Контроль уровень масла в АКПП имеет ключевое значение, ведь многие поломки связаны с нехваткой или, наоборот, переизбытком рабочей жидкости.
Если ничего не предпринимать, может потребоваться ремонт, который «влетает в копеечку» и будет предусматривать замену многих деталей.
Ниже рассмотрим, чем чревато снижение или повышения ATF, как проверить уровень, и какие бывают позиции на щупе. Приведем пошаговую инструкцию и рекомендации по доливке рабочей жидкости.
Завышенный или заниженный уровень. Что может произойти?
Проверка уровня масла в АКПП может показать две характерные проблемы — увеличение объема смазки выше нормы или, наоборот, ее дефицит.
В каждом из случаев возможны последствия, связанные с неисправностью транспортного средства.
Снижение уровня ATF чревато следующими проблемами:
- ухудшение смазывающих свойств;
- отклонение температуры от оптимального параметра;
- захватывание воздуха насосом и падение давления в системе;
- «потеря» передачи коробки-автомат;
- нарушение отвода тепла.
Увеличение объема масла выше допустимого уровня также имеет ряд факторов:
- вспенивание рабочей жидкости с последствиями, которые указаны выше;
- выход лишней смазки из сапуна, загрязнение поверхности АКПП.
В каких случаях проверяют уровень масла, признаки нехватки ATF
Мастера на СТО рекомендуют измерять уровень рабочей жидкости в коробке-автомат с периодичностью раз в 30 дней. Это позволит сразу выявить неисправность и избежать повреждений.
Более частая проверка актуальна в следующих случаях:
- ошибки в работе АКПП из-за дефицита или чрезмерного количества масла;
- эксплуатация в условиях высоких температур;
- работа в режиме буксировки прицепа;
- агрессивный режим вождения;
- частые поездки в условиях активного движения с пробками.
Дефицит масла в АКПП можно распознать по ряду признаков:
- повышение шумности работы трансмиссии;
- дергание при переключении на более высокую скорость;
- уменьшение давления в системе;
- рост температуры рабочей жидкости;
- появление маслянистых пятен на асфальте после долгих простоев;
- ухудшение динамики транспортного средства.
Читайте также:
Как понять, что мало масла в АКПП?
Понять это можно по ряду признаков:
- Шумы при работе трансмиссии.
- Задержка при переключении передач.
- Неустойчивая работа мотора.
- Потеря мощности.
- Утечки масла (подтеки на трансмиссии снизу, пятна под машиной).
- В хоте проверки уровня.
Способы проверки уровня масла в АКПП
Все коробки-автомат, которые устанавливаются на автомобилях, разделяются на два вида по проверке уровня масла:
- С щупом. Наиболее простой вариант, предусматривающий использование щупа и получение информации по расположению масла относительно нанесенных на металле полосок.
- Без щупа. В таких АКПП предусмотрена контрольное боковое отверстие, которое необходимо открутить для оценки ситуации. Характерно для коробок ZF. Работу можно сделать самостоятельно или при отсутствии опыта обратиться на СТО. Или переливная трубка, которая расположена внутри трансмиссии и имеет отверстие в поддоне. Редко, но встречается интеграция двух способов – боковое отверстие и трубка.
Расположение щупов, встречаются двух видов, непосредственно сверху на коробке и сбоку в приваренной отводной трубке (тут работает система сообщающихся сосудов).
Три позиции уровня на щупе
При изъятии щупа в коробки-автомат владелец видит три отметки:
- Масло должно быть немного выше уровня при холодной трансмиссии, которая еще не заведена. К примеру, проверка проводится утром перед поездкой (больший объем жидкости находится в поддоне).
- Интервал отметки COLD. Уровень актуален для машины с холодной АКПП, но с заведенным двигателем, т.е. в первые несколько минут после запуска мотора.
- Интервал отметки HOT. Актуален для машины с прогретым двигателем и трансмиссией. Проверка проводится после небольшой поездки на 15-20 км на скорости не менее 80 км/ч.
