Появление характерного металлического звона в передней части силовой установки автомобиля ВАЗ-2107 сигнализирует о проблемах с приводом газораспределительного механизма.
Причиной возникновения этого звона является послабление цепи привода в результате сильного ее растяжения или слабой ее натяжки натяжителем.
И если сильное растяжение цепи устранить можно только путем ее замены, то натяжка ее – процедура, которая входит в перечень работ по техническому обслуживанию, и должна своевременно проводиться.
Но бывают и случаи, когда натяжка недавно была произведена, цепь еще не выработала свой ресурс, а звон уже начал появляться.
Зачастую виной этому является механизм натяжения цепи.
Особенности натяжного механизма и возможные его неисправности
Натяжитель – элемент привода, обеспечивающий определенное натяжение цепи ГРМ.
«Родное» устройство данного авто является плунжерным. То есть, в конструкции данного элемента имеется подпружиненный плунжер, который за счет давления пружины обеспечивает необходимое натяжение.
Работает данный элемент таким образом – пружина выталкивает плунжер из корпуса, тот упирается в башмак и толкает его до тех пор, пока плунжер не остановит сопротивление цепи, при этом из нее мощной пружиной натяжителя выбирается провисание, цепь натягивается.
Но конструкция его такова, что после выборки провисания цепи плунжер фиксируется сухарем.
Однако со временем цепь все больше растягивается и требуется дополнительная ее натяжка, для чего нужно колпачковой гайкой снимать фиксацию сухарем плунжера, чтобы пружина снова сделала выборку.
Одним из основных недостатков такого натяжителя является возможность попадания сора между плунжером и корпусом, из-за чего он может заклинить.
Иногда устранить заклинивание можно путем легкого постукивания по корпусу, но не всегда. Повреждение же корпуса всегда ведет к надобности в его замене.
Проводить периодическую выборку провисания цепи не всегда удобно, поэтому вместо штатного натяжителя можно установить автоматический, который сам производит выборку.
При этом конструкция такого натяжного механизма очень проста и возможность заклинивания его практически исключена.
Автоматический натяжитель, конструкция, принцип работы
В автоматическом механизме используется храповой механизм, который сам производит выборку провисания цепи по мере ее растяжения.
Состоит такой элемент из корпуса, в котором установлена подпружиненная собачка храпового механизма.
Внутри корпуса располагается пружина и шток натяжителя с нанесенным зубчатым сектором.
Зубья сектора – мелкие, имеют шаг 1 мм, и наклонены в определенную сторону.
Работает автоматический натяжитель так.
По мере провисания цепи, пружина толкает шток и тот, воздействуя на башмак, производит выборку.
Но вернуться обратно штоку не дает собачка храпового механизма, которая одним из своих концов становится между зубьями сектора.
По мере растяжения цепи шток выдвигается, а собачка, перескакивая через зубья, не дает ему вернуться обратно. Таким образом натяжитель постоянно поддерживает натяжение цепи.
Если обнаружено, что штатный натяжитель перестал выполнять свои функции из-за повреждения или заклинивания, которое путем постукивания по корпусу устранить не удалось, то требуется его замена.
Данную операцию можно разделить на частичную, когда производится только замена поврежденного элемента, и полную, при которой заменяется еще и башмак.
Необходимый инструмент
Рассмотрим, как производится частичная замена.
Операция эта несложная, поскольку крепление натяжителя располагается с внешней стороны мотора, справа над помпой.
Из инструментов понадобиться:
- Ключи рожковые (на 10 и 13);
- Новый элемент;
- Тиски слесарные.
Снятие механизма
Автомобиль устанавливается на ровную площадку и обездвиживается ручником.
Для частичной замены натяжного механизма с двигателя ничего снимать не нужно. Достаточно открутить две гайки крепления данного элемента и извлечь его.
Вытаскивать его нужно аккуратно, чтобы не повредить прокладку, расположенную под ним.
Но если такая шла в комплекте с новым натяжителем, то следить за сохранностью старой – необязательно.
Установка нового элемента
Перед установкой нового натяжителя, если он плунжерный, его нужно «зарядить». Под данным понятием скрывается надобность в полной задвижке плунжера в корпус перед монтажом.
Для этого новый элемент зажимается в тисках, но так, чтобы они не повредили корпус.
После чего ключом на 13 послабить колпачковую гайку, при этом плунжер под действием пружины выйдет из корпуса.
Далее натяжитель извлекается из тисков. Затем держа рукой его за крепежные ушки, нужно плунжер упереть в твердую поверхность и надавить на него, чтобы он ушел в корпус.
Удерживая его в таком положении, следует затянуть колпачковую гайку, чтобы зафиксировать плунжер.
После «заряженный» натяжной механизм устанавливается на место и фиксируется двумя гайками.
Чтобы натяжитель сработал и произвел выборку, нужно снова послабить колпачковую гайку, после чего послышится щелчок, указывающий на то, что плунжер вышел и сделал выборку.
Особенности замены башмака натяжителя
Если же производится полная замена, вместе с башмаком, то операция значительно усложняется.
Вся последовательность работ по снятию башмака расписана здесь.
Если коротко, то помимо снятия натяжного механизма потребуется еще демонтаж приводных шкивов в передней части мотора, крышки привода, звездочек распределительного вала и вала вспомогательных агрегатов.
Только после этого появиться возможность извлечь башмак для замены.
Большинство автомобилей ВАЗ-2107 оснащались карбюраторной системой питания.
Но уже последние модели шли с инжектором. Хотя последовательность замены натяжного механизма цепи ГРМ от этого не меняется.
Установка автоматического натяжителя
Если решено заменить штатный натяжитель на автоматический, то последовательность снятия не отличается от описанной.
Но автоматический натяжной механизм нужно правильно установить.
В продажу он уже идет с полностью задвинутым штоком в корпус, причем он зафиксирован чекой в таком положении.
Эта чека располагается во внешней торцевой части элемента.
Перед тем как снять фиксацию штока, натяжитель нужно установить на авто и закрепить гайками.
И только после этого пассатижами извлекается фиксирующая чека, после чего пружина вытолкнет шток, а собачка не даст вернуться назад.
Остается только закрутить в отверстие в торцевой части болт, исключающий выпадение пружины. Этот болт должен идти в комплекте с натяжным механизмом.
На этом работы по замене штатного натяжителя на автоматический завершены.
В целом, операция по замене натяжителя цепи ГРМ, будь он штатный или автоматический – несложная, если меняется только сам натяжной элемент.
Кстати на инжекторных ВАЗ 2107 работы идентичны.