Для того чтобы ездить на автомате важно знать особенности и режимы работы трансмиссии, понимать принципы ее работы и правила переключения. В ином случае АКПП может выйти из строя буквально через несколько тысяч километров пробега.
Ниже рассмотрим особенности машин с автоматической коробкой, как правильно начинать ехать, останавливаться, сдавать назад, подниматься в горку, ездить с прицепом, рассмотрим тонкости опции кикдауна и принципов пуска трансмиссии, двигаться на коробке-автомат в разных дорожных ситуациях.
Особенности машин с АКПП, их плюсы и минусы, отличие о механики
Автоматическая коробка передач кардинально отличается от механической трансмиссии. Она может быть вариаторной, роботизированной и классическим гидроавтоматом.
За время выпуска такие трансмиссии значительно усовершенствовались:
- увеличилось число скоростей от 3-х до 8-ми;
- улучшилась динамика;
- уменьшились задержки при переключении;
- повысилась экономичность и т. д.
В салоне автомобиля изменилось количество педалей, которых стало две (сцепление больше не нужно).
Ручка АКПП используется не для переключения скоростей, а для установки оптимального режима работы трансмиссии. Для начала движения водителю достаточно нажать на тормоз, включить режим «D» (Drive) и выжать педаль газа.
Преимущества коробки-автомат:
- быстрая скорость разгона на трансмиссиях DSG от Фольксваген с 6-ю и 7-ю ступенями, а также двумя дисками сцепления;
- удобство и легкость управления, простота начала движения;
- увеличение ресурса двигателя и коробки-передач;
- наличие автоматики для контроля трансмиссии;
- экономия топлива (только для современных вариаторов и коробок-автомат), на старых машинах с такой трансмиссией расход топлива, как правило, выше, чем на автомобили с механикой.
Недостатки:
- не лучшая динамика для старых АКПП;
- более высокий расход для большей части коробок-автомат;
- потребность в больших объемах ATF масла;
- необходимость более длительного прогрева двигателя зимой;
- более высокая цена машины;
- дополнительные расходы на ремонт;
- запрет буксировки на гибкой / жесткой сцепке (почти для всех АКПП);
- опасность повреждения при частых нагрузках из-за применения прицепа;
- сложность обслуживания.
Основные режимы работы коробки-автомат
Перед началом движения на автомобиле с АКПП необходимо разобраться с режимами работы.
Если посмотреть на ручку, можно увидеть следующие буквы:
- «Р» (Parking) — режим парковки. Предусматривает разъединение мотора с коробкой передач и блокировку колес / вала. Перевод в это положение применяется для пуска мотора или его использования вместо ручника.
- «N» (Neutral) — режим нейтрали. Аналог нейтрального положения на автоматической коробке передач. Мотор отключается от КПП, а ведущие колеса не блокируются. Рекомендуется к включению при остановке на небольшой промежуток времени или при неисправности авто для буксировки.
- «R» (Reverse) — режим движения назад. Используется в качестве задней скорости. Перевод ручки в позицию «R» возможен после полной остановки.
- «D» (Drive) — режим движения вперед. Заменяет все скорости на АКПП. Применяется для движения вперед.
- «М» (Manual) — режим РКПП. Предусмотрен на нескольких машинах и позволяет перейти на механическое управление. Используется при движении в сложных условиях.
- «S» (Sport) — спорт-режим. Актуален для автомобилей со спортивным «характером». Гарантируют лучшую динамику за счет раскрутки двигателя до более высоких оборотов.
Указанные выше режимы являются основными и устанавливаются на большей части автомобилей.
Дополнительные режимы
Во многих современных авто могут встречаться расширенные версии АКПП с дополнительными режимами работы.
На ручке трансмиссии можно встретить следующие значки:
- «D», «O/D» (Over Drive). Опция, обеспечивающая автоматическое включение на более высокую скорость. Применяется при движении за городом. В большинстве случаев имеет вид кнопки на коробке передач.
- «D3», «O/D» Off. Отключает рассмотренную выше опцию. Для 4-ступенчатых автоматических трансмиссий при включении этого режима выключается четвертая скорость, что защищает муфту от многих блокировок. Опция применяется для движения в городе или торможения мотором.
- «L», «1». Режим 1-й скорости, включение понижающей передачи.
- «S», «2», «W». Включение диапазона более низких скоростей, а именно 1-й или 2-й. Актуален при движении в зимнюю погоду.
- «E». Режим уменьшенной экономии топлива. Обеспечивает плавное ускорение и движение.
В большинстве случаев указанные выше режимы включается кнопкой или тумблером, расположенными возле ручки АКПП или на приборной панели.
