При выборе между ремонтом или заменой узла или детали часто возникает вариант с контрактной запчастью или по-простому — «контрактником».
В эту группу входят б/у детали, снятые попавших в ДТП или старых машин и реализуемые по договору. Все они оригинальные, но имеют разную степень износа.
Ниже рассмотрим, что такое контрактная запчасть, в чем ее плюсы и минусы, откуда они берутся, и какими путями доставляются в РФ. Отдельно рассмотрим отличия от б/у деталей, причины сложностей с поиском и отказа в предоставлении гарантии.
Что такое контрактная запчасть
Установка контрактных запчастей позволяет сэкономить на покупке новых деталей. Они имеют меньшую цену, гарантировано являются оригинальными и при правильном выборе служат долгие годы. Главная сложность состоит в выборе доверенного продавца.
К контрактным относятся запчасти, которые ввозятся в РФ из Соединенных Штатов, стран Европы или Японии.
Поставка осуществляется по договору между продавцом б/у деталей (частное лицо, аукцион) и покупателем. Запчасти ввозятся вместе с подержанными транспортным средством, после чего последнее разбирается.
Плюсы и минусы такой запчасти
При выборе контрактных деталей важно знать их слабые и сильные места, чтобы сделать правильный выбор.
Преимущества:
- Подробные документы на машину. В Соединенных Штатах и европейских странах ответственно относятся к бюрократии, поэтому подделать документацию почти нереально.
- Полная история авто. При получении контрактной запчасти покупатель знает VIN-код ТС, год выпуска, сроки и особенности обслуживания, аварии и нюансы вождения.
- Лучшие условия. В странах, откуда поступают контрактные запчасти, более мягкий климат, меньше агрессивного воздействия, лучшие дороги и т. д., и поэтому их износ минимальный.
- Быстрое применение. После поступления в точку назначения б/у машины сразу разбираются, а «контрактники» расходятся по назначению. Исключены ситуации, когда машины долго стоят и гниют на складах / стоянках.
- Низкая цена в сравнении с новыми деталями. Стоимость контрактных запчастей меньше, чем у новых. Автовладелец экономит и получает деталь потенциально с большим сроком службы.
- Доступ к редким деталям. Среди б/у запчастей, ввезенных из-за границы, встречаются дефицитные, которые нельзя найти на вторичном рынке.
- Высокое качество. Контрактные детали сделаны в Европе, США или Японии, что характеризует их с лучшей стороны. Это связано с тем, что компании за границей ответственно подходят к контролю качества и не допускают брака.
- Гарантия. Многие СТО при установке «контрактников» гарантируют качество и замену детали в случае брака. Этот срок, как правило, небольшой, но его достаточно для выявления возможных дефектов.
- Возможность комплексной замены. При ремонте двигателя проще поменять весь блок цилиндров, чем устанавливать какую-то одну деталь. Установка контрактной запчасти позволит сэкономить на мастере, покупке новых запчастей, шлифовке и других связанных с этим работах.
Недостатки:
- Частично выработанный ресурс. Контактная запчасть не новая и часть срока службы отходила. Определить уровень износа путем осмотра часто не удается.
- Сложность проверки работоспособности. До установки контрактной детали на машину трудно определить, насколько она работоспособна и какое имеет качество.
- Долгий срок поставки. Доставка контрактной запчастей из-за границы, как правило, имеет сложную логистику. Машины разбираются на детали, которые идут на оптовые склады, проходят подготовку перед продажей, а уже потом отправляются к продавцам.
- Цена на 20-30% выше, чем на отечественные детали.
- Сложность поиска новых запчастей. На рынке сложно найти «контрактников», имеющих возраст до 2-3 лет. Это связано с тем, что они востребованы в той же Японии, США и других странах.
- Далеко не всегда на контрактные запчасти дается гарантия, что создает определенные риски.
Откуда берутся и как доставляются в Россию и другие страны
Всего существует несколько путей, откуда новому владельцу может попасть контрактная запчасть.
№ | Источник | Разъяснение |
1 | СТО, занимающееся восстановлением. | Вариант подходит для ситуаций, когда покупатель нуждается в большей надежности и гарантии высокого ресурса. В теории срок службы может быть даже больше, чем на новую деталь. В продаже можно найти восстановленные двигатели, КПП, рулевые рейки и другие узлы автомобиля. |
2 | Запасы запчастей на складах. | Наиболее нестабильный и рискованный вариант, ведь деталь приходится брать с рук у частного лица. При этом неизвестно, сколько времени деталь хранилась, и в каких условиях эксплуатировалась машина. |
3 | Разобранный автомобиль. | Наиболее бюджетный путь — демонтаж необходимых деталей и их оплата с учетом заявленной цены. Работу можно сделать самостоятельно или воспользоваться услугами специалистов. Во втором случае цена будет выше. |
Более привлекательным вариантом является покупка контрактника.
Алгоритм поставки может отличаться, но в большинстве случаев он имеет следующий вид:
- Покупка необходимого автомобиля на аукционе Соединенных Штатов или Европы.
- Разборка транспортного средства и получение необходимых комплектов.
- Доставка в необходимый город с учетом расходов на покупку, транспортировку и оформление.
- Доразборка на складе после доставки (при необходимости), создание фото для размещения и хранение с соблюдением всех правил.
- Продажа контрактной запчасти и ее установка на автомобиль.
По согласованию возможна доставка детали в разные регионы страны доступными транспортными компаниями.
Чем отличаются от б/у деталей с разборки
У многих автовладельцев возникает путаница в вопросе разницы между б/у и контрактными деталями.
К категории «контрактников» относятся запчасти от проверенных поставщиков, имеющие договор с иностранными компаниями. Это гарантирует высокое качество запчастей и большой ресурс.
Во избежание путаницы приведем характерные особенности таких деталей:
- поставка по контракту;
- гарантированное высокое качество;
- наличие документов, подтверждающих легальность ввоза;
- более высокая цена в сравнении с б/у деталями;
- демонтаж выполнен в других странах — США, Япония и Европа;
- нет пробега по России или стране, где осуществляется продажа.
Если запчасть не соответствует рассмотренным выше критериям, она относится к классу б/у.
Понятие «Настоящий контрактник»
При поиске запчастей часто встречается термин «настоящий контрактник». К общей категории таких запчастей относятся те детали, которые идут вместе с договором.
В документе должны быть указаны характеристики и состояние запчасти с учетом проведенных испытаний. В зависимости от политики поставщика возможно предоставление гарантии.
Как правило, термин актуален для деталей с японских автомобилей, отличающихся высоким качеством и поступающих только от проверенных поставщиков.
Дополнительные условия: подтверждение качества аукционным специалистом и соблюдение требований в отношении хранения техники.
Определение «контрактник» может применяться к запчастям из других стран: Германии, Франции, Великобритании, Латвии, Литвы и т. д. Главное требование — высокое качество и доверие к экспертной оценке.
Что касается «настоящих контрактников», в эту группу входят запчасти от Мерседес и БМВ для классических авто.
Обязательно выполнение следующих требований:
- Снятие с автомобиля, который не попадал в ДТП.
- Строгий отбор с учетом износа детали.
- Более высокая цена, которая в некоторых случаях соизмерима со стоимостью новых деталей.
На практике «настоящие контрактники» в РФ — редкое явление.
В качестве альтернативы можно заказать запчасть из Японии, США или Европы от надежных продавцов, к примеру у компании «Сакура Авторазборка», которая имеет свой офис в Японии и занимается поставками контрактных двигателей, коробок передач, а так же контрактных запчастей из Японии и Европы на свои склады в России, с полным перечнем поставляемых деталей можно ознакомится на официальном сайте https://mysakura.ru/catalog.
Но такая деталь обойдется дороже, чем при покупке с обычной разборки, а ожидание может затянуться на несколько недель или месяцев. Если речь идет о покупке АКПП или двигателя, такой шаг является актуальным, ведь это гарантирует качество и достаточный ресурс агрегата.
Почему сложно найти контрактные запчасти на автомобили возрастом менее 2-3 лет
Дефицит новых «контрактников» обусловлено тем, что они популярны в своих странах.
Запчасти с автомобилей возрастом до 3-х лет востребованы во всех известных странах: Европа, США, Япония и другие.
Они применяются для ремонта автомобилей, поэтому в качестве контрактных узлов не отправляются за границу. Если какие-то из таких деталей попадают в Россию, их стоимость будет не намного ниже, чем у новых.
Почему отсутствует гарантия на некоторые контрактные запчасти
Проверка контрактных запчастей, которые устанавливаются на автомобиль, в полной мере не представляется возможной. Единственной надеждой является честность и профессионализм специалистов, которые проверяют узлы в другой стране до разборки и отправки.
Груз ответственности ложится на покупателей, которые проводят дефектовку и определяют слабые места. Но даже в таком случае выявить все проблемы не выйдет.
Компании, которые берегут репутацию, гарантируют замену детали при выявлении брака. Также стоит учесть, что монтаж многих узлов требует профессионализма, а ошибки в работе могут привести к поломке.
Продавцы контрактных запчастей не могут быть уверены в правильности установки детали и квалификации исполнителя, поэтому часто отказывают в гарантии.

Последние разъяснения и рекомендации
Термин «контрактный» нельзя применять к любой б/у детали, которая снята с иностранного автомобиля. Главное, чтобы запчасти поставлялись по договору с подробным описанием транспортного средства и гарантией продавца.
Покупатель должен быть уверен в полученной детали, которая должна быть исправной и иметь достаточный ресурс для долгой эксплуатации.
Не устанавливайте контрактную запчасть самостоятельно если не уверены в своих действиях. Лучше обратитесь к специалистам и этим вы обезопасите себя от преждевременной поломки детали.