Как заменить рулевую рейку на ВАЗ 2114/2115

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Просмотров: 7 467

На автомобилях семейства «Самара 2», к которому относятся модели ВАЗ-2113, 2114, 2115 в конструкции рулевого управления используется механизм типа «рейка-шестерня» (в народе – прост «рейка»). Он достаточно прост в конструкции и надежен.

Но все же в процессе эксплуатации его составные части изнашиваются и требуется замена рейки.

И как это делается, рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ-2114, хотя технология идентична для всех моделей семейства.

Причины и признаки неисправностей

Причин, по которым требуется замена рулевой рейки ВАЗ-2114, несколько:

  • Естественный износ составных элементов;
  • Износ по причине попадания внутрь механизма сторонних частиц (песка, грязи);
  • Повреждение зубьев рейки или шестерни.

С естественным износом все понятно. Если автомобиль «накатал» более 100 тыс. км (а по нашим дорогам может и меньше), то люфты в рулевом управлении – обычное явление. А вот на остальные причины возникновения неисправностей влияют особенности эксплуатации и обслуживания.

Поврежденные пыльники и сальники, небрежная эксплуатация авто, игнорирование проведения регулировочных работ – все это значительно сокращает ресурс рулевого механизма и приводит к повреждениям, при которых дальнейшее использование узла невозможно.

Изношенная или неисправная рулевая рейка ВАЗ-2114 обязательно себя проявляет, причем симптомы могут быть разными:

  • Увеличенный свободный ход в рулевом управлении;
  • Стуки со стороны рулевой рейки при движении по неровностям;
  • Сильные вибрации руля;
  • Уводы автомобиля в разные стороны;
  • Хруст в районе рулевого механизма при поворотах;
  • Подклинивание;
  • «Утяжеление» руля.

Поскольку множество симптомов присущи и проблемам с другими составными частями рулевого управления ВАЗ-2114, то перед проведением замены сначала следует сделать диагностику.

Сводится она к проверке углов развала/схождения, состояния наконечников и сайлентблоков тяг, а также вала колонки и его составных частей.

Когда проводиться замена?

Если состояние перечисленных элементов нареканий не вызывает, и при этом регулировочные работы выполнить невозможно по причине люфтов, неисправность кроется в самом рулевом механизме.

Увеличенный свободный ход и стуки еще можно попытаться устранить регулировкой. Находясь под авто на корпусе механизма можно обнаружить регулировочный винт под специальный ключ, заменить который можно шестигранником на 17.

При помощи ключа затягиваем винт до упора, а затем отворачиваем на ? оборота, и проверяем «тяжесть» руля. Он должен вращаться легко, далее можно проверить поведение рулевого управления на дороге.

Если регулировка не помогла – люфт и стуки остались, требуется ремонт или замена рулевой рейки ВАЗ-2114.

Читайте по теме: Люфт в рулевом управлении, какой должен быть, нормы.

А вот при хрустах в рейке можно сразу приступать к замене, поскольку регулировка при таких симптомах явно не поможет.

Замену рейки ВАЗ-2114 можно доверить специалистам СТО, но придется заплатить. Стоимость услуг по замене в сервисных центрах варьируется от 20 до 45 $. А если сюда добавить цену на саму рейку, то сумма выходит уже немалая.

Заменить все можно и самостоятельно, сэкономив на этом, тем более что выполнить операцию на ВАЗ-2114 несложно и под силу даже начинающему автолюбителю.

Меняем рейку самостоятельно

Есть два способа замены рейки. Подбирается метод исходя из того, зачем именно снимается механизм – для замены или ремонта.

В случае с установкой новой рейки, следует сначала определить ее комплектность.

В продажу они поступают как в сборе с рулевыми тягами, так и без них.

Первый вариант при замене подразумевает выпрессовку наконечников из поворотных кулаков, поэтому для работ потребуется специальный съемник.

Инструмент и приспособления

Для проведения замены потребуется:

  • Ключи накидные или рожковые на 10, 13, 17, 22 (но лучше – головки с воротком, оснащенным трещоточным механизмом);
  • Домкраты и подпорки;
  • Средство WD-40;
  • Плоская отвертка;
  • Молоток;
  • Ветоши;
  • Съемник наконечников (если тяги тоже демонтируются).

Технология работ

Рассмотрим, как проводиться замена рулевой рейки ВАЗ-2114 без смены тяг. Технология проведения работ такая:

  1. Ставим автомобиль на ровную площадку или яму, обездвиживаем (затягиваем ручник, ставим противооткатные упоры под задние колеса);
  2. Послабляем затяжку колесных болтов;
  3. При помощи домкратов вывешиваем передок авто, затем страхуем подпорками. При наличии одного домкрата поднимаем сначала одну сторону, ставим подпорку, снимаем подъемный механизм и идем на другую сторону;
  4. Снимаем передние колеса;
  5. В арке с левой стороны, по ходу движения авто, имеется технологическое отверстие, которое может быть прикрыто крышкой (не всегда). Эту крышку демонтируем;
  6. Если есть абсорбер, послабляем хомут его крепления, вытаскиваем элемент и отводим в сторону;
  7. При помощи молотка и отвертки отгибаем усики пластинки, которые предотвращают разбалчивание болтов крепления тяг к рейке (для удобства работ можно покрутить рулем, чтоб расположить рейку в хорошем для доступа месте);
  8. Откручиваем болты крепления и вытаскиваем их вместе с фиксирующей пластинкой;
  9. Отводим тяги вбок;
  10. В салоне перед передним щитом внизу находим место соединения вала колонки с валом шестерни механизма. Откручиваем фиксирующий болт. Движениями руля «на себя» расшевеливаем соединение;
  11. Головкой на 13 откручиваем гайки крепления скоб, которыми фиксируется механизм. Предварительно их стоит обработать WD-40, поскольку нередко они ржавеют. Попытки откручивания без предварительной обработки могут привести к обрыву шпильки;
  12. Снимаем скобы;
  13. Смещаем механизм в сторону двигателя, чтобы вал шестерни полностью вышел из отверстия в щите;
  14. Через технологическое отверстие вытаскиваем узел;
  15. Новый механизм проталкиваем через отверстие, правильно размещаем, фиксируем и соединяем с колонкой.

Сборка рулевого управления делается в обратном снятию порядке.

Нюансы замены узла в сборе

В случае замены рейки ВАЗ-2114 в сборе с тягами, поступаем несколько по-иному.

В процессе работ откручивать тяги от рейки не нужно. Зато придется отсоединять наконечники от стойки. Эта операция не составит труда при наличии съемника.

Если же его в наличии нет, можно воспользоваться народным способом;

  • Разгибаем и снимаем стопор;
  • Откручиваем гайку наконечника;
  • Берем монтировку и помещаем ее между тягой и выступом стойки, к которому наконечник крепиться;
  • Создаем монтировкой усилие на отжим и одновременно наносим резкие удары молотком по выступу (обычно достаточно 2-3 ударов, чтобы наконечник «выскочил»).

Далее делаем все идентично описанному: раскручиваем гайки крепления и фиксирующий болт на вале колонки. После остается только извлечь механизм и заменить на новый.

После замены обязательно потребуется проведение регулировки углов развала/схождения рулевого управления ВАЗ-2114, даже в случае, когда тяги не снимались. Эта операция лишней точно не будет.

Диагностика и реставрация рейки

Вместо приобретения новой рейки, можно попытаться провести ремонт установленной на автомобиле. Но вначале следует провести диагностику.

Для этого полностью разбираем узел на составные части и проводим дефектовку. Это позволит определить, какие элементы предельно изношены или повреждены.

На рынке продаются ремкомплекты для восстановления рулевого механизма. Причем комплектность их самая разная.

Одни включают в себя только резинотехнические и пластиковые элементы (сальники, пыльники, втулки).

У других же в комплекте имеются новая рейка, шестерня, соединительные элементы, подшипники (в общем, практически все составляющие).

С помощью ремкомплектов можно восстановить работоспособность «родного» узла, но только при условии, что корпус цел и не имеет значительной выработки.

Использование ремкомплектов может значительно сократить расходы на ремонтные работы. Но они не всегда позволяют восстановить работоспособность и проблемы с рулевым управлением остаются и после ремонта.

В таком случае выход только один – замена рулевой рейки на новую.

Выбираем узел на замену

К выбору нового узла на ВАЗ-2114 подходить следует серьезно. Основная проблема заключается в том, что на рынке очень часто попадаются дефектные изделия, которые уже неисправны или выйдут из строя в очень короткие сроки.

Оптимальный вариант – приобретение оригинального узла. На ВАЗ-2114 используется тот же механизм, что и на авто семейства «Самара 1» (2108, 2109, 21099). Поэтому его номер по каталогу 2108-3400012, то есть при поисках можно смело спрашивать рейку на «Восьмерку» и не переживать, что она не подойдет. Средняя стоимость составляет 100$.

Можно также и купить аналоги рейки, выпускаемые производителями автозапчастей. Но здесь следует обращать внимание на фирму-изготовителя (она должна быть известной), а также на наличие сертификатов качества.

Среди аналоговых изделий, рекомендуем обратить внимание на рулевые механизмы таких производителей:

  • Weber CG 2108-0012 (цена на нее начинается с отметки 80$);
  • Pilenga SR-P 1141(обойдется в 100$);
  • Trialli CR 108 и CR S 708 (первая идет без тяг и наконечников и стоит около 100$, вторая – механизм в сборе, из-за чего стоит вдвое дороже).

Для желающих немного доработать рулевое управление, можно поискать тюнинговые рейки. Основное отличие у них заключается в меньшем числе оборотов. Также производителями они позиционируются как усиленные.

Относительно производителей, то искать стоит продукции итальянской компании Brembo, польской – ATF, или российской – SS20.

Что касается последнего производителя, то он выпускает только рулевые рейки для 10-го семейства ВАЗ, поэтому после приобретения механизм придется немого переделать.

Но отметим, что тюнинговые рейки обойдутся значительно дороже, чем оригинальная или обычные аналоги. Так, за узел Brembo придется выложить около 250$, за ATF – примерно 200$, а SS20 – ориентировочно 210-220$.

Новая или реставрированная?

Среди автолюбителей часто возникает вопрос относительно рулевой рейки – приобретать новую для замены или реставрировать «родную»? Здесь однозначно ответить невозможно.

Если ремонт проводился самостоятельно и с использованием качественного ремкомплекта, то после реставрации рейка может отслужить достаточно долго.

А вот приобретение реставрированной рейки или в случае ремонта на СТО высока вероятность скорого возникновения проблем. Ведь неизвестно кто, как и с помощью чего проводил восстановление.

Что касается новых узлов, то на рынке очень много дефектных реек.

В целом все же лучше сначала попытаться отремонтировать рейку, поскольку это значительно дешевле. Приобретать же новый механизм стоит только после того, как уже убедились, что реставрация не помогла.

Меняем пыльник рейки без ее снятия

Пыльник рейки предотвращает попадание грязи внутрь механизма. Поэтому в случае обнаружения повреждения следует его незамедлительно менять, иначе придется потом ремонтировать или менять узел в сборе, что намного дороже.

Замена пыльника – операция несложная, особенно если узел уже снят для реставрации. Но полностью извлекать рейку необязательно. Замену лучше проводить на холодном двигателе.

Пыльник меняется так:

  1. Обеспечиваем доступ к рейке. Для этого может потребоваться демонтировать защиту от воды, которая держится на трех болтах;
  2. Развальцовываем, а затем ключом на 22 откручиваем болты рулевых тяг (смотрите выше);
  3. Вынимаем рулевые тяги из рейки;
  4. С помощью ключа на 13 откручиваем два болта, а затем снимает правое (по ходу движения) крепление рейки;
  5. Демонтируем боковой резиновый упор;
  6. Используя ключ на 10 откручиваем болт хомута, с помощью которого держится абсорбер (слева по ходу движения);
  7. Ослабляем хомуты, которые удерживают пыльники с двух сторон;
  8. Отводим немного рейку от кузова и стягиваем пыльник, делать это лучше с правой по ходу движения стороны;
  9. Устанавливаем новый пыльник. Собираем все в обратной последовательности.

Важные моменты:

  1. Шайбы на рулевых тягах нужно сначала вставить непосредственно в пыльник перед его установкой, а не вкручивать их потом вместе с рулевыми тягами - распространённая ошибка.
  2. В процессе работ обязательно закладываем внутрь механизма смазку (подойдет Литол-24). А после собираем все обратно.

Работы по демонтажу и замене рулевой рейки не занимает много времени и вполне можно уложиться в 2,5-3 часа, это если делать все самому.

А вот реставрация – более трудоемкий процесс и может занять больше времени.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

КОММЕНТАРИИ

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: Сколько будет 17 + 15
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: