августа 1994-го, «пятидверка» – с февраля 1995-го.
Машина поставлялась исключительно с бензиновым двухлитровым двигателем 3S-FE мощностью 129 лошадиных сил, в паре с которым могла идти пятиступенчатая «механика» или четырехступенчатый «автомат», колесный привод – только постоянный полный (4WD).
На рубеже 1997-1998 гг. у кроссовера был осуществлен рестайлинг, и в таком виде он выпускался до лета 2000 года, то есть до смены генерации.
На «вторичке» машин в кузове XA10 предлагается по РФ немного, цены на модель в относительно хорошем состоянии начинаются от 250 тыс. руб., максимальный запрос от продавцов – до 650-700 тысяч рублей.
Среди подержанных «Рафиков» первого поколения встречаются «чистокровные японцы» с правым рулем, двухлитровыми моторами 135, 165 и 180 л. с., не только в полноприводном, но и переднеприводном исполнении.

Двигатели и трансмиссия Toyota RAV4-I
Основной силовой агрегат, используемый на РАВ4 первой генерации – это движок 3S-FE, устанавливаемый также на тойотовские автомобили Avensis, Camry Carina, Caldina, Celica и проч., выпускался в 1986-2003 годах.
В зависимости от форсировки и типа топливной системы его мощность может варьироваться в пределах от 115 до 140 лошадиных сил, максимальный крутящий момент – от 165 до 185 Ньютон-метров.
Данный четырехцилиндровый рядный ДВС с 16-ю клапанами и двумя распредвалами имеет ременной привод в газораспределительном механизме, чугунный блок цилиндров.
Самое основное преимущество данного двигателя – это надежность, стоит отметить и другие его плюсы:
- не слишком высокая требовательность к качеству топлива, можно смело использовать бензин Аи-92;
- простота конструкции;
- наличие на рынке расходников и запчастей, к тому же предлагается немало контрактных моторов в хорошем состоянии;
- отсутствие критических последствий при обрыве ремня ГРМ (клапана не гнутся);
- беспроблемная возможность проведения тюнинга.
Агрегат 3S-FE стойко переносит высокие нагрузки, его ресурс может достигать 500 тыс. км и более, «масложор» не исключен, но обычно наблюдается на пробеге свыше двухсот тысяч километров.
Минусы ДВС – достаточно шумная работа, наличие вибрации, отсутствие гидрокомпенсаторов, хотя при этом клапана регулируются нечасто (примерно раз за 100 тыс. км пробега), со временем может потребоваться замена сальников.
Нельзя сказать, что движок обеспечивает отличную динамику, хотя со своей задачей справляется.
Расход топлива – на среднем уровне, но на переднеприводных машинах, изредка попадающихся на рынке подержанных авто, достигается заметно лучшая экономия топлива.
Другой из моторов, который гораздо реже встречается на RAV4-1 в России – это более мощный движок 3S-GE, являющийся форсированной версией 3S-FE (165 и 180 лошадиных сил).
Он выпускался в 1984-2005 годах, помимо RAV4 устанавливался на спортивных модификациях Toyota Corona, Celica, Camry, Altezza и некоторых других авто.
Мощность такого ДВС может доходить до 210 л. с., крутящий момент – до 215 Ньютон-метров.
Еще он отличается тем, что требует применения высокооктанового бензина (Аи-98).
В целом его плюсы и минусы примерно такие же, как и у базового 2-литрового движка Тойота, но при этом отмечаются лучшие скоростные характеристики.
Трансмиссионные узлы МКПП-5 и АКПП-4, как и двигатели на РАВ4 первой генерации, достаточно надежны и некапризны, при аккуратной эксплуатации выхаживают без ремонта до 300.000 км и более.
Но замена трансмиссионного масла здесь необходима: на «механике» – ориентировочно через каждые 60 тыс. км, на «автомате» – через 30-40 тыс. км.
Другие особенности КПП:
- «механика» служит долго, но слабым местом является пятая передача;
- у любой трансмиссии могут «запотевать» сальники, только вряд ли это можно считать серьезной проблемой;
- «автомат» работает очень плавно, переключение передач происходит незаметно для водителя, задержки практически отсутствуют;
- замена масла в коробке – несложная работа даже на «автомате», но заливать необходимо оригинальную трансмиссионную жидкость.
Кроссовер RAV4-1 имеет постоянно включенный полный привод (FullTime 4WD), оснащается раздаточной коробкой без понижающей передачи, крутящий момент равномерно распределяется между колесными осями.
Предусматривается межосевая блокировка дифференциала, осуществляемая с помощью гидромеханической муфты, в зависимости от модификации машины управление может осуществляться механическим способом (с помощью кнопки в салоне) или посредством электроники.

