Прогрев двигателя автомобиля перед началом движения — давняя практика, основанная на желании водителя уберечь механизмы мотора от износа и обеспечить комфортные условия вождения.
Однако с появлением современных технологий и изменением экологических стандартов мнения относительно необходимости такой процедуры разошлись.
Некоторые утверждают, что прогрев помогает продлить срок службы двигателя, в то время как другие считают это устаревшей практикой, влекущей за собой лишь увеличение расхода топлива и вредные выбросы.
В этой статье попытаемся разобраться, насколько обоснован прогрев двигателя в современных условиях и какие рекомендации дает по этому вопросу автомобильная индустрия.
Важные аспекты прогрева двигателя, все за и против
Так как это тема вызывает много дискуссий среди автовладельцев и специалистов, рассмотрим разные аспекты этого вопроса.
Важно понимать, что двигатель можно прогреть, как на холостых оборотах на месте, так и на «ходу» — при движении, не превышая 2000 – 2500 оборотов.
Все за и против прогрева на месте на холостых оборотах.
Аспект |
За прогрев |
Против |
Технический |
Прогрев помогает поднять рабочую температуру двигателя, что положительно влияет на смазку деталей и уменьшает их износ. |
Двигателя современных инжекторных автомобилей быстрее достигают рабочей температуры, и их можно быстрее «разогреть» в движении. Образование нагара на форсунках, свечах зажигания, клапанах. |
Экологический |
Нет обоснований |
увеличиваются выбросы вредных веществ в атмосферу так как ЭБУ обогащает смесь при старте, а не прогретый каталитический нейтрализатор еще не выполняет свои функции в полную меру. |
Экономический |
Существует мнение, что в перспективе такие действия окупятся на возможном ремонте мотора. |
Увеличивается расход топлива и соответственно затраты на эксплуатацию автомобиля. |
Практический (комфорт) |
В холодное время года прогрев помогает создать комфортные условия для водителя и пассажиров, обогревая салон автомобиля. |
Экономится время от 2 до 10 минут. При срочной поездке это может быть ключевым критерием. |
Рекомендации могут различаться в зависимости от марки и модели автомобиля, а также от климатических условий эксплуатации.
Если говорить про прогрев силового агрегата в движении, то большинство выше перечисленных проблем быстро нивелируется прямо пропорционально времени работы ДВС.
Но все же рекомендуется совмещать эти два метода, это даст наилучший результат. Т.е. сначала дать поработать ДВС некоторое время на месте на холостых оборотах, а потом довести его до рабочей температуры начав движение без нагрузок.
Также всем известно, что на рынке существуют следующие типы ДВС: бензиновые (карбюратор, инжектор), дизельные, гибриды.
Самые распространенные из них это инжекторные бензиновые моторы, которые устанавливаются на большинстве современных автомобилях.
Остановимся на них подробней.
Нужно ли прогревать инжекторный мотор зимой?
Да, нужно. При этом многие автопроизводители и дилеры в автосалонах заявляет, что в этом нет необходимости.
Ключевую роль тут играет два аспекта:
- моторное масло, которое при низких температурах становится слишком густым, чтобы обеспечить сразу же после пуска мотора качественную смазку его деталей.
- нормативные тепловые зазоры: клапанов, гидрокомпенсаторов, фазовращателей и элементов других систем, которые начинают работать правильно только тогда, когда двигатель прогревается до рабочей температуры.
Многие скажут, что существуют специальные зимние марки моторных масел с низкой вязкостью, к примеру по SAE 0W20, которое может обеспечить эксплуатацию автомобиля при минус 400С (пример VAG LongLife IV FE 0W-20).
Да, доля правды в этом есть, но одно дело завести машину при минус 00С и сразу начать движение, а другое при минус 150С даже если залито такое масло.
На сильном морозе не только масло приобретает повышенную вязкость, но и метал, резинотехнические изделия теряют свои первоначальные прочностные характеристики, увеличиваются зазоры в деталях, так как на холоде металл имеет свойство сжиматься. А чтобы вернуть все к нормативных значениям двигатель нужно прогреть.
Также важно понимать, что в прогреве нуждается на только мотор, но и трансмиссия, особенно автоматическая (АКПП, CVT, робот).
Коробка автомат не любят, когда движение начинается на «холодную». Не прогретое масло ATF негативно влияет на эксплуатационные качества трансмиссии и в дальнейшем такие действия могут привести к ее дорогостоящему ремонту.
Порядок действий для машин с автоматической трансмиссией:
- Запустите мотор.
- Дождитесь пока стрелка температуры охлаждающей жидкости начнет подниматься (2 – 5 минут), при сильном морозе 5 – 10 минут.
- Включите последовательно все режимы АКПП на 10 секунд по одному разу чтобы ускорить прогрев масла ATF.
- Начните движение.
- Не превышая 2000 оборотов дождитесь, пока температура двигателя поднимется до рабочих показателей (80 – 900С).
- Продолжите движение в нормальном режиме.
Второй способ:
- Заведите мотор.
- Дождитесь пока температура поднимется до 40 – 500С.
- Выполните все действия, описанные в пунктах 3 – 6 выше.
По мнению многих автомехаников, второй способ предпочтительней первого по всем критериям, за исключением одного, его нельзя применять в людных местах, так как выделяется много выхлопных газов. Прогрев силового агрегата до 40 – 500С займет больше 5 минут (об этом дальше).
Если авто работает на механике, то п.3 первого способа исключите. Также перед запуском обязательно выжмите сцепление чтобы уменьшить нагрузку на двигатель и отпустите его приблизительно через минуту.
Если на машине стоит система дистанционного запуска, то целесообразно за 5-10 минут до выхода из дома прогреть машину воспользовавшись этой функцией.
Особенности холодного запуска мотора
Чтобы провернуть коленчатый вал холодного двигателю нужно потратить на порядок больше энергии, чем прогретого.
Связано это со многими факторами, два из них:
- увеличенный коэффициент трения между соприкасающимися деталями.
- густые масла — моторное и ATF которые замедляют работу элементов обоих узлов.
В момент пуска холодного агрегата возрастает нагрузка на:
- Аккумулятор (холодная АКБ быстро теряет емкость и может меньше отдавать пускового тока).
- Стартер.
- Вкладыши коленвала (коренные и шатунные) так как они не только холодные, но и нужно время, чтобы к ним поступило масло.
- Опорные подшипники коленвала (тоже самое что и в п.3).
Поэтому важно чтобы после пуска мотора он максимально быстро прогрелся, а для этого нужно выполнить ряд мероприятий.
Как ускорить и обеспечить качественный прогрев двигателя зимой?
Для того чтобы ускорить прогрев двигателя зимой, можно использовать несколько методов и рекомендаций:
- Предпусковой подогреватель: это устройство подключается к системе охлаждения двигателя и подогревает антифриз перед запуском. Оно позволяет быстро прогреть двигатель даже при очень низких температурах. Тут представлены лучшие подогреватели двигателя.
- Подогреватель масла: подобно предпусковому подогревателю, этот тип устройства нагревает моторное масло перед запуском двигателя.
- Подогреватель аккумулятора: при очень низких температурах АКБ может потерять свою емкость. Это устройство поможет сохранить его заряд.
- Утепление автомобиля (капота): можно использовать специальные чехлы или одеяла, чтобы уменьшить теплопотери.
- Печка салона: если позволяет ситуация, на непродолжительное время отключите ее, это перенаправит больше тепла к мотору.
Нужно ли прогревать летом?
В теплую погоду моторное масло не густеет, а значит после запуска двигателя оно быстро прокачается по системе к трущимся элементам ДВС:
И тут можно пойти двумя путями:
- Машину не прогревать и сразу начать движение.
- Прогревать, минимизировав по времени данный процесс.
К примеру, за рубежом (США, Европа) автовладельцы идут по первому пути. Связано это с тем, что машины там обновляются в среднем каждые 5 лет и люди даже не задумываются над проблематикой прогрева мотора. За 5 лет ничего с машиной не произойдет.
Да и во многих европейских странах за работу двигателя на месте накладывают серьезные штрафы – экология прежде всего.
У нас же стараются идти по второму пути так как автомобили обновляют не так часто, в среднем каждые 10 – 15 лет, и автовладельцы стараются их максимально бережно эксплуатировать.
Летний прогрев двигателя, порядок действий:
- Заводим машину.
- Ждем пока стрелка тахометра опустится с 1500 оборотов до 900 – 1000 (до 2 минут времени). В это время можно открыть гаражные ворота, протереть лобовое стекло, открыть капот и посмотреть уровни рабочих жидкостей (тормозной жидкости, антифриза).
- Плавно начинаем движение.
- Движемся на 2000 оборотах пока стрелка температуры не достигнет отметки 80 – 900С (не забываем про нормативные зазоры клапанов и деталей других систем).
- Выходим на рабочий режим эксплуатации авто.
Если трансмиссия автоматическая, то летом не обязательно включать различные режимы для прогрева масла ATF, как это делается зимой. За отведенное время оно прогреется от мотора и этого будет достаточным.
Прогрев двигателя осенью и весной
За три месяца весны и осени температура воздуха в первом случае поднимается, в втором опускается. Соответственно время прогрева или уменьшается или увеличивается по мере повышения или снижения температуры.
В некоторых регионах уже в конце октября наступает настоящая зима и приходится тратить на прогрев мотора от 2 до 10 минут.
Особенности прогрева дизельного двигателя
У дизельных моторов есть свои конструктивные особенности, которые важно учесть:
Порядок действий:
- Включите зажигание.
- Выждите несколько секунд чтобы свечи накала наглели воздух в камере сгорания до нужной температуры.
- Запустите мотор.
- Действуйте согласно инструкции выше.
Время на прогрев дизельного силового агрегата нужно около 5 при температуре минус 150С. И до 10 минут при минус 20.
Это связано прежде всего с тем, что топливо даже зимних марок при низких температурах загустевает, и чтобы оно лучше проходило фильтры должно немного нагреться.
Особенности прогрева турбированного мотора
Такие двигатели рекомендуется прогревать всегда. Летом на это должно уходить до 2 минут, зимой не менее 5.
Дело в том, что турбины в таких силовых агрегатах могут нагреваться до 800 градусов, и чтобы достичь такой температуры нужно определенное время иначе узел будет функционировать не на максимальный КПД.
При изготовлении таких двигателей и турбин все чаще применятся разные металлы: чугун, алюминий, сталь, все они имеют разный коэффициент теплового расширения и поэтому все технологические зазоры в них достигают нормативных показателях только при полностью прогретом автомобиле.
Также важно не глушить турбомотор сразу после остановки машины. Нужно дать ему поработать на холостых оборотах до 2 минут.
Нужно ли прогревать двигатель карбюраторного автомобиля?
Прогрев двигателя карбюраторного автомобиля является более важным по сравнению с инжекторными по нескольким причинам:
- Формирование состава топливовоздушной смеси происходит по-другому, чем в инжекторе, где эту задачу выполняет электроника.
- На холодном моторе смесь обогащённая, что сразу приводит к повышенным оборотам (мотор рвется вверх). Чтобы этого не было состав постоянно регулируется воздушной заслонкой.
- На прогретом ДВС, наоборот, состав смеси формируется правильно, что обеспечивает стабильную работу мотора.
Если начать движение сразу после запуска мотора на обогащённой смеси, то это увеличит нагрузку на агрегат, да и повышенный шум привлечет внимание окружающих.
Поэтому сделайте следующие:
- Прикройте воздушную заслонку.
- Заведите автомобиль.
- По мере прогрева ДВС приоткрывайте заслонку обедняя смесь и следя за оборотами.
- Когда двигатель начал устойчиво работать начините движение.
Гибридные двигатели
Гибриды — это высокотехнологические автомобили, электроника которых сама определяет нужно ли запускать мотор при той или иной температуры окружающей среды или нет.
Как правило, после запуска силового агрегата через несколько секунд можно ехать без прогрева.
Электродвигатели
В электромобилях прогрев электродвигателя, наоборот, противопоказан. Это прописано красным в инструкции по их эксплуатации.
Здесь наоборот, чем холоднее, тем лучше проводимость электромотора, он стабильней работает.
Главная проблема в таких ТС – это как раз перегрев электродвигателей с которой производители постоянно борются.
До скольких градусов нужно прогревать двигатель
Тут скорее всего нужно ориентироваться не на градусы, а на время и обороты ДВС.
Дело в том, что в первые секунды после запуска идет процесс закачки масла во все доступные зоны агрегата. Давление в масляной системе повышается, обороты выше холостых (1200 – 1500).
В течении 1 — 2 минуты обороты падают до 900 – 1000 и за это время агрегат уже успевает немного прогреться.
Летом уже можно начать движение в щадящем режиме. Зимой выждите еще 2 — 5 минут (иногда больше) пока стрелка указателя температуру не начнет движение вверх или не достигнет 40 — 50 градусов.
В этом случае уже можно начинать движение, не нагружая ДВС (не выше 2000 оборотов) тем самым ускоряя процесс прогрева агрегата до рабочих 80 — 900С.
Длительность прогрева
Казалось бы, чем дольше мотор работает на холостых оборотах, тем лучше. Но это не так. Тут важно найти золотую середину.
Для современного инжекторного автомобиля будет достаточным прогрев в течении 5 минут даже в сильный мороз. Дальнейшее движение на малых оборотах ускорит этот процесс.
В ином случает интенсивность износа деталей цилиндропоршневой группы будет увеличиваться. Также в плане экологии и срока службы катализатора продолжительный прогрев будет не желательным.
Не стоит забывать и про пункты 17.2-17.4 ПДД РФ, которые запрещают стоянку автомобилей с работающим двигателем больше 5 минут в дворах и жилых зонах.
Рекомендованное время прогрева силового агрегата указано в таблице ниже.
Температура, 0С |
Время прогрева на холостых оборотах, мин |
+5 до 0 |
1 |
0 до –10 |
2 |
–10 до –20 |
5 |
Ниже –20 |
7-10 (вне жилых зонах) |
Что будет если не прогревать двигатель
Это может иметь следующие последствия:
- Износ деталей: при низких температурах масло становится вязким, что приводит к недостаточной смазке деталей в первые моменты после запуска. Это приведет к увеличенному их износу.
- Проблемы с пуском: топливо при низких температурах также становиться более вязким, что затрудняет его подачу, уменьшается давление в системе.
- Повышенное энергопотребление аккумулятора: при холодном пуске аккумулятор испытывает повышенную нагрузку, что уменьшает его срок службы.
- Конденсация: внутри холодного двигателя может образоваться конденсат, который со временем приведет к коррозии или, в худшем случае, замерзанию внутри агрегата.
- Увеличенный расход топлива: холодный мотор работает менее эффективно, что приводит к увеличенному расходу топлива.
- Уменьшение срока службы катализатора: повышенное содержание несгоревших веществ в выхлопных газах при холодной эксплуатации приводит к ускоренному износу катализатора.
- Увеличение выбросов вредных веществ: холодный ДВС выделяет больше несгоревших углеводородов и других вредных веществ.
Что говорят автопроизводители?
Одни автопроизводители не рекомендуют прогревать моторы на холостых оборотах, другие, наоборот, предлагают дать поработать агрегату на низах некоторое время перед началом движения. Все эти моменты прописаны в руководствах по эксплуатации.
Первые скорее всего исходят из экологических норм и полагаются на умную электронику, которая сама скорректирует процесс подачи топлива. А также из того для какой страны выпущен автомобиль. К примеру, для стран африканского континента или Азии.
В России все же лучше придерживаться рекомендаций, перечисленных в этой статье.
Советы экспертов портала
Придерживайтесь следующих правил:
- Готовьте автомобиль к зимней эксплуатации заблаговременно.
- Сделайте КТЦ аккумулятору или полностью зарядите его зарядным устройством.
- Утеплите капот и аккумулятор.
- По возможности установите предпусковые подогреватели ОЖ и масла.
- Залейте в мотор масло вязкостью для зимней эксплуатации.
- Для дизельных ДВС используйте зимние марки топлива.
- Если во дворе проходит теплотрасса постарайтесь разместить машину над ней.
В морозную погоду старайтесь не оставлять машину на уклонах передней частью вниз на продолжительное время.
Дело в том, что образующийся конденсат в выхлопной системе будет стекать в нижнюю точку, которая находится спереди, а не сзади, как многие думают. Замерзая в том месте, она перекроет движению выхлопным газам что усложнит запуск двигателя.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Мы подготовили ответы на часто задаваемые вопросы.
Как понять, что машина прогрелась
Обратите внимание:
- На указатель температуры ОЖ на панели приборов, он должен быть в пределах от 870С — 900С. Для некоторых моделей, к примеру с турбомотором, может быть выше.
- Динамику разгона автомобиля. Низкая динамика указывает, что мотор еще не вышел на рабочий режим работы. Это же касается и задержки при переключении скоростей в автоматической трансмиссии.
- Перестал выходить белый пар из трубы. Это один из признаков того, что двигатель уже прогрет.
Можно ли ездить на не прогретом двигателе
Да можно, но не рекомендуется. Все мысли по этому поводу изложены выше.
Если все же нет времени ждать, когда мотор прогреется, начните движение, плавно не превышая 2000 оборотов до тех пор, пока не будет достигнута температура 870С.
Подводим итог
Исходя из вышеизложенного материала можно дать несколько рекомендаций:
- Если у вас новый автомобиль, который через 3 года планируется выставить на продажу, то в прогреве двигателя нет смысла. Современные машины способны и дольше по времени выдерживать такую эксплуатацию. Хотя все же стоит подумать о будущем владельце, особенно если он родственник.
- Если машина уже не новая и в ближайшее время ее замена не планируется, что часто бывает в нашей стране, то прогревать двигатель нужно обязательно. Идеально, если на месте догнать температуру ДВС до 40 – 500С и уже потом начать плавное движение доведя ее до 87 – 900С. И уже потом наращивать обороты.
Но второй вариант не подходит для мест скопления людей, поэтому используйте комбинированный способ, про который написано выше.
Поэтому хотя современные автомобили проектируются таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с холодным пуском, рекомендуется, по возможности, прогревать двигатель перед поездкой в очень холодную погоду или, по крайней мере, избегать высоких оборотов и интенсивного режима эксплуатации, пока силовой агрегат не достигнет рабочей температуры.