ДРУГИЕ АВТО НОВОСТИ

Почему чернеет масло в двигателе и опасно ли это?

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Просмотров: 2 389

Из этой статьи вы узнаете, почему чернеет моторное масло и сколько времени должно уходить на этот процесс, как влияет неисправность мотора на изменение цвета смазки, что нужно предпринять для нормализации процесса старения масла.

Изнашиваются не только детали двигателя

В процессе эксплуатации автомобиля происходит постепенный износ его составных частей, особенно двигателя, и как бы мы ни хотели это предотвратить, но не получиться. При этом износу подвергаются не только узлы и механизмы, но и рабочие жидкости, залитые в него.

Поэтому в перечень обслуживающих работ двигателя входит и замена технических жидкостей. Особенно важно своевременно менять моторное масло.

Все автомобильные производители в технической документации указывают, какая периодичность должна быть между сменой данной рабочей жидкости. Но многие автомобилисты привыкли самостоятельно определять, можно продолжать эксплуатацию двигателя с залитым маслом или уже пора его заменить.

И делают они это по цвету жидкости – если масло сильно потемнело, то пора приобретать новое и выполнить замену.

Далее мы постараемся разобраться, действительно ли потемнение масла является сигналом того, что пора отправляться в магазин за новым, лезть под автомобиль или же предоставить выполнение операции по замене специалистам на СТО.

Почему чернеет моторное масло

Сразу отметим, что в любом случае в процессе эксплуатации масло будет чернеть, но вот происходить это может по разным причинам. Сначала разберемся с самим смазочным материалом.

Современное масло для двигателя внутреннего сгорания – многокомпонентная жидкость, которая должна выполнять ряд важных функций внутри мотора.

Первая – это создание масляной пленки между поверхностями для снижения трения между ними. Эта пленка образуется в процессе смазки этих поверхностей.

Вторая функция – это отвод тепла от трущихся элементов. Во время работы мотора его узлы все же трутся, из-за чего они нагреваются. И если тепло не отводить, то из-за чрезмерной температуры металл начнет расширяться, что приводит к заклиниванию узла.

И третья функция – промывка поверхностей для удаления продуктов износа и грязи. Все из-за того же трения образуется мелкая металлическая стружка, которая в дальнейшем выступает в качестве абразива, повышая износ поверхностей и двигателя в целом.

Грязь тоже поступает таким же образом. Прорывающиеся из цилиндров в картер газы тоже несут в себе загрязняющие элементы сажу - и не желательно, чтобы они оседали на рабочих поверхностях.

И если металлическая стружка после смыва и грязь часто оседают на дно картера или же задерживаются в фильтре, то сажу масло растворяет и удерживает в себе. Для этого в его составе имеются моющие щелочные присадки.

Щелочь – универсальный растворитель и нейтрализатор кислот, и ее наличие в составе смазочного материала предотвращает оседание на поверхностях узлов сажи и других загрязняющих веществ. А поскольку они нигде не оседают, а задерживаются в масле, то в конечном итоге они приведут к изменению цвета масла - его потемнению.

Как быстро должна чернеть смазка?

Многие задаются вопросом, какой цвет масла должен быть при разном пробеге.

Однозначно сказать, что при таком-то пробеге цвет его должен быть такого цвета, а при большем – сильнее измениться, нельзя, поскольку это зависит от нескольких факторов:

  • качества смазочного материала;
  • его пакета присадок;
  • технической исправности силовой установки;
  • степени ее износа и загрязненности.

Предположим, что мотор – новый, и технически полностью исправен, и изменение цвета зависит полностью от масла и его состава.

При использовании качественного масла его потемнение произойдет не раньше, чем через несколько тысяч пробега и будет этот процесс постепенным.

Но и здесь тоже есть много нюансов.

В составе моторного масла мажет быть разное количество моющих щелочных присадок.

Так, в смазочном материале с небольшим содержанием щелочи процесс промывки будет производиться медленно, а, значит, и масло станет черным позже.

И наоборот, при большом количестве щелочных присадок удаление загрязняющих веществ будет проходить интенсивнее, и материал потемнеет раньше.

Но в любом случае масло потемнеет и это не является признаком того, что пора его менять, если, конечно, не был выработан его ресурс. Это скорее сигнал о том, что материал – качественный и выполняет свои функции.

А вот отсутствие потемнения после длительной эксплуатации является нехорошим признаком – масло не производит промывку, и грязь оседает на поверхностях. В таком случае лучше произвести замену на другой вид рабочей жидкости.

Стоит отметить, что не стоит использовать смазочный материал больше по сроку, чем это установлено автопроизводителем.

Дело в том, что масло по мере работы расходует свои присадки и в конечном итоге перестает выполнять свои функции, в том числе и промывку.

По мере старения смазочный материал в меньшей степени будет удалять загрязняющие вещества с поверхностей. Те в свою очередь начнут влиять на теплоотдачу и трение.

Оседая на стенках масляных каналов, грязь и сажа будут уменьшать их диаметр и пропускную способность. Если своевременно не проводить замену смазочного материала, в конечном итоге это приведет к закоксованности – загрязняющие вещества на поверхности станут настолько плотными, что новый смазочный материал попросту уже не сможет отмыть их, а все это скажется на ресурсе силовой установки – капитальный ремонт придется проводить раньше.

Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки

Это мы рассмотрели только масло, и установили, что последнее будет по мере работы темнеть. Состояние двигателя тоже влияет на изменение цвета смазочного материала.

Износ цилиндропоршневой группы приведет к тому, что увеличится, причем значительно, количество прорвавшихся газов из цилиндров, которые будут обеспечивать более быстрое изменение цвета моторного масла.

Если при этом в бензиновом двигателе разрегулирована система питания, то потемнение будет происходить еще быстрее.

К примеру, из-за неправильной регулировки в цилиндры подается обогащенная горючая смесь. Из-за большого количества топлива эта смесь не сможет в полной мере сгорать в цилиндрах, из-за чего будет образовываться сажа, оседающая на стенках цилиндра.

Масло, омывая стенки, смоет эту сажу и будет удерживать ее в себе, при этом быстро потемнеет.

В дизелях смазочный материал будет менять цвет значительно быстрее, чем в бензиновом моторе, даже если двигатель полностью исправен. Причиной тому является особенность топливной системы и топлива, применяемого в этих моторах.

Дизтопливо во время сгорания образуется значительно большее количество сажи. Часть ее будет попадать в картер вместе с прорвавшимися газами. Из-за этого в дизеле масло чернеет быстрее.

В виде небольшого итога отметим основные причины, от которых зависит скорость потемнения масла:

  1. Количество моющих присадок в составе смазочного материала (При малом количестве этих присадок потемнение будет проходить постепенно, поскольку щелочь отмывать загрязняющие вещества будет не интенсивно, большое же количество очистных компонентов в смазочном материале обеспечит более быструю промывку и удаление грязи, но из-за этого масло быстрее потемнеет);
  2. Чистота двигателя (От этого тоже многое зависит. К примеру, в моторе использовалось некачественно масло, которое слабо смывало грязь, и большое ее количество осело на поверхностях внутри. Затем была произведена замена масла на качественное, с хорошим пакетом присадок. Моющие компоненты нового смазочного материала начнут активно удалять грязь, из-за чего масло быстро станет черным);
  3. Техническая исправность мотора и степень его износа (У исправного и неизношенного двигателя потемнение смазочного материала будет постепенное. Изношенный же агрегат, у которого нарушена работа системы питания, зажигания или газораспределения, очень быстро обеспечит изменение цвета смазочного материала).

При этом также выяснили, что потемнение масла – естественный процесс, и пугаться этого не стоит, тем более что это – хороший показатель, если изменение цвета происходит постепенно и можно продолжать ездить на автомобиле спокойно.

