Почему чернеют свечи зажигания?

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Просмотров: 189

Наличие черного нагара на свечах зажигания должно насторожить автовладельца. Данное явление не свойственно для исправного двигателя, а значит в работе некоторых его систем произошел сбой.

Как правило это: системы зажигания (карбюратор), питания (инжектор), топливная, смазки, а также могут произойти сбои в работе газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.

Несмотря на то, что почернение свечей зажигания может быть вызвано многими причинами, диагностировать их не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Причины черного нагара

Прежде, чем выяснять причину почему свечи стали черными, важно понять, как это произошло, сколько их почернело (одна, две или все сразу), с какой стороны образовался нагар (с одной, двух или по всему кругу), какой он «сухой» или «мокрый».

От этого зависит как проводить диагностику, на что в первую очередь обращать внимание.

Так же важно понимать, что некоторые неисправности способствуют быстрому образованию черного нагара и влияют на его характер, а некоторые хронические проблемы двигателя могут изменять состояние свечей постепенно.

Но прежде чем грешить на различные поломки убедитесь:

  1. Правильно ли выставлены холостые обороты, особенно это касается карбюраторных двигателей.
  2. Правильно ли вы ездите на автомобиле, не перегружаете ли двигатель повышенными оборотами, какая крейсерская скорость на ровной дороге. Т.е. важно убедится, что машина эксплуатировалась максимально правильно и свечи работали в оптимальном для них режиме.
  3. При соблюдении условий, перечисленных в п.2 появление первого незначительного нагара на новых свечах, произойдет через 150 - 200 км. Если раньше, и он будет явно выраженно черный, то стоит бить тревогу.
  4. Где вы заправляетесь и какое топливо льете в бак? Если часто ездите на газолине, то не удивляйтесь черным свечам, при этом выяснить в действительности почему они стали такими уже не удастся. Также в цилиндре, при температуре около 5000С, не качественный бензин не полностью сгорает, что тоже становится причиной черного нагара на свечах.

Причины нагара:

  1. Позднее зажигание – формируется на свече равномерный черный нагар.
  2. Неисправности в системе зажигания (карбюраторный двигатель). Ниже перечисленные неисправности могут привести к не полному сгоранию топлива в цилиндрах в результате слабой искры или к сбоям в ее образовании и, как следствие, появлению черного нагара, это: неисправные катушка зажигания и сами свечи, плохая изоляция высоковольтных проводов, угол зажигания выставлен неправильно, поломка бегунка трамблера и самой крышки.
  3. Прогар клапана. Нагар может образовываться как на боковом, так и на нижнем электроде, т.е. с определенной стороны. Также неправильно настроенные тепловые зазоры клапанов могут привести к неполному сгоранию топлива в цилиндрах и, как следствие, появлению нагара на свечах.
  4. Обогащенная топливовоздушная смесь. Для такого случая характерен черный бархатистый нагар без масляных подтеков. Относится и к карбюраторным и к инжекторным двигателям. Что касается первого, то влиять на образование черного нагара на свечах может: задевание поплавка за стенки камеры или его разгерметизация, неправильный уровень топлива в карбюраторе, сильно выступающий толкатель привода бензонасоса что создает высокое давление топлива в системе, игольчатый клапан разгерметизировался. Что касается инжектора, то обратите внимание на состояние форсунок, которые в результате разгерметизации могут постоянно заливать свечи топливом. А также на ДМРВ (датчик массового расхода топлива). Он анализирует смесь и отправляет данные на ЭБУ. Если он не исправен, то ЭБУ будет давать не правильные команды на форсунки.
  5. Неправильное калильное число. Один из критерия выбора свечей зажигания является калильное число. Чем оно выше, тем свеча нагревается меньше и наоборот. Свеча с неправильно подобранным для определенного двигателя калильным числом не только может неравномерно почернеть, но и выйти из строя.
  6. Низкая компрессия. В том цилиндре, где обнаружилась черная свеча проверьте компрессию.
  7. Вышел из строя шариковый клапан экономайзера мощностных режимов (для карбюраторов). В результате данной неисправности в цилиндры большое количество топливо поступает даже тогда, когда не нужно, к примеру, при обычных режимах работы двигателя.
  8. Большое давление в топливной рампе (для инжекторов). Сломан топливный регулятор.
  9. Вышел из строя привод воздушной заслонки и воздушный фильтр. Последний проверьте и при необходимости замените.

Если двигатель работает на обогащенной топливной смеси или прослеживается позднее зажигание, то это проявится:

  1. Высоким уровнем вибрации мотора в результате неустойчивой его работы особенно на низких оборотах.
  2. Появлением ошибки Р0300 на панели приборов инжекторного авто и пропуски зажигания на карбюраторе.
  3. Плохой запуск двигателя.

Самым опасным для свеч зажигания является попадание на них масла с одновременным перегревом. Это приведет не только к быстрому их почернению, но и выходу из строя электродов – ремонту не поддаются.

Что делать при появлении черного нагара

Сначала нужно понять степень серьезности проблемы и от куда она исходит. Для этого выкрутите все свечи и осмотрите их. Если почернела только одна, а другие чистые, то установите ее в другой цилиндр, т.е. поменяйте местами. Через пару десятков километров пробега повторите осмотр.

Если ничего не изменилось, то просто поменяйте почерневшую свечу на новую, проблема скорее всего в ней. А если свеча с нагаром в другом цилиндре очистилась, а чистая, наоборот почернела, то проблему нужно искать в цилиндре.

ВАЖНО: Черный нагар сероватого или кофейного оттенков указывает на стабильную работу мотора и что в цилиндрах топливо сгорает правильно.

Нагар на изоляторе

Она из самых простых ситуаций, это почернение свечей в результате появление на их изоляторе нагара.

Последний формировался в камере сгорания (на поршне) на протяжении долгого времени, а затем при высоких оборотах отпал. Попадание нагара на изолятор может привести к троению мотора.

В данной ситуации прочистите свечи или замените их на новые и проблема решиться.

Если при осмотре свечи на ней обнаружился черно-красный нагар, то это похоже на металлизированные отложения, которые сформировались в результате добавления большого количество присадок с металлами в топливо.

Это опасно тем, что может произойти замыкание между центральным и массовыми электродами, так как металлизированный налет в определенный момент станет токопроводящим. Сначала двигатель начнет подтраивать, а потом свеча выйдет из строя.

Масляное загрязнение

Мокрые черные свечи указывают на то, что в камеру сгорания, сверху или снизу, попадает масло.

В первом случае, скорее всего вышли из строя маслосъемные колпачки, поэтому по направляющим клапанов в камеру сгорания проникаем масло. Чтобы решить проблему замените колпачки.

Во втором случае, ситуация серьезней, масло пропускают поршневые кольца, которые могли износится (большой пробег авто), залегли или закоксовались. Редко проблему можно решить раскоксовкой двигателя, чаще – его капитальным ремонтом.

Симптомы сопровождающие масляное загрязнение свечей:

  1. Сизый дым из выхлопной системы, подробнее по теме читайте тут https://autotopik.ru/remont/572-dym-iz-vyhlopnoy-truby.html;
  2. Двигатель троит (пропуски в его работе) и вибрирует;
  3. Трудно завести автомобиль.

Карбюратор ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110

Более подробно хотелось бы остановиться карбюраторных автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110, на что в первую очередь обращаться внимание если в них обнаружились черные свечи.

В первую очередь обратите внимание на «поведение» двигателя, троит он или нет. Если троит и свеча черная и сухая, то грешить нужно на топливную систему, а если она мокрая, то на масло, которое проникло в камеру сгорания. Также проблема может быть и в зажигании, которое выставлено неправильно.

Обратите внимание на карбюратор, проверьте:

  1. Вторую камеру – она должна быть сухая;
  2. Правильно ли отрегулирован винт качества смеси;
  3. Как отрегулирован уровень топлива в поплавковой камере – если неправильно, то в результате перелива будет обогащаться топливная смесь в результате свечи будут чернеть. Проверка должна осуществляться на перевернутом карбюраторе при снятой верхней крышке. Поплавок дожжен находится в 7-8 мм от уровня плоскости прокладки. На «Солексе» можно делать и 10 мм.
  4. Правильно ли отрегулирован магнитный электроклапан.
  5. Какое количество топлива в поплавковой камере – нормой считается 2.5 см от верхнего края камеры (при снятой верхней крышки) до поверхности бензина.
  6. Проверьте автоподсос. Если он есть и неисправен, то в результате закрытой заслонки образуется обогащенная смесь, как итог, свечи черные.

А также нужно проверить состояние самой свечи, провода высокого давления (может пробивать на массу), трамблёра. Не забудьте про катушку зажигания, как ее проверить читайте тут https://autotopik.ru/sovet/997-kak-proverit-katushku-zazhiganiya-multimetrom.html.

Если же двигатель начинает троить не сразу, а после прогрева, то опять же пройдитесь по вышеуказанным пунктам, плюс, проверьте регулировку клапанов.

Как почистить свечи зажигания от налета

Важно понимать, что чистые свечи зажигания работают на 15% эффективнее, чем грязные, поэтому проверять их состояние и при необходимости чистить рекомендовано каждые 10 тыс. км. пробега, как раз при замене масла в двигателе. Но все зависит от типа используемых изделий. Как правило, многие автовладельцы обычные свечи на таком пробеге сразу меняют, не заморачиваясь с чисткой, хотя рекомендовано это делать аж на 40-50 тысячах.

А вот платиновые и иридиевые свечи служат дольше и меняют их через 80-90 тысяч пробега.

Сроки проверки состояния свечей нужно уменьшить если появились симптомы, про которые мы говорили выше.

Также важно понимать, что дедовские способы чистки наждачной бумагой стоит забыть, особенно это касается иридиевых свечей где на тонком электроде есть налет, удаление которого категорически противопоказано.

Чтобы безопасно почистить свечи зажигания, не повредив их подготовьте:

  1. Зубная щетка (жесткая кисточка), ветошь;
  2. Моющее средство от ржавчины и налета, к примеру, супер-гель с хлораргенолом "Санокс", Neomid 570, Sanita гель, другие средства для удаления ржавчины.
  3. Одноразовая емкость на 200 – 500 мл.

Алгоритм действий:

  1. Чистящее средство наливается в емкость таким образом, чтобы в него можно было опустить только электроды.
  2. Свечи оставляют в жидкости на 30-50 минут, все зависит от степени их загрязнения. Проходящая химическая реакция начнет удалять нагар.
  3. Извлеките свечи из емкости и очистите остатки налета с электродов с помощью заранее подготовленной щетки.
  4. Промойте их в теплой воде и протрите тщательно ветошью.
  5. Хорошо просушите. Это можно сделать в духовке при температуре 60°С, феном, оставить на ночь на батарее.

Чистить свечи от черного нагара нужно тщательно, чтобы они выглядели как новые, это обеспечит их качественную и продолжительную работу.

Итог

Состояние свечей зажигания говорит о многом, не зря опытные мотористы, прежде чем проводить диагностику двигателя, выкручивают и проверяют их состояние. Черные свечи сразу укажут на наличие неисправностей про причины которых мы уже рассказали выше.

Но важно понимать, что целенаправленная диагностика двигателя проводится только на прогретом моторе и только на новых свечах. После их установки нужно еще проехать 150-200 км и смотреть есть ли черный нагар на них или нет.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

КОММЕНТАРИИ

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: Сколько будет 19 + 17
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: