ДРУГИЕ АВТО НОВОСТИ

Проверка лямбда зонда, внешний осмотр, осциллограф, вольтметр

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Просмотров: 36 203

Проверка лямбда зонда

Проверка лямбда зонда у многих автомобилистов вызывает определенные сложности, а некоторые водителя даже не знают, что лямбда зонд существует и его необходимо проверять.

Лямбда зонд и выхлопная система автомобиля тесно взаимосвязаны друг с другом и данную взаимосвязь мы рассмотрим далее.

Нужно понимать, что наличие такого устройства в автомобиле, в принципе, как и других высокотехнологических датчиков, не случайно.

Да, мы не ошиблись именно датчиков, так как лямбда зон по-другому еще называют датчиком кислорода (О2-датчик) и такое название полностью оправдано.

Исправность данного датчика сильно влияет на работу всей топливной системы автомобиля, поэтому проверять лямбда зонд необходимо в обязательном порядке хотя бы через каждые 10 тыс. км. пробега.

Многие считают, что катализатор и О2-датчик тесно связаны в работе, но это не совсем так. Катализатор, как правило, устанавливается после датчика кислорода и не влияет на его работу.

Но все же наличие лямбда зонда значительно продлевает работу катализатора, так как срок его службы на прямую зависит от качества топливной смеси.

Принцип работы лямбда зонда

После сгорания топлива, газы поступают в выхлопной коллектор в котором перед каталитический нейтрализатор газа CO расположен датчик кислорода (лямбда зонд).

Датчик снимает показания качественных характеристик выхлопных газов, а именно количество в ней остаточного кислорода в сравнении с содержанием кислорода в атмосферном воздухе.

принцип работы лямбда зонда

устройство лямбда зонда

Данный показатель является очень важным, так как благодаря ему компьютер вычисляет какое нужно оптимальное соотношение кислорода и топлива для формирования топливной смеси при существующих нагрузках, для наивысшего КПД работы двигателя.

Установка второго лямбда зонда после катализатора позволяет компьютеру произвести более точные вычисления, но сейчас это большая редкость.

Все вычисления исходят из одного важного показателя, принятого за основу - эффективное сгорание 1 части топлива обеспечивает 14,7 частей кислорода.

Читайте по теме: Принцип работы инжектора.

Гальванический эффект

Явление гальванического эффекта заложено в основу работы датчика кислорода. Смысл данного явления заключается в том, что в ходе сравнения чистого атмосферного воздуха и выхлопных газов на элементах датчика образуется напряжение.

Происходит это благодаря сложным физических процессам, которые нет смысла здесь рассматривать.

Ток от датчика поступает в компьютер. В зависимости от показателя напряжения компьютер изменяет состав топливной смеси.

Лямбда зонт работает только на высоких температурах от 300 до 400 градусов, так-как только при таких условиях начинает работать гальванических элемент в датчике и вырабатывается электрический ток.

На холодном двигателе топливная смесь формируется на основе показаниях других датчиков, а датчик кислорода включается в работу автоматически при прогреве двигателя.

На некоторых автомобилях устанавливаются датчики кислорода с встроенным подогревом, что уже на раннем этапе работы двигателя обеспечивает подачу последнему качественной топливной смеси.

Если обычный О2-датчик работает от 40 до 70 тыс. км. пробега, то ресурс датчика с подогревом значительно больше.

Устройство лямбда - зонда

Чтобы качественно проводить работы по проверке О2-датчика необходимо хотя бы на поверхностном уровне знать его устройство.

Лямбда зонд состоит из:

  1. Металлического корпуса;
  2. Защитный корпус;
  3. Керамический изолятор;
  4. Наконечник из керамики.

Все остальные детали датчика кислорода можно увидеть на рисунке ниже.

Устройство датчика кислорода

Типы устройств

В зависимости от количества проводов, с помощью которых лямбда зонт подключается к системе, существуют 4 типа данных устройств:

Виды датчиков кислорода

Причины поломок лямбда зонда

  1. Не качественно топливо;
  2. Применение топлива с повышенным октановым числом, что может привести к перегреву элементов лямбда зонда.
  3. Повышенное количество свинца в топливе.
  4. Попадание в корпус грязи и различных технологических жидкостей.

К чему это может привести.

  1. Большой расход топлива;
  2. Не правильная работа инжектора;
  3. Рывки в движении;
  4. Не правильная работа катализатора;
  5. Появление сильно загрязненных выхлопных газов;
  6. Плавающие обороты двигателя;
  7. Снижение мощности;
  8. На автомобилях с коробкой автомат переключение передач может происходить со стуком и дерганием автомобиля.

Способы проверки лямбда зонда

Основные способы проверки лямбда зонда:

  1. Визуальный осмотр;
  2. С помощью приборов.

Визуальный осмотр.

Перед проверкой лямбда зонда с помощью прибора рекомендовано сначала провести его визуальный осмотр.

  1. Грязь, сажа и гарь. Причины: сгорание пере обогащённой топливной смеси, перегрев лямбда зонда.Последствия: замедленное реагирование кислородного датчика и запоздалая выдача информации компьютеру, запоздалое переключение напряжения.
  2. На датчике замечены отложения серого и белого цветов. Причины: Применение присадок различного типа в маслах и топливе.Последствия: Сбои в работе топливной системы, необходима замена устройства.
  3. Блестящие отложения. Причина: много свинца в топливе.Последствия: Сбои в работе топливной системы, необходима замена устройства.

Сажа, нагар.

Лямбда зонд сажа нагар

Отложения серого цвета.

Отложения серого цвета

Проверка с помощью приборов.

С помощью приборов проверку проводят только в том случае, когда визуальный осмотр не выявил указанных выше дефектов. В других случаях лямбда зонт просто меняют.

Для проверки лямбда зонта с помощью приборов используют:

  1. Опытные водителя - осциллограф;
  2. Для обычных проверок - вольтметр, желательно цифровой;
  3. Знания, без них никак.

Далее действуем так:

  1. Отсоединяем датчик от колодки с проводами;
  2. Подключаем его к прибору (вольтметр);
  3. Заводим двигатель и прогреваем его;
  4. Увеличиваем обороты до 2000 - 2600 и резко бросаем педаль газа;
  5. Снимаем трубку с вакуумного регулятора давления;
  6. Замеряем напряжение, оно должно быть в пределах 0,45 - 0,8 Вт.

Проводим проверку на обедненную топливную смесь.

С помощью трубки снятой с вакуумного регулятора давления создаем искусственный подсос воздуха. Если напряжение на выходе меньше 0,2 Вт, то датчик исправный.

Как еще можно проверить, работает датчик кислорода или нет? Просто переставьте его на другой автомобиль, при условии, что подойдут разъемы. Часто такой способ проверки используется там, где в семье имеются два автомобиля.

Проверка с помощью осциллографа

Основное преимущество такой проверки, это возможность фиксирования времени, за которое происходит изменение выходного напряжения.

Это важный показатель не должен превышать более 120мСек и фиксируется он только осциллографом.

Правильная работа О2-датчика указана на рисунке ниже.

Правильная работа О2-датчика

Как мы видим напряжение плавно переключается с 0,1 Вт до 0,75 Вт. Время здесь не видно, но, как уже говорилось выше, оно не должно превышать 120мСек.

Ниже на рисунке видна совершенно другая картина.

Не правильная работа О2-датчика

Здесь мы видим, что выходное напряжение упало ниже 0-1Вт, это указывает на то, что лямбда зонт не исправен и требует замены.

Как правило, при такой поломке О2-датчика на панели приборов появляется сообщение "CHECK ENGINE".

Не правильная работа О2-датчика

На рисунке выше указана диагностированная осциллографом замедленная реакция О2-датчика на изменение содержания кислорода в выхлопных газах, она явно выше 120 мСек.

Данная неисправность не определяется системой контроля автомобиля, и ошибка "CHECK ENGINE" на панели приборов не появится. Как уже говорилось выше, такое сообщение появится только если напряжение упало ниже 0-1Вт.

Снижение мощности двигателя, казалось бы, беспричинно повышенный расход топлива, вот основные последствия этой неисправности.

Как необходимо проводить проверку

Все проверки необходимо проводить только на прогретом двигателе, на оборотах от 2,0 до 2,6 тыс.

В отличие от проверки вольтметров, где необходимо отключить О2 от контролера, при проверки осциллографом лямбда зонт от сети отключать не нужно.

К сигнальному проводу датчика подключается щуп осциллографа и снимаются показания.

Ниже на рисунке видна схема расположения разъемов.

Разъемы лямбда зонда

Таблица. Разъемы лямбда-зондов, цвета проводов, подключение.

Разъемы лямбда-зондов, цвета проводов, подключение

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях читайте тут http://autotopik.ru/sovet/1112-kak-pochistit-lyambda-zond-v-domashnih-usloviyah.html.

Рекомендации и выводы

Проводить проверку лямбда зонда необходимо в обязательном порядке, ведь последствия неисправности данного датчика могут быть критическими, вплоть до полной остановке автомобиля.

При замене данного устройства на другое, желательно использовать новый аналог, так как компьютер вашего автомобиля уже настроен на получение сигнала именно от этой модели.

Читайте по теме: Замена лямбда зонда.

Хотя стоит заметить, что некоторые автомобилисты все же рискуют и устанавливают вместо вышедших из строя дорогих О2 на дешевые аналоги.

К примеру, для автомобилей ВАЗ, Москвич лямбда зонды производит компания BOSH. Эта же компания выпускает их для автомобилей форд, поэтому стандарт качества европейский.

Для автомобиля Форд можно приобрести аналог устройства, выпускаемого для автомобилей ВАЗ, главное, чтобы было одинаковое количество контактов.

Немного изменить разъем и установить датчик. Но каждый водитель делает это на свой страх и риск.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

КОММЕНТАРИИ

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: Сколько будет 17 + 15
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: