Появление стуков и щелчков при повороте руля – проблема довольно распространенная, и случится она может как с видавшим виды авто, так и с новеньким, недавно полученным в салоне. Часто такая проблема встречается на автомобильях: Кио Рио 3, Лада Гранта, Шкода Рапид, Тойота Капри 40, Форд Фокус 2.
В статье речь пойдет про причины этой неисправности, как выявить источник стука самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.
Стук, как основной признаки неисправности в автомобиле
Первое время после приобретения автомобиля начинающие водители обращают больше своего внимания на дорожную ситуацию, при этом не особо прислушиваясь к поведению авто. Навык следить и за дорогой и чувствовать машину приходит только со временем.
Большинство неисправностей в автомобилях сопровождается появлением сторонних звуков – шумов и стуков. И опытный водитель способен при появлении их определить, с каким узлом возникли проблемы. Но к примеру, выявить причину стука при нажатии на педаль тормоза, или газа, способен не каждый водитель со стажем.
Основным признаком проблем с рулевым механизмом тоже является появление сторонних звуков. Чаше всего стук проявляется при повороте руля или в одну, или в обе стороны.
Хотя стоит отметить, что это не всегда так, неисправность может быть и с другим узлом авто, расположенным рядом с рулевым механизмом.
Причины появления стука при повороте руля
Если в машине появляется стук при повороте руля, это может указывать на несколько потенциальных проблем.
Перечислим основные причины, которые стоит рассмотреть:
- Износ рулевых наконечников. Это одна из самых распространенных причин стука при повороте руля. Наконечники соединяют рулевую тягу с колесами, и их износ может привести к появлению люфта и стуков.
- Неисправности рулевой рейки. Люфт или износ внутренних компонентов рулевой рейки также могут вызвать стуки.Как правило, это связано с износом шестерен или подшипников внутри рейки.
- Износ элементов подвески. Таких как шаровые опоры, стойки стабилизатора или амортизаторы.
- Износ или повреждение приводных валов. На переднеприводных и полноприводных автомобилях поврежденные или изношенные ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) могут вызывать стук или щелчки при поворотах.
- Люфт в креплениях амортизаторов или пружин. Если крепления амортизаторов или верхние опоры пружин имеют износ, это может вызвать стуки при работе подвески, особенно заметные при повороте руля.
- Повреждение или ослабление креплений подвески и рулевого управления.
- Недостаточная смазка в шарнирах подвески или в элементах рулевого управления.
Чтобы точно определить причину стука, лучше всего провести детальный осмотр автомобиля на подъемнике. Это позволит визуально осмотреть состояние рулевых наконечников, подвески, приводных валов и других компонентов, а также проверить наличие люфта и износа.
В некоторых случаях может потребоваться демонтаж отдельных элементов для более тщательного осмотра или диагностики.
Рулевые наконечники и рулевые тяги
Износ или повреждение этих компонентов может привести к стуку при повороте руля по следующим причинам:
- Износ шаровых шарниров: на концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры, которые обеспечивают гибкость и вращение. С течением времени они изнашиваются или повреждаются, что приводит к появлению люфта. Этот люфт позволяет частям двигаться больше, чем предполагалось, вызывая стуки или щелчки при повороте руля или проезде по неровностям.
- Износ или повреждение внутренних соединений рулевой тяги: аналогично, может привести к аналогичным проблемам с люфтом и стуком. Это особенно актуально для механизмов регулировки длины рулевых тяг, которые позволяют настраивать углы установки колес.
- Ослабление крепежей рулевых тяг и наконечников: если крепежи, удерживающие рулевые тяги на месте, ослабнут, это вызовет дополнительный люфт и движение, ведущее к стукам при повороте руля.
- Износ или повреждение защитных чехлов шарниров рулевых наконечников: чехлы предотвращают попадание грязи, воды во внутрь элементов. Их повреждение ускоряет износ, приводя к стуку.
Износ рулевых наконечников и тяг не только вызывает неприятные звуки, но и может серьезно снизить безопасность управления автомобилем, увеличивая риск аварии из-за потери контроля над управлением.
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУСы)
Когда ШРУС изнашивается или повреждается, это может привести к появлению стука или щелчков во время поворота руля по нескольким причинам:
- Износ внутренних компонентов: внутри ШРУСа есть шарики, которые перемещаются по дорожкам. С течением времени эти компоненты изнашиваются, что приводит к появлению люфта. Этот люфт может вызывать стук или щелчки при повороте руля, особенно под нагрузкой, когда крутящий момент передается на колеса.
- Повреждение защитного чехла: если защитный чехол узла повреждается, в шарнир попадает грязь, вода и другие внешние загрязнители. Это ускоряет износ шарнира и привести к его заклиниванию или повышенному износу, вызывая стуки при повороте руля.
- Недостаток смазки: со временем смазка внутри ШРУСа высыхает или вымываться, особенно если защитный чехол поврежден. Ее недостаток увеличивает трение и износ компонентов шарнира, что также приводит к стуку.
- Повреждение из-за удара: удары по колесу или подвеске, например, при наезде на крупное препятствие, могут привести к механическому повреждению ШРУСа или его искажению, что вызывает аномальные звуки при вращении или повороте колес.
Признаки, указывающие на проблемы с ШРУСами, включают стуки или щелчки при повороте руля, особенно при ускорении на поворотах, и вибрацию или шум при движении. Для устранения проблемы обычно требуется замена поврежденного элемента.
Рулевой кардан
Обеспечивает гибкое соединение между рулевой колонкой и рулевой рейкой, позволяя передавать вращательное движение даже при изменении угла между этими двумя элементами.
Стуки при повороте руля, связанные с рулевым карданчиком, обычно возникают по нескольким причинам:
- Износ или повреждение карданных шарниров: Рулевой кардан содержит один или несколько шарниров, которые могут изнашиваться или повреждаться со временем. Изношенные шарниры вызывают люфт или вибрацию, что приводит к стукам или щелчкам при повороте руля.
- Недостаточная смазка: Шарниры рулевого кардана требуют регулярной смазки для плавной работы и предотвращения износа. Если смазка становится недостаточной или со временем высыхает, это увеличивает трение и износ, вызывая стуки при повороте руля.
- Ослабление креплений: удерживают рулевой кардан на месте, и они могут ослабнуть, что приведет к движению или вибрации компонента во время поворота руля, вызывая стуки.
- Деформация или повреждение: удары от ям на дороге или аварии могут привести к деформации или повреждению рулевого кардана, что нарушает его нормальную работу и вызывает стуки при повороте руля.
Стуки в рулевом кардане не только создают дискомфорт во время вождения, но и указывают на потенциальную проблему безопасности, поскольку износ или повреждение этого компонента влияет на точность и надежность управления автомобилем.
Рулевая рейка
Стук при повороте руля, вызванный рулевой рейкой, обусловлен несколькими причинами:
- Износ внутренних компонентов: внутри рулевой рейки находятся шестерни, подшипники и другие компоненты, которые изнашиваются со временем. Это приводит к появлению люфта между компонентами, вызывая стуки или щелчки при повороте руля.
- Повреждение зубьев шестерен: если они повреждены, это приведет к «пропускам» или «заеданиям» при повороте руля, вызывая стуки или неоднородное усилие на рулевом колесе.
- Износ или повреждение рулевых тяг: хотя это косвенно, поврежденные или изношенные рулевые тяги и наконечники вызывают дополнительную нагрузку на рулевую рейку, ускоряя её износ и приводя к стукам.
- Недостаточная смазка или загрязнение: увеличивают трение и износ, что способствует появлению стуков при повороте руля.
- Ослабление креплений рулевой рейки: если крепления ослабнут, сама рейка может двигаться или вибрировать при повороте руля, вызывая стуки.
- Повреждение или износ уплотнителей и пыльников: защищают внутренние компоненты рулевой рейки от загрязнений. Их повреждение или износ приводит к ускоренному износу внутренних компонентов и, как следствие, к стукам.
Стуки и другие неполадки с рулевой рейкой требуют внимательной диагностики, поскольку они могут серьёзно повлиять на безопасность и управляемость автомобиля. В некоторых случаях может потребоваться ремонт или полная замена узла.
Стойка стабилизатора
Стойки стабилизатора могут вызывать стуки при повороте руля по следующим причинам:
- Износ или повреждение резиновых втулок: находятся на концах стоек стабилизатора, со временем изнашиваются, терять свою эластичность или даже растрескиваются. Это приводит к увеличению люфта и движения стойки, что вызывает стуки при движении автомобиля, особенно при поворотах или проезде через неровности.
- Износ шаровых шарниров: некоторые стойки стабилизатора оснащены шаровыми шарнирами на концах, которые обеспечивают гибкое соединение. Эти шарниры могут изнашиваться, что приводит к появлению люфта и стука.
