ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

 ак проверить датчик јЅ—

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 2 331

 ак проверить датчик јЅ—

—овременный автомобиль сейчас оборудуетс€ разнообразными системами так называемой активной безопасности, список которых с каждым годом только возрастает.   ним относитс€, и система предотвращение блокировки колес при торможении – ABS (Anti-lock braking system).

јЅ— – одна из самых первых систем безопасности, которые начали использовать на автомобиле, и встречаетс€ она сейчас практически на всех авто, от бюджетных категорий до премиальных.

 оротко рассмотрим назначение јЅ— – эта система нужна дл€ того, чтобы во врем€ торможени€ колеса не блокировались, а продолжали вращатьс€, хоть и с замедлением.

Ѕлагодар€ этому не тер€етс€ сцепление колеса с дорожным полотном и веро€тность ухода автомобил€ в юз полностью исключаетс€, машина остаетс€ полностью контролируемой водителем.

јЅ— используетс€ на автотранспорте уже давно и не раз доказала свою эффективность.

–аботает эта система просто. »меетс€ электронный блок, который контролирует скорость замедлени€ каждого колеса. » если какое-то из них останавливаетс€ быстрее других, блок снижает силу давлени€ жидкости в тормозном суппорте именно на этом колесе, то есть тормозной механизм начинает в меньшей степени воздействовать.

ѕодробно об устройстве ABS и остальной информации по этой системе можно почитать здесь http://autotopik.ru/obuchenie/467-sistema-abs-avtomobilya.html.

ƒл€ чего нужен датчик ABS?

¬ыше указано, что блок јЅ—, в народе именующийс€ «мозгами» тормозной системы, осуществл€ет контроль скорости вращени€ колес, поэтому без датчиков в устройстве этой системы не обошлось.

ќни €вл€ютс€ «органами чувств» этой системы и на основе их показаний выполн€етс€ функционирование јЅ—.

¬ первой антиблокировочной системе использовалс€ всего один датчик, который устанавливалс€ в мосту заднеприводных авто.

Ќо по мере совершенствовани€ ABS, количество их возросло, в современных авто используетс€ уже 4 датчика. Ёто позвол€ет системе отслеживать скорость вращени€ каждого колеса по отдельности.

 ак проверить датчик јЅ—

¬иды датчиков

—уществует три вида таких элементов, отличающихс€ по принципу действи€. Ќаиболее распространены пассивные датчики индукционного типа.

—уть их работы сводитс€ к изменению напр€жени€ от воздействи€ магнитного пол€. ќсновной их недостаток – невозможность определени€ скорости вращени€ колеса на очень малых скорост€х.

ќстальные два вида – активные.

ќдин из них – магниторезистивный (встречаетс€ редко). ѕринцип его действи€ основан на магниторезистивном эффекте - свойстве полупроводника мен€ть траекторию перемещени€ электронов при воздействии магнитного пол€.

¬торой вид активного датчика при работе использует эффект ’олла, при котором электроны на полупроводниковой пластине перемещаютс€ к кра€м ее при изменении магнитного пол€.

ќсобенности датчиков

—уществует несколько значительных отличий между пассивными и активными видами. ѕассивными они называютс€ потому, что дл€ их срабатывани€ не требуетс€ подача напр€жени€, такой датчик сам вырабатывает электрические импульсы, на который и реагирует электронный блок. јктивные же элементы требуют подачи напр€жени€ на них.

ѕассивные элементы очень просты в конструкции и €вл€ютс€ очень надежными. ѕоэтому они и распространенные, несмотр€ на свой недостаток.

 ак проверить датчик јЅ—

¬ активных типах датчиков к конструкции используютс€ микросхемы, что усложн€ет элемент и делает его более у€звимым. Ќо они €вл€ютс€ высокоточными, и выполн€ют свою работу даже на малых скорост€х движени€.

 ак проверить датчик јЅ—

ѕоскольку все типы датчиков работаю от воздействи€ магнитного пол€, то одного его в конструкции недостаточно, необходим еще элемент, на который бы он реагировал.

¬ индукционном (пассивном) типе используетс€ импульсное зубчатое кольцо из ферромагнитного сплава, закрепленное на ступице или валу привода, а также поворотной цапфе. –аньше оно могло крепитьс€ также на конических шестерн€х главной передачи.

¬ активных же видах примен€етс€ магнитное импульсное кольцо. ¬ случае с магниторезистивным датчиком, то это кольцо поделено на чередующиес€ сектора с посто€нными магнитами разной пол€рности.

 ак проверить датчик јЅ—

 ак проверить датчик јЅ—

ј вот в датчика ’олла используетс€ обычное магнитное кольцо, без каких-либо секторов, интегрированное в ступичный подшипник.

 онструкци€ элемента индуктивного типа

ѕоскольку самыми распространенными €вл€ютс€ индуктивные датчики, то в дальнейшем будет рассматриватьс€ именно их конструкцию.

—остоит такой датчик из индуктивной катушки, внутрь которой помещен магнитный сердечник. ”станавливаетс€ он р€дом с зубчатым импульсным кольцом, но так чтобы между ними имелс€ определенный зазор.

ѕри вращении колеса через магнитное поле, создаваемое сердечником, проход€т зубь€ кольца, что вли€ет на магнитный поток, из-за этого в обмотке катушки мен€етс€ значение переменного напр€жени€.

 ак проверить датчик јЅ—

¬ результате скорость вращени€ колеса, а вместе с ним и импульсного кольца, вли€ет на частоту и амплитуду колебаний выходного напр€жени€ на катушке. Ёти параметры и подаютс€ на «мозги», в результате чего ими оцениваетс€ скорость замедлени€ колеса.

ѕроблемы хоть с одним из датчиков јЅ—, могут привести к полному отключению системы. » хоть тормозна€ система на авто будет работать, но об эффективности торможени€ и безопасности, которое давала ABS, можно забыть.

ѕричины неисправности датчика

»ндукционный датчик отличаетс€ простотой конструкции и высокой надежностью, то неисправности именно с ним случаютс€ очень редко. ѕроблема чаще всего кроетс€ в проводке, по которой подаютс€ сигналы на блок управлени€.

ѕоскольку датчики с их проводкой располагаютс€ непосредственно возле колес, то со временем возможен обрыв цепи или ее замыкание. Ќередко сбои датчика происход€т из-за окислени€ контактов.

«а счет того, что ABS после включени€ зажигани€ на авто всегда проходит самодиагностику, при которой оцениваетс€ состо€ние все элементов системы, то вы€вить проблемы с датчиками достаточно просто, при их возникновении на приборной панели будет посто€нно гореть сигнальна€ лампа.

¬сего можно выделить 4 вида поведени€ системы при обнаружении неисправности:

  • —амодиагностика обнаруживает ошибку, и ABS отключаетс€. Ёто может быть признаком по€влени€ ошибки в блоке управлени€, или же обрыва проводки, идущей от датчика;
  • —истема проходит диагностику, при которой никаких проблем не обнаруживаетс€, но после это происходит отключение јЅ—. “акой результат обычно дает возникновение проблем с проводкой, идущей на датчики (окисление, обрыв, замыкание и т. д.);
  • —амодиагностика обнаруживает ошибку, но система не отключаетс€ и продолжает работать. Ёто указывает обычно на обрыв проводки на одном из датчиков;
  • ABS не включаетс€. “акое может происходить из-за обрыва проводки, а также от того, что импульсное кольцо повреждено, имеет сколы или надломы. “акой результат может давать и сильно изношенный подшипник ступицы, из-за чего в нем по€вилс€ значительный люфт.

ѕоскольку нарушение работоспособности ABS зачастую происходит из-за проводки, то и вы€вить неисправность элемента достаточно просто и дл€ этого понадобитьс€ всего лишь наличие мультиметра.

 онечно, лучше проводить проверку при помощи осциллографа, поскольку такой прибор дает возможность визуально оценить амплитуду и частоту колебаний напр€жени€ датчика, но имеетс€ он далеко не у всех.

ƒалее разберемс€, как проверить датчик ABS на разных авто, хот€ в целом пор€док действий одинаков, несмотр€ на то, что на разных модел€х могут использоватьс€ любые типы датчика.

ѕроверка на Ford Focus 2

ƒл€ начала рассмотрим, как производитс€ проверка на автомобиле Ford Focus 2. ” этого авто используетс€ датчик, работающий на эффекте ’олла и располагаетс€ он в ступице колеса в верхней части. ќбнаружить его просто – достаточно сн€ть колесо, открутить и отвести в сторону суппорт, а также сн€ть тормозной диск.

ѕеред началом проверки в об€зательном пор€дке следует проверить давление в шинах. ќно должно быть во всех колесах одинаковое, в противном случае разница давлени€ может сказатьс€ на работоспособности системы.

„тобы проверить датчик на ‘окус 2, дл€ удобства доступа, следует выдомкратить и сн€ть колесо с тестируемой стороны.

ƒалее разъедин€ем колодку проводов, идущих от датчика. ¬изуально оцениваем состо€ние оплетки и проводов, на них не должно быть потертостей и других видов повреждений.

Ќа первом этапе провер€ем сопротивление. ƒл€ этого переводим мультиметр в режим омметра и подсоедин€ем его щупы к выводам в колодке.

Ќа ‘окус 2 сопротивление датчика при замере должно быть в районе 1,3-1,4 кќм.

Ќо есть один нюанс, который важно учитывать. ¬о врем€ замеров следует м€ть провод, особенно в местах изгибов.

ƒело в том, что в месте обрыва провода медные жилы могут контактировать, поэтому и датчик может показывать нормальное сопротивление. ј во врем€ м€ть€ и изгибани€ нарушаетс€ контакт.

ѕри несоответствии показаний, следует провести замер на входе проводов в датчик. Ёто позволит вы€вить, кроетс€ ли проблема в самом датчике, или же только в проводах.

≈сли при проверке сопротивлени€ возле элемента, сохранилось несоответствие по сопротивлению, то датчик необходимо мен€ть.

¬ некоторых случа€х причина проблем кроетс€ в загр€знении полупроводниковой платины элемента ’олла. ѕоэтому следует сн€ть сам датчик и очистить его.

ѕомимо проводки датчика следует также провер€ть всю цепь на наличие повреждений. ƒл€ этого необходимо отсоединить проводную колодку от блока управлени€.

«атем вы€сн€ем из техдокументации к авто, какие выводы на колодке соответствуют тому или иному датчику, после чего к необходимым разъемам подсоедин€ем мультиметр и замер€ем сопротивление.

 ак проверить датчик јЅ—

≈сли оно не соответствует требуемым параметрам, следует искать место обрыва на участке от блока управлени€ к колодке подключени€ датчика.

“акие неисправности, как обрыв или замыкание лечатс€ путем замены проводов. ј вот при неисправности самого элемента, производитс€ его замена.

 ак проверить датчик јЅ—

ќсобенности диагностики на BMW ≈39

ƒалее рассмотрим нюансы проверки датчика ABS на автомобиле Ѕћ¬ ≈39. Ќа этом автомобиле уже используетс€ индукционный элемент.

ƒиагностика осуществл€етс€ теми же методами, что и на ‘окус 2. “о есть провер€етс€ сопротивление датчика, его проводки, а также цепи от блока управлени€.

 ак проверить датчик јЅ—

ѕоскольку на этом авто используетс€ элемент индукционного типа, то дополнительно можно провести замер выходного напр€жени€.

ƒл€ этого переводим мультиметр в режим вольтметра и подключаем к разъемам проводки датчика.

ƒалее раскручиваем колесо примерно до 50 об/мин. ѕри этом диагностируемый элемент начнет вырабатывать электроэнергию, напр€жение которой должно быть в районе 2 ¬.

 ак проверить датчик јЅ—

Ќюансы конструкции Ћада «ѕриора», « алина»

“еперь немного разберемс€, как диагностировать проводить замену на автомобил€х Ћада моделей «ѕриора» и « алина». Ёти авто дл€ примера были вз€ли потому, что сзади у них используютс€ барабанные тормозные механизмы, а выше мы рассматривали, как провод€тс€ работы с датчиками, работающими с дисковыми механизмами.

 ак проверить датчик јЅ—

ѕроверка датчиков на « алине» или «ѕриоре» полностью идентична описанным. Ќо датчик этот еще нужно найти. ”становлен элемент в задней стенке ступицы, а импульсное кольцо располагаетс€ внутри механизма, под барабаном.

ѕоэтому, чтобы оценить его состо€ние, придетс€ с авто снимать барабан, и сразу под ним видно будет кольцо, а также выступающа€ часть датчика, который проходит через технологическое отверстие в тормозной колодке.

“о есть, провер€€ состо€ние кольца, можно сразу посмотреть и очистить от гр€зи сам датчик. ј после уже проводим замеры сопротивлени€ датчика и всей цепи до «мозгов».

ќсобенности датчика Opel Vectra

“еперь пройдемс€ по особенност€м автомобил€ Opel Vectra. ј основна€ из них кроетс€ в том, что датчик этот выполнен в виде кольца и одет на ступицу. ѕоэтому проверить его не сложно, снова использу€ мультиметр, а вот заменить в случае повреждени€ сложно, поскольку придетс€ снимать ступицу.

 ак проверить датчик јЅ—

 ак проверить датчик јЅ—

¬ целом же, путем обычного замера сопротивлени€ можно оценить состо€ние любого датчика јЅ—, а также его проводки.

 ак проверить датчик јЅ—

 акой бы элемент не использовалс€ на авто, сопротивление его будет варьироватьс€ в диапазоне 1,2-1,8 кќм.

ќдним из главных условий при диагностике €вл€етс€ не только величина сопротивлени€, а одинаковое показание сопротивлени€ на всех датчиках.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: