Угар моторного масла – это процесс, при котором количество масла в двигателе уменьшается без видимых утечек.
Ниже рассмотрим, чем объясняется такое явление, какие параметры машины влияют на угар моторного масла. Отдельно поговорим о том, что такое NOACK, какие допуски угара характерны для автомобилей.
В отдельной главе приведем сравнение, какие масла сильнее угорают, и по каким признакам можно судить о появлении такой проблемы. А также представим список наиболее устойчивых к угару рабочих жидкостей вязкостью 5w40, 5w30, 10w40, синтетика, полусинтетика.
Чем угар моторного масла отличается от его расхода?
Термины «угар моторного масла» и «расход масла» часто используются взаимозаменяемо, но они относятся к различным аспектам потери масла в двигателе.
Угар моторного масла
Происходит, когда масло угорает в камере сгорания двигателя. Этот процесс может быть вызван различными факторами, такими как износ агрегата, неправильный выбор вязкости масла, неполадки в работе системы вентиляции картерных газов и другими техническими проблемами. При угаре масла оно фактически превращается в газы и выходит из системы через выхлопную систему, что может быть не всегда заметно для водителя. Об этом более подробно дальше.
Расход
Охватывает шире понятие потери масла, включая угар, но также и утечки масла через уплотнения, прокладки, из-за повреждений или неправильной эксплуатации.
Большой расход может происходить как из-за естественных процессов износа и старения двигателя, так и из-за дефектов или неисправностей.
Потерю моторного масла легче заметить, так как это приводит к уменьшению его уровня в двигателе, что можно обнаружить при регулярной его проверке.
В общем, главное отличие между угаром и расходом масла заключается в механизмах и причинах потери рабочей жидкости. Угар масла указывает на его сгорание внутри двигателя, в то время как расход может включать в себя как угар, так и утечки масла из двигателя по разным причинам. Оба эти явления нежелательны и могут указывать на необходимость обслуживания или ремонта двигателя для предотвращения дальнейшего ухудшения его работы и износа.

Причины угара моторного масла
Повышенный расход масла в двигателе может проявляться по нескольким причинам:
- Естественный угар, нормативные показатели которого прописаны производителями моторов;
- Низкое качество смазки.
- Применение смазки, которая не рекомендуется заводом-изготовителем. Для защиты от ошибок внимательно изучите руководство по эксплуатации для автомобиля и отыщите, какие именно масла необходимо заливать в двигатель. Если залить смазку со слишком низкой вязкостью, слой масляной пленки будет тонким, сила трение деталей возрастет, и, соответственно, их температура. Возникнет повышенный износом, а при таких условиях масло будет угорать. Если же, наоборот, отдать предпочтение смазке с высокой вязкостью, на цилиндрах появится толстая пленка, что также приведет к высокому расходу. К примеру, рекомендовано 5w40, а заливается 0w20.
- Естественный износ двигателя: со временем компоненты мотора изнашиваются, что приводит к увеличению зазоров между поршнями и цилиндрами. Это позволяет маслу проникать в камеру сгорания, где оно сгорает вместе с топливом.
- Неисправность турбины или повышенное давление газов в картере. В таких случаях масло направляется в камеру сгорания через систему впрыска горючего. Высокое давление картерных газов является признаком износа мотора. Если проблема возникла из-за турбины, ее нужно отремонтировать или поменять. Необходимо проверить систему EGR.
- Засорение маслосъемных колпачков и поршневых колец приведет к нарушению их герметичности, позволяя маслу попадать в камеру сгорания.
- Износ сальников клапанов. Во многих моторах такие элементы можно поменять даже без снятия головки. Сама деталь имеет минимальную цену, но после замены угар смазки двигателя можно будет свести к минимуму или вообще остановить. Причиной повреждения сальников могут быть температурные перепады или применение неправильного масла, оказывающего агрессивное действие на материал, из которого изготовлены сальники.
- Высокая нагрузка на двигатель: интенсивная эксплуатация автомобиля с частыми разгонами и работа на высоких оборотах увеличивают температуру и давление в двигателе, что способствует угару масла.
- Неисправность системы вентиляции картерных газов: если система не работает должным образом, это приведет к увеличению давления в картере, что, в свою очередь, способствует утечке масла через уплотнения и его сгоранию.
- Превышение интервалов замены масла приведет к его выработке и ухудшению защитных свойств, в результате чего оно начинает угорать быстрее.
Большой угар моторного масла – это серьезный сигнал, указывающий на потенциальные проблемы в работе двигателя. Если вы заметили, что уровень масла в вашем автомобиле падает быстрее обычного, важно провести диагностику и устранить причину, чтобы избежать более серьезных повреждений двигателя в будущем.
Последствия угара моторного масла:
- Снижение уровня: приведет к недостаточной смазке двигателя, увеличению износа и риску возникновения серьезных поломок.
- Увеличение выбросов: сгорание масла увеличивает количество вредных выбросов, что особенно актуально для экологических стандартов.
- Ухудшение работы мотора: накопление отложений от сгоревшего масла привести к снижению его мощности, ухудшению работы на холостом ходу и другим проблемам.
- Отложения могут засорить каталитический нейтрализатор, снижая его эффективность и приводя к дорогостоящему ремонту.
Параметры, влияющие на угар масла
Нет ни одного показателя, который бы показывал реальную скорость угара масла.
Но выделяется два косвенных параметра:
- Испаряемость смазки.
- Температура вспышки.
Сложней всего узнать первый показатель, ведь эта информация нигде не встречается. Что касается второго параметра, отыскать нужные сведения не составляет труда.
Эти данные встречаются во многих справочниках и показывают, при какой температуре происходит воспламенение смазки силового узла при контакте с открытым пламенем.
Он зависит от состава масла, а именно наличия в составе легких фракций. Чем выше их количество, тем меньше нужна температура для воспламенения.
Критерии стойкости моторного масла к угару
Стойкость моторного масла к угару зависит от нескольких ключевых характеристик и добавок, улучшающих его производительные свойства.
Перечислим основные критерии и факторы, определяющие такую устойчивость:
- Вязкостные характеристики: масла с более высокой вязкостью обычно более устойчивы к угару, так как они образуют более толстую защитную пленку на движущихся частях двигателя. Однако использование слишком вязкого масла может негативно сказаться на топливной экономичности и холодном пуске.
- Термическая стабильность: масла, обладающие высокой термической стабильностью, лучше сопротивляются разложению при высоких температурах, что является ключевым фактором в предотвращении угара.
- Окислительная стабильность: способность масла противостоять окислению, что может привести к увеличению вязкости и образованию отложений, ухудшающих его способность к угару. Масла с высокой окислительной стабильностью меньше подвержены этому процессу.
- Наличие и эффективность присадок: антиоксиданты, диспергаторы и противоизносные добавки, значительно увеличат устойчивость масла к угару, предотвращая образование отложений и улучшая его защитные свойства.
- Способность к образованию пленки: масла, которые могут образовывать прочную масляную пленку на деталях двигателя, предотвращают прямой контакт между металлическими поверхностями, снижая тем самым угар за счет уменьшения трения, температуры и износа.
- Низкая летучесть: масла с низкой летучестью испаряются меньше при высоких температурах, что напрямую влияет на их устойчивость к угару. Этот параметр особенно важен для современных высокофорсированных и турбированных двигателей.
Что такое NOACK
Показатель NOACK характерен для каждого мотора. Он определяется на практике и отображает испаряемость моторного масла за 60 минут при температуре в 250 0С.
Чем ниже этот параметр, тем меньше будет проблем с угаром смазки.
Параметр определяется по следующему алгоритму:
- Масло греется в течение 60 минут при температуре 250 градусов Цельсия.
- Проверяется, как изменился вес.
В среднем минеральные смазывающие составы теряют около 22-25 процентов, а современные синтетические масла — не больше 8-10%.
Высококлассные масла имеют минимальные потери на испаряемость. Минус в том, что многие компании не указывают этот параметр в описании.
В процессе реальной эксплуатации определить нужную характеристику труднее. Здесь мотор работает в разных температурных диапазонах и с различным давлением.
Следовательно, для проведения измерений одной установки уже мало. Из-за этого возникают ошибки.
С учетом приведенного метода можно сделать вывод, что более вязкие масла имеют меньшую испаряемость.
На практике, все наоборот. Чем выше вязкость, тем больше потери. Это легко объяснить.
Во время работы силового агрегата вязкое масло на цилиндре формирует более толстый слой, который оказывается в зоне высоких температур и быстрее испаряется. Как результат, увеличивается и угар.
Допуски расхода масла на угар на современных авто: Хонда, Гранта 8 клапанов, ВАЗ, Тойота
Проведенные тесты показали, что нормы расхода для двигательного масла отличаются для легковых и грузовых машин.
Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов:
- Легковой транспорт. Для такой техники параметр угара находится на уровне от 0,005 до 0,025 процентов на 100 л горючего. В среднем этот показатель составляет 5-25 г на 1000 км. В старом силовом агрегате этот параметр будет выше и может достигать 0,1% или 100 г на 1000 километров. При работе двигателя при максимальной нагрузке или при наличии дизельного / турбированного мотора этот показатель возрастает.
- Грузовики. Для длинномерного транспорта этот параметр находится на уровне 0,3-0,4%. При расчетах учитывается объем сгоревшего горючего и смазки, которая была долита. Этот параметр характерен для тяжелых машин с большими моторами. Принцип вычислений урага смазки в дизелях или бензиновых моторах немного отличается.
Средняя норма потери смазки на 100 л горючего для легковушек приведено в таблице.
Тип двигателя |
Допустимый угар |
|||
В процентах, % 100 л. топлива |
В граммах, г. на 1000 км |
|||
Новый |
Изношенный |
Новый |
Изношенный |
|
Бензиновый |
0,005 – 0,025 |
0,025 – 0,1 |
5 до 25 |
25 – 100 |
Турбированный |
0,05 – 0,08 |
0,5 – 1 |
до 100 |
100 – 300 |
Дизельный |
0,035 – 0,25 |
0,3 – 0,8 |
30 – 55 |
до 200 |
Роторный |
0,5 – 1,2 |
1 – 2 |
500 – 1000 |
до 2000 |

В бензиновых моторах, работающих с повышенной нагрузкой, потребляется от 0,4 до 0,6% на 100 литров использованной горючей смеси. В переводе на объем это около 465-700 мл на 1000 км.
С дизелем аналогичная ситуация. Здесь потребление моторного масла возрастает на 0,5%.
Для форсированных турбированных «дизелей» потери могут достигать 3-процентного параметра от общего объема масла в моторе.
Сразу отметим, что угарние смазки возрастает после капремонта и эксплуатации машины более пяти лет. При этом средний параметр для авто, проехавшего 150 000 км — от 0,35 до 0,55 л.
По производителям
Производитель |
Расход масла на 1000 км пробега |
Хендай |
1л. |
Kia |
0,6 |
VW |
0,5 |
Honda |
1л. |
Тойота |
1 л |
Renault |
0,5 л |
Mazda |
0,8 |
ВАЗ |
0,7 |
Гранта 8 клапанная |
0,5 |
Т.е. отсюда можно сделать предварительный вывод, любое моторное масло имеет свойство угорать в допустимом объеме. Но если у двигателя начался «масложор», то стоит обратить внимание на качество залитой рабочей смазки и техническое состояние мотора.

Как происходит угорание масел
В идеальных условиях моторное масло циркулирует по системе смазки двигателя, минимизируя трение между его движущимися частями и выполняя ряд других функций, таких как охлаждение, очистка и защита от коррозии.
Однако из-за износа или неисправностей в двигателе оно может попадать в камеру сгорания, где сгорает вместе с топливом. Этот процесс приводит к уменьшению объема масла в системе без видимых признаков утечки.
Считается, что после попадания в цилиндр масло обязательно сгорает. Но это не так. Оно покрывает цилиндры пленкой толщиной около 10-20 мкм, формируемой верхним маслосъемным кольцом.
Указанный параметр может быть различным в зависимости от износа силового агрегата, режима работы, уровня вязкости, температуры и иных показателей.
Если взять 2-литровый двигатель, то в пленке в 10 мкм за один цикл к цилиндрам поступает около 1,33 см3 смазки. Если бы имело место выгорание, при 3000 оборотах в минуту из выхлопной трубы вылетало бы больше полутора литров масла. 3-4 минуты и картер пустой. На самом деле это же не так.
Получается, что во время работы мотора горит не вся пленка, а только ее небольшая часть.
Масло в двигателе начинает угорать при высоких температурах. Но при работе мотора свои задачи выполняет система охлаждения, которая отводит лишнее тепло со стенок цилиндров, и, соответственно, смазки, расположенной на них.
Получается, что мотор не перегревается. Соответственно, смазка не угорает.
Исключением являются случаи, когда водитель вдавливает педаль газа, или силовой агрегат работает на пределе. В таком случае поверхностные слои начинают закипать. Вот тогда и возникает рассматриваемая проблема.

Группы базовых масел и их влияние на угар
При изготовлении масел используются разные группы базовых смазок, от применения которых также зависит угар.
Причина в том, что новые виды смазки имеют большую агрессивность в отношении резинотехнических изделий двигателя.
Если силовому агрегату уже несколько лет, лучше использовать базовые ПАО-масла (полиальфаолефины), изготовленные по гидрокрекинговой технологии и сразу оценить результат. Многие автовладельцы сумели избежать проблем с помощью такой технологии.
Влияние вязкости
В Интернете встречается мнение, что после пробега в 100 000 км необходимо переходить на следующий класс вязкости масла. Например, если раньше использовался вариант с 0W20, теперь нужно заливать 5W30. Но это не так. Наоборот, чем меньше вязкость, тем ниже риск сжигания смазки в двигателе.
Это обусловлено тем, что на цилиндрах формируется более толстая пленка. Соответственно, объем сгораемой смазки также увеличивается.
Если же выбрать слишком жидкий продукт, тонкая защитная пленка может привести к проблемам с мотором. Вот почему все эксперименты нужно производить с учетом рекомендаций завода-изготовителя. И тут важно найти «золотую середину».
Содержание остаточных углеводородов в выхлопе
Проведенные тесты показали, что объем углеводородов в выхлопных газах повышается с ростом расхода моторного масла. Для проведения замеров применяется специальный прибор, а именно «анализатор ионизации в пламени (FID)». Но это больше для станций техобслуживания.
Будет достаточным изучить выхлопную трубу. Наличие на ней масляных отложений должно насторожить.
Как самому рассчитать угар масла в двигателе
При желании рассчитать угар смазки в силовом агрегате можно самостоятельно.
Так, реальное уменьшение объема за цикл работы считается следующим образом:
Qy = ∑q + (Qз-Qсл), где:
- Qз — объем смазки, залитой при замене;
- Qсл — количество слитого масла;
- ∑q — объем жидкости, долитой в процессе эксплуатации.
Если нужно вычислить, сколько масла угорает в привязке к пройденному километражу (на 100 км), используйте следующую формулу:
Mз = V / (P*k), где:
- Р — расход горючего;
- V — объем системы смазки мотора;
- К — коэффициент износа ЦПГ (для дизеля — 1.25, бензинового ДВС — 1.15, турбированного мотора — 1.3).
Если машина прошла капремонт, установленные нормы увеличиваются на 20%. Это же касается транспортных средств, которым более пяти лет с пробегом за 100 000 км.
Что сильнее угорает: синтетика или полусинтетика или как победить масложор
Может показаться, что полусинтетическое масло горит быстрее. Но это не так. Эксперименты показали, что об этом нельзя утверждать однозначно.
Важно смотреть на следующие параметры:
- Температура вспышки, которая приводится на упаковке или в характеристиках к продукту. Чем выше этот показатель, тем меньше риск угара. В идеале указанный показатель быть больше 240 градусов Цельсия.
- Подходит выбранная марка смазки для вашего автомобиля с учетом требований завода-изготовителя.
- Параметры NOACK. Этот показатель позволяет сделать более точные выводы, но многие заводы-изготовители не показывают его в характеристиках. Сама характеристика указывается в процентах. Чем ниже цифра, тем меньше проблем будет выгоранием смазки.
Чтобы победить угар масла в двигателе, важно следовать нескольким простым советам:
- Заливайте смазку, которую рекомендует завод-изготовитель.
- Используйте масла с высокой температурой вспышки и с низким NOACK (если информация по этому параметру доступна).
- Контролируйте состояние мотора и вовремя проводите его техническое обслуживание.
- Старайтесь не перегружать двигатель, чтобы он не работал долго с повышенной нагрузкой.
Как бороться с угаром моторного масла
Для предотвращения или минимизации угара масла необходимо регулярно проводить техническое обслуживание двигателя, включая замену рабочей жидкости и масляного фильтра согласно рекомендациям производителя, а также своевременно устранять любые неисправности в системе смазки и двигателе в целом.
При появлении признаков угара масла рекомендуется обратиться к специалистам для диагностики и ремонта.
Моторные масла меньше всего подверженные угару
Практика показала, что современная синтетика выгорает не более, чем на 14%. В то же время у полусинтетики этот показатель редко превышает 20%.
Но эти данные можно уменьшить, если правильно выбирать смазку и учитывать рекомендации в статье.
Марка масла стойкая к угару |
Паспортная температура вспышки |
Индекс вязкости — метод проверки (ASTM) |
Бельгийский XENUM X1 |
247 °C |
175 |
ТОТЕК Астра Робот HR на базе полиальфаолефинов |
246 °C |
164 |
GT OIL Premium GT Gasoline |
245 °C |
170 |
SHELL Helix Ultra |
242 °C |
168 |
IDEMITSU 5W-40 SN/CF |
238 °C |
167 |
ЛУКОЙЛ Genesis Armortech for European Cars |
236 °C |
179 |
Castrol Magnatec Diesel 5W-40 DPF |
232 °C |
173 |
MOBIL Super 3000 X1 |
232 °C |
169 |
LIQUI MOLY Molygen New Generation |
230 °C |
180 |
GT OIL GT Extra Synt |
226 °C |
179 |
Takayama 5W-40 API SN/CF |
226 °C |
172 |
ZIC X9 |
222 °C |
173 |
Полусинтетика 5w40
Ниже представлено 6 марок полусинтетических моторных масел вязкостью 5w40 стойких на угар.
Марка масла стойкая к угару |
Паспортная температура вспышки |
Индекс вязкости — метод проверки (ASTM) |
Гидрокрекинговое масло ZIC A+ |
235 °C |
173 |
LIQUI MOLY Top Tec 4100 |
232 °C |
169 |
SHELL Helix HX7 |
242 °C |
172 |
Gazpromneft Super |
231 °C |
167 |
LIQUI MOLY Optimal Synth |
230 °C |
171 |
Castrol Magnatec |
232 °C |
166 |

Синтетика 5w30
Таблица содержит 5 марок синтетических моторных масел вязкостью 5w30 стойких на угар.
Марка масла стойкая к угару |
Паспортная температура вспышки |
Индекс вязкости — метод проверки (ASTM) |
Gulf Current CT |
240 °C |
166 |
ADDINOL Giga Light MV 0530 LL |
236 °C |
170 |
Mobil Delvac 1™ LE |
234 °C |
168 |
RAVENOL HDX |
228 °C |
173 |
LUKOIL LUXE SYNTHETIC |
222 °C |
173 |
Полусинтетика 5w30
Таблица содержит 5 марок полусинтетических моторных масел вязкостью 5w30 стойких на угар.
Марка масла стойкая к угару |
Паспортная температура вспышки |
Индекс вязкости — метод проверки (ASTM) |
SHELL Helix HX7 |
240 °C |
163 |
MOTUL 6100 SAVE-LITE |
238 °C |
159 |
LIQUI MOLY Top Tec 4200 Diesel |
235 °C |
175 |
ZIC X5 |
230 °C |
170 |
XENUM Nippon Runner |
228 °C |
162 |

10w40 синтетика
Ниже представлено 5 марок синтетических моторных масел вязкостью 10w40 стойких на угар.
Марка масла стойкая к угару |
Паспортная температура вспышки |
Индекс вязкости — метод проверки (ASTM) |
SHELL RIMULA R6 M |
256 °C |
160 |
LIQUI MOLY Motorbike 4T Synth Street Race |
250 °C |
160 |
ZIC X7 LS 10W-40 |
236 °C |
167 |
MOTUL 7100 4T 10W-40 |
236 °C |
154 |
PETRO-CANADA DURON UHP |
229 °C |
157 |
10w40 полусинтетика
В таблице перечислено 6 марок полусинтетических моторных масел 10w40 стойких на угар.
Марка масла стойкая к угару |
Паспортная температура вспышки |
Индекс вязкости — метод проверки (ASTM) |
ZIC X5 |
240 °C |
170 |
PETRO-CANADA SUPREME |
235 °C |
153 |
LIQUI MOLY Optimal |
235 °C |
154 |
MOBIL Super 2000 X1 |
234 °C |
152 |
Castrol Vecton |
230 °C |
152 |
SHELL Helix HX7 |
227 °C |
153 |
Но это не значит, что нужно сразу же покупать моторное масло, указанное выше, ведь оно может не подходить для двигателя вашего автомобиля и угорать еще сильней. Это важно понимать.

Также в комментариях пишите свое марки моторных масел, которые, исходя из опыта их применения, обладают минимальным угаром.
Используемая литература:
- А.Б. Григоров, И.С. Наглюк, — «Рациональное использование моторных масел». 2013 год.
- Буцкий, Первушин: «О моторном масле – элементарно». Издательство: AUDITORIA, 2019 г.
- А.К. Караулов, Н.Н. Худолий: «Автомобильные масла. Моторные и трансмиссионные – СПРАВОЧНИК».