- Ослабление крепежей: если болты или гайки, крепящие стойку стабилизатора к подвеске или к самому стабилизатору, ослабнут, это приведет к движению стойки в местах крепления и, как следствие, к стукам при повороте руля или проезде по неровностям.
- Повреждение или износ самого стабилизатора поперечной устойчивости: хотя это менее распространено, повреждение или износ элемента также может вызвать шумы или стуки, поскольку он перестает эффективно выполнять свою функцию.
Стойки стабилизатора и связанные с ними компоненты обычно не являются дорогими в замене, но их износ может существенно повлиять на управляемость и комфорт вождения. Поэтому при появлении стуков или других подозрительных звуков, особенно при маневрировании или проезде по неровной поверхности, рекомендуется провести осмотр и, при необходимости, заменить изношенные компоненты.
Опорные подшипники
Влияние изношенных или поврежденных опорных подшипников на стуки при повороте руля объясняется следующим образом:
- Люфт и износ: со временем опорные подшипники изнашиваются или повреждаются, что приводит к возникновению люфта. Этот люфт вызывает стуки или скрипы при повороте руля, особенно в момент начала движения рулевого колеса из центрального положения или при проезде по неровностям.
- Недостаточная смазка: если опорный подшипник не получает достаточного количества смазки, это может увеличить трение между подвижными частями, вызывая шум или стуки при повороте руля или изменении направления движения.
- Повреждение амортизационной опоры: опорные подшипники интегрированы в амортизационную опору, которая также со временем изнашивается или повреждается. Повреждение этой опоры приводит к увеличению вибрации и шума при работе подвески, включая стуки при маневрировании.
Изношенные или поврежденные опорные подшипники существенно влияют на комфорт и безопасность вождения, ухудшая управляемость автомобиля и повышая риск аварийной ситуации. При первых признаках проблем (стуки, скрипы при повороте руля, увеличенная вибрация) рекомендуется обратиться в сервис для диагностики и замены поврежденных компонентов.
Стойки амортизатора
Стойки амортизаторов могут влиять на появление стуков при повороте руля следующим образом:
- Износ или повреждение: внутренние компоненты стойки, такие как поршень и клапаны, со временем изнашиваются или повреждают. Это приводит к ухудшению амортизационных свойств и, как следствие, к увеличению ударных нагрузок на кузов при проезде неровностей или поворотах, вызывая стуки.
- Износ опорного подшипника: смотрите раздел выше.
- Ослабление креплений: крепежные болты, которые фиксируют стойку к кузову автомобиля и к поворотному кулаку, могут ослабнуть со временем. Это приводит к перемещению стойки в креплениях при повороте руля или проезде по неровностям, вызывая стуки.
- Дефекты гидравлической части: утечка гидравлической жидкости из стойки амортизатора снижает её амортизационные свойства и может вызвать появление стуков, особенно при проезде через неровности и активном маневрировании.
Стойки амортизаторов являются важными элементами безопасности и комфорта вождения, и их состояние важно регулярно проверять.
Стук при повороте руля на месте
Причины стуков при повороте руля на месте сильно пересекаются с уже описанными выше.
Вот несколько возможных причин:
- Износ рулевых наконечников и рулевых тяг.
- Проблемы с рулевой рейкой.
- Износ рулевого кардана.
- Неисправности в системе гидроусилителя руля.
- Износ или повреждение ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей).
- Опорные подшипники стоек амортизаторов.
- Ослабление крепежей подвески и рулевого управления.
Для устранения стука при повороте руля на месте рекомендуется провести тщательную диагностику системы рулевого управления и подвески.
Стук при повороте руля в движении на большой и малых скоростях
Итак, при движении появился странный стук при повороте, и слышен он каждый раз, как совершается маневр.
Первым делом нужно попытаться определить характер звука. Звонкий и четкий, щелчки могут указывать на то, что где-то в авто происходит удар металла о металл. Приглушенный же стук обычно появляется если какой-то металлический элемент ударяется о пластик или резину.
Также следует сразу определить, с какой стороны он доносится справа или слева (сзади, спереди), что позволит существенно уменьшить район поиска.
Распространенные причины стука, связанные с рулевым механизмом
Проверьте давление в шинах, ведь разность накачки колес может и оказаться причиной стука.
Убедитесь в надежном креплении пластиковых защитных подкрылков. Вполне возможно, что саморезы, которыми они крепятся к кузову, вырвались, отчего подкрылок отходит и цепляется за колесо издавая стук при повороте.
В целом такая неисправность является легко устранимой — закрепите оторвавшийся подкрылок новыми саморезами.
Наиболее опасными с точки зрения безопасности является появление стука в самом рулевом механизме. Для проверки его состояния загоните авто на эстакаду.
Проверьте в первую очередь рулевые наконечники. Повреждение пыльника наконечника приводит к тому, что внутрь его попадает песок, интенсивно изнашивающий поверхности данного элемента, из-за чего в наконечнике появляется люфт, который и является источником стука.
Проверить состояние наконечников можно путем расшатывания монтировкой рулевой тяги.
Сильный люфт и появление стука при этом будет указывать на изношенность наконечника и потребность в его замене.
На отечественные авто рулевые наконечники стоят сравнительно недорого, да и приобрести их можно практически в любом автомагазине.
Замена наконечника рулевой тяги — задача нетрудная. При этом рекомендуется проводить замену сразу обоих деталей.
Сложность выполнения данных работ сводится к надобности в использовании специального съемника.
После замены все же придется обращаться на СТО для установки углов развала-схождения.
Стук может появиться также в сайлентблоках рулевых тяг. Размещаются они в месте, где производится их крепление к рулевой рейке.
Расслоение резины сайлентблоков тоже может привести к стуку, хотя он проявляться будет не только при поворотах, а постоянно в ходе движения.
Эта неисправность рулевого механизма хоть случается очень редко, но все же возможна. Устраняется она путем снятия рулевых тяг, и запрессовкой новых сайлентблоков.
Стук может появиться и в самом рулевом механизме. Обычно образуется он после износа направляющих втулок рейки, при этом появляется зазор между рейкой и шестерней.
В некоторых случаях устранить все можно путем выборки зазора регулировочным болтом механизма. Если же это уже невозможно сделать, понадобиться снятие механизма с авто, разборка его и замена изношенных направляющих втулок. Как отмечалось выше, стук может даже появиться в кардане рулевой стойки.
Если он по каким-то причинам поврежден – вполне возможно, что он и является причиной появления сторонних звуков. «Лечится» эта проблема заменой кардана.
Следует также и проверить само крепление корпуса механизма к кузову авто. Послабление хомутов может стать причиной звуков. Устраняется это все путем затяжки гаек крепления.
Стук при повороте руля на месте
Теперь перейдем к другим элементам авто, в которых может возникнуть стук при повороте руля, при этом, данная неисправность может возникнуть как в движении, так и на месте, при вращении рулевого колеса как вправо или влево.
Если слышится стук с эффектом хруста при полном повороте колеса – зачастую это указывает на сильный износ шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), используемого в механизме привода колеса.
Сам по себе ШРУС – элемент достаточно надежный, если защищен от попадания внутрь пыли и грязи. Читайте по теме — замена пыльника внутреннего ШРУСа популярных моделей автомобилей.
Поэтому выявить, что причиной стука при повороте является именно он достаточно легко – внимательно осмотрите защитный пыльник. Если он поврежден – можно с полной уверенностью говорить, что причиной стороннего хруста является ШРУС.
Многие автолюбители утверждают, что можно полностью восстановить работоспособность ШРУСа путем его снятия, промывки и закладки новой смазки.
Некоторые дополнительно в смазку добавляют мелкую стружку из мягкого пластика, к примеру, из пробки от бутылки «Шампанского». Обязательно при этом заменяют поврежденный пыльник.
Однако такие меры могут лишь на время отложить замену шарнира и в итоге его заменять все равно придется. А уж когда выполнять эту операцию – сразу при обнаружении повреждения пыльника, или несколько позже решать самому автолюбителю.
У многих современных отечественных авто слабым местом является подшипник опоры стойки амортизатора. Он тоже может стать причиной появления стука в движении.
Проблема эта вроде и решается легко – достаточно произвести замену опоры, но выполнить это иногда не очень просто. Ведь с авто придется снимать полностью стойку.
Также в подвеске может стучать лопнувшая пружина стойки. При этом она уже не сможет полностью выполнять свои функции, что приведет к быстрому выходу из строя амортизатора.
Поэтому при появлении шума сразу следует осмотреть пружину. Если она лопнула это будет сразу слышно, придется ее менять, причем меняется она парно с двух сторон авто.
Если на машине слышится стук при повороте, но при этом он еще и сопровождается гулом – вероятно, что все это из-за износа ступичного подшипника.
Продиагностировать его состояние вполне легко.
Поддомкратьте колесо с той стороны, откуда доносится стук с гулом, и пораскачивайте его в вертикальной и горизонтальной плоскостях, проверяя наличие осевого люфта.
Если такой люфт имеется, нужна замена подшипника, что выполнить без соответствующего оборудования и знаний невозможно.
Обратите внимание на состояние сайлентблоков передней и задней подвесок, из износ происходит постепенно и проявляется сначала глухим стуком, который со временем усиливается.
Стук при повороте руля до упора в одну сторону
Стук при повороте руля до упора может быть вызван несколькими причинами, связанными как с системой рулевого управления, так и с другими компонентами подвески и трансмиссии.
Часть причин описано выше, дополним их:
- Гидроусилитель руля: в автомобилях с гидравлическим усилителем руля стук при достижении крайних положений может быть вызван износом или неполадками в насосе гидроусилителя, из-за чего насос начинает «подхватывать» воздух или изнашиваются его компоненты. Также причиной может быть низкий уровень гидравлической жидкости.
- Стопор рулевой рейки: в некоторых случаях стук при повороте руля до упора может быть связан с достижением предельного положения рулевой рейки, когда встречаются стопоры. Это нормальное явление, но износ стопоров приводит к усилению звуков.
- Неправильная регулировка углов установки колес: увеличивает нагрузку на рулевое управление и подвеску, вызывая необычные шумы при поворотах руля до упора.
- Износ подшипников ступицы колеса: поврежденные или изношенные подшипники ступицы могут также вызывать стуки, особенно при изменении нагрузки на колеса, например, при крутых поворотах.
Для точной диагностики причины стука при повороте руля до упора рекомендуется лучше обратиться к специалисту.
Нетипичные причины
Часто звуки могут появиться не из-за выхода из строя какого-либо элемента, случаются и нестандартные причины. К примеру, у одного автолюбителя стук появился после того, как на подрамник залетел камешек и там застрял.
При повороте руля происходило смещение элементов, но они наезжали на этот камешек, а при обратном движении руля соскакивали с него, при этом издавая стук. Удаление этого камешка проблему устранило.
У второго автолюбителя после ремонта подвески, замененный передний рычаг при повороте задевал подрамник, что сопровождалось стуком. Данная проблема «вылечилась» приподнятием подрамника монтировкой.
Это несколько нестандартные причины появления стука, но они случались с автовладельцами, поэтому и их сбрасывать со счетов не стоит.
В общем, часто причину стороннего звука при повороте руля можно выявить путем тщательного осмотра передка авто, а также проверкой крепления тех или иных элементов.
Профилактика появления стуков
Все вышеописанные проблемы могут возникнуть не только с отечественными авто, но и с дорогостоящими иномарками. И разница между этими авто сводится только во времени, через которое проявится неисправность.
Естественно, иномарка больше пройдет без неисправности, чем та же «Приора». Но и ремонт зарубежного авто, если, к примеру, у нее вышел из строя ШРУС, обойдется значительно дороже.
В большинстве случаев виной появления стуков является несоответствующее дорожное покрытие. Движение по ухабам, ямам приводит к тому, что все крепежные элементы начинают послабляться, отсюда и появление люфтов.
Для предупреждения появления стуков при повороте руля, требуется проведение периодического осмотра всех элементов. Причем для этого потребуется совсем немного, и все можно сделать самому.
Авто ставится на смотровую яму или эстакаду, после чего находясь под ним, следует тщательно осмотреть все элементы, ключами проверить затяжку всех крепежных элементов, при надобности гайки и болты подтянуть, монтировкой пораскачивать рычаги, проверяя наличие люфтов.
Если все это периодически выполнять, то можно избежать появления стуков, или хотя бы увеличить срок эксплуатации авто до их возникновения.
Также во время поездок нужно соблюдать скоростной режим, сложные участки проходить на малой скорости, чтобы немного уменьшить нагрузку на элементы рулевого механизма подвески.
А если перед вами неожиданно возникли углубления в дорожном покрытии, то притормозите автомобиль (машина как бы клюнет носом вниз), а непосредственно перед проблемным участком дороги отпустите педаль тормоза.
Передок автомобиля приподнимется, разгрузив тем самым переднюю подвеску, и машина накатом преодолеет неровности дороги без большого ущерба для ходовой.