Ходовая часть
Хотя «первый Равчик» является достаточно старой моделью, он наделен обеими независимыми подвесками (спереди – McPherson, сзади – «многорычажка»), имеет несущую (безрамную) конструкцию кузова.
Ходовая часть:
- довольно легко поддается тюнингу, автомагазины предлагают много различных запчастей и проставок для лифта:
- считается вполне надежной, не требует частых и больших вложений, в первую очередь необходима замена втулок и стоек стабилизатора (через 40-50 тыс. км);
- при нормальной эксплуатации и использовании качественных деталей «просится» на серьезный ремонт не ранее чем через сто тысяч километров, можно довольно легко найти как оригинальные, так и неоригинальные запчасти от самых разных производителей.
Типичная характерная «болезнь», которая возникает со временем – износ сайлентблоков задних продольных рычагов, проявляющийся в стуках задней подвески.
Чаще всего резинометаллические шарниры приходится менять вместе с развальными болтами, так как они намертво прикипают к ним.
Еще нужно учитывать, что задние рычаги здесь довольно тонкие, их легко можно погнуть на бездорожье.
Тормоза RAV4-1 на передней оси – дисковые, сзади – барабанные, в целом неплохие, только слегка «ватные», но к этому несложно привыкнуть.
Как правило, передние колодки требуют замены примерно через 30.000 км, задние – через 60.000 км пробега, разумеется, их ресурс зависит от интенсивности и частоты торможения, качества деталей.
Кроссовер оснащается реечным рулевым механизмом с гидроусилителем руля, который является достаточно надежным узлом.
Обычно рейка без проблем выхаживает 150.000 км, довольно часто возникающая ее проблема – течь верхнего сальника.
А если туго крутится или «закусывает» руль, нужно обратить внимание на состояние наружной крестовины рулевого карданчика.
Кузов
Хотя РАВ4-1 не является сильно ржавеющим автомобилем, но вечных машин не бывает, и со временем могут возникать кузовные проблемы.
Очаги коррозии образовываются на днище, также ржа чаще всего появляется на кромках задних колесных арок.
Еще при покупке подержанного «Равчика» необходимо осмотреть такие проблемные места как:
- пороги;
- кромки боковых дверей;
- внешний контур багажника, особенно его нижнюю часть.
Также следует обратить внимание на горловину бензобака под лючком, у которой нередко загнивает трубка «обратки».
В целом же лакокрасочное покрытие здесь не вызывает больших нареканий, если, разумеется, автомобиль не побывал в серьезной аварии.

Основные плюсы и минусы RAV4 (XA10)
Тойота РАВ4 (1994-2000) – неприхотливый компактный кроссовер, достаточно надежный, но в силу своего «возраста» периодически требующий вложений.
Другие преимущества RAV4 первого поколения:
- приятный внешний дизайн;
- высокая посадка, что способствует хорошей обзорности, хотя боковые зеркала могли бы быть и больше;
- в целом неплохая проходимость благодаря клиренсу в 200 мм, довольно коротким свесам и наличию межосевого дифференциала;
- простота в обслуживании;
- крепкая ходовая часть, не требующая частого ремонта;
- хорошая управляемость и маневренность;
- ликвидность (авто очень мало теряет в цене при перепродаже).
Автовладельцы отмечают относительно недорогие запчасти и расходники на машину, не слишком дорого обойдется и сам ремонт.
Кроссовер достаточно уверенно себя ведет на гололеде, двигатель стабильно заводится практически в любой мороз.
Еще авто легко паркуется благодаря своим компактным габаритам, что, несомненно, является большим плюсом в городских условиях.
По динамике RAV4-1 явно не является рекордсменом, но едет неплохо, его заявленный разгон 0-100 км/ч со 129-сильным движком – за 10,1 секунды.
Нельзя сказать, что автомобиль расходует мало топлива, хотя, как всегда, многое зависит от стиля вождения и условий эксплуатации, а на трассе особой «прожорливости» не наблюдается. Но это спорные моменты.
Основные минусы авто:
- откровенно слабая шумоизоляция;
- достаточно жесткая подвеска;
- тесный второй ряд сидений;
- маленький багажник, особенно в трехдверной версии;
- скрипучий салон;
- заметные крены в поворотах;
- слабый свет штатных головных фар;
- немалый радиус разворота из-за больших колес.
Уровень комфорта также оставляет желать лучшего, в частности, не слишком удобны сиденья, а на коже зимой сидеть холодно, летом – жарко.
Запасное колесо, закрепленное на двери багажника, утяжеляет ее, из-за чего со временем разбалтываются петли, и на кочках при езде сзади возникает шум.
Для кого подойдет?
Тойота RAV4 (1994-2000) будет отличным выбором для начинающих водителей и людей с ограниченным бюджетом, подойдет и мужчинам, и женщинам.
Модель сгодится для поездок по пересеченной местности, неплохо справится с легким и средним бездорожьем, отлично гребет по песку, но по глубокой грязи на ней ездить все же не стоит.

Конечно, на этом авто при желании можно отправиться и в дальнее путешествие, только нужно учитывать не самый высокий уровень комфорта и не слишком просторный салон для задних пассажиров, небольшой по размерам отсек для грузов.