Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда из-за окисления клемм на АКБ возникают сложности с пуском двигателя или «просадка» напряжения бортовой сети. При этом проблема не устраняется до момента очистки и обработки контактов.
Последствия окисления клемм только на первый взгляд кажутся незначительными. На практике они могут стать причиной серьезных затрат в будущем — как денег, так и нервов.
Нужно ли смазывать клеммы аккумулятора?
Главный вопрос, который задают начинающие автовладельцы. Ответ однозначный — «Да» не смотря на то, что в современных автомобилях продолжительное время это можно не делать, но в итоге к этой процедуре все равно придется прибегнуть.
Но это делается не для лучшего контакта, как считают многие, а с целью защиты металла от окисления. Тот же Литол или другие средства для обработки являются диэлектриками, поэтому снижают проводимость контактов. Их задача заключается в защите цветных металлов от протекания окислительных процессов и образования на поверхности опасного налета.
Так зачем же смазывать клеммы аккумулятора?
Смазывание клемм аккумулятора — это важная процедура обслуживания, которая способствует продлению срока службы источнику питания и обеспечению надежного пуска двигателя.
Существует несколько причин, по которым этот процесс является необходимым.
- Предотвращение коррозии. Клеммы аккумулятора и соединения могут подвергаться коррозии, особенно в условиях высокой влажности или при наличии кислотных паров, выделяющихся батареей. Смазка создает защитный слой, который минимизирует контакт металлических частей с воздухом и влагой, тем самым предотвращая образование коррозии.
- Улучшение электрического контакта. Со временем на клеммах может формироваться оксидный слой, ухудшающий электрический контакт между клеммами аккумулятора и кабелями. Это приведет к слабому пусковому току и невозможности завести машину. Смазка помогает поддерживать хороший контакт, обеспечивая надежный запуск.
- Облегчение будущего обслуживания. Смазанные клеммы легче отсоединить и очистить при необходимости обслуживания или замены аккумулятора. Это также предотвращает прикипание клемм к аккумулятору.
Чем смазывать клеммы аккумулятора?
Рассмотрим, какие действия предпринимать, чтобы не окислялись вывода и наконечники проводов.
Здесь стоит выделить несколько групп изделий:
- «Дедовские» методы. Здесь подразумевается применение проверенных временем смазок — Нигрола, Литола или солидола. После зачистки клемм и их тугой протяжки производится нанесение смазывающего состава на поверхность. При правильной обработке обеспечивается надежная защита от пробоя и нарушение герметичности на 6-8 месяцев.
- Специализированные противокоррозионные смазки: идеально подходят для защиты клемм аккумулятора. Они разработаны специально для предотвращения коррозии и обеспечения хорошего электрического контакта.
- Силиконовые смазки: также могут использоваться для защиты клемм, особенно в условиях высокой влажности.
- Вазелин — еще одно эффективное средство защиты от вероятных проблем с окислением. Допускается применение технического и аптечного варианта изделия. Но к вазелину (в отличие от солидола) многие специалисты относятся скептически. Причина в том, что он защищает поверхность металла от влаги и исключает прилипание клеммы к выводу АКБ. Главным минусом вазелина является высокое сопротивление, что обуславливает проблемы с проводимостью. Чтобы избежать сложностей, рекомендуется добавление в состав смазки на графитовой основе.
- Машинное масло. Этот способ защиты предназначен для наиболее ленивых автовладельцев, которые не желают тратить время на поиски смазки или деньги на ее покупку. Каждый раз при проверке уровня масла на клемму наносится небольшой объем масла (чтобы не окислялись клеммы). Если делать эту работу регулярно, профилактика потребуется АКБ нескоро.
- Солидол. Этот вариант считается одним из наиболее простых и доступных. Но многие автовладельцы делают ошибку — они наносят смазывающий состав между проводами и клеммами АКБ. Впоследствии под действием высоких температур происходит затвердение и схватывание смазывающего состава, появляется плотная и сухая корка. Ее особенность заключается в неспособности проведения тока, из-за чего возрастают риски потери контакта. В дальнейшем счистить затвердевший состав — целая проблема. К слову, с такими сложностями можно столкнуться и в случае использования других смазывающих составов (в том числе и современных).
Важно помнить, что перед нанесением смазки необходимо тщательно очистить клеммы и кабели от грязи, коррозии и оксидов. После чистки можно нанести тонкий слой смазки для обеспечения длительной защиты и надежного функционирования аккумулятора.
Порядок нанесения смазки на клеммы аккумулятора
Для смазывания клемм можно использовать специализированные противокоррозийные смазки, которые подходят для работы в условиях высокой влажности и предотвращают коррозию.
Применение тонкого слоя смазки на чистые клеммы поможет обеспечить их длительную защиту и способствовать надежной работе электрической системы автомобиля.
Алгоритм действий следующий:
- Очистка поверхности клеммы и близлежащих мест от загрязнений. Это требуется для снижения сопротивления к минимуму.
- Зачистка клемм и их надевание на АКБ. Далее остается зажать гайку для максимальной фиксации.
- Обработка верхней и боковой части наконечника и вывода. Здесь важно ничего не пропустить, чтобы избежать попадания влаги на поверхность.
Учтите, что рекомендуется обработка всего узла целиком, а не только каких-то конкретных элементов.
Стоит усвоить, что смазывание внутренней части клеммы не рекомендуется так как в противном случае добиться качественного контакта не получится, а сама обработка принесет только вред.
В чем недостатки применения старых смазок типа Литола?
Главное преимущество «дедовских» методов обработки клемм — доступность.
Одновременно с этим бюджетные смазки имеют ряд недостатков:
- Наличие неплотной («рыхлой») структуры, что способствует налипанию грязи и низкой стойкости к действию шампуня (легко смываются).
- Отсутствие в составе полезных присадок и добавок. Также здесь не предусмотрен краситель, что для многих автовладельцев серьезный минус.
- Недостаточная энергопроводимость, что снижает КПД источника питания.
Несмотря на ряд недостатков, многие автовладельцы продолжают использовать смазки Литол-24.
Какие смазки подходят на зиму?
Чтобы защитить клеммы от окислений в холода, рекомендуется применение специальных составов.
К наиболее востребованным можно отнести:
- Molykote HSC Plus — состав, который предназначен для АКБ серии FIAMM, но может применяться и для других устройств. Преимущества заключаются в высокой электропроводности и способности работать в широком температурном диапазоне (-30…+1100 градусов Цельсия).
- Циатим — доступный по цене вариант. Его главный недостаток заключается в низкой проводимости.
- Очистители-распылители. В этой серии пользуются спросом изделия от следующих производителей — Hi-Gear, SVITOL и прочих. В основе лежит очищенное масло, которое после попадания на поверхность «выдавливает» влагу и обеспечивает надежный защитный слой-пленку. Последняя защищает поверхность от окислительных процессов и появления грязи. Главный недостаток заключается в непродолжительном действии состава.
- Смазки консистентного типа (варианты — LIQUI MOLY, Gunk). По структуре это густые составы, которые имеют вид крема и также имеют масляную основу. Их преимущество заключается в удобстве нанесения, ведь можно не бояться попадания состава туда, куда не нужно. Кроме того, смазка дольше удерживается на поверхности и не поддается смыванию шампунем. Вот почему многие мастера рекомендуют выбирать для зимней обработки именно такие изделия.
Способна ли смазка убрать окислы с поверхности металла?
Среди новичков бытует мнение, что хорошая смазка защищает поверхность и убирает уже имеющиеся следы окислений. Это ошибка.
Если на клемме появились окислы, нанесение специального состава (даже самого дорогого) ничего не даст.
Единственное решение — снятие наконечников и зачистка клемм до появления блеска, а уже после подключения производится обработка специальной смазкой.
Задача таких смазок заключается не в устранении последствий, а в предотвращении их появления.
Секреты профилактики
Важно понять, что даже в новом аккумуляторе имеют место незначительные испарения кислоты. Это означает, что лучший способ защиты от неприятностей — обеспечение герметичности изделия.
Запрещено наносить специальные материалы непосредственно на место контакта. Сначала участок очищается, протирается, а уже после подключения производится обработка.
К популярным способам защиты стоит отнести:
- Войлок и масло. Эта методика известна множество десятилетий. Главным преимуществом является доступность, что и определяет популярность изделий среди автовладельцев. Чтобы избежать попадания паров электролита на клемму и появления окислов, достаточно покрыть ее войлоком (предварительно обрабатывается машинным маслом). Все, что требуется — вырезать круглую войлочную прокладку с отверстием по центру, после чего пропитать ее маслом и надеть на вывод АКБ. После этого на контакт надевается клемма бортовой сети. Ее необходимо прикрутить, а поверх положить пропитанную в масле войлочную прокладку.
- Классические средства — вазелин, солидол и лак. Специалисты уверяют, что для защиты клемм можно использовать практически любой жидкий состав, обеспечивающий изоляцию и устойчивый к шампуням. Здесь подходят смазки на силиконовой основе, которые доступны по цене и не вбирают в себя различный мусор (пыль и грязь).
- Антижир — специальный смазывающий состав, который отличается антикоррозийными качествами и при этом не ухудшает проводимость контактного соединения. Такое изделие продается в аэрозольной форме, а обработка производится посредством обычного нанесения на клеммы. Антижир продается во многих автомобильных магазинах.
- Фетровые шайбы. Здесь принцип обработки такой же, как и в случае с войлочными изделиями. Шайба надевается сверху, чтобы не окислились клеммы.
Допускается ли механическая очистка клемм, к примеру, с помощью наждачной бумаги?
Если действовать без фанатизма, такая обработка разрешена. Более того, многие производители рекомендуют очистку контактов наждачной бумагой с мелкой зернистостью перед нанесением защитного состава.
Благодаря этому обеспечиваются удаление окислов и очистка поверхности от грязи. Ранее для обработки применялись специальные «ершики» с металлическим ворсом (наружного или внутреннего типа).
Советы опытного автовладельца
На некоторых авто установлены аккумуляторные батареи неудачной конструкции.
Их особенность — наличие персональной крышки для каждой банки, из-за чего на этих участках накапливается пыль и грязь.
Таких пробок несколько, поэтому количество мусора возрастает в несколько раз.
Для защиты от загрязнений можно сделать на каждый из выводов колпак, изготовленный из войлочного материала с последующей пропиткой маслом.
Второй вариант — сделать общее покрытие, имеющее вид пыльника. Для таких целей разрешается использовать кусок линолеума или резинового коврика (например, из «классики»). Все, что требуется — вырезать изделие под необходимый размер и закрепить сверху.