Типичные ошибки при работе с тахографом и как их избежать: практические рекомендации

В статье перечислены самые частые ошибки при работе с тахографом, которые допускают водители и диспетчеры, даны конкретные советы, как их избежать.

Тахограф — устройство, которое фиксирует скорость, режим труда и отдыха, пройденное расстояние и другие параметры работы перевозчика.

Нарушения в его эксплуатации приведут к штрафам, блокировке рейсов, репутационным рискам и даже к приостановке лицензий.

В этой статье разберем самые частые ошибки, которые допускают водители и диспетчеры, и дадим конкретные советы, как их избежать.

Правовая база и требования к тахографу в России

Приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 г., с изменениями, который утверждает требования к тахографам, правила их использования и контроля.

Категории транспорта, подлежащие обязательному оснащению тахографом (грузовики, автобусы и др.).

Периодичность поверки/калибровки устройства и блока СКЗИ, требования по хранению данных.

Где и как правильно установить тахограф?

Установку тахографа имеют право выполнять только сертифицированные организации, имеющие соответствующее разрешение (аккредитацию) от Росаккредитации и допуск ФБУ «Росавтотранс».

К примеру, чтобы установить ГЛОНАСС и тахографы в Симферополе и Крыму обратитесь к аккредитованным специалистам на crimea.skytech.su.

Установка происходит следующим образом:

  1. Владелец автомобиля обращается в специализированную мастерскую, которая имеет лицензию на установку и калибровку тахографов.
  2. Специалисты определяют, подходит ли выбранная модель тахографа к конкретной марке и типу автомобиля (грузовик, автобус и т. д.).
  3. Тахограф устанавливают на приборную панель, подключают к датчику движения (обычно к коробке передач) и электропитанию автомобиля.
  4. Установка блока СКЗИ. Если тахограф российского образца в него обязательно монтируется модуль СКЗИ для защиты данных.
  5. После установки проводится калибровка (ввод параметров ТС — VIN, госномер, размеры колёс и т. д.), затем устройство пломбируется, чтобы исключить вмешательство.

Владелец получает:

  • свидетельство о калибровке;
  • акт установки;
  • сертификаты соответствия;
  • отметку о тахографе в путевом листе.

Информация об установленном тахографе вносится в федеральную базу данных ФБУ «Росавтотранс».

Частые ошибки водителей

Ошибка

Почему плохо / последствия

Как избежать

Неправильное обращение с водительской картой (использование чужой карты, забывают вставить, забывают сменить режим «работа-отдых/в пути**)

Данные будут некорректны, возможен штраф, сложности при проверке; подозрения в нарушении режима труда и отдыха

Всегда проверять перед рейсом: есть ли карта, вставлена ли; водитель должен знать, как переключать режимы; иметь личную карту, не использовать чужую

Нарушение режима труда и отдыха (продолжительная работа без перерыва, недостаточный ночной отдых, превышение допустимого времени вождения)

Штрафы (для водителя и для компании), риск усталости, аварий, ответственности

Планировать смены заранее, соблюдать нормы времени; использовать напоминания или автоматизацию; проверять часы работы в течение недели/две недели

Неправильные настройки даты, времени, типа транспортного средства

Сбой в отчетах, разногласия с датами проверок, подозрения в фальсификации данных

Проверять настройку при установке; регулярно сверять время с официальными источниками; если обновление ПО, проверять настройки

Отсутствие/неправильная распечатка данных, документы не в порядке

При проверке инспектором нельзя будет доказать соблюдение норм; штрафы за несвоевременные или недостоверные распечатки

Иметь шаблон распечатки; вести журнал; распечатывать по требованию; иметь запас термобумаги, если прибор печатает

Игнорирование поломок, неисправностей, дефектов, нарушения пломб

Может возникнуть отказ прибора при проверке, штрафы, невозможность доказать, что к началу рейса всё было исправно

Проводить предрейсовый осмотр тахографа; фиксировать все поломки официально; устранять неисправности до выхода; периодически проводить диагностику

Поверка после ремонта/замены

После ремонта тахографа должны быть проведены поверка (если ремонт мог влиять на метрологию) и процедуры настройки/опломбирования.

После замены блока СКЗИ внеочередная поверка может не проводиться, если выполнены условия: замена сделана в соответствии с техдокументацией, сведения о результатах поверки нового блока содержатся во ФНФ ЕИ (Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений), и выполняемые работы не влияют на метрологические характеристики. В противном случае поверка обязательна.

Ошибки диспетчеров и руководства автопарка

Перечислим их:

  1. Несистематический контроль данных — отсутствие регулярного анализа, сравнения отчетов; не выявляются нарушения вовремя.
  2. Неправильно составленные графики, недостаточные ресурсы (например, перекрытие маршрутов, нагрузка выше допустимой нормы).
  3. Отсутствие обучения водителей: многие не знают, как пользоваться режимом, не понимают, что и когда переключать, не в курсе нормативов.
  4. Пренебрежение техническим обслуживанием: забывают про калибровку, СКЗИ, проверку пломб; могут ставить технику в рейс с дефектом.

Практические рекомендации по избежанию ошибок

Чек-лист перед рейсом:

  1. Проверка водительской карты (срок, исправность).
  2. Проверка работы тахографа: пломбы, дисплей, датчики, настройки времени.
  3. Проверка, что принтер/термобумага есть, если необходима распечатка.

Контроль режимов труда и отдыха

  1. Использование расписания, чтобы не превышать допустимые часы.
  2. Отслеживание времени в пути, отдыха между сменами, междусменного отдыха.
  3. Использование программ и приложений, систем планирования.

Обучение и инструкции:

  1. Регулярные тренинги для водителей и диспетчеров.
  2. Письменные инструкции/регламенты внутри компании.
  3. Ответственный за тахограф — назначить лицо или отдел.

Ведение отчетности и документация:

  1. Хранение данных тахографа в установленном порядке (форматы, сроки).
  2. Распечатки, архивы, акты неисправностей.
  3. Проверка отчетов на внутреннем уровне, выявление отклонений и статистика нарушений.

Штрафы и ответственность

Размеры штрафов за отсутствие тахографа: для водителя примерно 3 000 — 5 000 рублей, для юридических лиц: 20 000-50 000 рублей.

За нарушение режима труда и отдыха: для водителя 1 500-2 000 рублей, для компании выше суммы, вплоть до 50 000 рублей, в зависимости от роли/ответственности.

Ответственность должностных лиц: если организация допускает нарушения — штрафы могут применяться и к юрлицам, ИП, ответственным лицам.

Техническое обслуживание тахографа: калибровка, проверка/ремонт, замена блока СКЗИ

Предлагаем ознакомится с развернутым и практическим руководством для водителей, диспетчеров и ответственных лиц автопарка: что именно нужно делать, кто и когда, какие документы требовать и как не допустить проблем с контролирующими органами.

Калибровка / настройка тахографа — что это и когда нужна

Под «настройкой/калибровкой» понимают проверку правильности показаний и ввод (обновление) параметров тахографа: максимальная разрешённая скорость, постоянная (k), эффективная окружность шин (l), идентификационные данные (VIN/госномер) и т. п.

После настройки прибор опечатывается (пломбируется).

Обязательно проводится:

  1. Согласно регламенту: не реже одного раза в 3 года (в части настроек).
  2. Обязательно после: изменения эффективной окружности шин, изменения k, смены регистрационных данных, ремонта/модернизации тахографа, замены блока СКЗИ, нарушения пломбировки.

Такие работы в праве проводить только специализированные мастерские/центры, включённые в реестры и имеющие соответствующую аккредитацию/разрешения (в т.ч. требования безопасности к СКЗИ).

При поверке/калибровке мастерская оформляет протоколы/свидетельства, направляет сведения в ФБУ «Росавтотранс» при вводе в эксплуатацию.

Практическая чек-линия перед калибровкой:

  1. Машина в снаряжённом состоянии (заправлена, с водителем).
  2. Давление в шинах проверено и соответствует документации.
  3. Подготовлены VIN/рег. номера и данные транспортного средства.
  4. Сняты/подготовлены все нестандартные элементы (если есть).
  5. Согласован интервал и дата с мастером (меньше простоев).

Пошаговая процедура калибровки (что делает мастерская):

  1. Подготовка: проверка внешних пломб, визуальный осмотр, проверка датчика движения и антенн.
  2. Ввод/подтверждение параметров: максимальная скорость, k, l, VIN, госномер.
  3. Тестирование: прогон на холостом ходу/коротком маршруте для контроля импульсов датчика; проверка синхронизации времени (ГНСС/UTC).
  4. При необходимости — устранение мелких неисправностей (контакты, антенна, проводка).
  5. Опломбирование и оформление документов: акт/протокол настройки, свидетельство о поверке (если выполнена поверка), отметка в сервисной карте автомобиля.
  6. При вводе в эксплуатацию мастерская направляет сведения о тахографе и блоке СКЗИ в ФБУ «Росавтотранс».

Документы, которые нужно получить и хранить: протокол/свидетельство о поверке (если проводилась), акт настройки/калибровки, акт установки/замены блока СКЗИ, чек/счет от мастерской. Эти документы должны храниться не менее года (см. раздел про хранение данных).

Проверка и ремонт неисправностей

Типичные неисправности:

  1. Отсутствие импульсов от датчика движения (нет показаний пробега).
  2. Проблемы с приёмом ГНСС (потеря времени/координат).
  3. Сбои в модуле печати/термопринтере.
  4. Ошибки блока СКЗИ (сбои подписей/ошибки активации).
  5. Повреждена пломбировка/вскрытие корпуса.
  6. Проблемы питания (нестабильность напряжения).