Для наглядности сведем информацию в таблицу.
Номер п/п |
Название режима |
Описание |
1 |
P |
Паркинг, необходим для пуска мотора |
2 |
N |
Нейтральная передача. Используется при остановке на небольшой промежуток времени |
3 |
R |
Движение назад |
4 |
D |
Движение вперед |
5 |
D3 |
Режим, предусматривающий езду на 1-й — 3-й скорости |
6 |
L |
Включение понижающей скорости |
7 |
O/D |
Овердрайв |
8 |
М |
Переключение скоростей вручную |
9 |
Е |
Эконом-режим |
10 |
S |
Спортивный режим |
11 |
W |
Опция для безопасного движения зимой |
Что такое кикдаун (Kick Down)
Кикдаун в АКПП — опция, предусматривающая быстрое повышение оборотов за счет снижения скорости на более низкую. Срабатывает автоматически при резком нажатии на газ, к примеру, при попытке обогнать впереди идущий автомобиль, быстро начать движение на светофоре или на гонках.
В «механике» аналогом Kick Down является нажатие сцепления, переход на более низкую скорость, к примеру, с 5-й на 4-ю и ускорение с помощью газа.
Кикдаун не несет опасности для коробки-автомат. Если производитель, предусмотрел такой режим, значит, АКПП рассчитана на такую нагрузку.
При включении режима блок управления анализирует многие факторы:
- количество оборотов;
- скорость;
- позиция заслонки дросселя и т. д.
Это значит, что все действия контролирует электроника. Она не допустит ошибок и будет действовать с учетом двух факторов: выполнение задачи водителя и сохранение безопасности для АКПП.
Исключения:
- старые коробки-автомат, которые имеют большой срок службы и могут не выдержать нагрузок;
- сбои в работе АКПП;
- злоупотребление таким режимом и частое применение кикдауна.
При включении Kick Down также увеличивается расход топлива. С учетом потенциальных рисков для коробки-автомат злоупотреблять опцией не стоит. В обычном режиме она используется только для быстрого разгона в форс-мажорной ситуации.
Можно ли переключать режим скоростей на ходу
Изменение положения ручки АКПП во время движения разрешено лишь в некоторые позиции:
- «N». Перевод в нейтраль возможен, но не рекомендуется из-за потенциальных рисков. В таком случае происходит разрыв между передачей момента вращения от мотора и колесами. Результат — хаотичное вращение каждого их элементов, что на скользкой дороге или бездорожье может привести к заносу.
- Пониженная / повышенная передача. Такое переключение не несет негативных последствий для трансмиссии. Водитель может перемещать ручку тогда, когда это необходимо с учетом дорожных условий.
- «M». Переход в режим механической КПП также не запрещен. После перевода ручки в соответствующую позицию можно переключать скорости «вверх» и «вниз» с помощью соответствующих кнопок.
Запрещено переводить ручку АКПП в следующие положения:
- «Р». Перевод селектора трансмиссии в эту позицию на ходу часто ведет к повреждению АКПП.
- «R». Включение задней скорости допустимо только на стоящем автомобиле. Нарушение правила также может привести к неисправности.
Как завести машину с автоматом
Запуск двигателя на автомобиле с автоматической трансмиссией проходит по следующей инструкции:
- Переведите ручку АКПП в позицию «Р» или «N» (первый вариант более предпочтительный). Завести мотор при нахождении ручки в любом другом положении не получится.
- Жмите на тормоз. При включенном режиме парковки этот этап можно пропустить, а при установленной «нейтральной скорости» он обязательный. Для безопасности лучше всегда нажимать на тормоз, ведь при переводе ручки в позицию «D» после пуска машина начнет двигаться.
- Заведите мотор.
На следующем шаге можно перевести селектор АКПП в позицию «D», отпустить тормоз (если он был нажат) и начинать движение.
Нужно ли прогревать автомат перед поездкой
В условиях холодов прогрев коробки-автомат перед началом движения крайне рекомендуется. Оптимально, чтобы температура масла достигла рабочего уровня.
Для этого необходимо сделать следующее:
- Заведите машину по рассмотренной выше схеме.
- С нажатой педалью тормоза постепенно перемещайте ручку во все позиции. Останавливайтесь на каждом положении в течении 5-10 сек.
- Активируйте требуемый режим и оставайтесь на нем с нажатым тормозом 2-5 минут.
- Начните движение, и первые 100-200 метров двигайтесь без ускорений.
Следование рассмотренной выше инструкции продлит срок трансмиссии и позволит избежать преждевременных поломок.
Как трогаться на автомате
Для начала движения требуется сделать следующее:
- Переместите ручку в позицию «Р».
- Жмите на тормоз и заведите мотор.
- Поставьте рукоять в положение «D».
- Включите сигнал поворота.
- Убедитесь, что нет помех в виде машин и пешеходов.
- Плавно уберите ногу с педали тормоза и двигайтесь в нужном направлении.
Как правильно останавливаться на АКПП
Если вы решили прекратить движение, сделайте следующее:
- Остановите машину путем нажатия на тормоз.
- Оставляя ноги на педали, включите ручник.
- Переведите ручку в положение «Р».
- Уберите ногу с тормоза.
- Отключите зажигание.
При нахождении на ровной площадке включение ручника не обязательно. Достаточно оставить селектора АКПП в позицию «Р». При уклоне дороги от 15 градусов и более использование стояночного тормоза обязательно.
Движение задним ходом
Для движения назад сделайте следующие шаги:
- Жмите педаль тормоза, чтобы зафиксировать авто.
- Заведите двигатель автомобиля.
- Переместите ручку селектора в позицию «R».
- Отпустите педаль тормоза, чтобы машина начала движение.
- Ускорьте машину путем нажатия на педаль газа.
Как обгонять на автомобиле с автоматической трансмиссией
Принцип обгона на машине с АКПП мало отличается от выполнения аналогичных шагов на «механике».
Алгоритм, следующий:
- Убедитесь в безопасности обгона и отсутствии транспорта на полосе встречного движения.
- Нажмите на газ для набора необходимой скорости и совершения маневра. При необходимости быстрого обгона жмите на педаль полностью до срабатывания кикдауна.
- После обгона вернитесь в полосу и выровняйте скорость до необходимого уровня.
Езда в пробках
Наличие АКПП в автомобиле упрощает движение в городском режиме, когда нужно часто останавливаться и начинать движение.
При необходимости прекратить движение достаточно нажать тормоз и удерживать его столько времени, сколько потребуется.
Как только впереди идущая машина двинулась, или загорелся разрешающий сигнал светофора, необходимо поднять ногу с тормоза и продолжить движение.
Движение в горку на автомате
На автомобилях с автоматической коробкой передач при начале движения в гору необходимо «играть» со сцеплением или использовать ручной тормоз.
Тронуться под гору можно двумя путями:
- Ручка АКПП находится в позиции «Р». Для начала движения достаточно нажать тормоз, перевести селектор в положение «D» и отпустить педаль. Машина начинает движение, после чего достаточно добавить газ для ускорения до необходимого уровня.
- Селектор коробки автомат устанавливается в положение «N», и включается ручник для ограничения движения автомобиля. После нужно нажать на тормоз, завести машину, перевести ручку в позицию «D», убрать ручник и ногу с педали тормоза. Для ускорения достаточно нажать на газ.
Остановка на уклоне
При необходимости остановить автомобиль под уклоном достаточно нажать на тормоз и перевести ручку АКПП в позицию «Р». Для более надежной и долгой фиксации рекомендуется применение ручника.
Алгоритм действий такой:
- Жмите на тормоз.
- Установите ручник в верхнюю позицию.
- Отпустите педаль тормоза.
- Выберите позицию «Р».
Для снятия машины с ручного тормоза необходимо действовать по обратному алгоритму:
- Переведите ручку в позицию «D».
- Жмите на «тормоз».
- Верните ручник на место.
- Начните движение.
Если речь идет о кратковременной остановке, к примеру, на светофоре, достаточно нажать на тормоз и дождаться зеленого сигнала светофора.
Зачем нужен ручной режим на автомате
Механический режим необходим автовладельцам для удобства. Для включения этой опции достаточно перевести селектор в позицию «М».
Далее с помощью «+» и «-» можно повышать и понижать скорость соответственно.
Существуют следующие варианты применения механического режима «М»:
- Проезд сложных участков, где колеса могут буксовать, к примеру, на скользкой или заснеженной дороге. В таких обстоятельствах автоматическая трансмиссия не очень эффективна, а применение ручного варианта может помочь.
- Движение с горы. Если отпустить педаль газа в автоматическом режиме, машина начинает тормозить двигателем. Чтобы этого не происходило, достаточно перевести ручку АКПП в позицию «М». В таком случае машина будет дольше катиться на передаче и позволит сэкономить топлива.
- Обгон больших фур. Включение ручного режима позволяет проводить выполнить маневр с лучшим ускорением и самому контролировать частоту оборотов двигателя.
- Привычка. Многие автовладельцы привыкли ездить на машинах с МКПП, поэтому наличие механического режима позволяет управлять автомобилем вручную и быстрей приспособиться к новой версии машины.
- Вхождение в поворот на скорости. Переход в режим «М» позволяет избежать нажатия на тормоз и пройти маневр. Суть метода в том, что авто как бы тормозит коробкой передач.
- Движение в пробках. Для экономии топлива многие автовладельцы переводят ручку АКПП в позицию «М», включают 2-ю скорость и начинаю движение. Некоторые трогаются даже с 3-ей скорости. При использовании варианта сильно нажимать на газ нельзя, ведь эти передачи не созданы для такого режима.
Нейтральная передача на АКПП
Режим «N» — аналог нейтральной передачи на «механике». В случае с АКПП владельцев авто интересует актуальность применения опции. Для вариатора и роботозированной КПП использование режима «N» не так критично.
Более того, на коробке-робот переход в нейтральное положение может осуществляться в позицию «N».
На гидротрансформаторных АКПП включать нейтральную передачу не рекомендуется. Режим «N» нужен только для разблокирования колес машины при аварийных ситуациях.
К примеру, когда авто заглохло, его нужно докатить до СТО или затянуть на машину-эвакуатор. Для города или движения по трассе опция не нужна.
При переводе ручки в положение «N» гидротрансформатор вращается, но не связан с коробкой передач. Чтобы произошло зацепление, необходимо включить режим «D». После этого пакет фрикционов сжимается и происходит жесткая сцепка с валом.
Если часто переводить ручку с «N» на «D» в движении, в АКПП постоянно происходят удары, а это негативно влияет на состояние коробки передач и снижает ее ресурс.
Многие автовладельцы включают нейтральную передачу, когда машина катится с горки. В таком случае валы, связанные с колесами и двигателем, вращаются отдельно друг от друга и с разной скоростью.
При включении режима «D» на скорости происходит жесткое закрепление фрикционов с ударом и повышенным износом. Если накат слишком большой, возможно повреждение АКПП.
Как тормозить двигателем на автомате
Возможность торможения двигателем зависит от типа транспортного средства и вида трансмиссии.
Рассмотрим один из вариантов торможения:
- Включите овердрайв путем перевода ручки АКПП в позицию «O/D».
- Дождитесь, пока скорость не уменьшится до 90 км/ч.
- Включите 2-ю скорость D2.
- Двигайтесь до момента, пока скорость не упадет до 50 км/ч.
- Активируйте режим «L» (об этом режиме ниже).
На вариаторных АКПП также есть режим, позволяющий тормозить с помощью мотора. Он называется «L». Для его включения достаточно перевести ручку в соответствующую позицию.
В таком случае трансмиссия будет сама переключаться скорости после отпускания педали газа.
Недостатком является ухудшение динамики и большой расход топлива, поэтому включение опции не рекомендуется.
Как правильно буксировать автомобиль с АКПП
Машины с автоматической трансмиссией запрещено буксировать с отключенным двигателем. Это обусловлено тем, что АКПП работает только при работающем моторе. Исключение — включение режима «N» и пуск двигателя.
Выполнение этих двух условий позволяет выполнить буксировку с помощью троса.
Если рассмотренный вариант невозможен, к примеру, из-за неисправности мотора, единственный выход — вызов эвакуатора. Погрузка машины осуществляется полностью или только передними колесами.
Исключение — некоторые модели немецкого бренда, которые можно перевозить на расстояние до 50 км и на скорости до 50 км/ч.
Можно ли с АКПП буксировать другие машины
В мануале к автомобилям с коробкой-автомат нет ограничений по использованию машины в качестве буксировочного средства.
При наличии режимов «1» или «L» можно его включить и таким способом уменьшить нагрузку на рабочие элементы трансмиссии.
Главное правило — брать на буксир машины, вес которых меньше, чем у вашего транспортного средства. Если нарушить правило, высок риск перегрева гидротрансформатора.
Как быстро перейти с «механики»
Главная сложность для новичков и опытных водителей при переходе на АКПП — приспособиться к отсутствию педали сцепления.
Для изменения режима трансмиссии достаточно нажать на тормоз, после чего можно перемещать ручку в интересующую позицию.
Чтобы быстрей приспособиться к коробке-автомат после «механики», старайтесь держать левую ногу ближе к креслу, чтобы она не тянулась к отсутствующей педали, или поставьте ее на подставку слева.
Учтите, что в машинах с АКПП у водителя работает только правая нога. Также необходимо контролировать правую руку, чтобы она лишний раз не тянулась к селектору трансмиссии.
Запретные табу
Мы не будет разбирать все нюансы езды на АКПП, мы разберем запретные табу, которые нельзя делать при езде на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Осторожно с паркингом
Первое, что запрещено и может привести к серьезной поломке, это включение «паркинг» при движении автомобиля накатом. В таком случае может с треском, в буквальном смысле этого слова, сломаться парковочный механизм.
В отличие от езды на автомобилях с МКПП, когда многие водители с горы едут накатом, что бы сэкономить автомобильное топливо, ездить на АКПП, таким способом не рекомендуется.
Обычно для такой езды владельцы автомобилей с коробкой автомат включают положение «нейтраль», думая, что едут правильно, однако стоит им только включить режим «драйв», может возникнуть резкий удар, который вызван отсутствием необходимых условий для включения.
Стояние на светофоре
При езде на МКПП, обычно водители ставят рычаг включения и выключения коробки передач в нейтральное положение, в принципе, это правильно. На светофорах, при езде на машинах с коробкой автомат, останавливаться нужно по-другому.
В данном случае не желательно включать положение «нейтраль», так как это приводит к уменьшению срока службы трансмиссии.
Дело в том, что когда автомобиль стоит на передаче в коробке автомат работает только гидротрансформатор и насос. При постановке на «нейтраль» начинают работать очень много элементов трансмиссии, которые изнашиваются.
Если вы долго стоите на светофоре или просто в пробке, поставьте рычаг в положение «паркинг», это оптимальный выход в данной ситуации.
Начало движения зимой
При езде на автоматической трансмиссии зимой есть тоже некоторые особенности. Это не нагружать коробку в мороз хотя бы первые 10 км, пока масло в ней не прогреется. Так же после запуска двигателя, дождитесь, пока обороты двигателя не упадут хотя бы до отметки 1200 — 1500 об/мин.
Если вы включите режим «Драйв» при больших оборотах, которые сразу возникают при запуске двигателя, в холод после длительной стоянки, то трансмиссия может поломаться.
Частые ошибки или что лучше не делать с автоматом
В процессе эксплуатации АКПП многие автовладельцы допускают ошибки, которые могут привести к проблемам или неисправности трансмиссии.
Базовые запреты:
- движение накатом в режиме «N» может привести заносу на скользкой дороге;
- кратковременные нажатия на газ при нахождении селектора на нейтральной передаче;
- перевод селектора АКПП в позиции «R» или «P» во время движения;
- езда на спуске на нейтральном режиме и переход на «D» что может привести к перегреву трансмиссии;
- одновременное нажатие педалей акселератора и тормоза;
- включение режима «P», а после ручного тормоза;
- буксирование прицепов с весом, который превышает допустимый;
- «светофорные» гонки с резким ускорением и пробуксовкой;
- задержки по срокам замены масла, как правило, проводить процедуру нужно каждые 60 – 80 тыс. км. пробега;
- пуск машины «с толкача» или буксировка с помощью троса;
- резкий старт с «двух педалей» — это когда, водитель, выжимая педаль тормоза, одновременно газует сильно повышая обороты двигателя, затем резко поднимает левую ногу начинает движение с сильным ускорением.
Советы опытных водителей
Лучшим помощником для людей, купивших машину с коробкой автомат, являются советы экспертов.
Учтите следующие моменты:
- Для плавного набора скорости и снижения расхода жмите на педаль газа не больше, чем на 50% от полного диапазона. Чтобы ускориться максимально быстро и включить режим кикдаун, давите педаль в пол.
- Используйте позицию «N» только для перекатывания авто вручную при отключенном моторе или для буксировки на небольшие расстояния. При движении в пробках переводить ручку с «D» в «N» не нужно.
- В зимний период прогревайте АКПП с двигателем в течение пяти минут до начала движения. Для ускорения процесса нажмите тормоз и поочередно переместите селектор коробки-автомат во все положения.
- При движении на подъем фиксируйте авто с помощью ручного или ножного тормоза. Нельзя подгазовывать, ведь это чревато перегревом АКПП. При медленном заезде на парковку педаль газа лучше вообще не трогать, ведь машина в режимах «R» и «D» итак будет двигаться. Останется только менять скорость с помощью тормоза.
- Для выезда из глубокого снега используйте фиксированную скорость. Для этого подходят режимы «1», «2» или «L». Предварительно выключите стабилизацию ESP.
- Чтобы исключить замерзание колодок в мороз, паркуйте машину на ровной платформе и включите «Р». Использовать ручной тормоз не обязательно.
Знание рассмотренных выше правил помогает научиться ездить на автомобиле с коробкой автомат, разобраться с ее особенностями и нюансами эксплуатации.
Если избегать главных ошибок, можно продлить срок службы трансмиссии и сэкономить деньги на дорогостоящем ремонте.