Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) предназначен для синхронизации системы впрыска и зажигания.
Устройство в определенный момент времени передает сведения о рабочем угле коленвала на ЭБУ с последующей подачей команды от блока управления к транзисторам форсунок для осуществления впрыска топлива в нужный момент в нужном количестве.
Другие основные функции устройства
Еще одна функция ДПКВ – расчет среднего количества оборотов, которые нужны ЭБУ для формул расчета разных данных, а также и для работы других датчиков автомобиля, к примеру, отображение число оборотов двигателя на панели приборов.
Следующее назначение – определение с каким ускорением нужно сделать подкрутку коленвала после зажигания смеси в каждом цилиндре.
Дело в том, что, когда горючая смесь загорается, давление в цилиндрах повышается и коленчатый вал, под давлением газов, разгоняется, и чтобы поршень в следующем цилиндре подошел к верхней мертвой точке с нормальной скоростью вращение каленвала замедляется.
Следующая функция – выполняется одновременно с датчиком распредвала и определяет синхронизацию работы коленвала и распредвала путем сравнения сигналов с двух датчиков.
Принцип действия
Принцип действия построен на контроле маховика и реакции на отсутствие одного-двух зубцов с учетом типа ДВС.
Датчик «видит» синхронизирующий диск, по кругу которого находятся зубцы из металла.
ДПКВ распознает их за счет появления магнитного поля и мгновенно выявляет отсутствие одного-двух элементов. В этот момент блок управления получает данные о текущей позиции и синхронизирует зажигание.
Датчики могут работать на эффекте Холла, оптическом или индукционном принципе.
- снижение мощности ДВС;
- повышенный расход горючего;
- уменьшение динамических параметров и детонацию.
При полной поломке мотор отказывается работать из-за неправильной синхронизации.
Существующие типы датчиков
- Магнитно-индукционные. Работают на базе магнитного поля — эффекте Холла. Как только перед ДПКВ проходит пустой участок маховика без зубцов, появляется постоянное напряжение и подается к электронному блоку управления. Как правило, напряжение питания 5В, но в старых датчиках 12 В.
- Оптические. Принцип действия построен на базе приема света через зубцы синхронизирующего диска. При пропадании света на определенное время ЭБУ получает сигнал об определенной позиции коленчатого вала с дальнейшей подачей команды.
- Индуктивный. Внутри находится постоянный магнит, стержень с индукционной обмоткой (катушка), которая реагирует на электромагнитное поле. В случае изменения этих параметров фиксируется отметка, показывающая конкретную позицию шкива на валу. Принцип действия – магнит создает магнитное поле, задающий диск с зубьями это поле меняет, переменное магнитное поле наводит в катушке ЭДС в виде синусоиды (аналоговый сигнал), который в ЭБУ преобразуется в цифровой.
Индуктивный тип ДПКВ считается наиболее распространенным и устанавливается на все современные авто с инжектором. Кроме позиции коленчатого вала, он определяет скорость вращения и отличается большей функциональностью.
На каких машинах чаще всего выходит из строя
ДПКВ считается надежным устройством с большим сроком службы. В реальности ничего не бывает вечным, и даже эта деталь может поломаться.
Данный перечень не полный, но именно у этих моделей часто возникают проблемы с этим датчиком. Многое зависит от типа устройства, завода изготовителя и условий, в которых эксплуатируется машина.
Расположение датчика коленвала
Во всех автомобилях ДПКВ выполняет одну задачу, но его положение может отличатся.
Расположение зависит от марки / модели машины, а также типа установленного двигателя.
Рассмотрим основные варианты.
Марка (и) авто | Место установки |
ВАЗ 2110, 2111 и 2112 | На крышке маслонасоса возле шкива генераторного ремня. |
Дэу Нексиа | Напротив задающего диска для мотора F16MF или на шкиве коленвала для силовых агрегатов A15MF, G15MF и A15SMS. |
Рено Логан с двигателями на 1.4 и 1.6 л | Около блока цилиндра, в нижней части. Для получения доступа к устройству нужно снять трубку воздухозаборника. Саму деталь легко опознать по крепежной пластине с парой монтажных отверстий. |
Хендай Соната | Под крышкой ремня ГРМ в нижней части в области ролика-балансира. ДПКВ легко распознать по фишке, идущей к корпусу крышки клапанов. |
Приора | Встроен в крышку маслонасоса напротив задающего диска на генераторном шкиве. |
Газель | На крышке привода ГРМ. Для доступа необходимо снять грязезащитный щиток двигателя. |
Киа Рио 3 | Расположен вертикально на корпусе МКПП, в задней части блока цилиндров. |
Ниссан Альмера Н16 | Возле кронштейна задней подушки двигателя. Для демонтажа требуется снятие защиты ДВС, а доступ осуществляется снизу. |
Хендай Солярис | Установлен на крышке маслонасоса. |
Хендай Акцент (версии МС, RB) | Смонтирован в моторном отсеке над грязезащитным козырьком с торца. Для LC и X3 она находится над корпусом термостата. |
Форд Фокус | Смонтирован в задней части блока цилиндров ДВС напротив маховика. |
Дэу Нексиа | Находится на специально предусмотренном кронштейне, у шкива коленвала для 8-клапанной, и под масляным фильтром для 16-клапанной версии (в блоке цилиндров ближе к маховику). |

Признаки неисправностей, полный перечень
- Повышение расхода горючего.
- Невозможность запустить двигатель.
- Уменьшение мощности мотора, что сказывается при движении на подъем на загруженном авто.
- «Плавание» оборотов двигателя.
- ДВС неожиданно глохнет уже после нагрева.
- Появление ошибки Р 0336, что является симптомом нарушения производительности / диапазона мотора на высоких оборотах.
- Дергание машины на холостых оборотах или в движении.
- Замедленная реакция авто при нажатии на газ.
- Детонация силового агрегата на высоких оборотах.
Связанные проблемы
При выявлении дефектов необходимо убедиться в отсутствии других неисправностей, имеющих непосредственную связь с ДПКВ.
Контролирующее устройство фиксирует пропуски и передает команды на ЭБУ, тем самым путая управляющий блок. Такую проблему можно диагностировать на СТО, а для ремонта нужен венец маховика.
Вторая связанная причина — сбои в работе ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).
В его функции входит определение расхода воздуха, а функционально он оказывает влияние на ДПКВ. Для диагностики и выявления неисправности также необходимо обратиться в сервисный центр.
Следующая потенциальная проблема — появление «восьмерки» на маховике, из-за чего ДПКВ начинает работать неправильно. В таком случае необходимо поменять поврежденную деталь.

Как проверить
Проверка датчика коленвала проводится после выполнения предварительных шагов:
- Подготовьте прибор для измерения индуктивности или сопротивления (в зависимости от применяемого метода), к примеру, для измерения сопротивления подойдет обычный мультиметр.
- Демонтируйте датчик коленвала с ДВС.
- Осмотрите его внешнее состояние.
- Выполните проверку одним из доступных методов (рассмотрены ниже).
При осмотре обратите внимание на состояние сердечника, контактной колодки или корпуса.
При загрязнении зачастую достаточно почистить контакты / сердечники для решения проблем. При отсутствии явных дефектов выполните проверки других узлов.
Прозвонка мультиметром / омметром
Отражение меньшего значения свидетельствует о повреждении изоляции и необходимости его замены.
Если никакие данные не показываются, это говорит о обрыве цепи и невозможности применения датчика.
При отсутствии под рукой мультиметра можно воспользоваться омметром.
- Заглушите двигатель.
- Снимите ДПКВ.
- Прикоснитесь омметром к контактам.
- Посмотрите параметр, который должен быть в рассмотренном выше диапазоне.
Завышенное сопротивление свидетельствует о наличии помех, а низкое — о повреждении обмотки.
Комплексный контроль
- Мегаомметр / омметр. Помогает измерить сопротивление.
- Измеритель индуктивности. Оптимальный параметр — 200-400 мГц.
- Цифровой вольтметр или обычный прибор.
- Сетевой трансформатор.
Результаты замеров позволяют получить ответ об исправности / неисправности ДПКВ.
Контроль гаечным ключом
При отсутствии под рукой измерительных приборов проверку датчика можно выполнить с помощью гаечного ключа.
- Отключите зажигание.
- Откройте капот и выкрутите фиксирующий болт датчика.
- Достаньте устройство и почистите его от грязи.
- Демонтируйте сиденье на 2-м ряду, чтобы услышать работу бензонасоса.
- Не доставая фишку контакта, приложите к торцу датчика гаечный ключ.
- Попросите помощника, чтобы он прислушивался к работе бензонасоса (последний должен включиться).
Суть проверки состоит в искусственном срабатывании катушки и имитации прохождения шкива. При включении бензонасоса при каждом контакте металла контроллер реагирует на позицию коленвала. Если же запуска устройства не слышно, симптом точно укажет на поломку.
Применение осциллографа
- Заглушите двигатель и отключите зажигание. Достаньте датчик и приложите к контактам осциллограф (без учета полярности). Далее перед торцевой частью сенсора проведите металлическим предметом. Катушка срабатывает на металл, что видно по кривой на осциллографе.
- Включите мотор и подключите осциллограф к выводам.
- Посмотрите на кривую и подходы работы контроллера.

Нормальной считается амплитуда, у которой ровные границы сверху и снизу и такие же разделительные периоды.

При наличии большого количества и / или искривление краев осциллограммы можно говорить о повреждении некоторых зубцов маховика. Это, в свою очередь, ведет к неправильной работе сенсора.
В таком случае можно говорить о механических сбоях в работе и необходимости замены венца маховика.
Диагностический сканер
Опытные автовладельцы выделяют еще один метод, как проверить ДПКВ с помощью сканера для диагностики типа OBD 2. Он вставляется в разъем автомобиля и связывается с блоком управления. К примеру, автосканер ELM 327.
Далее с помощью ноутбука, мобильного устройства или ПК выполняется сопряжение по Блютуз и Вай-Фай.
Для диагностики применяется специальная программа, позволяющая увидеть ошибки.
Суть применения диагностического сканера состоит в наличии сигнала от ДПКВ и способности выявлять имеющуюся метку.
Более подробно вы можете почитать по ссылке — https://autotopik.ru/remont/958-kak-proverit-datchik-kolenvala.html.
Устранение неисправности
Если датчик вообще не определяет позицию коленвала, единственным выходом является его замена. В случае, когда поменять его не удается, попробуйте починить.
- Почистите устройство от грязи, которая налипает и закрывает сенсорный механизм. Сверху появляется пыль, песок и металлическая стружка, что создает помехи для работы устройства. Для решения проблемы нужно достать ДПКВ, очистить его от грязи и поставить на место.
- Устраните обрыв. Распространенная ситуация, когда происходит повреждение провода. Такая неисправность чаще всего характерна для фишки. Здесь провода часто изгибаются, что приводит к их повреждению. Внешне определить проблему не всегда удается, ведь изоляция остается исправной. Для ремонта необходимо снять разъем, найти повреждение, зачистить изоляцию и восстановить контакт. При наличии паяльника необходимо выполнить пайку.
- Почистите контакты. Сверху на ДПКВ предусмотрен уплотнитель, который со временем становится более жестким и пропускает влагу, грязь и пыль. Как результат, появляется ржавчина, негативно влияющая на контакт. Как результат, датчик перестает нормально работать, и двигатель глохнет. Для устранения неисправности почистите контактную группу с помощью наждачной бумаги или надфиля. Параллельно удалите пыль, восстановите контакт и попробуйте завести ДВС.
- Проверьте зазор между датчиком и задающим диском с зубьями, как правило, он должен быть 0.5 мм.
Как обмануть датчик и завести машину
Бывают ситуации, когда ДПКВ вышел из строя и не дает запустить двигатель. В таком случае необходимо знать, как обмануть устройство и доехать до сервиса без срочного ремонта.
- Найдите кусок тонкой медной проволоки, к примеру, из реле. Потребуется длинный кусок.
- Намойте на датчик два витка картона / бумаги.
- Сделайте вокруг корпуса 150 оборотов тем самым создав обмотку.
- Уберите бумажку, чтобы проволока стала на место.
- Сведите остаток к фишке, которая подключается к устройству.
- Вставьте концы в разъем, с которого идут контакты на ДПКВ.
- Попробуйте завести мотор.
Если двигатель не завелся, поменяйте местами контакты фишки. Для фиксации тонких проводов в разъеме используйте спички. При этом не злоупотребляйте поездками с такой конструкцией. По возможности необходимо поменять поломанный ДПКВ.
Рассмотренный выше подход позволяет восстановить электромагнитную индукцию за счет создания новой обмотки. Ее создание позволяет функционировать детали, обеспечит подачу команды на ЭБУ и успешный пуск мотора.