В рамках развития автомобильной промышленности и улучшения характеристик двигателей, вопрос о смешивании моторных масел различных типов и вязкостей становится всё более актуальным. Этот вопрос затрагивает не только обычных автолюбителей, но и профессионалов в области машиностроения и сервисного обслуживания.
Рассмотрение данной темы требует глубокого понимания химического состава масел, их физических свойств, а также спецификаций, предъявляемых производителями автомобилей.
Что говорят производители моторных масел?
Дело в том, что производители моторных масел не разрабатывают рецептуры, а только выполняют предписывающие действия по смешиванию базовых масел, добавлению определенных присадок и разливу полученного продукта по канистрам.
Соответственно, у них нет опыта в тестировании моторных масел на совместимость друг с другом, да и задача такая у них не стоит.
Поэтому они не могут ответить конкретно на вопрос можно ли смешивать между собой различные виды моторных масел.
Ответить на этот вопрос могут только разработчики присадок к моторным маслам, которые фокусируются на создании химических компонентов для улучшения и модификации их свойств.
Эти компании работают в тесном сотрудничестве с производителями масел и автомобильными компаниями, чтобы обеспечить соответствие их продуктов современным требованиям к эксплуатационным характеристикам, эффективности и экологическим стандартам.
Некоторые из самых известных разработчиков и производителей присадок включают:
- Lubrizol Corporation: один из ведущих мировых поставщиков присадок для моторных масел, предлагающий широкий ассортимент продуктов для улучшения производительности, защиты и долговечности двигателей.
- Infineum: совместное предприятие ExxonMobil и Shell, специализирующееся на разработке и производстве присадок для моторных масел и топлива. Занимается инновациями в области смазочных материалов и топливных добавок.
- Afton Chemical: компания предлагает комплексные решения в области присадок для моторных масел, топлива и промышленных жидкостей, фокусируясь на улучшении эксплуатационных характеристик и защиты оборудования.
- Chevron Oronite: дочерняя компания Chevron, занимающаяся разработкой и производством присадок к моторным маслам, топливам и другим смазочным материалам, предлагая решения для автомобильной, промышленной и морской отраслей.
Эти и другие компании работают над созданием инновационных присадок, которые помогают моторным маслам соответствовать растущим требованиям к производительности, защите от износа, экономии топлива и снижению вредных выбросов.
Присадки к моторным маслам включают в себя антиоксиданты, детергенты, модификаторы трения, антикоррозийные и антипенные добавки, которые в совокупности обеспечивают надежную защиту и оптимальную работу двигателя.
Перечисленные выше компании имеют мощности для проведения исследований на совместимость присадок между собой и соответственно, у них есть наработанная информационная база в этой области.
Но эту информацию производители присадок не готовы выкладывать в общий доступ по одной важной причине: они не готовы отвечать за автовладельцев, так как не гарантируют, что выполненные ими действия по смешиванию моторных масел не приведут к серьезным последствиям.
Риски смешивания моторных масел
Смешивание масел различных типов особенно от разных производителей (синтетических, полусинтетических, минеральных) и вязкостей может привести к некоторым последствиям из-за разницы в химическом составе и физических свойствах.
Потенциальные риски включают:
- Снижение производительности: различия в вязкости и химическом составе приведут к образованию неоднородной смеси, которая будет работать хуже, чем каждое масло по отдельности. Не критично.
- Ускоренный износ деталей двигателя: несовместимость компонентов масел может вызвать химические реакции, ведущие к образованию отложений и повышенному износу. Происходит при не соблюдении ниже перечисленных требований.
- Укорочение интервалов замены масла: смешивание может привести к снижению эффективности антиоксидантов и других присадок, что ускорит деградацию масла. Не критично.
Но важно понимать, что перечисленные выше риски возможны при продолжительной эксплуатации автомобиля на полученной смеси. Если же, при низком уровне смазки в моторе и загорании лампочки на панели приборов, вы дольете в картер небольшое количество масла этого же, да даже другого бренда, и проедите на этой смеси несколько сот километров, с двигателем вряд ли что-то произойдет. Тут уже не важно какая вязкость у смазки, и кто производитель, а важно чтобы в картере было хоть какое-то масло, чтобы добраться до города без последствий для мотора.
Поэтому важно по возможности выдержать ряд требований с совместимости моторных масел.
Требования к смешиваемым моторным маслам
Основаны на необходимости минимизировать потенциальные риски и обеспечить безопасную и эффективную работу двигателя.
Перечислим ключевые аспекты, на которые стоит обратить внимание:
- Совместимость типов базовых масел: синтетические, полусинтетические и минеральные масла имеют различные химические свойства. В идеале, стоит смешивать масла одного типа, чтобы избежать возможного снижения качества смеси.
- Соответствие вязкостных классов: масла должны иметь схожие или совместимые вязкостные характеристики (по шкале SAE), чтобы обеспечить адекватную смазку мотора в рабочем диапазоне температур. К примеру, нельзя лить низковязкую смазку в старые моторы.
- Сохранение спецификаций и стандартов: масла должны соответствовать спецификациям и стандартам, требуемым производителем двигателя (например, API, ACEA). Смешивание масел, соответствующих разным спецификациям, может привести к ухудшению защитных и эксплуатационных характеристик.
- Совместимость присадок: присадки в маслах (антиоксиданты, диспергаторы, противоизносные добавки и т.д.) должны быть совместимыми, чтобы избежать химических реакций, которые могут ухудшить свойства смеси. Этот показатель невозможно проверить без лабораторных исследований, но как показала практика, смеси разных масел от одного производителя не вызывали проблем.
- Учет рекомендаций производителей: некоторые производители масел и автомобилей предоставляют информацию о совместимости и рекомендациях по смешиванию масел. Эту информацию следует принимать во внимание.
- Осторожность при смешивании масел разных брендов: хотя масла одинаковых типов и вязкостей разных брендов теоретически совместимы, различия в формулах присадок могут привести к непредсказуемым результатам. Хотя, как показала практика, смешивание не приводило к каким-либо серьезным последствиям для мотора в короткой перспективе.
- Проверка на физическую совместимость: если возможно, стоит провести тест на смешиваемость в небольшом объеме, чтобы убедиться в отсутствии нежелательных реакций, таких как выпадение осадка или образование слоев масла разной плотности.
- Мониторинг состояния масла и двигателя после смешивания: важно регулярно проверять состояние моторного масла и следить за работой двигателя, чтобы своевременно выявить потенциальные проблемы.
- Не лейте в двигатель с сажевым фильтром полнозольные масла с высокой золой, так как это повредит к его быстрому износу..
- Следует помнить, что, несмотря на потенциальную совместимость масел, производители часто не рекомендуют смешивание из-за риска снижения производительности и возможного вреда для двигателя. Причина, почему это происходит раскрыта выше.
Старайтесь не ездить на таких смесях больше 5 000 км так как полученный микс присадок уже не сбалансированный и отработает на много быстрее обычного.
Подводим итоги
Подведя итог можно сказать, что смешивание моторных масел разных производителей, типов и вязкостей — это тема, вызывающая множество вопросов и споров среди автовладельцев.
Существует несколько ключевых моментов, которые следует учитывать:
- Эксперты отмечают, что доливка, даже отличающегося по производителю моторного масла, не приведет к значительным изменениям в работе двигателя, если это составляет около 10-15% от общего объема. Важно стремиться к тому, чтобы масло было хотя бы одного типа (синтетическое, полусинтетическое, минеральное) и имело схожие характеристики.
- В экстренных ситуациях допускается доливка масла с другой вязкостью. Однако это может привести к незначительным изменениям показателей вязкости, что не должно серьезно повлиять на функционирование двигателя.
- Смешивание масел может привести к конфликту компонентов, содержащихся в различных присадках, что, в свою очередь, негативно отразиться на работе двигателя. В частности, возможно образование отложений, засорение масляных каналов и даже увеличение вязкости масла до критических значений, особенно при смешивании масел разного типа (например, минерального и синтетического).
- Если всё же возникла необходимость смешать масла, стоит придерживаться некоторых правил. Не рекомендуется снижать качество масла при доливке, не смешивать масла разных классов (например, предназначенные для легковых и грузовых автомобилей) и не доливать более 15% другого моторного масла.
- После смешивания моторных масел желательно в ближайшей перспективе выполнить полную замену полученного микса, чтобы избежать долгосрочного негативного воздействия на мотор.
Следует помнить, что смешивание моторных масел — это мера, к которой стоит прибегать лишь в крайних случаях, поскольку долгосрочное использование такого микса может негативно повлиять на работу мотора, особенно когда долито больше 15-20% от общего объема смазки в системе.
По этому вопросу пишите свои мнения в комментариях.