Задиры в цилиндрах — неисправность, обусловленная износом двигателя и приводящая к ряду негативных последствий.
Такая проблема может привести к снижению мощности, ухудшению динамики, падению компрессии / давления в камере сгорания, вплоть до невозможности эксплуатации из-за повреждения.
Ниже рассмотрим, почему появляются задиры на зеркале цилиндров, и как распознать неисправность без разборки мотора. Отдельно приведем машины, которые находятся в группе риска, выделим методы диагностики и устранения неисправности.
Что такое задир в цилиндре (на поршне)
Это дефект, представляющий собой повреждение на стенке цилиндра или поршня. Появляется при уменьшении расстояния между этими элементами ниже допустимого уровня, из-за чего возникает контакт.
Они бывают продольными, вертикальными или хаотичными. Поражать весь цилиндр (поршень) или отдельные участки.
В наиболее сложных случаях возникает клин поршня, что требует срочного ремонта двигателя. Если говорить о небольших задирах, они бывают на многих авто и не являются чем-то необычным.
Как выглядят задиры в цилиндрах?
Задиры в цилиндрах двигателя выглядят как видимые повреждения на стенках гильз. Они представляют собой продольные царапины или борозды, которые имеют разную глубину и ширину.
Визуально задиры могут проявляться как:
- Глубокие, отчетливые царапины, которые можно увидеть невооруженным глазом или почувствовать пальцем.
- Мелкие царапины, которые становятся заметными только при освещении цилиндра фонариком.
- Потускнение или изменения цвета на стенках цилиндра, часто сопровождающиеся неровностями.
Обычно для детальной оценки состояния цилиндров необходимо использование эндоскопа или демонтаж головки блока цилиндров для более тщательного осмотра.
Причины появления
Задиры в цилиндрах двигателя возникают по разным причинам, и каждая из них связана с нарушением нормальных условий работы двигателя.
Недостаточная смазка
Масло играет ключевую роль в уменьшении трения между поршнем и стенкой цилиндра. Если его недостаточно, металлические поверхности начинают соприкасаться, что вызывает сильное трение и, как следствие, задиры.
Причины недостаточной смазки:
- Низкий уровень.
- Засорение масляного фильтра.
- Поломка масляного насоса.
- Использование масла неподходящей вязкости или низкого качества.
Некачественное моторное масло
Такое масло имеет низкие смазывающие свойства, быстро теряет вязкость или образовывает отложения при высоких температурах. Это приводит к тому, что смазочная пленка на стенках цилиндров становится недостаточной, и поршневые кольца начинают тереться об них, вызывая задиры.
Причины, связанные с использованием некачественного масла.
Низкое качество базовых компонентов:
- масло не сможет создать надежную смазочную пленку, и трение между деталями будет выше.
Недостаточное количество или плохое качество присадок:
- из-за чего масло быстро теряет свои свойства и не защищает цилиндры от износа.
Разжижение при нагреве:
- некачественное масло может разжижаться при высоких температурах, что приводит к снижению его вязкости и ухудшению смазочных свойств.
Образование углеродистых отложений и лака:
- эти отложения препятствуют нормальной смазке и увеличивают трение между поршнем и цилиндром, что может вызывать задиры.
Склонность к загрязнению:
- быстрее загрязняется продуктами износа и сгорания топлива, что также ухудшает его свойства с соответствующими последствиями.
Таким образом, использование некачественного масла может серьезно повредить двигатель и привести к дорогостоящему ремонту.
Применение моторного масла не в соответствии со спецификацией для двигателя
Моторное масло различается по своим характеристикам, таким как вязкость, устойчивость к температурным изменениям, и состав присадок.
Использование масла, которое не соответствует спецификациям, приводит к ухудшению смазывающих свойств, недостаточной защите от трения и перегрева. В результате металл поршневых колец и цилиндров может тереться друг о друга.
Примеры неправильного применения моторного масла:
- Не предназначенного для турбированных двигателей, приведет к повышенному износу турбокомпрессора и задиров в цилиндрах.
- Не соответствующее стандартам для дизельного двигателя с сажевым фильтром, ускорит его засорение и вызовет повреждения цилиндропоршневой группы.
Попадание абразивных частиц
Пыль, песок, металлические стружки или другие абразивные частицы могут попасть в цилиндр через воздушную систему, неисправный воздушный фильтр или через повреждения в системе впуска.
Попадая в мотор, эти частицы действуют как абразив, изнашивая стенки цилиндра и поршневые кольца, вызывая задиры и царапины.
Перегрев двигателя
При перегреве металл в цилиндрах расширяется больше, чем должно. Это приводит к изменению зазоров между поршнем и стенкой цилиндра. В результате трение увеличивается, и на стенках гильз появляются задиры.
Причины перегрева:
- Недостаточное охлаждение из-за низкого уровня охлаждающей жидкости.
- Засорение радиатора.
- Неисправности термостата или водяного насоса.
- Работа двигателя при чрезмерной нагрузке.
Детонация
Это неконтролируемый взрыв топлива в камере сгорания. Такие резкие и сильные удары создают дополнительные нагрузки на поршень и цилиндр, что может привести к задирам.
Причины детонации:
- Некачественное топливо с низким октановым числом.
- Неправильные углы зажигания.
- Перегрев мотора, который способствует самовоспламенению топлива.
Больше про детонацию двигателя.
Некачественные или изношенные поршневые кольца
Кольца должны обеспечивать герметичность и предотвращать контакт поршня со стенкой цилиндра.
Изношенные или поврежденные, они не справляются с этой задачей, в результате чего поршень может тереться о цилиндр, вызывая задиры.
Причины износа колец:
- Естественный износ из-за пробега.
- Попадание абразивных частиц.
- Некачественные материалы или неправильная установка.
Неправильная обкатка двигателя
Когда двигатель новый или только что отремонтирован, все его компоненты, включая поршневую группу, требуют времени для приработки и создания оптимальных рабочих зазоров.
Обкатка двигателя — это процесс постепенного привыкания всех деталей друг к другу при мягких нагрузках, чтобы минимизировать трение и износ.
Если процесс выполнен неправильно, на стенках цилиндров могут появиться задиры, что впоследствии повлияет на работоспособность двигателя.
Причины появления задиров при неправильной обкатке.
Слишком высокие обороты или нагрузки:
- поршень и кольца начинают излишне тереться о стенки цилиндра. В результате этого контактных трений возникает сильное нагревание, что приводит к задирам.:
Отсутствие прогрева двигателя:
- при неправильной обкатке мотор часто не прогревают перед началом движения. Холодное моторное масло имеет высокую вязкость и не обеспечивает необходимой смазки, что усиливает трение между поршнем и цилиндром, особенно в первые минуты работы.
Резкое ускорение и торможение:
- чрезмерное ускорение или частое торможение при обкатке приводит к резким изменениям в нагрузке мотора, что также способствует износу поршневой группы.
Последствия неправильной обкатки:
- Снижение компрессии в цилиндрах из-за повреждения стенок.
- Повышенный расход масла.
- Увеличенный износ поршневых колец.
- Потеря мощности.
- Уменьшение общего срока службы двигателя.
Каждая из этих причин может значительно сократить срок службы двигателя и привести к серьезным повреждениям, которые потребуют капитального ремонта или полной замены цилиндропоршневой группы.
Неисправность системы EGR
Чтобы понять, как EGR может повлиять на состояние цилиндропоршневой группы, необходимо рассмотреть, как она функционирует и какие проблемы могут возникнуть.
Неисправности системы EGR, которые могут вызвать задиры.
Образование нагара на впускных клапанах и поршнях:
- Если система EGR работает некорректно, в цилиндры может попадать большее количество выхлопных газов, чем требуется. Это приводит к образованию большого количества углеродистых отложений (нагара) на стенках, поршнях и впускных клапанах.
- Этот нагар может действовать как абразив, увеличивая трение между поршнем и стенками цилиндра. Со временем это приводит к образованию задиров, особенно если углеродистые частицы остаются на поверхности деталей и не смываются маслом.
Снижение качества смазки:
- попадание большого количества выхлопных газов в камеру сгорания может привести к разжижению моторного масла продуктами сгорания. Это снижает его вязкость и ухудшает смазывающие свойства.
Перегрев цилиндров:
- Если EGR-клапан заклинивает в закрытом положении, температура сгорания повышается, что увеличивает нагрузку на цилиндропоршневую группу.
- Высокая температура может вызвать перегрев поршней и цилиндров, что снижает зазоры между ними и увеличивает трение. Это, в свою очередь, приводит к повреждению стенок гильз и появлению задиров.
Попадание загрязнений в камеру сгорания:
- Система EGR может также стать источником попадания твердых частиц и загрязнений в камеру сгорания, особенно если клапан загрязнен.
- Эти загрязнения могут действовать как абразивы, царапая стенки цилиндров и создавая задиры. Кроме того, твердые частицы могут засорять поршневые кольца, ухудшая их способность удерживать масло на стенках гильз.
Таким образом, неисправная система EGR может стать причиной образования задиров в цилиндрах, особенно при накоплении нагара, разжижении масла и перегреве двигателя.
Признаки наличия задиров
Во избежание серьезного повреждения двигателя важно уметь своевременно определить проблему и принять меры по ремонту.
К наиболее распространенным симптомам стоит отнести:
- посторонний шум, который не пропадает даже при достижении оптимального температурного параметра;
- цокающий звук поршня из-за его перекоса;
- уменьшение компрессии;
- повышение «прожорливости» двигателя;
- увеличение расхода смазки на угар.
Если вовремя не заметить или игнорировать эти признаки, со временем появляются стуки, а эксплуатация транспортного средства становится и вовсе невозможной.
Какие автомобили находятся в группе риска?
При выборе «железного коня» важно понимать, какие авто находятся в группе риска с позиции появления задиров.
В эту группу можно включить:
- малолитражки;
- авто с турбированными двигателями;
- машины, эксплуатируемые в условиях холодного климата, по бездорожью или разбитным дорогам;
- авто, заправляемые низкокачественным топливом;
- модели с двигателями-«миллионниками» БМВ;
- машины Порше и другие спорткары, владельцы которых любят поездить «с огоньком» и т. д.
Для лучшего понимания рассмотрим основные моменты подробнее.
Эксплуатируемые в холодном климате
В зоне риска находятся машины, которые из-за региона проживания владельца часто эксплуатируются в мороз. Из-за низкой температуры прокладки разных узлов и устройств затвердевают.
Это приводит к ухудшению герметичности и риску попадания в цилиндропоршневую группу мелких частичек грязи, к примеру, песка.
В результате трения на поверхности появляются повреждения, а со временем и задиры.
Также опасны частые пуски двигателя в условиях сильных морозов. Из-за холода моторное масло загустевает, что приводит к дефициту смазки между цилиндром и поршнем.
Как результат, первое время происходит масляное голодание мотора, а с повышением частоты оборотов повышается вероятность появления задиров, а в будущем и стуков.
На бездорожье и разбитых дорогах
Эксплуатация в условиях частых вибраций приводит к тому, что хомуты на патрубках стираются или спадают. Например, это возможно на участке между заслонкой дросселя и воздушным фильтром.
Если происходит такая ситуация, в двигатель снова засасывается мелкий сор. Результатом является появление задиров.
Езда с огоньком
Негативное влияние на двигатель оказывает и резкий стиль вождения. В частности, резкие старты на светофоре могут привести к недостаточной смазке двигателя из-за продолжительного простоя и стекания масла в поддон.
Результат в этом случае стандартный — быстрый нагрев, дефицит масла и износ.
Отметим, что задиры являются распространенным явлением на двигателях G4KD, установленных на машинах корейского бренда: Киа Спортэйдж 3, Отптима, IX 35. Подробнее на этом вопросе мы еще остановимся ниже.
Можно ли ездить с задирами?
Задиры могут быть разными и, соответственно, могут индивидуально влиять на работу двигателя. Одни являются полностью безопасными для мотора, а вторые могут негативным образом повлиять на его работу.
Классические задиры появляются при дефиците масла, когда между стенкой цилиндра и поршнем недостаточно смазки.
Появление таких дефектов не влияет на работоспособность двигателя и позволяет продолжать эксплуатацию в обычном режиме.
Но это не значит, что можно долго избегать посещения СТО, ведь рано или поздно повреждения усугубятся и придется покупать новый мотор.
Как определить задиры? Методы диагностики
Проверить наличие задиров на цилиндрах можно с помощью эндоскопа или АГЦ. Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов проверки.
Эндоскопом
Один из способов проверки двигателя — осмотр его внутренних элементов с помощью специальной камерой с дополнительной подсветкой.
Изображение выводится с камеру собственного экрана или дисплей смартфона. Ниже показано как выглядят задиры в цилиндрах через эндоскоп.
Процесс проверки проходит в несколько этапов:
- Охлаждение двигателя.
- Откручивание свечей зажигания.
- Погружение зонда эндоскопа через свечной колодец.
- Проверка цилиндров на факт задиров и получение выводов специалиста.
Особенность метода состоит в том, что можно получить реальные данные о неисправности. Кроме того, по состоянию внутренних элементов легко оценить правильность показаний.
Визуальные признаки задиров:
- Глубокие царапины и борозды: идут параллельно движению поршня.
- Металлический блеск или потертости: так как масло не может удерживаться на этих участках. Поверхность в этих местах выглядит отполированной и сильно изношенной.
- Следы перегрева: на стенках цилиндров могут быть видны участки с измененным цветом (потемнение или побежалость), что свидетельствует о перегреве и повышенном трении.
- При проведении осмотра пальцем можно почувствовать неровности, борозды или шероховатость на поверхности цилиндра.
Дополнительные признаки:
- Износ поршневых колец: так как они контактируют со стенками цилиндра.
- Нагар и углеродистые отложения: указывают на проблемы со смазкой, что способствует образованию задиров.
Метод АГЦ
Термин «АГЦ» расшифровывается как «Анализатор Герметичности Цилиндров».
Для его реализации применяется специальный прибор, к примеру, АГЦ-2, позволяющий определить состояние ЦПГ двигателя, оценить состояние внутренних его элементов, определить степень износа и т. д.
С помощью прибора измеряется два параметра.
Р1- полный вакуум
Этот параметр показывает наличие и объем утечки смазки через клапаны ДВС, прокладку головки блока цилиндра или поврежденное дно поршня.
При измерении этот параметр не должен быть ниже определенного уровня, который устанавливается для определенного двигателя и не зависит от состояния колец.
В зависимости от величины можно принимать решение об исправности гильзы цилиндра.
Р2 — остаточный вакуум
По этому показателю можно судить о факте утечки через поршневые кольца.
Кроме того, Р2 позволяет оценить уровень износа, факт повреждения колец, задиры поршней, потерю упругости колец и иные неисправности.
При измерении Р2 необходимо нажать на кнопку сброса, удерживать ее в течении двух-трех секунд, а после этого проверить параметр.
Фиксация Р2 осуществляется после отпускания кнопки сброса. Это нужно делать на случай, если во время измерений поршень будет располагаться выше НМТ в момент сжатия или еще не опустился до НМТ на рабочем ходу.
Все измерения проводятся без разборки мотора через отверстия форсунок / свечей в момент прокрутки стартера или пускового девайса.
Многие параметры необходимо анализировать в комплексе. К примеру, пневматическая плотность закрытия клапанов и наличие трещин в дне поршня в головке ГБЦ влияет на отношение Р1/Р2.
Если параметр опускается ниже допустимого, это позволяет определить поломки в клапанах и трещины в деталях, износ или другие нарушения.
Для получения точных результатов используется специальная диаграмма.
Как определить задиры в цилиндрах без эндоскопа?
Если эндоскоп недоступен, можно определить наличие задиров в цилиндрах с помощью других методов.
1. Проверка компрессии.
Задиры могут привести к утечкам компрессии, поскольку поврежденные стенки и поршневые кольца теряют герметичность.
Процедура:
- Снимите все свечи зажигания.
- Установите компрессометр в отверстие для свечи зажигания первого цилиндра.
- Проведите замер компрессии, провернув двигатель стартером несколько раз.
- Повторите процесс для всех цилиндров и сравните результаты.
Значительное снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах может указывать на проблему.
При этом, если разница в компрессии превышает допустимые нормы, это также повод для более детального осмотра, к примеру, может быть пробита прокладка ГБЦ.
2. Проверка состояния свечей зажигания:
- осмотрите снятые свечи на наличие следов масла или нагара. Если в камеру сгорания попадает масло (что возможно из-за задиров), свечи будут покрыты масляным налетом или углеродистым нагаром.
3. Визуальный осмотр поршней через отверстие для свечей:
- с помощью яркого фонарика загляните в отверстие для свечей зажигания и попытайтесь увидеть верхнюю часть поршня. Иногда на нем заметны следы повреждений, особенно если они достаточно серьезные.
4. Проверка выхлопа на наличие синего дыма:
- если задиры в цилиндрах серьезные, масло может проникать в камеру сгорания, что приведет к появлению синего дыма из выхлопной трубы. Особенно это хорошо видно на высоких оборотах или при нагрузке. Этот признак может указывать и на другие неисправности.
5. Проверка расхода масла:
- если задиры приводят к утечкам масла в камеру сгорания, двигатель будет потреблять его больше, чем обычно.
6. Прослушивание двигателя на наличие посторонних звуков:
- поврежденные поршни и цилиндры будут создавать нехарактерные звуки при работе мотора в районе цилиндров, особенно на холодном пуске или при повышенных нагрузках.
Хотя определить задиры в цилиндрах без эндоскопа сложно, совмещение нескольких из вышеописанных методов (например, проверка компрессии и осмотр свечей) может дать косвенные доказательства наличия проблемы. Если подозрения на задиры подтвердятся, для точной диагностики все же потребуется более глубокий осмотр или разборка двигателя.
Что делать, и как убрать задиры в цилиндрах?
Всего выделяется два базовых способа, позволяющих устранить проблему с задирами.
Кратко рассмотрим их особенности:
- Гильзовка. Применяется при наличии глубоких повреждений. Суть состоит в расточке полости цилиндров и установке специальных гильз из стали. Назначение последних состоит в восстановлении геометрией и размером. Расходы на восстановление мотора — от 80 до 120 т. р.
- Расточка. Этот способ ремонта применяется в более редких случаях. Для восстановления применяются специальные поршни, имеющие на 250-300 процентов большую стоимость. Такой метод хорош при неглубоких задирах. В ином случае расточка вообще не имеет значения из-за небольшой толщины цилиндра.
Кроме рассмотренных выше, существует и ряд альтернативных решений:
- Замена поршней, колец и пальцев. Это решение подходит для случаев, когда осмотр / обмер цилиндров не показал серьезных отклонений от заводских требований.
- Ревизия основных элементов. Если причина неисправности — перегрев, выполняется восстановление следующих устройств: термостат, водяной насос, радиатор и прочие.
- Замена катализатора. При проблемах с этим устройством нужно поменять саму деталь и поставить обманку для имитации работы.
- Установка нового EGR клапана. В случае его износа нужно поменять деталь или поставить заглушку во избежание проблем с впускной системой.
Для удобства приведем признаки, причин и решения в ситуации с появлением задиров на поршнях / стенках цилиндров.
Симптом |
Неисправность |
Что делать |
Сильный стук вне зависимости от режима движения |
Изношенные цилиндры / поршни на глубину более чем 0,5 мм. |
Монтаж гильз / расточка цилиндров |
Стук на холодном моторе при нагрузке |
Первый этап износа |
Добавление в смазку двигателя присадки. |
Незначительный сток в холодном двигателе, который уходит после нагрева |
Дефицит смазки в моторе |
Добавление присадки в масло |
Сильный сток в холодном моторе, иногда во время движения |
Износ цилиндров / поршней на глубину до 0,5 мм. |
Монтаж гильз или выполнение расточки для монтажа ремонтных поршней |
Как устранить задиры в цилиндрах двигателя без разборки
Устранить задиры в цилиндрах двигателя без разборки невозможно, поскольку они представляют собой механические повреждения, которые требуют физического вмешательства.
Однако существуют временные методы и средства, которые могут помочь улучшить ситуацию или замедлить дальнейшее разрушение двигателя.
Эти меры направлены на поддержание работы мотора и могут помочь в некоторых случаях, но они не являются полноценным решением проблемы.
Используем специальные присадки
Существуют специальные присадки для моторного масла, которые образуют защитную пленку на поверхности цилиндров, уменьшая трение и защищая стенки цилиндров от дальнейшего износа. Также они повышают компрессию.
К примеру, присадки на основе керамических или металлических компонентов (например, с содержанием молибдена, тефлона или наночастиц) могут временно улучшить компрессию и снизить расход масла.
Но важно понимать, что они не восстанавливают поврежденную поверхность цилиндра, а лишь создают временный защитный слой. Они могут быть полезны как временное решение, чтобы продлить срок службы двигателя перед капитальным ремонтом.
«Супротек Актив Плюс»
Специальный состав, выпущенный компанией Suprotec (РФ). По своим характеристикам средство не уступает аналогам из США и Европы.
Принцип действия построен на создании металлизированного слоя, поддерживающего пленку на поверхности и исключающего риск дефицита масла.
Средство эффективно при небольших задирах. Если же они глубокие, применение присадки не дает больших результатов.
Инструкция по применению:
- Прогрейте мотор до рабочей температуры и заглушите.
- Перемешайте содержимое, чтобы смешать осадок с основной жидкостью.
- Налейте один флакон в горловину для заливки масла. Если объем смазки больше 7 л, нужно использовать Аква Премиум (еще один продукт производителя).
- Покатайтесь в течение 20-25 минут в обычном режиме, после чего можно пользоваться авто по полной.
Особенности полной обработки зависят от пробега машины.
Если авто проехало меньше 50 000 км, то алгоритм, следующий:
- Заливка одного флакона присадки.
- Поездка до очередной замены масла.
- После замены использование еще одного флакона Супротек Актив Плюс.
- Эксплуатация автомобиля в обычном режиме.
Для пробега свыше 50 000 км:
- Выполнение с первого по четвертый шаг.
- Замена масла / фильтра.
- Использование еще одного флакона Супротек Актив Плюс.
Maximum с ревитализантом 1 Stage
Специальное средство от компании XADO, представляющее собой атомарный кондиционер металла, предназначенный для улучшения характеристик двигателя.
Рекомендуется для снижения уровня шума / вибраций, экономии топлива, повышения надежности силового агрегата.
Также повышает компрессию, нормализует давление в системе и улучшает смазывающие свойства.
Процесс применения имеет следующий вид:
- Убедитесь, что температура не меньше +25 градусов Цельсия.
- Прогрейте мотор до рабочей температуры.
- Встряхните емкость.
- Добавьте жидкость в двигатель через отверстие для заливки масла.
- Запустите мотор и дайте ему поработать три-пять минут на холостых оборотах.
Присадка подходит для всех видов моторов, рекомендуется для повторного применения через 100 000 км.
Рекомендуется для применения в комплексе с маслом Хадо Атоми Оил и кондиционером металла АМС High Way.
Отметим, что компания XADO выпускает и ряд других присадок для улучшения смазывающих свойств двигателя и трансмиссий.
Resurs
Присадка, которая сразу после попадания в двигатель начинает действовать и улучшает характеристики силового агрегата. В состав средства входят элементы меди, серебра и справа олова, которые покрывают поверхность специальной пленкой.
Благодаря высокотемпературному режиму и рабочему давлению происходит плавление состава и закрытие задиров.
Присадка подходит для всех типов смазки, а необходимый объем зависит от показаний на одометре и объема масла в моторе.
Рассмотрим основные варианты:
- Для 3-5-литровых моторов необходимо заливать 1 л при пробеге до 100 000 км и 2 л в остальных случаях.
- В ситуации с 6-10-литровыми силовыми агрегатами необходимо использовать 2 л при наличии на одометре показателя до 100 000 км и 3 л в остальных ситуациях.
- Для 10-12 литровых моторов с пробегом до 100 000 км нужно 3 л, от 100 до 170 т. км — 5 л, а все, что выше — 6 л.
Во избежание подделок важно смотреть, чтобы на торце упаковки была надпись ВМП Авто. Этот символ свидетельствует о производителе и подтверждает оригинальность продукции.
Molygen Motor Protect
Современная присадка, изготовленная на базе органического соединения и вольфрама. После добавления в масло двигателя происходит формирование мощной пленки, которая надежно защищает от трения и перегрузок.
Присадка подходит для применения в дизельных / бензиновых двигателей, сохраняет эффективность в течение 50 000 км. Добавляется из расчета 500 мл на 5 л. Рекомендуется для заливки сразу после замены масла.
Рассмотренные выше присадки — далеко не единственные на рынке. По желанию можно найти и другие средства, которые помогают в борьбе с задирами и повышают ресурс двигателя.
Но стоит учесть, что большая часть таких присадок применяются для профилактики и не эффективна при глубоких повреждениях.
В последнем случае могут потребоваться шаги, которые упоминались выше.
Использование масла с более высокой вязкостью
Переход на более вязкое моторное масло может улучшить смазочные свойства и уменьшить его утечки через задиры, тем самым снижая расход и улучшая компрессию.
Пример использования: если двигатель использует масло с вязкостью 5W-30, можно попробовать перейти на 10W-40 или даже 15W-50, если это приемлемо по условиям эксплуатации и температурным характеристикам.
Ограничения: более вязкое масло может усложнить работу двигателя в холодных условиях, а также не устраняет причину проблемы, а лишь уменьшает ее проявления.
Очистка камеры сгорания и клапанов от нагара
В некоторых случаях удаление углеродистых отложений улучшит работу поршневых колец и уменьшит попадание масла в камеру сгорания, что временно улучшит состояние двигателя.
Для очистки используются химические очистители, которые добавляются в топливо или распыляются во впускной коллектор. Они помогают удалить нагар с клапанов и стенок цилиндров.
Также в последнее время применяется водородная чистка двигателя. Метод спорный, но все же заслуживает внимания.
Когда стоит прибегнуть к временным мерам:
- Если капитальный ремонт невозможен в ближайшее время по финансовым или техническим причинам.
- Если двигатель должен продолжить работу на короткий период времени до планового ремонта.
- В случае использования старого автомобиля, когда полное восстановление двигателя экономически нецелесообразно.
Профилактика
Для защиты двигателя от неисправностей и дальнейшей экономии денег на ремонте.
Следуйте простым рекомендациям:
- Обслуживайте автомобиль только в лидерском центре и меняйте запчасти по гарантии.
- Обрабатывайте двигатель с помощью специальных присадок. Доступные варианты рассмотрены выше.
- Уменьшите интервал замены масла с 15 до 10 тыс. км. При этом используйте масло, которое рекомендовано заводом-изготовителем.
- Эксплуатируйте автомобиль в сильный мороз по минимуму и дожидайтесь нагрева двигателя перед каждой поездкой.
- Не грузите сильно ДВС, пока он не нагреется до рабочего параметра.
- Откажитесь от продолжительного движения на высокой скорости.
- Не допускайте повышения температуры охлаждающей жидкости выше нормы.
- Используйте неэтилированный бензин и исключите «перелив» форсунок, что может быть чревато для решетки катализатора.
- При необходимости ремонта двигателя отдавайте предпочтение только проверенным СТО, где имеется специальное оборудование и квалифицированный персонал.
- После ремонта мотора рекомендуется придерживаться режима обкатки и избегать больших перегрузок. Это особенно актуально для поездок на холодном двигателе.
- По возможности меняйте антифриз раньше срока, чтобы избежать его загрязнения. Иногда полезно промыть радиатор под струей воды для удаления пуха, насекомых и другого мусора.
- Следите за состоянием катализатора, который может повредиться из-за применения низкокачественного бензина или при злоупотреблении эксплуатацией по пересеченной местности.
- Протирайте свечные колодцы при замене свечей, ведь при вкручивании новых песок и грязь попадают в двигатель.
- Убедитесь, что во время ТО установлен новый воздушный фильтр хорошего качества. В ином случае уплотнитель может плохо прилегать к краям корпуса, из-за чего внутрь может попасть загрязнение.
Усовершенствование поршней
Из вышеизложенного материала стало понятным, что задиры появляются, когда поршень перемещается в цилиндре на сухую. Т.е. в пространство между этими деталями по разным причинам не поступает смазка.
Для решения этой проблемы некоторые мотористы предлагают провести модернизацию мотора и просверлить с боку в середине юбки поршня отверстие диаметром 4-6 мм и сделать небольшую фаску.
А по краям юбки поршня сделать небольшие зубчики (насечки глубиной 0,4 – 0,5 мм, а шириной 0,7 – 0,8 мм).
Суть метода в том, что зубчиками, при движении поршня вниз, будет захватываться масло и принудительно подаваться под юбку (ему просто некуда деваться), а отверстие работает в роли насоса подсасывая смазку по юбке в месте соприкосновения ее со стенкой цилиндра.
Что Вы думаете про данный метод? Пишите в комментариях.
Задиры в цилиндрах — распространенная проблема, которую многие автовладельцы по ошибке игнорируют и не замечают признаков неисправности.
Но лучше не дожидаться появления повреждений, а использовать специальные присадки и следовать советам в статье.
Это дешевле, чем делать гильзовку / расточку или, что еще хуже, менять двигатель из-за его повреждения.