Требуется ли промывка ДВС при замене смазки? Важный вопрос, который задают многие автовладельцы. Производители машин не дают рекомендаций в этом отношении, да и в сервисных картах такая операция отсутствует.
С учетом этого возникает вопрос, — «А нужно ли вообще выполнять эту работу?»
Ниже разберемся, в чем плюсы и минусы промывки, когда этого делать нельзя, а когда можно, какие доступны варианты, и в чем их особенности.
Плюсы и минусы промывки двигателя, все аргументы за и против
Промывка мотора перед заменой масла — процедура, которая выполняется с целью очистки внутренних компонентов двигателя автомобиля.
Но это стандартная формулировка, которая требует уточнения, а для этого нужно разобрать все «за» и «против».
Плюсы:
- Улучшение эффективности. Промывка помогает удалить накопившиеся отложения, которые снижают эффективность ДВС. Это может привести к уменьшению расхода топлива.
- Удаление загрязнений. Внутренние компоненты двигателя, такие как поршни, клапаны и камеры сгорания, могут с течением времени накапливать сажу и иные загрязнения. Промывка помогает их удалить.
- Снижение износа. Чистые компоненты мотора изнашиваются медленнее, так как отсутствие накоплений позволяет работать более эффективно.
- Улучшение качества сжигания горючего. Чистые компоненты способствуют более равномерному сгоранию топлива, что снижает выбросы и повышает производительность.
- Стабилизация холостого хода. Меньше отложений – меньший коэффициент трения между движущимися деталями, как результат, мотору легче работать на низких оборотах.
- Подготовка к ремонту. Промывка помогает в случаях, если планируется провести крупные ремонтные работы. Чистые компоненты облегчают доступ к механизмам, снижая риск повреждений в процессе ремонта.
Стоит отметить, что упомянутые плюсы нивелируются при использовании качественной «синтетики» и частой смене смазки. Если своевременно менять рабочую жидкость и следовать рекомендациям завода-изготовителя, никаких загрязнений и отложений в ДВС не будет.
Недостатки процедуры:
- Риск повреждения. Некачественная промывка повышает опасность нарушения целостности уязвимых компонентов, таких как уплотнения, манжеты и прокладки. Агрессивные химические вещества, используемые в таких средствах, могут привести к утечкам масла или повреждению поверхностей деталей.
- Потеря гарантии. В зависимости от завода-изготовителя процедура может повлиять на действие гарантийного срока. Ряд производителей могут не признавать гарантийные обязательства, если двигатель промыт неквалифицированным образом.
- Неэффективные продукты. Некоторые средства бесполезны или даже вредные для двигателя. Они могут усугубить проблему.
- Дополнительные расходы. Процедура промывки мотора, особенно при обращении в автосервис, требует доплаты и покупки дополнительного масла или средства. Многие автовладельцы считают нерентабельным такое вложение.
- Несбалансированный состав. Некоторые продукты для промывки разбавляют масло двигателя, что ведет к нежелательным последствиям, таким как снижение защитных свойств масла и повышенному износу двигателя.
- Непредсказуемые результаты. Итоги процедуры могут быть любыми, а особенно, если мотор имеет определенные проблемы. Промывка может либо помочь, либо усугубить проблему, и это сложно предугадать.
- Влияние на старые автомобили. Для машин с большим пробегом имеется риск, что удаление отложений обнаружит скрытые утечки или проблемы.
- Бесполезность при решении серьезных проблем. Промывка может временно улучшить состояние двигателя, но она не устраняет фундаментальные проблемы, такие как износ механических деталей или дефекты системы питания.
Перед принятием решения о проведении процедуры важно учесть все плюсы и минусы, а также проконсультироваться с опытными специалистами.
Существующие виды современных промывок
В продаже встречается несколько видов жидкостей, предназначенных для промывки двигателя:
- Промывки с необходимостью поездок. Суть в том, что жидкость заливается в двигатель и требует эксплуатации авто в течение определенного времени. Чаще всего необходимо проехать не больше 500 км без агрессивных нагрузок на двигатель. В этот период запрещено увеличивать обороты мотора до предельных значений, буксировать прицепы, подниматься в гору с грузом и т. д.
- Использование обычного масла. Многие автовладельцы применяют стандартную смазку в качестве промывки. Суть метода в том, что одно и то же масло заливается два раза. Т.е. сливается отработка, заливается новое масло. Машина заводится и работает на холостых оборотах 15-20 минут. Затем происходит стандартная замена масла. Такой вариант считается наиболее безопасным, но требует крупных затрат, так как придется покупать две канистры минимум.
- «Пятиминутки». Такие присадки добавляются к маслу перед его заменой. После заполнения системы химическим составом мотор работает в течение 5-15 минут с учетом рекомендаций завода-изготовителя. Впоследствии состав сливается, и двигатель заполняется обычным маслом.
- Использование масла для промывки. В автомагазинах часто встречается промывочная смазка, которая продается в 4-литровых канистрах. Представляет собой «минералку» с большим количеством присадок для очистки. Вливается после удаления старой рабочей жидкости, после чего мотор запускается и работает в течение 30 минут. Впоследствии требуется удалить жидкость и залить чистую смазку.
Каждый из вариантов имеет слабые и сильные стороны. Поездки с ограничениями по скорости и оборотам вряд ли устроят автовладельцев.
Хорошим вариантом считаются «пятиминутки» и промывочные масла из-за скорости действия, но их состав все равно остается на стенках, а потом смешивается с моторным маслом.
Кроме того, есть риск негативного влияния на резинки (уплотнители, прокладки) и агрессивное растворение загрязнений.
Если же принято решение в пользу таких составов, стоит почитать статью лучшие промывочные масла для двигателя и выбрать подходящий вариант.
Что касается двойной замены, она почти бесполезна, а расходы очень большие. Разве что удалится больший объем отработки.
Когда промывка перед заменой масла целесообразна
Опытные автовладельцы выделяют несколько ситуаций, почему промывка двигателя имеет реальный смысл:
- Покупка машины у неизвестного человека. Новый собственник не знает, что использовалось ранее, как часто оно менялось и т. д. Исключением может быть ситуация с сервисной книжкой, где указаны необходимые данные. Минус в том, что отметки делаются только в период гарантии, а после этого никаких записей не делается. Что касается слов владельца, доверять ему не стоит.
- Попадание посторонних жидкостей в смазку. Бывают ситуации, когда из-за поломки системы охлаждения в масло попадает антифриз. После устранения неисправности требуется промыть систему и залить правильную смазку.
- Периодическая доливка другого масла. Если двигатель отличается чрезмерной прожорливостью, владелец вынужден подливать смазку. При этом в дороге часто нет такой же жидкости, поэтому приходится использовать доступные варианты. Такой «коктейль» желательно слить, а после этого промыть мотор.
- Пропуск очередной замены. Бывают ситуации, когда сам владелец не уследил и затянул с обновлением смазки. В итоге она потеряла характеристики, и повысился риск появления отложений. В таких обстоятельствах промывка мотора очень актуальна.
- Переход с «минералки» на «синтетику». Новый тип смазки имеет другой набор присадок и улучшенную основу. При этом далеко не факт, что оставшееся старое масло и новая рабочая жидкость «подружатся». Для защиты от проблем рекомендуется сделать промывку, а уже после заливать синтетическую смазку.
- Попадание воды в двигатель. Подобные ситуации часто встречаются и могут произойти по ряду причин. Влага попадает в мотор при поездках по глубоким лужам или плохим дорогам. В таком случае повышается вероятность гидроудара и капитального ремонта ДВС. Если все обошлось, то мотор нужно промыть как можно быстрее.
Когда не стоит промывать двигатель и почему
Имеет место ряд ситуаций, когда промывка силового агрегата не нужна.
Двигатель сильно загрязнен
Некоторые автовладельцы считают, что промывка грязного мотора — решение всех бед. Но это нет так.
Если постоянно задерживать с заменой или использовать некачественное масло, на стенках внутри ДВС копится грязь, а со временем и твердые отложения. Каналы, фильтры и кольца для съема масла загрязняются.
Если применять промывку, ситуация только ухудшается. Вся грязь отлипает от стенок и начинает блуждать по системе. В результате она забивает маслозаборник (сетку), попадает в поддон и т. д. Нарушается циркуляция жидкости, возникает масляное голодание, приводимое к клину.
При этом щуп может показывать уровень масла в приделах нормы, но жидкость по ДВС не циркулирует из-за забитой отложениями сетки маслозаборника или каналов.
Для оценки уровня загрязнения стоит открутить крышку с горловины для залива масла или демонтировать поддон.
Если обнаруживается грязь, ее лучше убрать вручную путем частичной или полной разборки ДВС.
Промывка помогает только в том случае, если загрязнение незначительно, необходимо почистить фильтры и слегка забитые каналы.
Переход на новый тип / марку смазки
В случае смены производителя или вязкости не обязательно промывать мотор. Смешивание разных рабочих жидкостей со схожим составом допускается. После удаления старой жидкости внутри все равно остается около 1-1.5 л смазки, а сделать полную очистку можно лишь при разборке.
Новая смазка смешивается со старой и работает по стандартной схеме. В идеале можно уменьшить интервал замены и делать работу чаще, чтобы быстрее добиться очистки мотора.
Исключением является ситуация, когда минералка меняется на синтетику.
Промывка и некачественное масло
Одна из ситуаций, когда двигатель долгое время ездит на масле низкого качества, а потом владелец планирует перейти на более дорогое масло. Такое решение может быть запоздалым.
Причина в том, что при продолжительной эксплуатации на плохой смазке в ДВС появляются загрязнения, которые с каждым разом только усиливаются.
Многие считают, что применение промывочной жидкости в таком случае — спасение. Но это не так.
Как отмечалось выше, ситуация может усугубится, и грязь забьет все рабочие элементы, произойдет масляное голодание и, как результат, еще более серьезная поломка.
Отложения в поддоне
В процессе эксплуатации в поддоне двигателя постепенно откладываются разного рода загрязнения.
В обычном режиме они не несут рисков, но при попытке промывки агрессивными средствами слои грязи отлипают, попадают в новое масло и расходятся по системе.
На входе в канал из поддона установлен сетчатый фильтр, который сразу забивается и не пропускает рабочий состав. Итог — масляное голодание, перегрев и повреждение мотора.
Что такое мягкая промывка двигателя
Под этим термином понимается процедура очистки внутренних компонентов ДВС с применением специальных добавок или растворителей.
Такие средства осторожно растворяют и удаляют отложения, нагар и другие накопления без применения агрессивных химических веществ или интенсивных физических воздействий.
Этот метод промывки направлен на повышение эффективности и производительности двигателя, минимизацию негативных эффектов на уплотнения и манжеты, а также предотвращение возможных повреждений.
Мягкая промывка обычно использует более деликатные добавки, которые способствуют размягчению и растворению отложений, но при этом не представляют риска для уязвимых деталей ДВС.
Плюсы:
- отсутствие рисков для маслосъемных колец, уплотнений и других уязвимых деталей двигателя;
- снижение риска повреждений ДВС;
- улучшение процесса сгорания и эффективность двигателя, что может привести к оптимизации расхода топлива и производительности;
- подготовка к замене масла, возможность убрать накопившиеся отложения и сделать обмен масла более эффективным;
- уменьшение выбросов за счет более полного сгорания топлива
Суть мягкой очистки в том, что после добавления присадки автомобиль должен проехать до 200-300 км в зависимости от требований завода-изготовителя. Лишь после этого отработка сливается, а на ее место заливается чистая смазка.
Инструкция по применению промывочного масла
Порядок действий:
- Выберите подходящее промывочный масло с учетом рекомендаций производителя автомобиля или советов специалистов.
- Перед использованием жидкости ознакомьтесь с инструкцией на упаковке продукта, так как специфика применения может варьироваться в зависимости от производителя.
- Процедура выполняется на холодном ДВС.
- Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и включена нейтральная передача для ручной трансмиссии или на «P» (парковка) для АКПП.
- Удалите старое масло из ДВС.
- Заливайте смазку для промывки согласно указаниям. Масляной фильтр на этом этапе не меняется.
- Заведите ДВС и дайте ему поработать на ХХ в соответствии с рекомендациями на упаковке. Чаще всего это занимает определенное время (например, 10-15 минут).
- По истечении указанного времени заглушите мотор.
- Слейте промывочную жидкость.
- Установите новый фильтрующий элемент и залейте новое масло.
- После замены и завершения процедуры убедитесь, что уровень соответствует рекомендациям производителя.
Правильное применение промывочного масла очень важно, и рекомендации могут варьироваться в зависимости от выбранного продукта и типа двигателя.
Инструкция по применению мягкой промывки Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung
Средство выпускается в колбе объемом 300 мл и подходит для бензиновых и дизельных моторов. Убирает осадок и нагар, устраняет лаковые отложения, защищает от «масляного голодания» и т. д.
Для ДВС с объемом смазки до 5 л хватает 0.3 л присадки.
Залейте Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung в двигатель. Выполните поездку на машине от 100 до 300 км без чрезмерного повышения оборотов и резких нажатий на педаль газа.
Как только упомянутый километраж пройден, требуется заменить масло и фильтрующий элемент.
В случае экстремального загрязнения мотора проводится чистка маслоприемника. В дальнейшем рекомендуется использовать средство перед очередной заменой.
Объем |
3-5 л |
5-8 л |
8-10 л |
10-12 л |
Число упаковок Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung для очистки |
1 |
1.5 |
2 |
2.5 |
Инструкция по применению мягкой промывки Lavr Ln1005
Средство продается в баночках объемом 330 мл, подходит для моторов, работающих на бензине / дизеле с пробегом от 50 000 км и более.
Рекомендуется к применению при появлении стука в гидравлических компенсаторах / натяжителях, для раскоксовки мотора и т. д.
Не разрушает сальники и уплотнители, подходит для всех видов масел.
Процесс очистки проходит в несколько этапов:
- Нагрейте ДВС до рабочего уровня.
- Добавьте промывку через масло-заливную горловину.
- Заведите мотор и дайте ему поработать пять минут на ХХ.
- Используйте машину в обычном режиме 150-200 км, но не допуская перегрузки.
- Выполните замету отработки и фильтрующего элемента.
Одного флакона на 330 мл хватает на 4-5 литров моторного масла.
Промывка двигателя 5-минутная Lavr Ln1003, инструкция по применению
Особенность средства для очистки Lavr Ln1003 — высокая скорость действия. Как заверяет производитель, применение такого средства рекомендуется перед каждой сменой рабочей жидкости и подходит для авто, которые проехали больше 20 000 км.
Обеспечивает удаление загрязнений, защищает поршневые кольца, продлевает ресурс ДВС на 10-20%. Может использоваться для МКПП и редукторов.
Инструкция по применению:
- Прогрейте смазку до рабочих температур.
- Добавьте промывку в силовой агрегат.
- Заведите ДВС и оставьте его работать на 5 минут на ХХ.
- Не используйте авто во время процесса (движение запрещено).
- Заглушите мотор и слейте отработку.
- Замените фильтрующий элемент и залейте новую смазку.
Одного тюбика на 0.45 л хватает, чтобы почистить мотор с объемом смазки на 4-5 литров.
Как промыть двигатель обычным маслом
Промывка ДВС обычным маслом помогает удалить некоторые накопления и отложения.
Но стоит отметить, что эффективность метода под вопросом, так как обычная смазка не разработана для промывки. Она только уменьшит объем старой смазки разбавившись с ней.
Перед использованием рабочей жидкости в качестве промывочного средства проконсультируйтесь с профессиональными механиками.
Общий алгоритм действий, следующий:
- Работы выполняются на остывшем моторе.
- Убедитесь, что ТС находится на ровной поверхности и обездвижено.
- Выберите обычное моторное масло, которое соответствует рекомендациям производителя вашего автомобиля по вязкости и спецификации.
- Слейте отработку.
- Заливайте новое масло в ДВС, следуя рекомендациям по объему.
- Заведите силовой агрегат и оставьте его на ХХ в течение некоторого времени (например, 10-15 минут). Это позволит новому маслу циркулировать через систему смазки и потенциально размягчить отложения.
- Эксплуатируйте авто 1000 км.
- Слейте отработку и выполните замену масла и фильтрующего элемента.
- Убедитесь, что уровень соответствует норме.
Особенности промывки дизельного двигателя
Принцип очистки дизельных моторов мало отличается от бензиновых. Особенность в том, что в «дизелях» в камере сгорания оказывается еще и сера, которая смешивается с водой, а после образует смесь горючего и воздуха.
В результате формируется серная и сернистая кислоты, которые копятся в зоне поршневых колец и негативно действуют на элементы двигателя уже в том месте.
Впоследствии газы и масло идут в нижнюю часть, из-за чего формируется осадок и лаковые отложения, а дальнейшие последствия — появление ржавчины и износ.
Дополнительные особенности:
- Склонность к образованию больших отложений и нагара в силу особенностей сгорания дизельного топлива. Промывка помогает размягчить и удалить отложения из камер сгорания, поршней и других компонентов.
- Дизели, как правило, оснащены дополнительными системами фильтрации, такими как топливные фильтры и фильтры отработанных газов (DPF). При промывке необходимо обратить внимание на то, какой тип промывочных продуктов может использоваться с системами, чтобы не повредить их.
- Очистка топливной системы дизельного мотора помогает вернуть работоспособность форсункам и топливным линиям, защитить их от нагара и других загрязнений.
- Дизельные двигатели часто имеют системы рециркуляции отработанных газов (EGR) и фильтры частиц (DPF), которые также накапливают отложения. Промывка гарантирует очистку систем и восстанавливает их работоспособность.
- При промывке дизельного двигателя следует учитывать уязвимые компоненты, такие как уплотнения, манжеты и маслосъемные кольца. Использование слишком агрессивных химических средств вредит деталям.
- Процедура требует более частой замены масла, так как промывочные добавки разбавляют масло и уменьшают его эксплуатационные характеристики.
При выборе средства для очистки дизельного мотора важно смотреть, чтобы оно подходило для таких видов ДВС.
Какая самая эффективная промывка двигателя
Наилучшие результаты приносит полная разборка ДВС. Она включает в себя очистку каждой детали с помощью растворителя, керосина или иного специального средства.
Такая работа, как правило, выполняется во время капремонта мотора и дает наилучшие результаты.
А использование промывочных средств – это больше про профилактику возникновения отложений.
Когда нужно промывать двигатель вручную
Промывать двигатель вручную придется при сильных отложения в поддоне картера, под крышкой головки блока цилиндров, при забитой сетке масло заборника.
Как правило, такая процедура выполняется в автосервисе, но тут многое зависит от марки авто. К примеру, на ВАЗ классика или Лада Калина, эти работы можно выполнить и самому.
В некоторых сложных случает придется полностью разбирать мотор, чтобы добраться забитых масляных каналах и других участков системы.
Рекомендации специалистов
В завершение выделим ряд рекомендаций, которые касаются промывки двигателя:
- если такую процедуру предлагают в автосервисе, помните, что не всегда она целесообразна, а часто вообще не нужна;
- указание по выполнению такой работы должен давать только специалист;
- промывку разрешено проводить для поддержания системы в чистоте в случае, если двигатель было достаточно чистым до первого использования;
- применение чистящего состава по принципу «на всякий случай» может принести вред;
- в случае применения средства для очистки важно следовать рекомендациям производителя и инструкции на упаковке;
- после применения важно контролировать результаты, убедиться, к примеру, что не забит маслозаборник, при выявлении аномалий сразу обратиться к мастерам;
- промывка ДВС не заменяет регулярное обслуживание, поэтому менять фильтр и масло все равно придется.
В завершение стоит отметить, что при использовании качественной «синтетики» и регулярной смене рабочей жидкости необходимости в чистке нет.
Такая опция полезна, если машина куплена на вторичном рынке, и вы не знаете, следовал ли прошлый владелец условиям эксплуатации, а также при переходе с минералки на синтетику, в большинстве других случаях лучше он нее воздержаться.
А если все же решились, то по завершению процедуры обязательно проверьте состояние картера и сетчатого фильтра маслозаборника.