Скрип тормозных колодок — негативный сигнал, указывающий на наличие потенциальных проблем в системе.
В большинстве случаев он устраняется путем замены дисков и колодок, а также качественной очистки суппортов или нанесением смазки.
Ниже разберемся, в чем причины скрипа тормозных колодок, почему скрепят вновь установленные детали системы, как проверить устройство, и каким образом избавиться от данной проблемы.
Отдельно рассмотрим, какие методы профилактики использовать, чтобы не допустить скрип в будущем.
Причины скрипа тормозных колодок
Выделяется несколько причин:
- Сильный износ тормозных колодок.
- Материал изготовления низкого качества.
- Неравномерная выработка.
- Наличие скрипунов.
- Период адаптации.
- Наличие дефектов.
- Грязь.
- Особенности фрикционной накладки.
- Коррозия.
- Перегрев.
- Деформация тормозного диска.
Остановимся на всех причинах подробней.
Сильный износ
В процессе эксплуатации колодки стареют и изнашиваются. В результате они стираются почти до металла, из-за чего появляются посторонние звуки.
Износ может наступить в результате естественной эксплуатации или ряда негативных факторов:
- частое и интенсивное торможение;
- низкое качество материалов;
- применение дисковых тормозов, которые при активном применении быстрее изнашиваются;
- неправильная геометрия и настройка;
- повреждения тормозных дисков;
- негативное влияние влаги или агрессивных элементов;
- проблемы со смазкой и т. д.
Качество материалов
Нередко причиной скрипа тормозных колодок является экономия завода-изготовителя и применение низкокачественного сырья.
Такой материал может приводить к более быстрому перегреву, вызывать посторонние шумы и быть менее эффективным.
Некоторые нечистые на руку производители снижают себестоимость за счет качества, а цену оставляют на высоком уровне.
Чтобы избежать такой ситуации, важно покупать продукцию проверенных брендов, которые ценят репутацию и не будут заниматься таким обманом клиентов, к примеру, — ATE, TRW или Otto Zimmerman.
Неравномерная выработка
Проблема может проявиться из-за сбоев с тормозным механизмом.
Если ничего не предпринять, могут появиться вибрации и посторонние звуки.
Причины могут быть в следующем:
- неравномерное нажатие на педаль тормоза;
- низкое качество колодок;
- повреждение тормозных механизмов: зажатые цилиндры, неравномерность сцепления между дисками и колодками, прочие проблемы;
- неправильный монтаж или ошибки в настройке тормозных элементов.
Наличие скрипунов
Задача скрипунов — контроль состояния тормозной системы. Они помогают автовладельцам определить, когда необходимо заменить колодки.
Как только последние доходят до конкретного уровня износа, появляется соответствующий звук.
В таком случае важно сразу отправляться на СТО для обновления изношенных элементов.
Период адаптации
После монтажа новых тормозных колодок происходит интеграция нового элемента, на которую уходит некоторое время.
Причины посторонних шумов могут быть следующими:
- небольшие неровности и заусенцы, которые появились в процессе изготовления;
- поверхности трения пока не выработались в полную меру;
- материал тормозных колодок еще не сработался с дисками, что может вызывать скрип.
В большинстве случаев это явление временное и должно исчезнуть после некоторого времени и пробега.
Если скрип продолжается длительное время или усиливается, это может указывать на другие проблемы, такие как неправильная установка, плохое качество компонентов или неправильная регулировка.
Дефекты
В большинстве случаев речь идет о браке, который допустили на заводе.
Нельзя исключать ситуацию, когда скрип появился летом, из-за быстрой скорости движения или частого нажатия на тормоз. Последние действия также приводят к перегреву.
Причины дефектов могут быть различными:
- наличие трещин или неровностей на дисках;
- низкое качество колодок;
- повреждение дисков, которые имеют неровности;
- дефект тяг, цилиндров или иных элементов тормозной системы;
- обрыв или износ пружин.
Грязь
При попадании в систему разных загрязнений последние мешают нормальной работе колодки, и появляются неприятные звуки.
Особенности фрикционной накладки
В состав колодок входит много компонентов, среди которых органические / неорганические волокна, абразивы, металл и другие.
В качестве основы зачастую используется сталь, медь, латунь, стружка или полимеры.
Колодки, имеющие устойчивую и твердую накладку, выделяются большим сроком службы, но могут издавать звуки до прогрева. Мягкие изделия отличаются меньшей шумностью, но имеют более короткий ресурс.
Края накладок бывают ровными, J-образными или круглыми. При этом пазы и скосы часто находятся на разных сторонах, чтобы обеспечить правильное вращение и уменьшить посторонние звуки.
Производителям не всегда удается добиться поставленной цели, поэтому в некоторых случаях изделия скрипят.
Поверхностная коррозия на тормозных дисках
При поездках во влажную погоду или после мойки авто на дисках появляется слой ржавчины.
Это нормальная ситуация, ведь рабочая часть не проходит антикоррозийную обработку. Появление таких следов приводит к периодическому скрипу.
Тормозные диски и колодки перегреваются
В случае износа любого из упомянутых элементов уменьшается толщина и вес рабочей части.
При снижении массы повышается риск вибрации, но диск сохраняет базовую тяжесть. При этом в колодках появляются неприятные звуки.
Кроме того, детали с большим износом хуже справляются с отводом тепла, поэтому при резком изменении температур или перегреве они меняют характеристики.
При активном нажатии на тормоз на поверхности появляется нагар, который имеет оптимальную гладкость.
Деформация тормозного диска
Искривление тормозного диска легко определить с помощью отвертки. Берите инструмент и фиксируйте его любым удобным способом к дисковой части.
После этого начните вращать колесо, а после контролируйте расстояние между краем отвертки и диском.
Если вы замечаете, что периодически упомянутые части касаются друг друга, это свидетельствует о дефекте и необходимости замены.
Особенности конструкции
При выборе колодки важно смотреть на форму, которая должна совпадать с дисками и надежно фиксироваться в суппорте. В ином случае высок риск появления вибраций автомобиля при движении и скрипа.
Для устранения проблемы предусматривается особая конструкция колодок, в который фрикционная часть делится на несколько сегментов.
Вес и площадь уменьшается, а вместе с ним пропадают и посторонние звуки.
Для достижения результата выполняются прорези в фрикционной секции в 2 мм шириной и 4 мм глубиной. При отсутствии таковых придется сделать их самостоятельно.
Подклинивающие тормозные суппорта или направляющие
К категории наиболее опасных причин относится повреждение, связанное с клином суппорта или направляющей.
В результате возникают проблемы в торможении и работой узла. Со временем появляется скрежет.
Для устранения проблемы придется разобрать и смазать суппорт.
При наличии следов коррозии их необходимо удалить, выполнить шлифовку и нанести смазывающий состав. При замене колодок важно заменить масло и направляющие.
Почему скрипят новые тормозные колодки
Распространенная ситуация, когда после установки новых колодок владелец автомобиля заметил нехарактерный шум. В таком случае также необходимо знать, почему может произойти проблема, и как ее решить своими силами.
Тормозные колодки и диски несовместимы
Посторонние звуки часто возникают из-за несовместимости материалов, из которых сделаны барабаны и диски.
В каждом случае завод-изготовитель применяет индивидуальный состав, поэтому при замене лучше отдавать предпочтение оригинальным изделиям.
После монтажа требуется время на обкатку, чтобы свести к минимуму риск аварии.
Производители пытаются уменьшить срок приработки, и для этого наносят на материал напыление с последующей термической обработкой.
По этой причине первое время эксплуатации могут быть посторонние звуки.
Заводской брак
Для снижения затрат владельцы авто покупают колодки на рынках и в других сомнительных точках. Главная цель в том, чтобы получить товар по более низкой цене.
В таких случаях высок риск нарваться на товар низкого качества или брак.
Для защиты от ошибок важно проверять каждую деталь перед покупкой вне зависимости от завода-изготовителя, бренда и цены.
Отсутствие баланса
В некоторых случаях после монтажа новых колодок появляются посторонние скрипы. Причина — отсутствие балансировки диска, что приводит к появлению биения.
Для исправления проблемы требуется поменять изделие или сделать проточку.
Низкое качество
Многое зависит от качества изделия. Если в иностранных автомобилях оно находится на высоком уровне, в случае с отечественным автопромом оставляет желать лучшего.
При выборе изделия не стоит гнаться за низкой ценой. Лучше ориентироваться на производителя и качество. При этом нельзя забывать о рисках покупки подделки.
Период притирки
Завод-изготовитель устанавливает определенное время адаптации, которое составляет 50 — 100 км. По истечении указанного периода диск и колодки притираются, а после уходит и шум.
При отсутствии результата нужно искать причину в другом месте.
Установили неправильно или облили технической жидкостью
Многие автовладельцы при самостоятельной замене колодок допускают ошибки.
Скрип может появиться при попадании на колодки технической жидкости: тормозной, трансмиссионной, двигательной.
Важно следить, что во время монтажа и после его завершения этого не произошло.
Каждые колодки имеют индивидуальную конструкцию, поэтому важно ответственно подойти к работе и следовать приведенным ниже правилам:
- наносите пасту перед установкой на металлическое основание;
- накройте сверху изделие для предотвращения попадания технических жидкостей;
- при выборе азиатских колодок приобретайте пасты и пластины против скрипа отдельно.
Причиной посторонних звуков может быть:
- неправильный монтаж;
- недостаточное крепление в узле;
- некачественная очистка от ржавчины;
- установка без смазки и т. д.
Как проверить тормозные колодки на наличие скрипа
Проверка проходит в несколько этапов:
- Визуальный осмотр. Осмотрите тормозные колодки, чтобы выявить видимые повреждения, неровности, трещины или износ.
- Проверка состояния узлов. Износ или повреждения дисков также влияет на появление скрипа. Стоит проверить состояние тормозных цилиндров, пластин, пружин и других компонентов тормозной системы.
- Профессиональная диагностика. Если скрип не исчезает после принятых мер, рекомендуется обратиться к квалифицированному автомеханику. Профессиональная диагностика позволяет более точно определить причину скрипа и предпринять соответствующие меры.
- Тест-драйв. Во время проверки обратите внимание на звуки, возникающие при торможении. Это поможет в определении скрипа или других аномальных звуков в реальных условиях.
Как устранить скрип тормозных колодок
Существует несколько способов. Это может быть замена, использование противоскрипных пластин (накладок) или разных видов смазок. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Замена
Перед заменой проведите:
- Осмотр тормозных колодок и дисков на факт дефектов и видимых повреждений.
- Проведите очистку элементов, чтобы удалить разные загрязнители и абразивные элементы.
- Прокачайте тормозную систему для удаления воздушных пузырей.
Если предварительные шаги не дали результата, выявлен брак или серьезный дефект, придется перейти к замене.
При выборе важно быть сконцентрированным и обращать внимание на базовые моменты: производителя и качество.
Стоимость должна быть не на первом месте, но даже доступные по цене изделия могут иметь достаточную надежность.
Накладки
Следующий путь — установка накладок или пластин, предназначенных для защиты колодок от перегрева. В результате удается избежать постороннего шума и продлить срок службы.
Такие детали продаются в автомагазинах в качестве отдельного узла, после чего на них же и монтируются.
Также в комплекте должна идти смазка, которой обрабатывается обратная сторона изделия.
Эффективность накладки находится под вопросом, если автовладелец первоначально купил колодки низкого качества, никакое дополнение не сможет исправить ситуацию. Единственным выходом будет замена.
Чем смазать тормозные колодки
Для решения проблемы можно использовать смазки, которые помогают уменьшить уровень шума:
- Смазка для направляющих суппортов. Требует осторожного применения и только по мере необходимости.
- Пасты с противозадирным эффектом. Рекомендуется для нанесения на скобы, внешнюю сторону колодок и пластиковых частей. Такой путь является дополнением для других средств, и может использоваться в качестве индивидуальной меры от скрипа.
- Универсальные смазки. Задача таких составов состоит в улучшении подвижности тормозных элементов.
Что делать, если скрипят тормоз на холодную
В некоторых колодках предусмотрен индикатор, который показывает уровень износа. Когда колодки подходят до определенного уровня, появляется скрип.
Вторая причина — поездки по дороге покрытой грязной снежной жижей, когда часть этой жижи попадает между диском и колодкой.
Скрипят тормоза при легком нажатии
Бывают ситуации, когда посторонний звук появляется после незначительного нажатия. Чаще всего это происходит после установки новых колодок.
В таком случае требуется поставить противоскрипные накладки и обработать их специальной смазкой.
Для суппортов «родом» из Европы проблем можно не бояться, ведь шумы и вибрации убирает специальная пружина.
В случае с «японцами» обратная часть сделана из металла, как и элементы суппорта.
Чтобы исключить такие проблемы, ставятся накладки, но на СТО их могут выбросить. Также детали могут сгнить, из-за чего перестают выполнять возложенную функцию.
Если пластины исправны, но на них нет смазки, колодки все равно будут издавать посторонний шум. В таком случае пригодится паста от Toyota, которая продается в 50-граммовых тюбиках. Артикул — 08887-80609.
Изделие используется для обработки внешней стороны колодки, не касающейся тормозного диска.
При появлении скрипа сзади (даже на обездвиженном авто) смазку тоже можно использовать для удаления посторонних звуков.
Обработке подлежат части, которые вплотную касаются щита. При этом наносить состав на направляющие запрещено.
Скрип тормозов при повышенной влажности
Как правило, после нагрева колодок скрип уходит без выполнения дополнительных шагов. Чтобы в перспективе избежать проблем, важно хранить машину в сухом гараже или на закрытой парковке.
Профилактика появления скрипа
Эксперты выделяют ряд способов, которые позволяют в будущем уменьшить вероятность появления скрипа:
- Выбирайте качественные компоненты, рекомендованные производителем. Это помогает уменьшить риск появления проблем, включая скрип.
- Избегайте резких и сильных торможений. Постепенное и плавное нажатие на тормоз позволяет уменьшить нагрузку на тормозные компоненты.
- Периодически осматривайте состояние тормозных колодок, дисков и других элементов. Обращайте внимание на износ, повреждения или неровности.
- Проводите регулярное техническое обслуживание автомобиля, включая тормозную систему. Это позволит выявить и устранить потенциальные проблемы до того, как они приведут к скрипу.
- Периодически чистите поверхности тормозных колодок и дисков от пыли и грязи. Это поможет сохранить контакт и уменьшить трение.
- Проведите профессиональное обслуживание тормозной системы у специалистов. Они проведут более глубокую диагностику, а также предостерегут от возможных проблем.
- Следуйте рекомендациям производителя автомобиля по обслуживанию и замене тормозных компонентов.
- Постарайтесь избегать поездок по агрессивным дорогам с песком, грязью и т. д.
Скрип тормозных колодок — это сигнал для водителя, что важно проверить тормозную систему и принять меры по устранению проблемы.
Если ничего не делать, возможно резкое снижение эффективности торможения или другие последствия, который в определенный момент могут привести к ДТП.
https://www.youtube.com/watch?v=HhaMC9JWGLo