Генератор автомобиля играет ключевую роль в обеспечении стабильной работы всех электрических систем транспортного средства. От него зависит долгосрочная надежность аккумулятора, правильное функционирование осветительных устройств, музыкальной системы, климат-контроля и других важных элементов.
По мере эксплуатации автомобиля, генератор сталкивается с износом или повреждениями, что может привести к недостаточной зарядке аккумулятора или другим проблемам. Поэтому регулярная его проверка — это не просто рекомендация, но и необходимость для каждого автовладельца.
В этой статье рассмотрим, как правильно проверить генератор автомобиля, чтобы быть уверенным в его исправной работе.
Когда проводится проверка
Обычно данная проверка проводится перед ремонтом генератора, чтобы выяснить, в чем причина поломки, и уже предварительно знать в какую копейку он обойдётся.
Для того чтобы выполнить все процедуры обзавестись специальным омметром или мультиметром с поддержкой проверкой диодов и возможностью измерять большие сопротивления.
Необходимо проверить:
- Обмотка статора.
- Диодный мост.
- Регулятор напряжения.
- Конденсаторов.
Полезно знать — Замена подшипника генератора ВАЗ 2110, своими руками, видео, фото.
Проверка генератора на автомобиле мультиметром
Проверка обмотки статора
Для того чтобы проверить обмотку статора генератора воспользуйтесь указанным выше омметром. Замерьте сопротивление обмотки возбуждения генератора.
Результаты измерений должны быть в пределах от 5 до 10 Ом. Если результаты другие, то возможно присутствует обрыв в обмотке.
Теперь необходимо проверить сопротивление изоляции генератора. Для этого один из щупов прибора подключите к одному из контактных колец статора, а другим щупом прикоснитесь к корпусу статора.
Результатом замера должно быть бесконечное сопротивление. Если нет, то обмотка «пробита» и замыкает на корпус (массу).
После статора таким же методом необходимо проверить ротор генератора.
Проверка диодного моста
Порядок действий:
- Переключаем мультиметр в режим, при котором проверяются диоды.
- Подсоединяем положительный контакт мультиметра к центральной (общей) шине диодов.
- Отрицательную клемму подключаем к выводу диода, который вы проверяете.
Если сопротивление бесконечно или стремится к бесконечности, то диод исправен, если прибор показывает другие параметры, то диод вышел из строя.
Следующим шагом будет замена положений клемм мультиметра местами. Показатели сопротивления должны быть близки к нулю, но не ноль.
Так необходимо проверить каждый диод, что бы получить точный результат.
Теперь необходимо проверить, не пробивает ли диод на массу автомобиля.
Для этого:
- положительную клемму прибора подключаем к пластине, в которой находятся диоды;
- отрицательную, как и предыдущем случае, к выводу диода.
Если сопротивление стремится к нулю, то диод не исправен, а если к бесконечности, то исправен.
Хочется добавить, что если вы выявили хоть один неисправный диод, то проведите замену всего диодного моста.
Следующий этап проверки генератора автомобиля.
Проверка регулятора напряжения
Первое, что надо сделать, это осмотреть щетки. Выступать они должны из держателя не более чем на 5 миллиметров. Щетки должны свободно ходить в держателе, быть целы и не изношены.
Далее потребуется источник тока, с помощью которого можно менять выходное напряжение через регулятор и контрольная лампочка.
Порядок действий:
- Подключаем положительную клемму к выводу устройства, а отрицательную клемму к массе регулятора напряжения.
- Подключаем контрольку к щеткам.
- Подаем 13В на регулятор напряжения, при этом контролька должна загореться.
После того, как увеличите напряжение до 14,5-15 Вольт, контрольная лампа должна погаснуть, так как регулятор перестал подавать напряжение на щетки. Это нормально. Уменьшая напряжение до 13 вольт, лампа должна опять загореться.
Важно почитать: Почему не заряжается аккумулятор, причины про которые нужно знать.
Проверка конденсатора генератора
Подключаем к конденсатору мультиметр включив режим замера сопротивления. Если конденсатор исправен, то в не зависимости от полярности подключения, начальное не большое сопротивление постепенно будет увеличиваться и вскоре перестанет меняться.
Это нормально и является показателем работоспособности конденсатора.
Проверка подшипников
Перечислим типичные признаки неисправности подшипников генератора:
- Шум или грохот. Один из наиболее очевидных признаков – это появление непривычного шума или грохота из области генератора, особенно при ускорении или на повышенных оборотах двигателя.
- Вибрация генератора. При остановки двигателе, любые необычные вибрации могут указывать на износ или повреждение подшипников.
- Слабая зарядка аккумулятора. Хотя причина может быть связана с многими факторами, изношенные подшипники могут привести к неэффективной работе устройства, что в свою очередь влияет на его способность заряжать аккумулятор.
- Перегрев. Изношенные или заклинившие подшипники могут вызвать избыточное трение, что приводит к перегреву генератора.
- Сложности при вращении ротора. При проверке вручную, ротор генератора должен вращаться плавно. Любое сопротивление или «шероховатость» может указывать на проблемы с подшипниками.
- Утечка смазки. Если замечены следы смазки или грязи в районе подшипников, это является признаком их износа или повреждения уплотнений.
- Выход из строя других компонентов. Иногда проблемы с подшипниками могут привести к повреждению других частей генератора, например, ременного шкива.
Проверить генератор на предмет неисправности его подшипников не сложно.
Здесь многое зависит от правильной регулировки натяжения ремня привода генератора. Если ремень перетянут, то в скором времени готовьтесь к серьезному ремонту генератора, если не дотянут, то это, как правило, приведет к не до зарядке АКБ и скорому выходу их из строя, особенно зимой.
Первые признаки этих проблем, это мигание контрольной лампочки зарядки АКБ, которая находится на панели приборов автомобиля.
Если такой лампочки у вас не, что встречается очень редко на современных автомобилей, то приобретите специальный приборчик с набором светодиодов, который вставляется в прикуриватель и показывает степень зарядки АКБ, существуют более дорогие электронные аналоги.
Читайте по теме — Ремонт генератора своими руками.
В большинстве случаев, что бы проверить генератор автомобиля, необходимо его снять, поэтому если вы не любите держать гаечный ключ в руках, то просто отгоните автомобиль в автосервис.
Полезно знать — Ремень генератора ( Главная дорога ).