ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 989

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

¬ данной статье речь пойдет про взрыв аккумул€тора: возможно ли это, причины, что делать и кака€ перва€ медицинска€ помощь должна оказыватьс€.

ќдним из основных источников электроэнергии в автомобил€х €вл€етс€ аккумул€торна€ батаре€. — помощью ее обеспечиваетс€ запитывание бортовой сети авто, и самое важное – запуск силовой установки.

Ќа автотранспорте сейчас самыми распространенными €вл€ютс€ свинцово-кислотные типы ј Ѕ.

Ќесмотр€ на использование электролита (раствора серной кислоты в дистилл€те), благодар€ которому возможно проведение химических реакций, сопровождающихс€ выделением электрического разр€да, такие аккумул€торы считаютс€ безопасными, но лишь условно.

ј Ѕ имеют герметичные корпуса, которые по максимуму предотвращают вытекание электролита. Ќо все же €вл€ютс€ они лишь условно-безопасными.

ј все потому, что протекание кислотного раствора в результате повреждени€ корпуса (трещина и т. д) - не самое опасное, большую опасность представл€ет возможность взрыва с разлетом частиц корпуса и капель электролита.

ƒл€ многих автомобилистов может показатьс€, что ј Ѕ взорватьс€ не может, просто хот€ бы потому, что в его конструкции нет ничего, относ€щегос€ к взрывоопасным и легковоспламен€емым веществам, но факт остаетс€ фактом, такие случаи бывают.

 ак отмечено, работа аккумул€торной батареи основываетс€ на проведении химических реакций, которые и могут стать причиной выделени€ взрывоопасных веществ.

» как не странно, но по€вление таких компонентов обеспечиваетс€ благодар€ наличию дистиллированной воды.

ќтметим, что взрыв ј Ѕ возможен только при стечении определенных факторов. Ќо вначале немного теории.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

“еори€ взрыва, или почему кипит электролит

јккумул€торна€ батаре€ на авто посто€нно работает в режиме разр€да-зар€да.   примеру, при запуске, стартер потребл€ет большое количество энергии, но после пуска, в работу включаетс€ генератор, который восстанавливает расходованный батареей зар€д, и так происходит посто€нно.

ѕри этом во врем€ отдачи зар€да в ј Ѕ проход€т окислительно-восстановительные химические процессы, в результате которых из обычного свинца происходит образование сульфата свинца.

ѕри этом на положительных электродах осуществл€етс€ восстановление оксида свинца, а на отрицательных – окисление свинца.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

¬се эти процессы сопровождаютс€ расходом серной кислоты, из-за чего плотность электролита падает (массова€ часть кислоты снижаетс€ относительно дистилл€та).

ѕри зар€де происход€т те же процессы, но в обратном пор€дке. ѕо мере зар€да, образованный в результате реакций при разр€дке сульфат свинца, распадаетс€ на составные части.

» когда он полностью расходуетс€, реакци€ не останавливаетс€, но в ней уже участвует друга€ составна€ часть электролита – дистилл€т.

ѕосле полного получени€ зар€да, когда сульфата не осталось, начинаетс€ процесс электролиза дистиллированной воды, сопровождающийс€ разделением ее на составные компоненты – водород (выдел€етс€ на отрицательном электроде) и кислород (образуетс€ на положительном электроде).

ј вот эти компоненты уже €вл€ютс€ взрывоопасными, и их воспламенение и €вл€етс€ следствием взрыва ј Ѕ.

¬изуально процесс электролиза выгл€дит как закипание электролита. ћногие автомобилисты как раз и ориентируютс€ поэтому – если батаре€ бурлит, значит, она зар€жена.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

Ќо на самом деле кипение электролита – это активное выделение горючих газов. ќт этих процессов никуда не детьс€, они нужны дл€ нормальной работы ј Ѕ. » если соблюдать все меры безопасности, то выделение горючих газов ничем не грозит.

ѕричины взрыва ј Ѕ

ќсновной причиной взрыва ј Ѕ €вл€етс€ скопление большого количества горючих газов и возникновение факторов, которые привод€т к их воспламенению. ј выделение газов начинает происходить, когда полностью расходовалс€ сульфат свинца, образованный при разр€де.

“о есть, как только батаре€ восстановит зар€д (расходует сульфат), начинает процесс разложени€ воды. ќтсюда получаетс€, что основна€ причина взрыва – перезар€д ј Ѕ.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

ј произойти перезар€д может в двух случа€х – длительна€ зар€дка батареи (поставили на подзар€дку и забыли) и неправильна€ работа регул€тора напр€жени€ генератора.

„то касаетс€ первой причины, то этого не произойдет, если зар€дное устройство – автоматическое, и после полного восстановлени€ зар€да оно перестает подавать напр€жение.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

» даже с таким зар€дным устройством необходимо полностью соблюдать все меры предосторожности при проведении обслуживающих работ.

¬торой случай более распространен. ƒело в том, что максимальное напр€жение, которое должно подаватьс€ от генератора на ј Ѕ, должно не превышать 14,2 ¬. ≈сли регул€тор неисправен, то часто на батарею подаетс€ напр€жение большего значени€.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

ј поскольку на авто аккумул€тор работает в циклическом режиме, то перезар€ды у него случаютс€ систематически, а отсюда и большое количество выдел€емых газов.

√орючие газы скапливаютс€ под верхней крышкой батареи. „тобы этого не происходило, предусмотрена система вентил€ции корпуса (отверсти€ в крышах банок, вентил€ционна€ трубка), которые и должны отводить образованные газы.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

Ќо небрежна€ эксплуатаци€ батареи часто сопровождаетс€ закупоркой вентил€ционных отверстий, в результате горючим компонентам деватьс€ некуда, и они скапливаютс€ внутри ј Ѕ.

 оличество этих газов зависит от внутреннего пустого объема. ¬ банках батареи хоть и расположены пакеты электродов и электролит, но они занимают не все пространство, остаетс€ место, отведенное как раз дл€ газов, которые и должны отводитьс€.

≈сли ј Ѕ не обслуживать, то расщепление воды приводит к уменьшению объема электролита, в результате незан€тый объем увеличиваетс€, из-за чего внутри банки может скапливатьс€ больше газа, а чем больше их – веро€тность взрыва выше, увеличиваетс€ и сила его.

—амовоспламенение

—ами по себе газы взорватьс€ не могут, если нет определенных факторов дл€ этого, которые в ј Ѕ образовываютс€ не часто. ќдин из вариантов самовоспламенени€ – смешивание их с другими компонентами.

–азберем это на примере. „асто двигатель не хочет запускатьс€, и водитель крутит его стартером длительное врем€.

–азр€д батареи производитс€ с большой скоростью, поэтому все химические процессы в батареи проход€т очень интенсивно, что сопровождаетс€ высоким нагревом электролита вплоть до закипани€, что сопровождаетс€ выделением обильного количества газовых смесей.

—мешивание их с водородом, скопленным под крышкой, приводит к резкому увеличению объема и температуры газовой смеси, и она просто разрывает корпус.

ѕоэтому, нельз€ на длительное врем€ включать стартер в работу, поскольку это не только посадит ј Ѕ, но и может стать причиной его взрыва.

ƒаже если ј Ѕ после длительной работы стартера сел, не стоит сразу «прикуривать» от другого авто или батареи.

≈сли газы ни не самовоспламенились, и батаре€ осталась целой, то это не значит, что их там нет.

» при подключении к ней клемм от другого ј Ѕ веро€тность проскакивани€ искры – очень высока.

ѕоэтому следует перед прикуриванием всегда давать врем€ на остывание разр€женного аккумул€тора и естественного отвода скопившихс€ газов.

ќт чего воспламен€етс€ газ

„аще же взрыв происходит от стороннего источника – искры. » мест ее образовани€ – вполне достаточно. »скра может по€витьс€ при внутреннем замыкании, когда повреждено соединение перемычек банок, при плохом контакте клемм ј Ѕ с клеммниками бортовой сети, замыкании клемм, окислов.

Ќе стоит забывать и о статическом электричестве и неаккуратном поведении возле батареи, к примеру, нельз€ проводить обслуживание батареи с сигаретой, не допускаетс€ подсвечивание зажигалкой или спичками при открывании крышек банок.

¬одород – газ очень горючий и достаточно малейшей искры дл€ его взрыва.

„ем опасно и как устран€ть последстви€

¬зрыв ј Ѕ – €вление очень непри€тное и опасное. ѕолный выход из стро€ батареи без возможности восстановлени€ – сама€ мала€ беда.

¬ момент взрыва корпус разламываетс€, и от него отлетают куски, причем с большой скоростью, которые могут нанести повреждени€, особенно открытым участкам кожи, всем наход€щимс€ р€дом.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

¬ылетающие осколки имеют достаточно острые кромки, которые запросто могут нанести порезы. Ќо и это не €вл€етс€ самым опасным.

«начительно хуже, что во врем€ взрыва аккумул€тора из него вылетают капли электролита, а остальна€ часть просто растекаетс€. Ёлектролит способен нанести серьезные химические ожоги.

„то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

ѕоэтому сразу следует прин€ть меры по нейтрализации попавших на кожу капель.

Ћучше всего дл€ устранени€ на коже и участках одежды воспользоватьс€ раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ным). »м нужно обработать все участки кожи и одежды, а затем тщательно и обильно промыть проточной водой.

ѕри разлете капли могут попасть и в глаза, что еще хуже. ¬ таком случае пострадавшему необходимо немедленно промыть глаза сначала 5%-раствором питьевой соды, а затем большим количеством проточной воды.

ѕосле сразу же доставить его в больницу дл€ оказани€ медицинской помощи.

ќб€зательно нужно нейтрализовать разлившуюс€ часть электролита, дл€ чего все поверхности, на которые он попал, следует обильно промыть раствором соды.

ѕревентивные меры

Ќо это уже меры, которые принимаютс€ в случае взрыва аккумул€тора. √ораздо проще соблюдать определенные рекомендации, чтобы избежать такого €влени€.

ћинимизировать возможность взрыва поможет:

  • —лежение за чистотой корпуса. «абитьс€ вентил€ционные отверсти€ могут только у сильно гр€зной батареи;
  • ћногие место установки ј Ѕ утепл€ют на зиму. “ак вот, утеплитель не должен полностью окутывать батарею, об€зательно должны быть проделаны отверсти€ дл€ вентил€ции;
  • «ѕрикуривать» автомобиль следует очень аккуратно и пользоватьс€ дл€ этого качественными проводами с зажимами;
  • —ледить за состо€нием клемм ј Ѕ, не допускать их сильного загр€знени€ и окислени€;

    „то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

  • ѕериодически осматривать вентил€ционные отверсти€, при надобности их прочищать;
  • ѕользоватьс€ подход€щими по размерам клеммниками, чтобы они хорошо зажимали и облегали клеммы батареи.

¬ажно также соблюдать меры при обслуживании аккумул€тора:

  • Ќе пользоватьс€ открытым огнем возле него;
  • «ар€дку выполн€ть в хорошо проветриваемых помещени€х;
  • —ледить за процессом зар€дки, чтобы не допустить длительное врем€ его перезар€да;
  • ѕериодически контролировать уровень электролита и восполн€ть его дистилл€том. ƒл€ этого на многих ј Ѕ предусмотрены специальные метки;

    „то делать если взорвалс€ аккумул€тор в автомобиле

  • ѕри зар€дки ј Ѕ частично откручивайте пробки, если не уверены, что вентил€ционные отверсти€ не забиты.

¬се эти нехитрые, но об€зательные правила не только помогут избежать возможного взрыва батареи, но и продл€т срок ее службы.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: