Неисправности автомобильного кондиционера можно диагностировать и самому, а вот устранять данные неисправности лучше руками специалистов в хорошем автосервисе.
Самый важный и дорогостоящий элемент автомобильного кондиционера, это компрессор. Как правило, выход его из строя ведет за собой появление ряда других не дешевых работ, вплоть до замены основных деталей самого кондиционера и промывку всей системы.
Из стать вы узнаете про распространенные признаки неисправностей и как их распознать, возможные причины отказа системы и как с ними бороться, простые шаги для диагностики проблем самостоятельно, когда и почему необходимо обратиться к профессионалу, советы по уходу и обслуживанию, чтобы ваш автомобильный кондиционер служил долго и безотказно.
Устройство, принцип работы автомобильного кондиционера
Система кондиционирования воздуха в автомобиле является сложным механизмом, включающим в себя множество компонентов.
- Компрессор. Является центром системы и сжимает хладагент (например, R12), повышая его давление и температуру. Он приводится в движение от двигателя автомобиля через ременный привод.
- Конденсатор. После компрессора сжатый газ поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется в жидкость, отдавая тепло окружающей среде.
- Фильтр-осушитель. Этот элемент содержит в себе цеолит ХН-9, который служит для абсорбции влаги из системы. Это важно, так как влага может замерзать и вызвать коррозию.
- Терморегулирующий вентиль (ТРВ). Регулирует поток жидкого хладагента, поступающего в испаритель, в зависимости от температуры. Это позволяет поддерживать оптимальные рабочие условия.
- Дросселирующая вставка. В некоторых системах используется дросселирующая вставка вместо ТРВ. Эта вставка сужает канал, через который проходит жидкий хладагент, создавая перепад давления и, таким образом, контролируя его поток.
- Испаритель. Испаритель принимает жидкий хладагент под низким давлением и пропускает его через трубки, где он испаряется и поглощает тепло из внутреннего воздуха автомобиля. Воздух, проходящий через испаритель, охлаждается и направляется в салон.
- Приводы. В системе кондиционирования они обычно связаны с работой вентиляторов, управлением клапанов и другими механизмами, позволяющими системе функционировать эффективно.
Направление потока:
- От компрессора к конденсатору: газ под высоким давлением и температурой.
- От конденсатора к фильтру-осушителю: жидкий хладагент под высоким давлением.
- От фильтра-осушителя к ТРВ/дросселирующей вставке: жидкий хладагент под высоким давлением.
- От ТРВ/дросселирующей вставки к испарителю: жидкий хладагент под низким давлением.
- От испарителя к компрессору: газ под низким давлением и температурой.
Такова структура и принцип работы автомобильного кондиционера. Эффективность системы во многом зависит от правильного подбора и настройки компонентов, таких как ТРВ, дросселирующая вставка, цеолит и тип хладагента (в данном случае R12).
Часто встречающие поломки
Перечислим некоторые из наиболее часто встречающихся проблем:
- Неисправный компрессор: является «сердцем» системы кондиционирования, и его неисправность может привести к полному отказу системы.
- Утечка фреона: это хладагент, используемый в системе кондиционирования. Утечки могут привести к недостаточному охлаждению.
- Засорение или повреждение радиатора: это приведет к недостаточному охлаждению воздуха.
- Неисправный вентилятор: если он не работает должным образом, это приведет к недостаточному потоку воздуха через систему.
- Неисправные электрические компоненты: это включает в себя реле, датчики, переключатели и прочие электрические части, которые могут выйти из строя.
- Запотевание и запах: влажность и грязь могут привести к запотеванию и неприятному запаху из системы кондиционирования.
- Плохое управление климатом: если датчики температуры или другие элементы системы управления климатом выходят из строя, это приведет к тому, что система будет работать неэффективно или вообще перестанет регулировать температуру.
- Проблемы с ремнями и подшипниками: износ или повреждение этих компонентов приведет к шуму и неправильной работе системы.
- Засорение фильтров: если фильтры засорены, это замедлит поток воздуха, ухудшая охлаждение и качество воздуха в салоне.
- Повреждение или Засорение шлангов и труб: это вызовет утечку хладагента или затруднит циркуляцию хладагента в системе.
- Неисправная магнитная муфта компрессора: это приведет к отказу компрессора включиться или выключиться в нужный момент.
- Проблемы с Термостатом: если термостат не работает правильно, система не сможет должным образом регулировать температуру.
Эти проблемы могут возникать по отдельности или в сочетании друг с другом, и их устранение часто требует специализированных инструментов и знаний.
Остановимся на часто встречаемых поломках более подробно.
Перегрев и аварийный сброс
Перегрев и аварийный сброс в автомобильной системе кондиционирования — это две связанные проблемы, которые могут возникнуть по разным причинам.
Перегрев компрессора или других компонентов системы кондиционирования может произойти из-за недостатка масла, засорения, утечки хладагента и других причин.
Как исправить:
- Проверьте уровень и состояние масла в компрессоре.
- Проверьте уровень хладагента и пополните его при необходимости.
- Очистите или замените забитые фильтры и радиаторы.
- Обратитесь к специалисту для диагностики и ремонта, если проблема сложная.
Аварийный сброс — это защитный механизм, который отключает систему кондиционирования при обнаружении аномалий, таких как перегрев, высокое давление и др. Это может произойти, если система работает в необычных условиях или если есть неисправные компоненты.
Как исправить:
- Выключите и включите систему кондиционирования, чтобы сбросить аварийный режим (если это применимо к вашей модели автомобиля).
- Проверьте уровень хладагента и пополните его при необходимости.
- Осмотрите систему на наличие утечек, засорений и других видимых проблем.
- Проверьте датчики и реле, которые могут неправильно срабатывать и вызывать аварийный сброс.
- Обратитесь к квалифицированному автомеханику для детальной диагностики и ремонта.
Важно отметить, что аварийный сброс — это признак того, что система обнаружила потенциально опасную ситуацию. Не рекомендуется игнорировать этот сигнал или пытаться самостоятельно устранить сложную проблему без соответствующих знаний и инструментов.
Шумы в компрессора
Шумы в компрессоре могут быть постоянными или появляться при его включении.
Если шумы постоянные, то обратите внимание на подшипник ведущего вала.
Привод ведущего вала компрессора осуществляется с помощью ременной передачи. Если ремень перетянут, то это влияет на работу подшипника, приводит к быстрому его износу и к последующему шуму.
Если Вы не выполните указанные ниже работы, то данная неисправность автомобильного кондиционера может выйти Вам в копейку.
Что нужно сделать:
- Отрегулируйте ременной привод компрессора. Проверьте правильность крепления всех деталей компрессора.
- Не запуская двигатель автомобиля, проверните сам вал компрессора. Не забудьте отключить электромагнитную муфту. Вал должен вращаться свободно.
- Если вал вращается тяжело, да и еще слышен посторонний звук, то замените подшипник компрессора.
Какие могут быть последствия данной неисправности автомобильного компрессора:
- Как обычно, неожиданно для многих водителей заклинит подшипник, при этом он может провернуться на валу и повредить переднюю крышку самого компрессора.
- Если подшипник заклинивает, происходит нагрев электромагнитной катушки, которая может просто сгореть.
- Из-за возможного появления небольших трещин, повреждение сальника ведущего вала, может произойти разгерметизация системы и утечка хладагента.
- Может произойти перекос шкива, а это может привести к заклиниванию компрессора.
В общем, шумы подшипника, это первый признак того, что есть неисправность, которую нужно срочно устранять.
Если посторонние шумы возникают только при включенном кондиционере, тогда причины неисправности могут быть следующими.
- В ходе планового обслуживания кондиционера не квалифицированными работниками была осуществлена не дозаправка или перезаправка системы хладагентом.
- Хладагент не циркулирует (не открыт терморегулирующий вентиль или смяты трубопроводы).
- Вышел из строя вентилятор, а также может быть забит конденсатор (радиатор кондиционера).
Если не устранить данные неисправности автомобильного кондиционера, то это может привести к заклиниванию компрессора.
Более подробно про ремонт компрессора кондиционера автомобиля можно прочитать на этой странице нашего сайта.
Неисправности радиатора кондиционера
Плохая работа системы кондиционирования автомобиля может быть вызвана и тем, что радиатор кондиционера, который, как правило, стоит перед основным радиатором автомобиля, забит различным мусором и плохо отводит тепло, а это может привести к другим неисправностям автомобильного кондиционера.
Решение этой проблемы простое – почистить и помыть радиатор.
Но, как правило, радиатор кондиционера изготовлен из алюминия. Этот металл очень хорошо поддается коррозии, особенно если этому еще и помогают различные реагенты, которые разбрасывают зимой на дорогах наши «любимые» коммунальные службы.
Поэтому через время в радиаторе кондиционера могут образовываться различные микротрещины, через которые может выходить хладагент.
Если трещины не большие, их можно заварить аргоной сваркой, если большие, то тут без замены радиатора не обойтись.
Фильтр – осушитель
Про какую либо неисправность тут говорить нельзя. Просто, как и другие фильтры, данный фильтр нужно менять. Замену рекомендовано проводить хотя бы один раз в год, и желательно весной.
Устанавливайте только новые фильтры – осушители, установка бу фильтров не допустима.
Поломка терморегулирующего вентиля
Такие поломки встречаются крайне редко. Но продолжительность жизни данного вентиля напрямую зависит от состояния фильтра – осушителя.
Если фильтр – осушитель долго не менялся, система постепенно забивается, забивается и терморегулирующий вентиль. Если вентиль вышел из строя, то регулировку подачи фреона в систему осуществить уже не будет возможности. Данный вентиль только меняется и ремонту не подлежит.
Испаритель
К состоянию испарителя нужно относиться серьезно, так как от этого может зависеть и состояние Вашего здоровья.
Но все по порядку.
Благодаря испарителю, в принципе, в салон автомобиля и попадает охлажденный воздух.
В результате его работы, на его поверхности образуется конденсат, который через специальную систему отводов выводится за пределы автомобиля.
Очень важно, что если на Вашем автомобиле стоит кондиционер, то и чтобы стоял салонный воздушный фильтр.
Если такого фильтра нет (хотя это бывает редко), часть загрязненного воздуха, которая попадает в салон автомобиля, оседает на испарителе.
На испарителе всегда присутствует повышенная влажность, а добавить к этому еще и загрязнения, которые оседают на нем, то получается отличная среда для образования болезнетворных микробов и бактерий, которые при отсутствии воздушного фильтра салона попадают в органы дыхания человека.
Читайте по теме — климат контроль в автомбиле, устройство, принцип работы.
Чтобы это не происходило, не забывайте вовремя чистить или менять фильтр салона автомобиля, обрабатывайте испаритель специальными антисептическими составами, которые сейчас можно приобрести.
Повреждение трубопровода
Неисправности автомобильного кондиционера – повреждение трубопроводов.
Трубопроводы в автомобильном кондиционере могут быть и алюминиевые и резиновые. Что те, что другие отлично справляются со своими функциями.
Если поврежден алюминиевый трубопровод, то его можно заварить с помощью аргоной сварки. Но бывают случаи, когда это сделать не возможно, по причине того, что сам трубопровод конструктивно вмонтирован в раму автомобиля и чтобы его заварить приходиться проводить большой объем работ по демонтажу, а это дополнительное время и деньги.
Резиновые шланги в автомобильном кондиционере не простые, а специальные, обладающие особыми физическими свойствами, которые обеспечивают надежную их работу под высоким давлением.
Если шланг вышел из строя, то его нужно заменить. Устанавливайте только оригинальные шланги. Иногда их приходится заказывать и долго ждать, но оно этого стоит. «Левые» шланги долго Вам не прослужат и приведут еще к другим дополнительным неисправностям автомобильного кондиционера.
Оригинальные резиновые шланги, как правило, дешевле, чем алюминиевые трубопроводы, а служат одинаково.
Уплотнители
Наиболее часто встречающаяся неисправность. Многие водители, которые пытаются самостоятельно отремонтировать кондиционер, забывают менять старые уплотнители на новые, это же могут сделать и не добросовестные мастера на СТО.
Уплотнители нужно менять всегда, когда происходит ремонт кондиционера. Это не приведет к преждевременной разгерметизации системы.
Неисправности системы управления
Система управления автомобильного кондиционера отвечает за регулирование и контроль работы всей системы кондиционирования.
Она может включать в себя различные датчики, реле, переключатели и другие компоненты, которые обеспечивают правильную работу системы.
Вот некоторые типичные неисправности, которые могут возникнуть в этой системе:
- Неисправный датчик температуры: если он не работает должным образом, система неправильно регулирует температуру, что приводит к недостаточному или чрезмерному охлаждению.
- Неисправные переключатели и реле: эти компоненты управляют электрическими сигналами в системе. Их неисправность приводит к тому, что система не будет включаться или выключаться правильно.
- Неисправный пульт управления или дисплей: если один из них не работает, это затрудняет или делает невозможным управление системой кондиционирования.
- Проблемы с проводкой: поврежденная или окисленная проводка приводит к потере сигнала между компонентами системы управления.
- Неисправный блок управления (ECU): этот компонент обрабатывает информацию от датчиков и управляет работой системы. Его неисправность приводит к полному отказу системы или неправильной работе.
- Неисправные заслонки и приводы: регулируют поток воздуха в системе. Их неисправность приводит к неправильному распределению воздуха.
- Проблемы с программным обеспечением: в некоторых современных автомобилях используется сложное программное обеспечение для управления кондиционером. Ошибки в ПО или необходимость обновления могут привести к сбоям в системе.
Как исправить:
- Диагностика: проведите диагностику с использованием специализированного оборудования, чтобы определить конкретную проблему.
- Замена компонентов: замените неисправные датчики, переключатели, реле и другие компоненты по мере необходимости.
- Проверка и ремонт проводки: осмотрите проводку на повреждения или окисление контактов и отремонтируйте или замените при необходимости.
- Обновление программного обеспечения: если проблема связана с ПО, возможно, потребуется обновление или перепрошивка.
Как всегда, при наличии сложных проблем или неуверенности в своих способностях лучше всего обратиться к профессиональному автомеханику.
Как определить самостоятельно, что не работает в автомобильном кондиционере
Определить проблему с автомобильным кондиционером самостоятельно может быть сложно без специализированных инструментов и знаний, но некоторые распространенные проблемы можно выявить с помощью визуального осмотра, прослушивания и оценки работы системы.
Вот некоторые шаги, которые можно предпринять:
- Проверьте работу вентилятора: если вентилятор не работает, это указывает на проблему с мотором вентилятора, реле или электрической проводкой.
- Оцените производительность охлаждения: если система выдает теплый воздух или охлаждает слабо, это указывает на недостаток хладагента, засорение фильтра или неисправность компрессора.
- Прослушайте необычные звуки: необычные шумы указывают на проблемы с ремнями, подшипниками или другими движущимися частями.
- Проверьте на утечки: пятна или следы в районе компрессора или шлангов могут указывать на утечку хладагента.
- Оцените работу компрессора: если он не включается или работает неправильно, это указывает на его неисправность или проблемы с реле или проводкой.
- Проверьте запах: неприятный запах указывает на засорение или проблемы с фильтрацией.
- Оцените работу электроники: если есть проблемы с управлением системой через панель управления, это указывает на проблемы с электроникой или проводкой.
- Проверьте предохранители и реле: если система полностью не работает, проверьте предохранители и реле, которые могли перегореть или выйти из строя.
- Используйте руководство по эксплуатации: в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля есть указания на то, как проводить базовую диагностику системы кондиционирования.
- Проверьте наличие фреона: для этого на заглушенном моторе нажмите на клапан заправочной горловины. Если есть «пшик» есть, то значит хладагент в наличии, только вот уровень таким образом замерить не удастся. Обратите внимание с какой интенсивностью вышел фреон, чем больше давление, тем больше его в системе.
Рекомендации по продлению срока службы автомобильного кондиционера
Продление срока службы автомобильного кондиционера во многом зависит от регулярного обслуживания и правильного использования.
Вот некоторые рекомендации, которые могут помочь увеличить продолжительность и эффективность работы системы:
- Регулярная проверка уровня хладагента: низкий уровень фреона приводит к перегреву и повреждению компрессора. Проверяйте и доливайте хладагент по необходимости.
- Замена фильтров: засоренный фильтр уменьшает эффективность системы и заставляет ее работать с перегрузкой. Регулярно проверяйте и меняйте фильтры согласно рекомендациям производителя.
- Избегайте резкого включения на максимум: постепенно увеличивайте мощность кондиционера, чтобы не создавать внезапной нагрузки на компрессор.
- Проветривание перед включением: если автомобиль нагрелся на солнце, сначала проветрите его, открыв окна. Это уменьшит нагрузку на кондиционер.
- Регулярное техническое обслуживание: обращайтесь к квалифицированным специалистам для проведения регулярных проверок и обслуживания системы.
- Проверка на утечки: утечки хладагента приведут к снижению эффективности и повреждению системы. Производите регулярную проверку на утечки.
- Чистка радиатора конденсатора: грязь и пыль снизят эффективность работы радиатора конденсатора. Регулярно очищайте его.
- Использование в зимний период: иногда рекомендуется включать кондиционер зимой хотя бы на короткое время, чтобы обеспечить смазку уплотнений и предотвратить их высыхание.
- Правильное отключение: включайте кондиционер за несколько минут до остановки двигателя. Это может уменьшить нагрузку на компрессор при следующем запуске автомобиля.
- Соблюдение инструкций производителя: всегда следуйте рекомендациям по обслуживанию и эксплуатации, указанным в руководстве вашего автомобиля.
Следуя этим рекомендациям, вы можете увеличить срок службы вашего автомобильного кондиционера и избежать дорогостоящих ремонтов.
Помните, что некоторые проблемы могут быть сложными и требовать специализированных инструментов и знаний для диагностики и ремонта.