Что делать водителю при подозрении на неисправность:

  1. Немедленно зафиксировать проблему (скрин/фото дисплея, распечатку ошибки, время).
  2. Не продолжать эксплуатацию, если тахограф полностью не работоспособен и вы не можете вести учёт, свяжитесь с диспетчером. (Конкретные действия зависят от характера неисправности и маршрута — при нарушении режима труда и отдыха лучше не рисковать.)
  3. Если есть возможность выгрузить данные с карты водителя и сохранить их (внешний носитель).
  4. Направить ТС в аккредитованную мастерскую и оформить наряд-заявку на ремонт.

Что делает мастерская / техник:

  1. Диагностика: проверка датчика, проводки, антенн, питания, логов ошибок блока СКЗИ.
  2. Ремонт: замена повреждённых проводов/разъёмов, восстановление соединений, ремонт принтера и прочее.
  3. После ремонта -обязательная поверка/настройка (см. ниже: если ремонт повлиял на метрологию, должна быть поверка).

Замена блока СКЗИ (НКМ): порядок, сроки, что важно

Почему меняют блок СКЗИ:

  • окончание срока эксплуатации/ресурса;
  • обнаруженный сбой/ошибка в работе;
  • смена собственника (при перерегистрации/требованиях);
  • профилактика по регламенту мастера/производителя. Практика и сервисные документы чаще указывают на замену блока СКЗИ примерно каждые 3 года (конкретный срок зависит от модели и сертификатов блока).

Порядок действий при замене блока СКЗИ:

  1. Диагностика и подтверждение причины замены (мастерская фиксирует ошибку/сбой).
  2. Демонтаж блока СКЗИ в мастерской (выполняется согласно техдокументации производителя и требованиям Положения ПКЗ-2005).
  3. Выгрузка данных из тахографа и защищённого архива блока СКЗИ на внешние носители, передача владельцу (обязательно).
  4. Установка нового блока, активизация с помощью карты мастерской, ввод в эксплуатацию (ввод настроек).
  5. Опломбирование, оформление актов и направление сведений в ФБУ «Росавтотранс» при вводе.

Что делать с демонтированным блоком СКЗИ:

  • мастерская должна передать демонтированный блок владельцу; владелец обязан обеспечить хранение снятого блока СКЗИ в течение года, после чего оформить акт утилизации и направить сведения в ФБУ «Росавтотранс». Обращение с блоком должно соответствовать требованиям Положения ПКЗ-2005 (требования по хранению/безопасности крипто-средств).

Что такое блок СКЗИ?

Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) — это защищённый электронный модуль внутри тахографа, который шифрует, хранит и защищает данные о движении, скорости и режиме работы водителя от подделки и несанкционированного доступа.

Проще говоря, это «черный ящик» тахографа, который делает все записанные данные юридически достоверными.

Основные функции блока СКЗИ:

  1. Шифрование данных: все записи тахографа (скорость, маршрут, время труда и отдыха) сохраняются в зашифрованном виде.
  2. Защита от вмешательства: невозможно изменить или удалить данные без следов.
  3. Цифровая подпись: блок подтверждает подлинность записей при проверке инспекторами.
  4. Хранение ключей безопасности: в нём хранятся криптографические ключи, с помощью которых данные подписываются и проверяются.

Блок СКЗИ устанавливается в российских цифровых тахографах, которые соответствуют требованиям законодательства РФ.

Он обязателен для всех транспортных средств, выполняющих коммерческие перевозки внутри России.

Средний срок действия блока — 3 года, после чего требуется его замена и активация нового.

По окончании срока старый блок хранится у владельца не менее одного года, а затем подлежит утилизации через аккредитованную мастерскую.

Важно знать:

  1. Без блока СКЗИ тахограф считается неисправным и не допускается к эксплуатации.
  2. При проверке инспектор сверяет корректность работы СКЗИ и наличие актуальных ключей.
  3. Замена или ремонт блока выполняются только аккредитованными мастерскими с последующей опломбировкой и внесением данных в ФБУ «Росавтотранс».

Заключение

Правильная работа с тахографом требует внимания, дисциплины и системного подхода.

Водители и диспетчеры, соблюдая правила от использования карт и соблюдения режимов до технического состояния устройств могут избежать штрафов и проблем с контролирующими органами.

Часто ошибки случаются не от злого умысла, а из-за невнимательности или незнания нормативов.

Постоянный контроль, обучение и поддержка технического состояния — ключ к тому, чтобы тахограф работал на благо безопасности и законности.

AutoTopik.ru
Добавить комментарии

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.