Тахограф — устройство, которое фиксирует скорость, режим труда и отдыха, пройденное расстояние и другие параметры работы перевозчика.
Нарушения в его эксплуатации приведут к штрафам, блокировке рейсов, репутационным рискам и даже к приостановке лицензий.
В этой статье разберем самые частые ошибки, которые допускают водители и диспетчеры, и дадим конкретные советы, как их избежать.
Правовая база и требования к тахографу в России
Приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 г., с изменениями, который утверждает требования к тахографам, правила их использования и контроля.
Категории транспорта, подлежащие обязательному оснащению тахографом (грузовики, автобусы и др.).
Периодичность поверки/калибровки устройства и блока СКЗИ, требования по хранению данных.
Где и как правильно установить тахограф?
Установку тахографа имеют право выполнять только сертифицированные организации, имеющие соответствующее разрешение (аккредитацию) от Росаккредитации и допуск ФБУ «Росавтотранс».
К примеру, чтобы установить ГЛОНАСС и тахографы в Симферополе и Крыму обратитесь к аккредитованным специалистам на crimea.skytech.su.
Установка происходит следующим образом:
- Владелец автомобиля обращается в специализированную мастерскую, которая имеет лицензию на установку и калибровку тахографов.
- Специалисты определяют, подходит ли выбранная модель тахографа к конкретной марке и типу автомобиля (грузовик, автобус и т. д.).
- Тахограф устанавливают на приборную панель, подключают к датчику движения (обычно к коробке передач) и электропитанию автомобиля.
- Установка блока СКЗИ. Если тахограф российского образца в него обязательно монтируется модуль СКЗИ для защиты данных.
- После установки проводится калибровка (ввод параметров ТС — VIN, госномер, размеры колёс и т. д.), затем устройство пломбируется, чтобы исключить вмешательство.
Владелец получает:
- свидетельство о калибровке;
- акт установки;
- сертификаты соответствия;
- отметку о тахографе в путевом листе.
Информация об установленном тахографе вносится в федеральную базу данных ФБУ «Росавтотранс».
Частые ошибки водителей
Ошибка |
Почему плохо / последствия |
Как избежать |
Неправильное обращение с водительской картой (использование чужой карты, забывают вставить, забывают сменить режим «работа-отдых/в пути**) |
Данные будут некорректны, возможен штраф, сложности при проверке; подозрения в нарушении режима труда и отдыха |
Всегда проверять перед рейсом: есть ли карта, вставлена ли; водитель должен знать, как переключать режимы; иметь личную карту, не использовать чужую |
Нарушение режима труда и отдыха (продолжительная работа без перерыва, недостаточный ночной отдых, превышение допустимого времени вождения) |
Штрафы (для водителя и для компании), риск усталости, аварий, ответственности |
Планировать смены заранее, соблюдать нормы времени; использовать напоминания или автоматизацию; проверять часы работы в течение недели/две недели |
Неправильные настройки даты, времени, типа транспортного средства |
Сбой в отчетах, разногласия с датами проверок, подозрения в фальсификации данных |
Проверять настройку при установке; регулярно сверять время с официальными источниками; если обновление ПО, проверять настройки |
Отсутствие/неправильная распечатка данных, документы не в порядке |
При проверке инспектором нельзя будет доказать соблюдение норм; штрафы за несвоевременные или недостоверные распечатки |
Иметь шаблон распечатки; вести журнал; распечатывать по требованию; иметь запас термобумаги, если прибор печатает |
Игнорирование поломок, неисправностей, дефектов, нарушения пломб |
Может возникнуть отказ прибора при проверке, штрафы, невозможность доказать, что к началу рейса всё было исправно |
Проводить предрейсовый осмотр тахографа; фиксировать все поломки официально; устранять неисправности до выхода; периодически проводить диагностику |
Поверка после ремонта/замены
После ремонта тахографа должны быть проведены поверка (если ремонт мог влиять на метрологию) и процедуры настройки/опломбирования.
После замены блока СКЗИ внеочередная поверка может не проводиться, если выполнены условия: замена сделана в соответствии с техдокументацией, сведения о результатах поверки нового блока содержатся во ФНФ ЕИ (Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений), и выполняемые работы не влияют на метрологические характеристики. В противном случае поверка обязательна.
Ошибки диспетчеров и руководства автопарка
Перечислим их:
- Несистематический контроль данных — отсутствие регулярного анализа, сравнения отчетов; не выявляются нарушения вовремя.
- Неправильно составленные графики, недостаточные ресурсы (например, перекрытие маршрутов, нагрузка выше допустимой нормы).
- Отсутствие обучения водителей: многие не знают, как пользоваться режимом, не понимают, что и когда переключать, не в курсе нормативов.
- Пренебрежение техническим обслуживанием: забывают про калибровку, СКЗИ, проверку пломб; могут ставить технику в рейс с дефектом.
Практические рекомендации по избежанию ошибок
Чек-лист перед рейсом:
- Проверка водительской карты (срок, исправность).
- Проверка работы тахографа: пломбы, дисплей, датчики, настройки времени.
- Проверка, что принтер/термобумага есть, если необходима распечатка.
Контроль режимов труда и отдыха
- Использование расписания, чтобы не превышать допустимые часы.
- Отслеживание времени в пути, отдыха между сменами, междусменного отдыха.
- Использование программ и приложений, систем планирования.
Обучение и инструкции:
- Регулярные тренинги для водителей и диспетчеров.
- Письменные инструкции/регламенты внутри компании.
- Ответственный за тахограф — назначить лицо или отдел.
Ведение отчетности и документация:
- Хранение данных тахографа в установленном порядке (форматы, сроки).
- Распечатки, архивы, акты неисправностей.
- Проверка отчетов на внутреннем уровне, выявление отклонений и статистика нарушений.
Штрафы и ответственность
Размеры штрафов за отсутствие тахографа: для водителя примерно 3 000 — 5 000 рублей, для юридических лиц: 20 000-50 000 рублей.
За нарушение режима труда и отдыха: для водителя 1 500-2 000 рублей, для компании выше суммы, вплоть до 50 000 рублей, в зависимости от роли/ответственности.
Ответственность должностных лиц: если организация допускает нарушения — штрафы могут применяться и к юрлицам, ИП, ответственным лицам.
Техническое обслуживание тахографа: калибровка, проверка/ремонт, замена блока СКЗИ
Предлагаем ознакомится с развернутым и практическим руководством для водителей, диспетчеров и ответственных лиц автопарка: что именно нужно делать, кто и когда, какие документы требовать и как не допустить проблем с контролирующими органами.
Калибровка / настройка тахографа — что это и когда нужна
Под «настройкой/калибровкой» понимают проверку правильности показаний и ввод (обновление) параметров тахографа: максимальная разрешённая скорость, постоянная (k), эффективная окружность шин (l), идентификационные данные (VIN/госномер) и т. п.
После настройки прибор опечатывается (пломбируется).
Обязательно проводится:
- Согласно регламенту: не реже одного раза в 3 года (в части настроек).
- Обязательно после: изменения эффективной окружности шин, изменения k, смены регистрационных данных, ремонта/модернизации тахографа, замены блока СКЗИ, нарушения пломбировки.
Такие работы в праве проводить только специализированные мастерские/центры, включённые в реестры и имеющие соответствующую аккредитацию/разрешения (в т.ч. требования безопасности к СКЗИ).
При поверке/калибровке мастерская оформляет протоколы/свидетельства, направляет сведения в ФБУ «Росавтотранс» при вводе в эксплуатацию.
Практическая чек-линия перед калибровкой:
- Машина в снаряжённом состоянии (заправлена, с водителем).
- Давление в шинах проверено и соответствует документации.
- Подготовлены VIN/рег. номера и данные транспортного средства.
- Сняты/подготовлены все нестандартные элементы (если есть).
- Согласован интервал и дата с мастером (меньше простоев).
Пошаговая процедура калибровки (что делает мастерская):
- Подготовка: проверка внешних пломб, визуальный осмотр, проверка датчика движения и антенн.
- Ввод/подтверждение параметров: максимальная скорость, k, l, VIN, госномер.
- Тестирование: прогон на холостом ходу/коротком маршруте для контроля импульсов датчика; проверка синхронизации времени (ГНСС/UTC).
- При необходимости — устранение мелких неисправностей (контакты, антенна, проводка).
- Опломбирование и оформление документов: акт/протокол настройки, свидетельство о поверке (если выполнена поверка), отметка в сервисной карте автомобиля.
- При вводе в эксплуатацию мастерская направляет сведения о тахографе и блоке СКЗИ в ФБУ «Росавтотранс».
Документы, которые нужно получить и хранить: протокол/свидетельство о поверке (если проводилась), акт настройки/калибровки, акт установки/замены блока СКЗИ, чек/счет от мастерской. Эти документы должны храниться не менее года (см. раздел про хранение данных).
Проверка и ремонт неисправностей
Типичные неисправности:
- Отсутствие импульсов от датчика движения (нет показаний пробега).
- Проблемы с приёмом ГНСС (потеря времени/координат).
- Сбои в модуле печати/термопринтере.
- Ошибки блока СКЗИ (сбои подписей/ошибки активации).
- Повреждена пломбировка/вскрытие корпуса.
- Проблемы питания (нестабильность напряжения).
Что делать водителю при подозрении на неисправность:
- Немедленно зафиксировать проблему (скрин/фото дисплея, распечатку ошибки, время).
- Не продолжать эксплуатацию, если тахограф полностью не работоспособен и вы не можете вести учёт, свяжитесь с диспетчером. (Конкретные действия зависят от характера неисправности и маршрута — при нарушении режима труда и отдыха лучше не рисковать.)
- Если есть возможность выгрузить данные с карты водителя и сохранить их (внешний носитель).
- Направить ТС в аккредитованную мастерскую и оформить наряд-заявку на ремонт.
Что делает мастерская / техник:
- Диагностика: проверка датчика, проводки, антенн, питания, логов ошибок блока СКЗИ.
- Ремонт: замена повреждённых проводов/разъёмов, восстановление соединений, ремонт принтера и прочее.
- После ремонта -обязательная поверка/настройка (см. ниже: если ремонт повлиял на метрологию, должна быть поверка).
Замена блока СКЗИ (НКМ): порядок, сроки, что важно
Почему меняют блок СКЗИ:
- окончание срока эксплуатации/ресурса;
- обнаруженный сбой/ошибка в работе;
- смена собственника (при перерегистрации/требованиях);
- профилактика по регламенту мастера/производителя. Практика и сервисные документы чаще указывают на замену блока СКЗИ примерно каждые 3 года (конкретный срок зависит от модели и сертификатов блока).
Порядок действий при замене блока СКЗИ:
- Диагностика и подтверждение причины замены (мастерская фиксирует ошибку/сбой).
- Демонтаж блока СКЗИ в мастерской (выполняется согласно техдокументации производителя и требованиям Положения ПКЗ-2005).
- Выгрузка данных из тахографа и защищённого архива блока СКЗИ на внешние носители, передача владельцу (обязательно).
- Установка нового блока, активизация с помощью карты мастерской, ввод в эксплуатацию (ввод настроек).
- Опломбирование, оформление актов и направление сведений в ФБУ «Росавтотранс» при вводе.
Что делать с демонтированным блоком СКЗИ:
- мастерская должна передать демонтированный блок владельцу; владелец обязан обеспечить хранение снятого блока СКЗИ в течение года, после чего оформить акт утилизации и направить сведения в ФБУ «Росавтотранс». Обращение с блоком должно соответствовать требованиям Положения ПКЗ-2005 (требования по хранению/безопасности крипто-средств).
Что такое блок СКЗИ?
Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) — это защищённый электронный модуль внутри тахографа, который шифрует, хранит и защищает данные о движении, скорости и режиме работы водителя от подделки и несанкционированного доступа.
Проще говоря, это «черный ящик» тахографа, который делает все записанные данные юридически достоверными.
Основные функции блока СКЗИ:
- Шифрование данных: все записи тахографа (скорость, маршрут, время труда и отдыха) сохраняются в зашифрованном виде.
- Защита от вмешательства: невозможно изменить или удалить данные без следов.
- Цифровая подпись: блок подтверждает подлинность записей при проверке инспекторами.
- Хранение ключей безопасности: в нём хранятся криптографические ключи, с помощью которых данные подписываются и проверяются.
Блок СКЗИ устанавливается в российских цифровых тахографах, которые соответствуют требованиям законодательства РФ.
Он обязателен для всех транспортных средств, выполняющих коммерческие перевозки внутри России.
Средний срок действия блока — 3 года, после чего требуется его замена и активация нового.
По окончании срока старый блок хранится у владельца не менее одного года, а затем подлежит утилизации через аккредитованную мастерскую.
Важно знать:
- Без блока СКЗИ тахограф считается неисправным и не допускается к эксплуатации.
- При проверке инспектор сверяет корректность работы СКЗИ и наличие актуальных ключей.
- Замена или ремонт блока выполняются только аккредитованными мастерскими с последующей опломбировкой и внесением данных в ФБУ «Росавтотранс».
Заключение
Правильная работа с тахографом требует внимания, дисциплины и системного подхода.
Водители и диспетчеры, соблюдая правила от использования карт и соблюдения режимов до технического состояния устройств могут избежать штрафов и проблем с контролирующими органами.
Часто ошибки случаются не от злого умысла, а из-за невнимательности или незнания нормативов.
Постоянный контроль, обучение и поддержка технического состояния — ключ к тому, чтобы тахограф работал на благо безопасности и законности.








