Износ шин — это естественный процесс, связанный с эксплуатацией автомобиля. Однако существуют различные причины, которые могут этот процесс ускорить.
Причины быстрого износа шин
Их несколько:
- Неправильное давление в шинах.
- Неправильный развал-схождение: несоответствие рекомендуемым параметрам может вызвать износ одной или обеих сторон колеса.
- Агрессивное вождение: резкое ускорение, торможение и повороты увеличивают трение покрышек.
- Езда по плохим дорогам: ямы, выбоины и другие дефекты дорожного покрытия могут повреждать и изнашивать покрышки.
- Старость: со временем материалы шины теряют свои свойства, что делает её менее устойчивой к износу.
- Использование не по сезону: например, использование зимних шин летом.
- Неодинаковые покрышки: использование разных типов или брендов покрышек на одном автомобиле может вызвать их неравномерный износ.
Виды износа:
- Центральный: происходит из-за избыточного давления.
- Плечевой: происходит из-за недостаточного давления в шинах или из-за проблем с развал-схождением.
- Неравномерный износ вдоль обода: обычно связан с проблемами балансировки или повреждениями подвески.
- Зигзагообразный: может быть вызван проблемами с развал-схождением или повреждениями амортизаторов.
- Местный: маленькие участки сильного износа, обычно вызваны торможением или другими дефектами.
Для продления срока службы шин рекомендуется регулярно проверять давление, осуществлять балансировку и контроль развал-схождения, а также обращать внимание на стиль вождения и качество дорожного покрытия.
Осмотр покрышек автомобиля
Благодаря периодическому и своевременному осмотру колес можно получить полную информацию о состоянии покрышек, выявить опасные дефекты.
Так, к примеру, на грузовом автомобиле износ шин выглядит совсем по другому, чем на легковом, а «резкий» стиль вождения приводит совсем к другим последствиям, чем к примеру «плавный» стиль.
Чтобы правильно провести оценку состояния покрышек, прежде всего, необходимо осмотреть все четыре колеса, ведь износ шин прямо пропорционально зависит от их место положения.
Особенно хорошо этот момент просматривается на заднепроходных автомобилях так как нагрузка у них между управляемыми и ведущими колесами распределена по-разному.
Скорость движения
Износ протектора должен происходить равномерно по всей площади поверхности колеса. Если износ не равномерный, значит необходимо проверить техническое состояние автомобиля и прежде всего — развал схождение.
В любом случае износ считается полным, если высота протектора хоть в одной точке замера меньше минимально допустимого ( все это прописано в ПДД). В таких случаях покрышка подлежит замене.
Ведущие и управляемые колеса, в чем разница износа
Естественно, что нагрузка на управляемые и ведущие колеса отличается друг от друга. А отсюда, как следствие, износ шин совершенно разный.
Если рассмотреть управляемые колеса, то в связи с тем, что они постоянно меняют угол наклона к оси проезжей части, они больше изнашиваются с боку ( если конечно, у вас правильно выставлен развал схождение колес).
Если взять ведущие колеса, то тут картина немного другая. В связи с тем, что поверхность колес принимает на себя основную нагрузку во время движения, особенно при начале движения, износ шин происходит по середине в местах наибольшего контакта поверхности шин с поверхностью дороги. И чем хуже поверхность, тем больше износ шин.
Сейчас очень широкое распространение получили переднеприводные автомобили. В данном случае происходит суммарный, но при этом равномерный износ. Центральная и боковая часть изнашиваются равномерно, но быстрее, поэтому через определенный пробег, колеса необходимо переставлять согласно схеме указанной в руководстве по эксплуатации.
Вы, наверное, уже поняли, что существуют различные виды износа шин. Рассмотрим по отдельности каждый вид.
Пиловидный износ
Пиловидный относится к категории неравномерного износа шин.
Он возникает от того, что при движении автомобиля, в том месте, где колесо соприкасается с покрытием, протектор вдавливается, а при дальнейшем движении снова выпрямляется, в результате чего происходит деформация шины.
На той части шины, которая расположена с фронтальной стороны, протектор стирается больше, чем на задней. В результате такого износа шины увеличивается шум ее качения.
Обычно шины, которые находятся на неведущем колесе, в большей степени подвергнуты такому виду износа.
Чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, вовремя переставлять шины местами, об этом говорилось выше. Злоупотреблять осторожным вождением и низким давлением в шинах тоже в данном случае нельзя, так как это так же увеличивает пиловидный износ шин.
Односторонний износ
Причиной данного вида износа, прежде всего, является неправильные параметры в развале и схождению колес. Данные параметры необходимо сразу же проверить, если вы увидели первые предпосылки данного износа. А по возможности периодически проверяйте развал и схождение колес.
Как делать развал схождение колес автомобиля своими руками можете почитать здесь.
Если вы заметили больший износ на внешней стороне колеса, то это может быть вызвано излишним положительным развалом или схождением колес.
А если на внутренней стороне, то тут наоборот, причиной может быть избыточное отрицательное развал или схождение колес.
Если на вашем автомобиле выставлены нулевые параметры развала и схождения колес, то это приведет к усиленному износу шин, хотя и равномерному.
Так же данное явление во время движения увеличит сопротивление шины качению, а как следствие будет большим расход топлива.
Большое количество мест износа
Если вы обнаружили, что на поверхности покрышки во многих местах повышенный износ шины, то вам следует обратить внимание на возможность неисправности подвески автомобиля. Обратите внимание на амортизаторы, рычаги, пружины.
Обратитесь на СТО, пусть специалисты проведут диагностику и ремонт подвески. После выявления причины и ремонта обязательно замените шину, так как последствия такого износа не дадут равномерно вращаться колесу и как следствие, колесо будет «бить».
В виде пятна
Бывают ситуации во время движения (у некоторых водителей часто у некоторых редко), когда вы вынуждены экстренно затормозить с заблокированным колесом, при этом может быть вы спасете чью то жизнь.
Обычно после такого торможения шину необходимо будет заменить, так как возникнувший износ в виде пятна на одном месте изменит балансировку колеса, так же возможны другие серьезные последствия, вплоть до биения колес.
Возникновение плоской площадки на поверхности шины
Допустим, по какой-то причине вы планируете оставить свой автомобиль на большой период времени.
В такой ситуации вам лучше предварительно повысить давление в шинах, так как если давление небольшое, вследствие длительного стояния могут возникнуть на шинах плоские площадки, поэтому колеса в процессе движения могут начать «бить».
Другая причина возникновения данного дефекта, это резкая остановка автомобиля после интенсивного движения, например автогонки или что-то в этом роде. После резкой остановке разогретые шины быстро застывают в деформированном положении и остаются в таком положении.
Однако есть и приятная новость, после разогрева шин они снова принимают исходное положение.
Неправильное давление в шинах во время езды
Рекомендованное давление в шинах на каждом автомобиле свое. И его необходимо обязательно придерживается.
Так как невыполнение данных рекомендаций может привести к тому, что если в шинах недостаточное давление, то они начинают прогибаться посередине и начинает очень сильно изнашиваться по краям.
А избыточное давление в шинах приведет к тому, что наоборот будет интенсивно изнашиваться средняя часть шины.
Поэтому этому вопросу необходимо уделять внимание и периодически проверять давление в шинах, доводить его до рекомендованного. Тогда ваши шины прослужат намного дольше.
Старение покрышек, как причина их повреждения
Обычно всеми производителями шин не рекомендуется использовать их продукции более 10 лет. Причина банальна, все имеет свой возраст.
Так как шины производят из натурального каучука, то данный материал со временем стареет и покрышка становиться пористой как губка.
Естественно в такую «губку» проникает влага и повреждает металлический корд, который со временем приходит в негодность.
Такая шина может разорваться во время движения в любой момент, особенно на груженом автомобиле, и последствия могут быть непредсказуемы.
Поэтому меняйте шину хотя бы 1 раз в 10 лет, если конечно она у вас до данного «возраста до живет».
Как избежать быстрого износа шин?
Для того чтобы предотвратить быстрый износ шин и продлить их срок службы, рекомендуется следовать нескольким основным правилам:
- Поддерживать правильное давление в шинах: регулярно проверяйте и корректируйте его, следуя рекомендациям производителя автомобиля.
- Правильный развал-схождение: проверяйте и корректируйте углы развал-схождения в соответствии с рекомендациями производителя.
- Регулярная балансировка колес: помогает избежать вибрации и неравномерного износа шин.
- Периодически меняйте местами покрышки.
- Избегайте агрессивного стиля вождения.
- Проверяйте амортизаторы и подвеску.
- Используйте шины, соответствующие сезону.
- Езда по хорошим дорогам: по возможности избегайте дорог с множеством выбоин, ям и других дефектов.
- Проверяйте покрышки на предмет повреждений: регулярно осматривайте их на наличие порезов, грыж, трещин и других повреждений.
- Храните шины правильно: если вы храните дополнительный комплект шин, убедитесь, что они хранятся в прохладном, сухом месте, подальше от прямых солнечных лучей.