Лучший способ проверки уровня масла — третий. В таком случае можно получить самые точные результаты.
Что делать, если одна риска COLD
На некоторых машинах стоит АКПП с щупом, на котором нарисована только одна метка COLD.
В таких автомобилях принцип изменения уровня отличается. Необходимо нагреть рабочую жидкость до рабочей температуры, заглушить мотор, а потом проводить измерения по этой отметке.
В некоторых авто требуется установка АКПП из позиции «Р» в положение «N».
Разница в объеме смазки между отметками MIN и MAX в среднем около 200 мл.
Для достижения придела холодного диапазона COLD (+40 градусов Цельсия) необходимо завести мотор и дать ему поработать в течение четверти часа.
Уровень ATF при этом должен быть в пределах отметки COLD.
По мере прогрева жидкости этот диапазон будет смещаться выше.
К примеру, для достижения уровня в пределах отметок HOT (нижней и верхней) температура масла должна достигнуть +80 градусов Цельсия. Для этого машина должна проехать в течение получаса по трассе, а на улице была температура не меньше +15 градусов Цельсия.
Зависимость уровня от температуры жидкости ATF
Разница в объеме смазки между отметками MIN и MAX в среднем около 200 мл.
Для достижения придела холодного диапазона COLD (+40 градусов Цельсия) необходимо завести мотор и дать ему поработать в течение четверти часа.
Уровень ATF при этом должен быть в пределах отметки COLD. По мере прогрева жидкости этот диапазон будет смещаться выше.
К примеру, для достижения уровня в пределах отметок HOT (нижней и верхней) температура масла должна достигнуть +80 градусов Цельсия. Для этого машина должна проехать в течение получаса по трассе, а на улице была температура не меньше +15 градусов Цельсия.
Проверка уровня в АКПП с контрольным щупом
Наиболее простой способ для автовладельцев — контроль уровня смазки с помощью специального щупа.
Ниже приведем последовательность действий, которую нужно выполнять для решения таких задач.
Подготовка к проверке
Для начала стоит выполнить подготовительные шаги:
- Прогрейте АКПП. Для этого сделайте поездку на 15-20 км. Можно проверять и на холодную, но погрешность в измерении уровня будет больше.
- Установите машину на ровной поверхности.
- Используйте ручник для фиксации транспортного средства.
- Жмите на тормоз.
- Заведите авто и дайте ему поработать на холостых оборотах.
- Переведите ручку КПП в позицию «Р».
- Переместите селектор по очереди во все позиции и при каждом переключении делайте паузу.
- Верните ручку в положение «Р» и выждите около 2-х минут до начала проверки.
- Не глушите машину.
Последовательность действий
Проверка уровня масла проходит в несколько шагов:
- Откройте капот, при этом двигатель работает на ХХ.
- Станьте лицом по направлению к лобовому стеклу.
- Найдите справа яркую ручку, которая находится около двигательного отсека. Здесь важно не запутаться, ведь щуп для измерения уровня масла в моторе имеет желтый, а в АКПП — красный или другой цвет.
- Достаньте щуп и вытрите его чистой ветошью.
- Вставьте и снова достаньте щуп. Найдите место, где заканчивается уровень масла.
- Сделайте выводы о достаточности смазки с учетом приведенных выше рекомендаций. Если масло в коробке-автомат нагрето, это означает, что оно должна заканчиваться в пределах отметок HOT. Если проверка проводилась на «холодную» — COLD.
Особенности проверки уровня прогретого масла в коробке автомат
Измерение уровня смазки в АКПП на горячую отличается большей точностью. Для достижения нужной температуры придется до начала работ проехать на машине меньше 15-20 км.
Проверка проводится по такому же алгоритму, как и на холодном двигателе. Разница только в том, что масло должно подходить в пределах отметок HOT. Если это так, объем масла находится в норме.
Проверка уровня масла в коробке автомат без щупа
В некоторых автомобилях производитель не предусмотрел щупа так как замена жидкости ATF там не предусмотрена (это отдельная тема для разговора). Поэтому приходится проводить проверку иным способом.
В таких АКПП предусмотрены отверстия для слива и заливки (контроля) масла. Также есть трубка, которая расположена внутри трансмиссии и соединяется с поддоном.
Внизу есть отверстие с двумя гайками, одна выворачивает саму трубку (ее не трогаем), вторая для контроля или слива масла.
Трубка внутри трансмиссии поднимается на определенную высоту, которая и считается нормативным уровнем.
Проверка уровня ATF в таких трансмиссиях проходит следующим образом:
- Прогрейте масло в АКПП, для чего сделайте поездку на 15-20 км.
- Поставьте машину на смотровую яму или эстакаду.
- Переведите ручку в позицию «Р» на работающем моторе. Предварительно переместите селектор по очереди во всех позиции.
- Открутите сливную пробку.
- Убедитесь, что масло выходит из отверстия и течет тонкой струйкой. Если этого не происходит, требуется долить рабочую жидкость через контрольное отверстие расположено сбоку. Для этого лучше использовать специальный насос и Г-образный шланг.
- Если бокового отверстия нет, то доливку придется делать только на СТО, где мастер, выкрутив нижнюю пробку, убедившись, что уровень ниже нормы (жидкость не течет) подаст по трубке снизу масло под давлением специальным аппаратом периодически выключая последний и отсоединив штуцер будет контролировать течет жидкость ATF или нет.
- Закручиваем сливную пробку, но не до конца.
- Повторяем процедуру перевода селектора по всем позициям.
- Не глуша авто, снова откручиваем пробку и убеждаемся, что масло течет. Если нет, то снова доливаем.
- В случае, когда смазка вытекает слишком активно, это свидетельствует о чрезмерном количестве жидкости в системе и необходимости слива.
ВАЖНО: автоматическая трансмиссия очень чувствительна к уровню масла, поэтому проведя все манипуляции с проверкой и доливкой (как правильно это делать читайте ниже) обязательно нужно проехаться на авто несколько километров при условии, если уровень замерялся «на горячую». Если «на холодную», то не менее 15 км. Если коробка хотя бы легко «пинается», значит уровень не правильный и его нужно перепроверить с доливом или сливом ATF.
Но в любом случае, не стоит переживать за АКПП, если уровень незначительно снижен, так как для выхода ее из строя нужно, чтобы потери в масле были от 2 литров и больше.
Проверка через контрольное отверстие
Оно же является и заливным.
Условия все те же:
- Прогретое до 800С масло.
- Мотор работает на холостых оборотах.
При этих условиях отворачиваем пробку контрольного отверстия – уровень должен быть по нижнюю кромку отверстия. Допускается незначительное подтекание жидкости.
Сильный напор указывает, что уровень выше.
Читайте также:
Как правильно долить нужное количество масла в коробку
Для доливки смазки в АКПП необходимо сделать следующие шаги:
- Купите масло, аналогичное залитому в трансмиссии.
- Определите, сколько не хватает (хотя бы ориентировочно). Как правило, между отметками HOT и COLD на щупе 200 мл при условии, что он есть.
- Переведите ручку селектора в позицию «Р».
- Заглушите мотор (если он был заведен).
- При отсутствии щупа действуете по алгоритму, описанному выше.
- Если щуп есть, то с помощью шприца с надетой трубкой долейте немного смазки через отверстие щупа и снова проверьте уровень.
Как часто менять масло в коробке автомат
Каждый производитель предусматривает индивидуальные правила замены масла в АКПП. Чаще всего работа проводится раз в 60 000 км. Это универсальная цифра для авто, которые выпущены после 2000-го года.
В более новых авто периодичность составляет раз в 80 000 км. Более точные сведения необходимо искать в мануале к транспортному средству.
Зная, как проверить уровень рабочей жидкости и выполнить доливку в АКПП, можно избежать последствий с неисправностью и дорогостоящим ремонтом.
Читайте также:
Всегда следите, чтобы в автоматическое трансмиссии не было потеков, только в этом случае проверка уровня будет эффективной, ведь масло в АКПП не угорает в отличии от двигателя.