Значительно хуже, если смазочный материал не меняет свой цвет, в дальнейшем это может негативно сказаться, поскольку грязь может забить каналы, приводя к масляному голоданию узлов и механизмов. В итоге двигатель может заклинить.

Если же масло стало черным буквально через несколько десятков километров, то здесь стоит задуматься. Это может произойти после смены марки смазочного материала.

К примеру, сначала применялась не очень качественная жидкость, из-за чего внутри двигателя скопилось большое количеств загрязняющих веществ. После заливки хорошего смазочного материала, он начал активно смывать грязь.

В таком случае можно поступить по-разному – использовать промывку двигателя или же продолжать эксплуатировать залитое масло, но значительно уменьшив пробег до следующей замены, к примеру, не 10 тыс. км, а 5 тыс.

При этом желательно периодически менять масляный фильтр. Это позволит несколько уменьшить количество грязи в масле.

Второй вариант в случае быстрого потемнения – сильный износ мотора и надобность в проведении капитального ремонта или же неправильная работа его систем.

Чтобы разобраться в причине быстрого почернения смазочного материала, в первую очередь необходимо проверить работоспособность систем двигателя, и также замерить компрессию, что даст возможность понять, из-за чего смазка быстро меняет цвет – от неисправности и износа двигателя, или от самого масла.

Что можно предпринять?

При эксплуатации автомобиля самым лучшим показателем является постепенное изменение цвета смазочного материала, и следует прилагать некоторые усилия, чтобы потемнение происходило именно так.

Самое важное – это правильный подбор масла. Автопроизводители в технической документации всегда указывают, какое по характеристикам масло должно заливаться в двигатель.

Эти указания соблюдать нужно очень строго. Если производитель рекомендует заливать синтетическое и полусинтетическое масло, то минеральное лучше вовсе не использовать.

Масло нужно покупать только у проверенных продавцов, и только известных брендов. Так будет дороже, чем у малоизвестных производителей, но не так, как затраты на капитальный ремонт из-за сильной загрязненности мотора.

Также не стоит без особой надобности менять марку смазочного материала, а использовать только то, что уже залито в мотор. Переходить на другой смазочный материал стоит только в случае недоступности или же после определения, что используемая жидкость со своими обязанностями не справляется.

Периодически необходимо проводить помывку мотора. Для этого применяются специальные промывочные жидкости. Также промывку следует использовать и при смене марки масла.

Промывочная жидкость сама по себе – это то же моторное масло, но с очень большим количеством моющих компонентов. Его использование позволяет удалить все загрязняющие вещества из картера перед заливкой новой жидкости. Также промывка удалит остатки отработанного грязного масла, которое осталось в моторе после слива.

Для очистки мотора перед заливкой не рекомендуется использовать народные средства, которые могут посоветовать якобы «профессионалы», к примеру, дизтопливо.

Его можно было использовать на двигателях старых авто, конструктивно простых. Использование же народных средств на современном моторе может привести к капитальному ремонту.

Народные средства можно применять для раскоксовки силовой установки во время проведения капитального ремонта.

Если после промывки двигателя масло снова становится быстро черным, возможно засоренность его очень сильная и для удаления потребуется разборка мотора и прочистка каналов с применением чистящих средств.

Помимо своевременной замены смазочного материала и периодической промывки необходимо проводить все регламентное техническое обслуживание двигателя.

Замена фильтров, регулировка работы систем и прочие виды обслуживания не только обеспечат нормальное функционирование двигателя, но еще и продлят ему ресурс, поскольку масло в меньшей степени будет загрязняться продуктами горения.

Напоследок еще раз отметим, что постепенное изменение цвета масла – явление нормальное и паниковать по этому поводу не стоит. Это означает, что двигатель в порядке и авто можно смело эксплуатировать.

Но если смазочный материал чернеет очень быстро, то необходимо применять меры, поскольку игнорирование данной проблемы может привести к серьезным последствиям.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

КОММЕНТАРИИ

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: Сколько будет 17 + 15
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: