Необходимость прокачать тормозную систему автомобиля может возникнуть когда угодно, например, из-за некорректной ее работы, после ремонта или во время замены тормозной жидкости.
В статье подробно расписаны эффективные сопособы как прокачать тормоза одному человеку не привлекая помощника.
Для чего нужно и как делается прокачка тормозов?
В 90% случаев тормоза прокачивают для удаления воздуха из системы и как правило, работа выполняется с помощником. Один человек стравливает воздух под машиной, в то время как другой создает давление в системе с усилием нажимая на педаль тормоза.
В ином случае тормоза можно прокачать и одному человеку и для этого:
- проверяется уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости доливается до максимума;
- крышка не закручивается, чтобы жидкость могла свободно уходить в систему;
- сначала создается давление в системе нажатием 8-10 раз на педаль тормоза;
- фиксируется педаль в выжатом состоянии любым доступным способом (кирпич, газовый упор, подобранная по размерам палка упертая в сиденье);
- перемещаемся под машину где предварительно был подсоединен к штуцеру прозрачный патрубок и опущен в емкость с тормозной жидкостью;
- откручиваем штуцер на 1/4 оборота (при необходимости больше) и выпускаем жидкость с воздухом;
- закручиваем штуцер;
- проверяем уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости доливаем новую;
- повторяем процедуру.
ВАЖНО: второй конец патрубка постоянно должен находится в жидкости, чтобы не допустить попадания воздуха в систему.
Инструкция по самостоятельной прокачки тормозов
Способов самостоятельной прокачки тормозов много, некоторые из них индивидуальны для определенной модели автомобиля. Рассмотрим универсальные методы, которые подойдут для большинства случаев.
Способ 1 — используем газовый упор
Первое, что следует сделать, это подготовить новую тормозную жидкость, газовый упор, прозрачный шланг, емкость с «тормозухой», ключ для откручивания штуцера. Газовый упор может быть от задней двери или капота.
Порядок действий:
- Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости долейте.
- До десяти раз быстро и резко нажмите на педаль тормоза, после чего оставьте ногу в зафиксированном нажатом положении.
- Поменяйте ногу на газовый упор, облокотите его на сидение и убедитесь, что он очень крепко и жестко держит педаль, и нет вероятности, что соскочит.
- После всех этих манипуляций с тормозом направляйтесь к первому выбранному колесу (как правило, это заднее правое) и начинайте стравливать тормозную жидкость и воздух из него.
Чтобы это сделать, открутите штуцер ключом (подберите заранее).
Пока стравливается воздуха и жидкости, в салоне газовый упор плотно прижимает педаль тормоза к полу.
Когда давление в системе спало и жидкость с воздухом перестала выходить закрутите штуцер, проверьте уровень жидкости в бачке, если нужно долейте. Повторяйте процедуру пока из системы не перестанет выходит воздух.
ВАЖНО: предварительно в подготовленную емкость налейте тормозную жидкость (можно старую) в которую должен погрузиться второй конец патрубка.
Способ 2 — спринцовка и прозрачный шланг
В данном способе будем использовать спринцовку и прозрачный шланг.
Шланг подбирайте с таким диаметром, чтобы в него плотно заходил «носик» спринцовки.
Порядок действий:
- Наденьте шланг на спринцовку, одной рукой сожмите последнюю, выталкивая воздух, другой плотно наденьте шланг на перепускной штуцер.
- Откройте штуцер и одновременно разжимайте спринцовку. По шлангу пойдет жидкость с воздухом. Объем последней будет зависеть от того, какого размера подобрана спринцовка.
- Как только спринцовка полностью разжалась, сразу же перекройте клапан. В районе носика спринцовки перегните шланг зажав его, к примеру, мощным канцелярским зажимом.
За первый заход из системы выйдет немного жидкости, так как трубка еще заполнена воздухом. Поэтому в спринцовке тоже будет воздух, от которого нужно будет избавиться путем ее сжатия, но перед этим не забудьте отсоединить ее от заблаговременно перегнутого шланга.
Выжав воздух, плотно вставьте спринцовку в перегнутый шланг. Повторите описанные выше действия снова. Как правило, за второй заход спринцовка уже заполниться жидкостью с воздухом. Избавляемся от нее и повторяем процесс. Не забудьте доливать свежей ТЖ в бачок и перегибать шланг.
Так как шланг прозрачный, а это обязательное условие, будет видно на каком этапе выкачки тормозной жидкости в нем перестанут наблюдаться пузырьки воздуха.
Недостатки данного способа:
- Большая затрата времени;
- Большое количество мест соединений, через который может быть подсос воздуха, а это сильно уменьшает КПД работ;
- Неудобство работ.
Поэтому хотя этот способ и имеет право на жизнь, но есть более эффективные методы самостоятельной прокачки тормозов.
Способ 3 — два патрубка и обратный клапан
В данной способе понадобятся два куска прозрачного шланга, один длинный, второй короткий. Самодельный обратный клапан и емкость для сбора ТЖ.
Самый главный здесь элемент, это обратный клапан. Лучше использовать заводские аналоги, но можно сделать и самому.
Для этого нам понадобятся:
- Два шприца на 5 – 10 мл;
- Пружинка от авторучки;
- Светодиод;
- Изолента или скотч;
- Острый нож.
Обрезаем шприцы, как показано на фото ниже.
Получиться вот такие элементы.
С помощью наждачной бумаги зашлифуйте края этих элементов.
Вставляем светодиод в пружину.
Собираем конструкцию, как показано ниже.
Закрепляем все изолентой.
Один конец короткого прозрачного шланга (10 – 15 см) надеваем на штуцер, а второй его конец на обратный клапан со стороны головки светодиода.
С другой стороны обратного клапана подсоединяется второй шланг, рекомендуемый размер которого 25 – 30 см.
Теперь осталось опустить шланг в емкость, наполненную на 20% старой ТЖ. Если старой нет, то придется жертвовать новой.
Далее выполняем следующие действия:
- Проверяем, чтобы бачок с тормозной жидкостью был полным под завязку;
- Откручиваем штуцер на 1/4 оборота;
- Садимся за руль и делаем первый подход, 10 — 15 качков педалью тормоза (ее можно не фиксировать);
- Проверяем уровень ТЖ в бачке и доливаем свежую жидкость;
- Проверяем сколько жидкости вышло и есть ли воздух в трубке;
- За второй подход будет достаточным 8 – 10 качков.
Во время периодичного нажатия на педаль тормоза ТЖ с воздухом будет выходить через обратный клапан, который не позволит жидкостно-воздушной смеси возвращаться назад в систему.
На каждом колесе делается минимум два подхода с доливом новой ТЖ в бачок.
После каждого подхода необходимо проверять наличие воздуха в трубках, особенно перед обратным клапаном.
Способ 4 — разрез в патрубке
Если нет времени возиться со шприцами чтобы изготовить обратный клапан, можно поступить еще проще:
- Возьмите прозрачный шланг немного длиннее обычного и на одном его конце завяжите обычный узел и хорошо затяните его. Чтобы проверить плотность затяжки достаточно подуть в другой конец шланга — воздух не должен проходить сквозняком.
- Выше узла канцелярским ножом сделайте небольшой надрез в 0,5 – 1 см, это и будет наш обратный клапан. Он не будет работать настолько эффективно, как в третьем способе, но все же в значительной мере уменьшит обратный отток жидкости назад в систему.
- Подсоедините шланг к штуцеру, а другой его конец с узлом и надрезом обязательно опустите в емкость с ТЖ.
Часть шланга с надрезом ни в коем случае не должна контактировать с воздухом.
Все действие повторите, как в третьем способе. Единственное отличие, придется в первый подход нажимать на педаль тормоза 12 – 15 раз, так как расстояние от штуцера до обратного клапана будет уже больше.
Нужно сделать так, чтобы именно за первую прокачку шланг полностью заполнился старой ТЖ. В следующий подход количество нажатий на педаль тормоза можно уменьшить до 8 – 10. Как правило, после второго подхода в прозрачном шланге пузырьки воздуха уже не наблюдаются.
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ: Так как емкость для сбора отработанной ТЖ держать никто не будет, в процессе прокачки тормозов она может перевернуться, поэтому позаботьтесь о том, чтобы она была закреплена. Решений этой проблемы много, поэтому останавливаться на этом не будем.
Не забывайте доливать новую ТЖ в бачок после каждого этапа прокачки.
Способ 5 — для продвинутых
Чтобы прокачать тормоза одному без помощника понадобятся:
- Старая крышка от бочка с тормозной жидкостью с вмонтированным в нее соском от колеса.
- Шланг на обоих концах которого имеются зажимы для подсоединения к соску (сделать несложно).
- Запасное колесо, накачанное до 1,5 атмосферы.
Заблаговременно подсоединяем прозрачный шланг к штуцеру и один его конец опускаем в емкость с жидкостью.
Теперь снимаем стандартную крышку бачка и заменяем ее на нашу с вмонтированным соском.
Подсоединяем к соску шланг.
Другой конец шланга подсоединяем к запасному колесу.
Воздух под давлением поступает в бачок и пытается вытеснить оттуда жидкость. Но так как у нас штуцер пока перекрыт, эти попытки ни к чему не приводят.
Идем к колесу и откручиваем штуцер. Жидкость вместе с воздухом начинает потихоньку выходить из системы.
Как только пузырьки воздуха исчезли, перекрываем штуцер и идем к следующему колесу.
Касается всех способов прокачки тормозов
Для исправной работы автомобиля, прописанные выше пункты в каждом из способов обязательно нужно повторить для каждого из четырех колес до тех пор, пока вся жидкость с воздухом не выйдет из системы.
Контролируется это следующим образом. После второго подхода проверяется трубка на наличие в ней пузырьков воздуха. Если их нет, то делается третий, контрольный подход (8 – 10 нажатий на педаль тормоза).
Если воздух в трубке еще есть, делается следующий подход, и снова все проверяется.
Контрольная прокачка для каждого колеса обязательна.
Небольшое разъяснение
У многих водителей может возникнуть вопрос, как можно прокачать тормоза одному не удерживая педаль тормоза в выжатом положении ведь везде в инструкциях по эксплуатации автомобилей на этот момент обращается особое внимание.
Но важно понимать, педаль тормоза выжимается для того, чтобы при открытии штуцера ТЖ перемещалась только в одном направлении и ни в коем случае обратно, чтобы не было подсоса воздуха.
Также такой подход сильно ускоряет время проведения работ, так как одна и та же жидкость не возвращается назад в систему и ее не нужно снова выталкивать.
При прокачке тормозов без помощника можно использовать газовый или какой-либо другой фиксатор педали, но, если упора нет, можно обойтись и без него, но время на прокачку тормозной системы при этом будет увеличено.
Теперь основная задача будет лежать не в том, чтобы зажать педаль тормоза, а в удалении воздуха из всего шланга от штуцера до бочка и недопущении обратного попадания его в систему.
А этого можно добиться:
- Плотностью всех соединений.
- Наличием жидкости в емкости, в которую должен быть опущен один конец шланга.
- По возможности наличием обратного клапана, но можно обойтись и без него.
- Большим количеством нажатий на педаль тормоза при первом подходе.
- Своевременным долитием свежей ТЖ в бачок, для того, чтобы не допустить завоздушености тормозной системы.
И не забывайте, что тормоза являются одной из важнейших систем автомобиля, и, чем больше уделяется им внимания, тем лучше они работают и тем безопаснее становится ваше участие в дорожном движении.