ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

—истемы активной безопасности автомобил€, мифы и реальность

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 2 624

—истемы активной безопасности автомобил€

—егодн€ мы поговорим про системы активной безопасности автомобилей, так как практические уже каждое современное авто обладает такими системами, но не многие покупатели автомобилей про них знают.

¬ такт с развитием электронной техники и цифровых технологий до неузнаваемости изменилс€ и автомобиль.

» если всего каких-то 20-30 лет назад антипробуксовочна€ система была непременным атрибутом автомобилей премиум-класса, то сегодн€ она идет уже в минимальной комплектации на многих марках бюджетных автомобилей.

—егодн€ львина€ дол€ электронных систем в автомобиле так или иначе входит в набор так называемой, активной безопасности.

Ёти электронные системы помогут неопытному водителю удержать автомобиль на своей траектории, преодолеть крутые спуски и подъемы, осуществить безаварийную парковку и даже объехать преп€тствие без заноса при экстренном торможении.

—истемы активной безопасности автомобил€

Ѕолее того, многие современные электронные системы Ђнаучилисьї следить за Ђмертвой зонойї, боковым интервалом и дистанцией, они могут распознавать разметку, дорожные знаки и даже пешеходов, пересекающих дорожное полотно.

ћы уже частично затрагивали эту тему в статье современные системы автопилота.

Ќо и это далеко не исчерпывающий список вспомогательных электронных систем. ƒл€ комфортабельного движени€ по загородным дорогам многие автомобили оснащены системами адаптивного круиз-контрол€.

 руиз контроль

»менно благодар€ им водитель может вз€ть своеобразный тайм-аут и следить лишь за дорогой, а все остальное, включа€ соблюдение дистанции, траекторию движени€ и управление дроссельной заслонкой будет делать электроника.

ј если водитель слишком расслабилс€ или даже задремал, его разбудит электронна€ система, след€ща€ за поведением водител€.

ѕохоже, что будущее, когда автомобиль станет еще и авто-управл€емым, совсем близко? ћожет быть.

Ќо, пока у электронных систем есть не только почитатели, но и противники.

ќни утверждают, что обилие электронных систем лишь мешает водителю про€вить себ€, а в р€де случаев электроника даже усугубл€ет положение.

ѕрежде, чем вставать на сторону тех или других, следует сначала разобратьс€ как работают электронные системы безопасности, каких непри€тностей они помогают избежать и в каких случа€х они бывают Ђбессильныї.

ABS (Anti-block Braking System)

јнтиблокировочна€ система торможени€.

»менно под этой аббревиатурой прин€то скрывать ту самую антиблокировочную систему, котора€ не только стала первым электронным помощником водител€, но и послужила основой дл€ создани€ на ее базе многих других электронных систем активной безопасности.

—ама антиблокировочна€ система преп€тствует полной блокировке колес при торможении и оставл€ет автомобиль управл€емым даже на скользком покрытии.

¬первые подобна€ система была установлена на автомобили Mercedes-Benz еще в начале 70-х годов прошлого века.

—овременна€ антиблокировочна€ система существенно сокращает тормозной путь при срочном торможении на скользком дорожном покрытии.

Ёффект от ABS

ѕринцип работы современной†системы ABS заключаетс€ в циклах сброса и подъема давлени€ тормозной жидкости в контурах, ведущих к исполнительным механизмам колес.

Ёлектроника управл€ет клапанами, получа€ информацию от датчиков вращени€ колес.

ѕри прекращении вращени€ какого-либо из колес, электронные импульсы от датчика перестают передаватьс€ на центральный процессор.

”стройство јЅ—

—разу же в действие включаютс€ электромагнитные клапаны, сбрасывающие давление, заблокированное колесо растормаживаетс€, после чего клапаны снова закрываютс€, поднима€ давление в тормозных контурах.

Ётот процесс проходит циклически, с частотой около 8 Ч 12 циклов подъема и сброса давлени€ в секунду, пока водитель удерживает педаль тормоза.

¬одитель ощущает работу јЅ— по пульсирующему биению тормозной педали.

—овременные антиблокировочные системы позвол€ют не только осуществл€ть так называемое прерывистое торможение, но и управл€ть тормозными усили€ми колес на каждой оси в зависимости от их проскальзывани€. Ёта система называетс€ EBD, но о ней мы поговорим позже.

Ќедостатки јЅ—.

Ќо, у каждой медали имеетс€ еще и обратна€ сторона.

√лавна€ проблема любой јЅ— заключаетс€ в том, что электроника практически полностью замен€ет водител€ в управлении торможением, оставл€€ ему лишь пассивно нажимать на педаль.

—истема включаетс€ в работу с некоторым запаздыванием, поскольку дл€ оценки тормозных усилий и состо€ни€ дорожного покрыти€ процессору нужно врем€.

ќбычно это доли секунды, но как показывает практика, очень часто их хватает на то, чтобы автомобиль вошел в занос.

“акже јЅ— может сыграть с водителем еще одну злую шутку на скользком покрытии. ¬се дело в том, что на скорост€х движени€ меньше 10 км/ч јЅ— автоматически отключаетс€.

„итайте по теме: Ќеисправности ABS.

Ёто означает, что, если водитель успел сбросить скорость до значени€ ниже порога отключени€ системы в услови€х очень скользкой дороги, а впереди него преп€тствие в виде столба, отбойника или сто€щий автомобиль, веро€тнее всего, водитель будет удерживать педаль тормоза нажатой.

ј это легко может обернутьс€ в услови€х гололедицы мелким дорожно-транспортным происшествием.

»менно в момент отключени€ вспомогательной системы водитель должен брать на себ€ полное управление торможением.

“акже непросто прокачать тормоза с јЅ—, здесь нужны определенна€ сноровка и знани€.

EBD (Electronic Brake Force Distribution)

Ёлектронна€ система распределени€ тормозных усилий.

ѕо сути, она €вл€етс€ усовершенствованной антиблокировочной системой активной безопасности.

¬ отличие от јЅ—, котора€ в циклическом режиме сбрасывает и поднимает давление в тормозных контурах, система EBD способна управл€ть тормозными усили€ми на задней оси, поскольку при торможении центр т€жести автомобил€ смещаетс€ на переднюю.

«адн€€ ось при этом остаетс€ практически разгруженной. ƒл€ сохранени€ управл€емости автомобил€ колеса передней оси должным блокироватьс€ раньше, чем задней.

–абота системы EBD практически ничем не отличаетс€ от ABS. ≈динственное отличие Ч это удержание системой рабочего давлени€ в тормозных контурах задних колес заведомо ниже, чем в передних.

EBD

ѕри блокировке задних колес клапаны сбрасывают давление до еще более низкого значени€.

ѕри повышении скорости вращени€ задних колес клапаны закрываютс€ и давление вновь нарастает.

—истема работает в сочетании с ABS и €вл€етс€ ее дополн€ющей частью.

ќна пришла на замену знаменитому Ђколдунуї - механическому регул€тору тормозных сил, отключающего тормозные контуры задних колес в зависимости от наклона кузова автомобил€.

ASR (Automatic Slip Regulation)

јнтипробуксовочна€ система.

Ёта электронна€ система активной безопасности предназначена дл€ недопущени€ пробуксовки ведущих колес автомобил€.

ASR

¬ насто€щее врем€ она устанавливаетс€ на многие современные автомобили, включа€ полноприводные кроссоверы и внедорожники.

” многих автопроизводителей антипробуксовочна€ система может иметь разные названи€. Ќо принцип работы практически одинаков и основываетс€ на работе антиблокировочной системы торможени€.

“акже ASR включает в себ€ системы управлени€ электронной блокировкой дифференциала и регулированием т€ги двигател€.

ASR

ѕринцип ее работы базируетс€ на кратковременной блокировке буксующего колеса и перебрасывани€ крут€щего момента на другое колесо на этой же оси на низких скорост€х движени€.

Ќа высокой (свыше 80 км/ч) скорости движени€, пробуксовка регулируетс€ при помощи регулировки угла открыти€ дроссельной заслонки.

¬ отличие от ABS и EBD система ASR при считывании показаний датчиков скорости вращени€ колес сравнивает не только сто€щее и вращающеес€ колесо, но также и разницу угловых скоростей, ведущих и ведомых.

”правление кратковременной блокировкой ведущих колес осуществл€етс€ по аналогичному циклическому принципу.

¬ зависимости от марки и модели автомобил€, система ASR способна управл€ть т€говым усилием двигател€ при помощи изменени€ угла открыти€ дроссельной заслонки, блокировани€ впрыска топлива, изменени€ угла опережени€ впрыска топлива в дизеле или угла опережени€ зажигани€, а также управление программной алгоритма переключени€ передач роботизированной или автоматической коробки передач.

јктивируетс€ с помощью кнопки.

¬ключение ASR

Ќедостатки ASR.

ќдним из существенных недостатков этой системы €вл€етс€ посто€нное задействование тормозных накладок при пробуксовке ведущих колес.

Ёто означает, что они будут изнашиватьс€ намного быстрее, чем тормозные накладки обычного автомобил€, не оборудованного ASR.

ѕоэтому, владелец автомобил€, часто использующий антипробуксовочную систему должен гораздо тщательнее следить за толщиной рабочего сло€ на тормозных накладках.

»знос тормозных накладок

—истема курсовой стабилизации (Electronic Stability Program)

Ёлектронна€ система курсовой устойчивости (стабилизации).

¬ насто€щее врем€ у многих автопроизводителей эта система называетс€ по-разному.

ќдни автопроизводители называют ее Ђсистемой стабилизации движени€ї. ƒругие - Ђсистемой курсовой устойчивостиї. Ќо суть ее работы от этого практически не мен€етс€.

 ак следует из ее названи€, эта электронна€ система активной безопасности предназначена дл€ сохранени€ управл€емости и стабилизации движени€ автомобил€ в случае отклонени€ от пр€молинейной траектории движени€.

ESP

— некоторого времени оснащение автомобилей системой ESP нар€ду с ABS €вл€етс€ об€зательным в —Ўј, а также в ≈вропе.

—истема способна стабилизировать траекторию движени€ автомобил€ при его разгоне, торможении, а также маневрировании.

—обственно, ESP €вл€етс€ Ђинтеллектуальнойї электронной системой, обеспечивающей безопасность на более высоком уровне.

ќна включает в себ€ все другие электронные системы (ABS, EBD, ASR и др.) и следит за наиболее эффективной и слаженной их работой.

Ђ√лазамиї ESP €вл€ютс€ не только датчики скорости вращени€ колес, но также датчики величины давлени€ в главном тормозном цилиндре, датчики поворота вала рулевого колеса и датчики фронтального и бокового ускорени€ автомобил€.

ESP

 роме этого, ESP управл€ет т€гой двигател€ и автоматической трансмиссией. —истема сама определ€ет наступление критической ситуации, след€ за адекватностью действий водител€ и траекторией движени€ автомобил€.

¬ ситуации, когда действи€ водител€ (нажатие педалей, вращение рулевого колеса) отличаютс€ от траектории движени€ автомобил€ (благодар€ наличию датчиков), система включаетс€ в работу.

¬ зависимости от вида аварийной ситуации, ESP будет стабилизировать движение при помощи притормаживани€ колес, управлени€ оборотами двигател€ и даже углом поворота передних колес и жесткостью амортизаторов (при наличии систем активного подруливани€ и управлени€ подвеской).

ѕодтормажива€ колеса, ESP преп€тствует возникновению заноса и увода автомобил€ в сторону при прохождении крутых поворотов.

ESP

Ќапример, при неадекватной траектории движени€ при прохождении поворота с малым радиусом, ESP подтормаживает внутреннее заднее колесо, измен€€ при этом обороты двигател€, что способствует удержанию автомобил€ на заданной траектории.

 рут€щий момент двигател€ регулирует система ASR.

¬ полноприводных автомобил€х крут€щий момент в трансмиссии регулируетс€ при помощи межосевого дифференциала.

—овременна€ система ESP может опиратьс€ на работу других систем: управлени€ экстренным торможением (Brake Assistant), системы предотвращени€ столкновени€ (Braking Guard), а также электронной блокировки дифференциала (EDS).

ѕри эксплуатации автомобил€, оборудованного интеллектуальной электронной системой курсовой устойчивости владельцу автомобил€ необходимо помнить о более интенсивном износе тормозных дисков и накладок.

¬одитель за рулем

ј также о психологическом моменте Ч фальшивом чувстве безопасности, которое заключаетс€ в том, что все ошибки водител€ при выборе скорости движени€, недооценке скользкого покрыти€ или дистанции до движущегос€ впереди автомобил€ ESP способна своевременно устранить.

¬едь несмотр€ на все более совершенствующиес€ электронные системы активной безопасности водительское мастерство и ответственность за собственную жизнь и жизни пассажиров пока еще никто не отмен€л.

»менно это правило следует помнить всегда, даже при езде в компании электронных помощников.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: