ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 2 959

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

Ќачина€ с модели ¬ј«-2108, ¬олжский автомобильный завод перешел на использование ременного привода газораспределительного механизма, и продолжает его использовать и на современных модел€х, включа€ Ћада √ранта.

“акой тип привода обладает р€дом преимуществ перед цепным, среди которых:

  • отсутствие надобности в смазке, из-за чего имеетс€ возможность в выносе привода √–ћ на внешнюю сторону мотора;
  • бесшумность работы и более простой процесс замены.

Ќо и ходит ремень значительно меньше, чем цепь. ѕоэтому основой дл€ длительной и беспроблемной работы силовой установки €вл€етс€ своевременна€ проверка состо€ни€ ремн€ и его замена.

ѕериодичность замены

¬ техдокументации производител€ указываетс€, что на Ћада √ранта ремень √–ћ подлежит об€зательной замене каждые 60 тыс. км пробега.

Ќо здесь стоит отметить, что это граничное значение и лучше провести замену до достижени€ такого пробега, ориентировочно – на 50 тыс. км, но бывают случаи, когда привод требует замены на 40, а то и 30 тыс. км, все зависит от качества ремн€ и его рабочих условий.

¬ любом случае лучше периодически провер€ть состо€ние привода (рекомендуетс€ каждые 15 тыс. км) и при обнаружении следов износа, сразу же его замен€ть.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

≈сли этого не сделать, то возможен его обрыв, что чревато серьезными последстви€ми – поршни двигател€ столкнутьс€ с открытыми клапанами, привед€ к их повреждению и последующему дорогосто€щему ремонту.

 онструктивные особенности привода разных двигателей

„тобы пон€ть, как выполн€ютс€ обслуживающие работы с приводом √–ћ, рассмотрим сначала его конструкцию.

»так, привод газораспределительного механизма осуществл€етс€ от коленчатого вала. ѕри этом фазы газораспределени€ в цилиндрах двигател€ имеют 4 цикла и выполн€ютс€ они за два полных оборота коленчатого вала.

Ќо 2 из этих циклов происход€т при закрытых клапанах, поэтому распределительный вал должен за все 4 цикла обеспечить только разовое закрытие и открытие клапанов.

ѕоэтому за два оборота коленчатого вала осуществл€етс€ только один оборот распредвала. ѕричем достигаетс€ это достаточно просто – за счет разного диаметра приводных зубчатых шкивов.

–емень имеет зубчатую рабочую поверхность, что исключает его проскальзывание на шкивах. ѕомимо передачи усили€ от коленчатого вала ремень выполн€ет еще одну функцию – приводит в движение помпу системы охлаждени€.

ѕри этом привод должен посто€нно быть нат€нутым, чтобы исключить перескакивание зубьев на шкивах, поэтому в его конструкцию включен нат€жной ролик.

Ёто и вс€ конструкцию привода, то есть включает в себ€ всего лишь два зубчатых шкива (коленчатого и распределительного валов), шестеренку помпы, нат€жной ролик и сам ремень.

¬се это располагаетс€ сбоку двигател€, а не внутри. Ќо чтобы исключить попадание гр€зи и технических жидкостей, которые могут нанести вред ремню, все элементы прикрыты защитными щитками.

Ќо это описана конструкци€ газораспределительного механизма на 8 клапанов, дл€ привода которого используетс€ только один распределительный вал.

Ќо некоторые модели Ћада √ранта укомплектовываютс€ двигател€ми с 16-клапанным распределительным механизмом и двум€ распредвалами. Ќо из-за этого конструкци€ привода не сильно измен€етс€.

¬ отличие от 8-клапанного, имеетс€ не один, а распределительных вала и соответственно – два зубчатых шкива, а также в конструкцию добавлен еще один ролик – обводной, он же опорный. Ќа этом все отличи€ и закончились.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

ѕроверка состо€ни€ и нат€жки

 ак уже отмечено, что бы обрыв ремн€ не привел к серьезным проблемам, периодически необходимо провер€ть его состо€ние и нат€жку.

ѕроверка состо€ни€ ремн€ выполн€етс€ достаточно просто и можно ее сделать самому.

ƒл€ этого необходимо открутить и сн€ть защитные крышки привода, выдомкратить переднее правое колесо, включить повышенную передачу и покрутить колесо.

¬ключенна€ передача обеспечит через  ѕѕ вращение коленчатого вала и привода √–ћ.

ѕри вращении необходимо внимательно осмотреть ремень. ≈сли на нем замечены какие-либо дефекты или следы износа – вырванные зубь€, отслоение резины от нитей, трещины, значительные потертости, то ремень необходимо мен€ть независимо от пробега.

ƒополнительно во врем€ проверки состо€ни€ привода следует оценить и его нат€жку.

’оть на √ранта и примен€етс€ ролик с автоматической нат€жкой, но уповать на то, что он работает нормально нельз€ и лучше все же проверить нат€жку, тем более выполн€етс€ она очень просто.

–емень необходимо вз€ть двум€ пальцами посредине участка, противоположного нат€жному ролику, то есть на пролете между шкивами валов и повернуть его по часовой стрелке.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

ѕри этом если даже при значительном усилии его невозможно скрутить на угол больше 90 град, то ремень нат€нут нормально. ≈сли же он скручиваетс€ на больший угол, то необходимо отрегулировать его нат€жку.

„то понадобитьс€ дл€ замены ремн€

ƒалее рассмотрим, как производитс€ замена привода √–ћ на автомобиле Ћада √ранта. ѕолную последовательность работ будет описана дл€ 8-клапанного мотора. ƒл€ 16-клапанного же двигател€ укажем лишь нюансы.

»так, дл€ выполнени€ работ потребуетс€ такой инструмент, приспособлени€:

  1. Ќабор рожковых и накидных ключей самых распространенных размеров;
  2. Ќабор шестигранников;
  3. ћощна€ отвертка или монтажна€ лопатка, монтировка;
  4. —пециальный ключ дл€ нат€жки нат€жного ролика или хот€ бы круглогубцы дл€ сн€ти€ стопорных колец;
  5. ћаркер;
  6. ¬етоши.

≈стественно, понадобитьс€ новый ремень соответствующего размера, а также новый нат€жной ролик, поскольку он подлежит замене вместе с ремнем. ѕодготовив все это можно приступать к разборке.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

–азборка

ѕоследовательность работ такова:

  1. јвтомобиль устанавливаем на ровную площадку, или же в гараже. — ј Ѕ снимаетс€ минусова€ клемма;
  2. ѕравое переднее колесо выдомкрачиваем и снимаем с авто. — датчика положени€ коленчатого вала отсоедин€ем проводка. ≈сли имеютс€ защитные накладки на подкрылке, мешающие доступу к шкиву коленного вала, их тоже демонтируем. ¬ общем, снимаем все, что может помешать доступу;
  3. Ўестигранником на 5 откручиваем болты креплени€ верхней защитной крышки привода √–ћ и снимаем ее. ќслабл€ем крепление и нат€жку генератора, смещаем его в сторону двигател€ и снимаем приводной ремень;
  4. „тобы было лучше видно метки на шкиве распределительного вала, наносим на нее дополнительно отметину маркером;

  5. «а болт креплени€ приводного шкива генератора вращаем коленчатый вал до тех пор, пока не совместитьс€ метка на зубчатом шкиве распредвала с меткой, нанесенной на выступе √Ѕ÷. ѕосле этого снимаем резиновую заглушку смотрового лючка, расположенного на картере маховика. Ќа специальном выступе и самом маховике тоже имеютс€ метки. » если после совмещени€ отметок на шкиве распредвала через лючок заметно, что они совпали и на маховике, то можно продолжать дальнейшую работу, поскольку это указывает на то, что была выполнена установка поршн€ 1-го цилиндра в ¬ћ“.

    «амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

    Ќо если метки на маховике не совпали, необходимо провернуть коленчатый вал еще на 2 оборота, главное, чтобы все установочные метки были совмещены;
  6. ќткручиваем болт креплени€ шкива привода генератора. ѕри этом важно не допустить даже малейшего проворачивани€ коленчатого вала и смещени€ меток. „тобы отвернуть болт, можно воспользоватьс€ монтировкой или мощной отверткой.

    «амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

    ≈е загон€ем в смотровой лючок между зубь€ми маховика и упираемс€ в картер, тем самым блокировав коленчатый вал. ћожно поступить и по-другому: попросить помощника включить на  ѕѕ 4 или 5 скорость, а также выдать тормозную педаль, тем самым при помощи трансмиссии исключить проворот коленчатого вала во врем€ откручивани€ болта;
  7. ѕосле полного откручивани€ болта аккуратно снимаем шкив привода генератора и шайбу, установленную под ним;
  8. Ўестигранником откручиваем болты креплени€ нижней защитной крышки. ќбеспечив полный доступ к ремню;
  9.  лючом послабл€ем болт креплени€ нат€жного ролика, после чего он послабит нат€жение ремн€. ѕеред его сн€тием еще раз провер€ем совпадение всех установочных меток;

    «амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

  10. –емень аккуратно снимаем сначала с нат€жного ролика, а затем уже с зубьев распредвала, помпы и коленчатого вала. ѕосле этого полностью откручиваем крепление нат€жного ролика и снимаем его. Ќа этом разборка завершена.

    «амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

ќсобенности разборки 16-клапанного мотора

„то касаетс€ 16-клапанного мотора, то последовательно разборки полностью идентична описанной, за исключением одного момента – установки меток. ѕоскольку у этого двигател€ используетс€ два распредвала, то метки необходимо совмещать на обоих, при этом не стоит забывать и об отметках на маховике.

“акже во врем€ разборки придетс€ помимо нат€жного ролика демонтировать и обводной, поскольку он тоже подлежи замене.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

ѕосле сн€ти€ ремн€ следует также проверить люфт подшипников на помпе. ≈сли он значителен, то лучше сразу заменить ее. ¬ противном случае возможен скорый ее выход из стро€ после замены ремн€ и надобность в повторной разборке привода, поскольку помпа мен€етс€ только после демонтажа привода.

ќтметим, что после сн€ти€ ремн€ важно следить за тем, чтобы случайно не провернуть один из валов во врем€ установки нового.

—борка, проверка

—борка привода выполн€етс€ в обратной последовательности, но с соблюдением определенных нюансов. ¬начале ставим на место нат€жной ролик и наживл€ем болт его креплени€, но не зат€гиваем.

¬ 16-клапанном двигателе перед надеванием ремн€ ставим на место оба ролика, но в отличие от нат€жного обводной можно сразу зат€гивать.

–емень надеваетс€ снизу-вверх. “о есть, сначала зубь€ ремн€ устанавливаютс€ на зубчатый шкив коленчатого вала, затем он накидываетс€ на помпу, после заводитс€ за ролики, и только потом надеваетс€ на шкив распредвала.

ѕосле установки ремн€ выполн€етс€ его нат€жка. ƒл€ этого специальный ключ или круглогубцы устанавливаютс€ в специальные отверсти€ во внешней обойме нат€жного ролика, после чего она проворачиваетс€ по часовой стрелке до совмещени€ выреза на этой обойме с пр€моугольной выборкой на внутренней втулке.

”держива€ в таком положении ролик, зат€гиваетс€ болт его креплени€.

«акончив с зат€жкой, устанавливаем на место нижнюю защитную крышку, шайбу и шкив привода генератора. ѕосле этого провер€ем правильность выполнени€ работ.

„тобы это сделать вначале провер€ем совпадение всех меток, затем проворачиваем коленчатый вал на несколько оборотов, после чего снова совмещаем все метки. ≈сли они сход€тс€ – работа по замене выполнена правильно и можно проводить сборку дальше. «десь отметим, что допускаетс€ небольшое отклонение на каких-либо метках, но не более чем на пару миллиметров.

ѕри проверке совпадени€ меток на 16-клапанном моторе этому действию нужно уделить больше внимани€, поскольку распредвалов – два, и несовпадение отметин на каком-либо из них может привести к значительным перебо€м в работе мотора.

» только после такой проверки все собираетс€ дальше – устанавливаетс€ привод генератора, верхн€€ защитна€ крышка, проводка датчика положени€ коленчатого вала.

¬заимозамен€емость деталей

ѕри выполнении замены важно использовать составные части, предназначенные только дл€ установки на двигатели Ћада √ранта.

Ќо стоит упом€нуть, что эти же силовые установки используютс€ еще и на других модел€х ¬ј«, к примеру, на ѕриора. ѕри этом, если ремень у них одинаков, то нат€жные ролики у моторов √ранта и ѕриора отличаютс€, и они не €вл€ютс€ взаимозамен€емыми.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

Ќа √ранта этот элемент больше по диаметру, но пластикова€ рабоча€ поверхность - уже, чем на ѕриора.

”становить ролик от ѕриора, конечно, можно, немного подточив кра€ пластика, а также подложив шайбу под него, поскольку толщина металлической части √рантовского элемента больше.

«амена ремн€ √–ћ Ћада √ранта

Ќо из-за разницы в диаметре, придетс€ его больше нат€гивать, значительно уменьша€ диапазон автоматической регулировки.

ѕоэтому если и планируетс€ замена привода, то необходимо заранее найти оригинальные запчасти, продавцам же, которые увер€ют, что подойдет элемент привода от другой модели, - лучше не верить.

Ќапоследок отметим, что весь процесс замены приводного ремн€ √–ћ на Ћада √ранта не так уж и сложен и выполнить эту операцию может даже начинающий автомобилист.

√лавное позаботитьс€ о наличии всего необходимого и выполн€ть работы неспешно и внимательно.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: