Каждый водитель знает, что топливо – это кровь автомобиля, а топливные фильтры – его защитный барьер. Они очищают горючее от примесей, воды и грязи, предотвращая износ топливной системы и продлевая срок службы двигателя. Но вот вопрос: сколько же топливных фильтров установлено в автомобиле? Один? Два? А может, и больше?
Ответ зависит от конструкции машины, типа двигателя и системы подачи топлива.
В этой статье мы разберёмся, какие бывают топливные фильтры, где они расположены и как часто их нужно менять, чтобы мотор работал как часы.
Виды топливных фильтров в автомобиле
В зависимости от конструкции автомобиля и типа топлива (бензин или дизель) фильтры могут различаться по назначению, конструкции и расположению.
Фильтр грубой очистки топлива
Задерживает крупные механические частицы, такие как ржавчина, песок, грязь и другие примеси, которые попадают в топливный бак при заправке или из-за естественного износа топливной системы.
Конструктивные особенности:
- Обычно представляет собой сетчатый фильтр или металлическую решетку с крупными отверстиями.
- Может быть встроен в топливный насос или установлен в топливном баке.
- В дизельных двигателях часто совмещен с водоотделителем для удаления конденсированной влаги.
Фильтр тонкой очистки
Очищает топливо от мелких частиц и примесей, которые могли пройти через фильтр грубой очистки. Это необходимо для защиты форсунок, топливного насоса высокого давления (ТНВД) и других элементов системы впрыска.
Конструктивные особенности:
- Выполняется в виде сменного картриджа или неразборного корпуса.
- Фильтрующий элемент – это бумажный или синтетический материал с высокой степенью фильтрации.
- Может быть расположен в магистрали перед двигателем или в подкапотном пространстве.
- В дизельных авто часто имеет функцию подогрева для предотвращения загустевания топлива при низких температурах.
Сетчатый фильтр в топливном насосе
Дополнительно защищает топливный насос от крупных загрязнений, предотвращая его повреждение.
Конструктивные особенности:
- Находится в корпусе топливного насоса, погруженного в бак.
- Представляет собой мелкоячеистую сетку из металла или пластика.
- Является первым барьером для примесей.
Фильтр-отстойник (для дизельных двигателей)
Удаляет воду из дизельного топлива, предотвращая коррозию системы подачи топлива и образование эмульсий, которые могут повредить двигатель.
Конструктивные особенности:
- Представляет собой емкость с отстойной камерой, в которой оседает вода.
- Может иметь датчик уровня воды с сигнализацией необходимости слива.
- В некоторых моделях оснащен подогревом для предотвращения образования парафина в холодное время.
Каждый из перечисленных фильтров выполняет важную функцию в системе подачи топлива. В бензиновых двигателях чаще всего используются фильтры грубой и тонкой очистки, а в дизельных – дополнительно устанавливаются фильтры-отстойники и водоотделители.
Сколько топливных фильтров в разных типах автомобилей?
В бензиновых автомобилях
Традиционно используются два фильтра:
- Грубой очистки – сетчатый фильтр в топливном баке (обычно встроен в топливный насос).
- Тонкой очистки – находится в топливопроводе перед двигателем или интегрирован в модуль топливного насоса.
В современных автомобилях с электронным впрыском фильтр тонкой очистки часто встроен в топливный модуль и не требует частой замены.
В старых карбюраторных автомобилях мог устанавливаться дополнительный фильтр в топливопроводе перед карбюратором.
Количество топливных фильтров в дизельных двигателях
Здесь требуется более тщательная очистка топлива, поэтому фильтрация сложнее.
Обычно используются от двух до четырех фильтров:
- Грубой очистки – сетчатый в топливном баке или перед насосом низкого давления.
- Фильтр-отстойник – для удаления воды и крупных примесей (особенно актуально для дизеля).
- Тонкой очистки – основной фильтр перед подачей топлива в топливную аппаратуру.
- В некоторых случаях устанавливается дополнительный фильтр ультратонкой очистки для защиты топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок.
В современных дизельных системах фильтр-отстойник может быть совмещен с фильтром тонкой очистки, а также оснащен датчиком уровня воды и системой подогрева.
Количество топливных фильтров в современных инжекторных системах и системах с непосредственным впрыском
В современных бензиновых и дизельных двигателях с системами непосредственного впрыска (GDI, FSI, TFSI, TDI, Common Rail и др.) топливная система работает под высоким давлением. Это требует дополнительной фильтрации.
Обычно такие автомобили имеют:
- Грубой очистки в баке – защищает топливный насос.
- Тонкой очистки – основной фильтр перед топливной рампой.
- Дополнительный фильтр высокого давления (опционально) – устанавливается перед форсунками в некоторых системах для защиты от мельчайших загрязнений.
Фильтр тонкой очистки может быть встроен в топливный насос, что делает его несъемным (особенно в бензиновых инжекторных двигателях).
Количество топливных фильтров в коммерческих и грузовых автомобилях
Коммерческий транспорт и грузовые автомобили работают в сложных условиях, поэтому система фильтрации у них более продвинутая.
Обычно устанавливается от трех до пяти фильтров:
- Грубой очистки – сетка в баке.
- Фильтр-отстойник – первый барьер для воды и крупных частиц.
- Первичный фильтр тонкой очистки – удаляет средние и мелкие частицы.
- Вторичный тонкой очистки (дополнительный) – устанавливается для увеличения ресурса системы (особенно в грузовиках с мощными дизельными двигателями).
- Фильтр сепаратор (в некоторых моделях) – дополнительный водоотделитель для защиты системы в условиях некачественного топлива.
Такая многоступенчатая очистка необходима для защиты дорогостоящих систем подачи топлива, особенно в дизельных грузовиках с ТНВД и Common Rail.
Вывод
Количество топливных фильтров зависит от конструкции двигателя:
✅ Бензиновые автомобили – 2 фильтра (грубая и тонкая очистка).
✅ Дизельные – 2-4 фильтра (дополнительно устанавливаются фильтр-отстойник и сепаратор).
✅ Современные инжекторные системы и системы с непосредственным впрыском – 2-3 фильтра (дополнительный фильтр высокого давления в некоторых моделях).
✅ Коммерческий и грузовой транспорт – 3-5 фильтров (дополнительные ступени очистки для увеличения ресурса топливной системы).
Когда и как менять топливные фильтры?
Своевременная замена топливного фильтра – залог стабильной работы двигателя и долговечности топливной системы. Однако у разных автомобилей и типов двигателей сроки замены могут отличаться.
Рекомендации производителей по замене топливного фильтра
Тип двигателя |
Производитель |
На практике |
Бензиновый (карбюратор) |
каждые 15 000–20 000 км |
каждые 10 000–15 000 км |
В автомобилях с инжектором |
каждые 30 000–60 000 км (в некоторых моделях фильтр встроен в топливный насос и рассчитан на весь срок службы насоса – 100 000–150 000 км). |
каждые 15 000–30 000 км (приходится разбирать топливный насос и чистить фильтр уже на 60 – 80 тыс. пробега). |
Дизельные двигатели: замена требуется чаще из-за чувствительности системы к загрязнениям и наличия фильтра-отстойника. |
Рекомендуемый интервал – 15 000–40 000 км, но при использовании некачественного топлива лучше менять фильтр каждые 10 000–20 000 км. |
Реальный – 15 000–20 000 км, но при использовании некачественного топлива лучше менять фильтр каждые 10 000. |
Грузовые автомобили и коммерческий транспорт |
В зависимости от условий эксплуатации и качества топлива, замена фильтров требуется каждые 20 000–50 000 км. Некоторые модели оснащены многоступенчатой фильтрацией, и в них заменяют фильтры поэтапно. |
На практике замена происходит 15 000–30 000 км. |
⚠️ Важно! В регионах с низким качеством топлива замена фильтров может потребоваться чаще, чем рекомендует производитель.
Симптомы забитого топливного фильтра
Если фильтр засорен, подача топлива ухудшается, что негативно сказывается на работе двигателя.
Основные признаки:
❗ Потеря мощности – двигатель плохо разгоняется, ощущается «провал» при нажатии на педаль газа.
❗ Рывки и нестабильная работа мотора – особенно при движении на высоких оборотах.
❗ Проблемы с запуском – долго крутит стартер и не заводится.
❗ Увеличенный расход топлива – из-за нарушения нормального распыления топлива.
❗ Появление ошибки «Check Engine» – в современных автомобилях возможна ошибка, связанная с низким давлением топлива.
❗ Громкая работа топливного насоса – может указывать на то, что он работает с перегрузкой из-за забитого фильтра.
Если появились эти симптомы – фильтр нужно срочно менять, даже если пробег до плановой замены еще не дошел.
Пишите свои мнения в комментариях. Также регистрируйтесь на сайте и делиться своим опытом в обслуживании и ремонте автомобилей.