Бензонасос – это ключевой элемент топливной системы автомобиля. Его основная задача – перекачивать топливо из бака в двигатель под нужным давлением. Он обеспечивает стабильную подачу бензина к топливной рампе или карбюратору, что необходимо для корректного смесеобразования и работы двигателя.
Современные инжекторные системы используют электрические бензонасосы, создающие высокое давление, а в карбюраторных двигателях встречаются механические насосы с меньшим давлением.
Почему важно, чтобы бензонасос работал при включении зажигания?
Бензонасос должен начинать работу при включении зажигания, потому что это позволяет:
- Создать нужное давление в топливной системе – для инжекторных двигателей важно, чтобы топливо поступало к форсункам под определённым давлением сразу при запуске двигателя.
- Обеспечить быстрый и стабильный пуск – если насос включится только при прокрутке стартера, двигатель будет заводиться дольше или не запуститься с первого раза, при этом нагрузка на стартер и аккумулятор возрастет в разы.
Без предварительной работы бензонасоса при включении зажигания запуск двигателя мог бы быть нестабильным, особенно после длительного простоя.
Причины, по которым бензонасос не качает при включении зажигания
Электрические
Перечислим их:
- Перегоревший предохранитель – защищает цепь бензонасоса от перегрузок и коротких замыканий, при его сгорании питание на насос не поступает.
- Неисправное реле бензонасоса – реле управляет подачей напряжения на насос, и, если оно неисправно, перегорело или окислилось, насос не включится.
- Обрыв или плохой контакт в проводке – повреждённые провода, окислившиеся разъёмы или слабые контакты приведут к отсутствию питания.
- Неисправность замка зажигания – при поломке контактов напряжение будет не подаваться на цепь бензонасоса.
- Проблемы с «массой» – плохой контакт с корпусом автомобиля приведёт к нестабильной работе или полному отключению бензонасоса.
- Неисправный датчик удара (инерционный выключатель) – в некоторых автомобилях после срабатывания этого датчика при аварии подача топлива блокируется.
Если бензонасос не качает, диагностику стоит начинать с проверки предохранителя, реле и наличия напряжения на разъёме насоса.
Механические проблемы с самим бензонасосом и другими элементами системы подачи топлива
Перечислим их:
- Износ или выход из строя электродвигателя бензонасоса –перегорел, заклинил или потерял мощность из-за износа щёток и подшипников.
- Засорение топливного фильтра – если он сильно забит, насос будет работать с повышенной нагрузкой, что приведет к его перегреву и отказу.
- Трещины, разрывы или негерметичность шлангов и клапана вызовут утечки топлива или снижение давления в системе.
- Неисправность редукционного клапана – если он заклинил в открытом положении, давление в топливной системе не достигнет нужного уровня, а если он заклинил в закрытом положении, насос будет перегружен.
- Заклинивание механических частей насоса – например, если крыльчатка или ролики застряли из-за загрязнения.
- Постоянная работа с низким уровнем топлива может привести к перегреву, так как бензин выполняет функцию охлаждения.
При отказе бензонасоса важно проверить не только его электрическую часть, но и механическую, включая фильтр, шланги и давление в топливной системе.
Проблемы с системой управления двигателем
Перечислим их:
- Если в ЭБУ возникли сбои или записаны критические ошибки, он может заблокировать работу бензонасоса. Иногда проблему можно решить сбросом ошибок или обновлением прошивки.
- Неисправность датчика коленвала –передаёт информацию о положении коленчатого вала. Если он выходит из строя, ЭБУ «не видит» работу двигателя и не подаёт команду на включение бензонасоса.
- Неисправность иммобилайзера – если система защиты от угона не распознаёт ключ или даёт сбой, она заблокирует подачу топлива, отключив питание бензонасоса.
- Неисправность датчика давления топлива – если в системе есть такой датчик, он может давать неверные показания, из-за чего ЭБУ решит, что давление достаточное, и не включит насос.
- Сбой в программном обеспечении ЭБУ – иногда прошивка блока управления работает некорректно, из-за чего команда на запуск насоса не подаётся.
При подозрении на проблемы с системой управления стоит провести диагностику сканером OBD, чтобы проверить наличие ошибок в ЭБУ и исправность датчиков.
Методы диагностики
Перечислим основные методы диагностики бензонасоса и его электрической цепи:
- Первичная проверка (на слух) – при включении зажигания бензонасос должен кратковременно жужжать (1–2 секунды). Если звука нет, возможны проблемы с питанием или сам узел неисправен.
- Найдите предохранитель и реле бензонасоса в монтажном блоке, проверьте их целостность и при необходимости временно замените реле аналогичным для проверки методом исключения.
- Диагностика мультиметром – измеряется напряжение на контактах бензонасоса при включенном зажигании. В норме должно быть около 12 В. Если напряжения нет, причина может быть в проводке, реле или ЭБУ.
- Прямое подключение к аккумулятору – если подать питание напрямую, но насос не работает, значит, проблема в самом устройстве (износ электродвигателя или засорение). Если все работает, значит, причина в проводке или системе управления.
- Использование диагностического сканера (OBD2) – позволяет считать ошибки в блоке управления двигателем (ЭБУ), проверить работу датчика коленвала, иммобилайзера и других систем, которые могут блокировать работу бензонасоса.
Дополнительно можно измерить давление топлива в топливной магистрали при помощи манометра, чтобы определить, создаёт ли насос нужное давление.
Способы устранения неисправности
Перечислим их:
- Если предохранитель сгорел, его меняют на аналогичный по номиналу. Если проблема в реле, его можно заменить или временно поменять местами с аналогичным рабочим реле из монтажного блока.
- Если топливный фильтр засорён, прочистите его (если он разборный) или замените.
- При обнаружении обрыва, окисленных контактов или плохого соединения с корпусом автомобиля провода зачистите, пропаяйте или замените новыми, «массу» восстановите.
- Если насос не работает даже при прямом подключении к аккумулятору, замените его новым.
- Если в блоке управления двигателя обнаружены ошибки, их нужно сбросить. Если проблема программная, может потребоваться перепрошивка ЭБУ.
После устранения неисправности рекомендуется повторная проверка работы системы, включая тест на давление топлива в топливной магистрали.
Профилактика поломок бензонасоса
Чтобы продлить срок службы бензонасоса и избежать его внезапного выхода из строя, рекомендуется:
- Регулярно менять топливный фильтр, согласно регламенту технического обслуживания.
- Использование качественного топлива – некачественный бензин с примесями и загрязнениями ускоряет засорение фильтров и форсунок, а также вызовет износ внутренних элементов насоса.
- Регулярная проверка состояния проводки и контактов.
- Поддержание достаточного уровня топлива в баке – бензонасос охлаждается за счёт топлива, поэтому работа на пустом баке приведет к его перегреву и повреждению.
Дополнительно рекомендуется периодически проверять давление в топливной системе.
Если у вас возникла ситуация, когда бензонасос перестал качать при включении зажигания и данная проблемы была решена, делитесь своим опытом в комментариях. Также Вы можете зарегистрироваться на сайте и присоединиться к нашему сообществу автолюбителей.