Датчик коленчатого вала — это важный компонент системы управления двигателем автомобиля, который отвечает за сбор информации о положении и скорости вращения коленчатого вала. Эти данные необходимы для оптимизации момента зажигания и впрыска топлива.
В статье рассмотрим где находится датчик, признаки его неисправностей, способы проверки на различных авто с использованием мультиметра и других приборов.
Принцип работы датчика коленвала
Современный автомобиль оснащен значительным количеством всевозможных датчиков, основная задача которых – контроль за работой механизмов или систем.
Данные от этих датчиков передаются на электронный блок управления, который уже на основе полученной информации производит настройку работ определенных систем.
Одним из наиболее важных среди этих контрольных элементов является датчик положения коленчатого вала (ДПКВ, датчик ВМТ). Данный датчик контролирует скорость вращения коленчатого вала двигателя. На основе его показаний блок управления настраивает работу топливной системы и системы зажигания.
Если проще, то по показаниям ДПКВ блок управления ориентируется, сколько топлива подать в цилиндры и когда это сделать, а также в какой момент подать искру.
Поэтому, пожалуй, это единственный датчик, из-за неисправности которого может не запустится силовая установка ведь сбой в его работе приведет к нарушению работы топливной системы.
Даже если силовая установка и запустится, то работа ее будет неустойчивой, с перебоями и т. д. Поэтому этот датчик коленвала очень важен и нужно следить за его работоспособностью.
Где находится? Особенности конструкции
Обычно данный датчик располагается возле шкива привода ремня генератора. На этом шкиве обычно сделан по окружности зубчатый венец, так называемый диск синхронизации. Именно на вращение этого диска и реагирует датчик.
Стоит отметить, что для точного получения данных о вращении коленчатого вала, датчик коленвала располагается на определенном удалении от диска. У правильно установленного устройства расстояние между его сердечником и вершиной любого зуба должно составлять 0,6-1,5 мм.
Место расположения датчика не самое удобное, но добраться до него вполне возможно.
На автомобилях используется несколько разных по конструкции и принципу работы ДПКВ:
- индукционный (один из самых распространенных);
- датчик, использующий эффект Холла;
- Оптический.
Об особенностях конструкции и работы каждого из них пока говорить не будем, перейдем сразу к неисправностям.
Признаки неисправности датчика коленчатого вала двигателя
Неисправность датчика коленчатого вала двигателя может проявляться различными способами, влияющими на работу автомобиля.
Перечислим некоторые из основных признаков, на которые стоит обратить внимание:
- Одним из самых заметных признаков является трудность или полная невозможность запустить двигатель. Датчик коленчатого вала играет ключевую роль в управлении зажиганием и подачей топлива, поэтому его неисправность может препятствовать запуску мотора.
- Неправильные показания датчика могут вызвать нестабильную работу двигателя на холостом ходу, вплоть до его остановки.
- Автомобиль становится менее отзывчивым на нажатие педали газа, а максимальная мощность двигателя снижается.
- Неисправный датчик может привести к неоптимальному сгоранию топлива, что увеличивает его расход.
- Неправильные сигналы от датчика могут вызвать неравномерное сгорание топлива, что проявляется в виде вибраций авто, а иногда и к детонации двигателя.
- Мигание или постоянное горение индикатора неисправности на панели приборов (Check Engine). Наиболее очевидным признаком является активация индикатора неисправности двигателя на приборной панели, что указывает на необходимость диагностики.
- Неисправность датчика коленчатого вала может привести к пропускам зажигания в цилиндрах из-за неправильного времени подачи искры.
Если вы заметили один или несколько из этих признаков, рекомендуется провести диагностику автомобиля. Особенно важно не игнорировать постоянно горящий индикатор неисправности на приборной панели, так как это может указывать на серьезные проблемы, требующие немедленного решения.

Способы проверки датчика коленвала на работоспособность
Самыми распространенными методами являются:
- Проверка датчика и его проводки на предмет видимых повреждений, износа или обрыва проводов.
- Проверка сопротивления. Выполняется помощью мультиметра соединив выводы датчика с щупами прибора. Значение сопротивления должно соответствовать норме, указанной в технической документации на ваш автомобиль. Отклонение от нормы может указывать на неисправность.
- Проверка напряжения. Выполняется так же с помощью мультиметра в режиме измерения напряжения. Таким способом выясняется поступает ли напряжение на датчик и генерируется ли сигнал при вращении коленчатого вала. Измерения выполняются при вращении вала вручную или при работе мотора на низких оборотах.
- Проверка с помощью осциллографа. Этот метод позволяет более точно оценить качество сигнала, который генерирует датчик. Подключив осциллограф можно визуально оценить форму сигнала на экране устройства при вращении коленчатого вала. Неправильная форма сигнала или его отсутствие указывают на неисправность.
- Диагностика с помощью сканера (тестера). Выполняется с помощью подключенного автомобильного диагностического сканера, таким образом можно считать ошибки с блока управления двигателем. Наличие кодов ошибок, связанных с датчиком коленчатого вала, подтверждает его неисправность.
Эти методы позволяют с достаточной точностью определить состояние датчика коленчатого вала и принять решение о его замене или дополнительной диагностике. Важно помнить, что точные параметры для проверок могут различаться в зависимости от модели автомобиля, поэтому рекомендуется обращаться к технической документации.
Проверка датчика коленвала мультиметром и другими приборами
Чтобы было более наглядно, рассмотрим каждый способ проверки датчика коленвала на примере нескольких авто.
Проверка на ВАЗ 2110
Первым будет ВАЗ-2110, на котором используется индукционный тип датчика.
Итак, двигатель на «Десятке» забарахлил и есть все предположения, что это произошло из-за датчика коленчатого вала. Под руками есть мультиметр, который может работать в режиме омметра.
Этого вполне достаточно, чтобы произвести проверку на сопротивление обмотки.
Первое, что нужно сделать – осмотреть устройство, пока оно установлено на авто, а точнее — проверить наличие зазора между ним и диском синхронизации.
Вполне возможно зазора там нет из-за того, что на датчик или диск налипла грязь, которая и привела к нарушению работоспособности.
Если с зазором все в порядке, до демонтируем датчик. На ВАЗ 2110 он находится на крышке масляного насоса. Перед этим лучше нанести метки положения ДПКВ.
Следующий этап – оценка внешнего состояния. Корпус датчика должен быть целым, без следов повреждения, сердечник – чистым, а контактные выводы – без следов окисления, а провода не иметь повреждений.
Если на ДПКВ видны внешние загрязнения, то можно его перед проверкой промыть (для этого использовать только чистый бензин или спирт), а также надфилем зачистить контакты.
После очистки, промывки и сушки можно приступать к замерам. Для этого переводим мультиметр в режим омметра и щупами присоединяемся к контактам датчика.
При замере исправный ДПКВ должен показать сопротивление в диапазоне 550-570 Ом.
Для других авто этот показатель может быть другим, поэтому лучше перед замером поинтересоваться о номинальном напряжении датчика в технической документации авто.
Если значение сопротивления ниже или выше указанного диапазона – датчик неисправен и подлежит замене.
Это самый простой способ проверки ДПКВ, однако он и самый неточный. Он может лишь дать частичное представление о состоянии устройство, хотя и этого иногда вполне достаточно.
Проверка осциллографом не снимая ДПКВ с автомобиля
Самым же точным для проверки является способ, в котором используется осциллограф. Поэтому рассмотрим, как производится проверка датчика на ВАЗ-2110 при помощи данного прибора. При такой проверке ДПКВ снимать не нужно, и все замеры производятся прямо на авто.
Перед проведением проверки, нужно правильно произвести подключение осциллографа к машине. Обычно у данного прибора имеется один зажим и два щупа.
Зажим нужно присоединить к массе двигателя, то есть к любой металлической составляющей мотора.
Один щуп устанавливается параллельно к клемме вывода сигнала датчика. Второй щуп же подключается к выводу 5 на разъеме подключения сканера.
После подключения следует перевести прибор в режим «Inductive Crankshaft».
После этого уже запускать двигатель. Если же он не запускается, то нужно будет вращать коленчатый вал стартером, чтобы осциллограф снял показания.
После этого уже по полученной осциллограмме можно оценить работоспособность датчика. Любые нарушения в его работе повлияют на изображение осциллограммы, и это будет хорошо видно.
Комплексная проверка на Opel Vectra B
Теперь возьмем другой автомобиль и на нем рассмотрим последний из способов проверки – комплексной. Такая проверка значительно лучше, чем обычным мультиметром, но по точности недотягивает до осциллографа. В качестве проблемного авто теперь выступит Opel Vectra B. Симптомы оставляем те же.
Начальные работы тоже не отличаются от ВАЗ-2110: датчик снимается, осматривается, тщательно отмывается и только после этого можно приступать к проверке состояния.
Но для комплексной проверки понадобится больше оснащения:
- Мультиметр;
- Мегаомметр;
- Прибор для измерения индуктивности.
Все измерения лучше производить в отапливаемом помещении, чтобы показания были корректными.
Вначале измеряется сопротивление катушки, как это расписано выше. Показания по сопротивлению должны быть в указанном в техдокументации диапазоне.
Следующая проверка – измерение индуктивности обмотки, для чего используется прибор для ее измерения. У рабочего ДПКВ индуктивность должна быть в диапазоне 200-400 мГн.
Приборы на фото ниже.
Также проверяется сопротивление изоляции мегаомметром. При подаче напряжения в 500 В, показатель сопротивления у датчика должно быть не более 20 Мом.
На основе этих замеров и устанавливается, является ли ДПКВ рабочим, или же требует замены.
Фото приборов ниже.
Особенности проверки датчика коленвала на других авто
Что касается других авто, к примеру, ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем, ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114, то у них проверка проводится идентично автомобилю ВАЗ-2110.
Примечательно, что для ВАЗов при проверке на сопротивление катушки датчика коленвала, можно провести дополнительную проверку.
Но для этого мультиметр нужно перевести в режим вольтметра с пределом измерения в 200 мВ.
После подключить щупы к выводам ДПКВ и провести любым металлическим предметом, к примеру, отверткой на небольшом удалении от сердечника.
Если датчик исправен, то он отреагирует на металл, мультиметр покажет всплески напряжения на дисплее. Отсутствие этих всплесков будет указывать на неисправность элемента.
Что касается такого авто, как Reno Logan, то отличие от ВАЗа у этой машины сводится к несколько другим показаниям сопротивления катушки датчика при измерении омметром.
У исправного ДПКВ Logan нормальное сопротивление составляет 200-270 Ом.
У Daewoo Lanos показатель сопротивления катушки должен находиться в пределах 500-600 Ом.
А вот на двигателе ЗМЗ-406, устанавливаемый на автомобили «Волга» и «Газель», нормальным является сопротивление катушки в диапазоне 850-900 Ом.
Каким бы автомобилем вы не обладали, но, если на нем установлен инжекторный двигатель – значит возникновение проблем в работе мотора из-за ДПКВ вполне возможно.
Бывалые автолюбители в своем авто всегда держат запасной датчик, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Ведь значительно проще установить новый элемент и поехать дальше, а потом уже проверить снятый на работоспособность, чем в самый неожиданный момент столкнуться с, тем, что автомобиль отказывается нормально работать из-за такого мелкого, но очень важного элемента, как датчика положения коленвала двигателя.