Резкий и громкий свист из подкапотного пространства – достаточно распространенная проблема и сталкиваются с ней все автовладельцы. Причина этой неисправности очень легко выявляется, ведь практически всегда источником неприятного звука является ременной привод вспомогательных агрегатов, или как его по старинке называют – ремень генератора.
В статье рассказано о причинах и способах устранения неисправности, почему проблема возникает на холодную, в дождь и при нагрузках.
Существующие виды ремней генератора
Ремни генератора, которые также называются приводными ремнями, используются для передачи крутящего момента от двигателя к различным агрегатам автомобиля, таким как генератор, насос водяного охлаждения, кондиционер и др.
Основные виды:
- Клиновые (V-ремни): Они имеют треугольное поперечное сечение и наиболее распространены в старых и некоторых современных автомобилях.
- Ручейковые («поликлиновые»): состоят из нескольких ручьев на одном ремне, что позволяет передавать больше мощности. Имеют плоское сечение с ребрами. Используются в большинстве современных автомобилей.
- Ремни с ребрами: Это вариация многоручьевых ремней, где ребра имеют особую форму или расположение для определенных применений или требований.
- С переменным профилем: ремни, профиль которых может меняться в зависимости от потребностей. Они редко используются в автотранспорте.
- Ремни с круглым сечением: Наименее популярные и редко встречаются в автомобилях, но могут использоваться в некоторых промышленных генераторах.
Важно регулярно проверять состояние ремней генератора и заменять их при признаках износа, таких как потрескивание, образование щелей или износ ребер, чтобы предотвратить их поломку в процессе эксплуатации и появление свиста.
Основная причина, по которой генератор может издавать свист, это проскальзывание ремня по шкиву. Также существуют и другие причины, которые рассмотрены ниже.
Первый признак
Ремень может издавать свист при запуске двигателя, во время движения, зимой, в дождливую погоду и прочее. Время неприятного звука может варьироваться от нескольких секунд и до постоянного, пока работает силовая установка.
Как мы уже упоминали выше, во многих авто ремень генератора еще дополнительно обеспечивает работу ряда оборудования – гидроусилителя, компрессора кондиционера, что увеличивает нагрузку на привод и, как следствие, вероятность возникновения проблемы становится выше.
И хотя многие списывают свист на саму ременную передачу, но это может указывать и на другие неисправности.
Причины появления свиста ремня генератора
Перечислим 7 причины возникновения этой проблемы.
1. Усилие натяжения
Сила трения – основной показатель в гибкой передаче. Слабое или чрезмерное натяжение одинаково негативно сказывается на сцепных свойствах. При «провисании» ремня из-за недостаточного сцепления он будет проскальзывать, издавая свист.
Что касается перетяжки, то в этом случае крутящий момент, задаваемый коленчатым валом, будет преобладать над силой трения, из-за чего возникнет потеря сцепления и проскальзывание.
Но часто бывает так, что после дополнительной натяжки, звук никуда не девается, наоборот, может даже усилиться. И в таком случае проблема явно в другом.
2. Естественный износ
Вторая из основных причин свиста ремня кроется в износе изделия. Расслоение, трещины и выкрошенные участки сказываются на плотности прилегания рабочей поверхности привода к шкивам, из-за чего и появляется проскальзывание.
Гибкая передача работает с большими и при этом переменными нагрузками, а сам элемент изготавливается из резины, и хоть он армируется прочными нитями, со временем происходит его растяжение, износ рабочих поверхностей, порыв нитей и т. д.
К тому же сам материал поврежден воздействию окружающей среды, что приводит к старению и расслоению резины.
Средний ресурс ремня на многих авто составляет порядка 60 тыс. км пробега, но это зависит от особенностей эксплуатации.
Попадание технических жидкостей (в первую очередь масла) тоже сказывается на трении между рабочими поверхностями.
Помимо указанных проблем, привод может визжать и по иным причинам.
Звук слышен при запуске на холодную. Чаще всего это происходит из-за некачественного материала изготовления ремня или же его естественного износа – «старения».
Для нормальной передачи усилия гибкий привод должен обладать хорошей эластичностью. Но если для его изготовления использовалась жесткая резина, то по причине излишней твердости она не будет должным образом «прилипать» к поверхности шкивов, а проскальзывать.
Такой же результат дает и «старение» резины, она «дубеет», теряя эластичность.
Причина может крыться также в подшипниках узлов, которые приводит в работу ремень, особенно при отрицательных температурах.
Это происходит потому, что смазка в подшипниках из-за мороза застывает, что увеличивает сопротивление вращению, в результате чего ремень проскальзывает по шкиву.
Визг появляется при создании нагрузки на бортовую сеть или при включении дополнительного оборудования (кондиционера).
Причина кроется во все том же некачественном материале изготовления, потери эластичности, выработке рабочих поверхностей.
Если проблема появляется только при включении определенного оборудования, то это указывает на неисправность подшипников этого узла.
3. Загрязненность рабочих поверхностей шкивов
Одним из условий нормального функционирования привода является чистота и качество поверхностей, с которыми он контактирует. Попадающие на поверхности шкивов пыль и грязь выступают в роли абразива, увеличивая скорость износа рабочей поверхности, и при этом еще и снижают сцепные свойства.
Задиры, царапины и выработки на шкивах оказывают такое же негативное воздействие. Но наибольший вред приносит попадание на шкивы или привод технических жидкостей на основе нефтепродуктов.
Они очень сильно снижают силы трения, обеспечивая проскальзывание ремня по поверхностям шкивов. Также резина очень чувствительна к таким веществам и от них быстрее «стареет» и разрушается.
Поэтому важно периодически проводить очистку двигателя и его навесных агрегатов, а также следить, чтобы не возникало утечек рабочих жидкостей, а если они появились – быстро устранять.
4. Не правильное расположение навесного оборудования
Для нормальной передачи усилия нужно, чтобы все шкивы находились на одной линии и строго параллельно друг другу.
Небольшой перекос хоть одного из них или выступ вперед относительно других негативно повлияет на пятно контакта ремня с поверхностью, что снизит сцепление между ними и приведет к проскальзываниям.
Поэтому следует периодически проверять надежность крепления всех навесных агрегатов и состояние их подшипников.
5. Подшипники навесных агрегатов
Опорные подшипники предотвращают осевые смещения и обеспечивают центровку подвижных частей оборудования – валов и роторов, снижают трение в узлах, поэтому их состояние напрямую влияет на привод.
Сильный их износ приводит к появлению осевых и радиальных смещений валов (отсюда берутся перекосы шкивов и их выступы относительно других), сами подшипники могут подклинивать, создавая дополнительное противодействующие усилие.
К тому же нередко визг издают именно они, но по тональности этот звук очень схож со свистом ремня.
Поэтому при поиске причины появления стороннего звука обязательно следует проверять состояние подшипников навесного оснащения.
6. Шкивы, валы и роторы
В процессе работы изнашивается не только ремень, а и сами шкивы, хоть и менее интенсивно. Но со временем на их рабочих поверхностях появляются следы выработки, которые могут повлиять на сцепные свойства поверхностей. Та же ситуация и с валами и роторами.
В местах их контакта с подшипниками постепенно появляется выработка, из-за которой возникают люфты, и даже установка новых опорных элементов проблемы не решает.
7. Изменение физических характеристик привода
Негативные воздействия окружающей среды приводят к тому, что резина утрачивает эластичность (оно «дубеет»), из-за чего снижается и сила трения. При этом сам ремень визуально может выглядеть как новый и вполне пригодный к эксплуатации.
Выше указаны самые основные причины появления свиста, в действительности же их больше.
Отметим, что зачастую свистит ремень генератора не постоянно, а при определенных условиях – после пуска двигателя, при создании нагрузки и т. д.
Это в свою очередь позволяет несколько сузить круг поиска возникновения проблемы, но для этого нужно знать, какие причины являются самыми распространенными для тех или иных условий.
Причины свиста ремня генератора на холодную
Чаще всего ремень свистит после запуска на «холодную» (после прогрева мотора звук пропадает) из-за проскальзывания.
Причины:
- Подшипники если в них заложена несоответствующая смазка, которая сильно застывает на холоде, из-за чего создается дополнительное сопротивление вращению, а после прогрева она размягчается, и проблема исчезает.
- Естественный износ. Замену для большинства автомобилей нужно проводить каждые 50 — 60 тыс. км. пробега. Но для каждой модели эти цифры нужно уточнять в руководстве по эксплуатации.
- Высокие нагрузки. В холодную погоду при старте автомобиля желательно не включать много электропотребителей одновременно, это приведет к нагрузке на генератор.
- Неправильное натяжение. Прогибание ремня на 10 -15 мм считается нормой. Если этот показатель больше, то ремень будет проскальзывать издавая неприятный звук.
- Разряжен аккумулятор. Генератор во время работы всегда создает дополнительную нагрузку на двигатель. При разряженном АКБ пускового тока не хватает чтобы провернуть колен вал с нужным крутящим моментом, а навесное оборудование в этот момент является помехой. Оно как бы притормаживает ремень и этом приводит к свисту.
- Другие возможные причины перечислены выше.
К этим условиям также можно отнести полное заклинивание одного из навесных агрегатов, но в этом случае свист не пропадет после прогрева, и из-под капота очень быстро появиться дым с запахом жженной резины.
Под нагрузкой
Причиной сторонних звуков при создании нагрузки зачастую является недостаточное натяжение ремня, реже – его критический износ.
Усиленная нагрузка может быть вызвана одновременное включение мощных электропотребителей или подключение компрессора кондиционера, что заставляет работать генератор на максимуме своих возможностей.
Обычно для устранения причины свиста достаточно сначала отключить один из электропотребителей. Затем визуально осмотреть гибкий элемент на наличие повреждений, проверить состояние подшипников навесных и вспомогательных элементов (просто их повращать и убедиться, что крутятся они легко и без заеданий), а после правильно выполнить установку и натяжку ремня.
В сырую погоду или дождь
Еще одним распространенным условием, при котором появляется свист ремня генератора – дождливая и сырая погода.
Вода, попавшая на поверхности шкивов, в целом, никаких негативных последствий для ремня не несет. Но при нормальном состоянии гибкой передачи визга от попавшей влаги возникать не должно.
Свист появляется только когда рабочая поверхность изделия изношена и ее сцепных свойств уже недостаточно для создания нужной силы трения. В этом случае вода выступает своеобразной смазкой, из-за которой приводной элемент проскальзывает.
В общем, свист ремня генератора в дождливую погоду можно считать звуковым индикатором того, что изделие исчерпало свой ресурс и его следует заменить.
Другие причины
К примеру, на старых моделях ВАЗ используется клиновидный ремень, у которого рабочими являются боковые поверхности.
Так вот, если паз шкива сильно выработан, то ремень будет сильнее в него проседать, из-за этого площадь контакта поверхностей уменьшается и гибкой передаче легче проскользнуть.
В многоручьевых ремнях эта проблема не актуальна, но там есть другие нюансы.
Что делать, если свистит ремень генератора
Как видно, основная причина кроется в самом приводном элементе, поэтому при появлении сторонних резких звуков необходимо:
- Проверить натяжение ремня и при надобности отрегулировать его. Проверять натяжение нужно каждые 15 000 км. пробега.
- Оценить состояние рабочей поверхности приводного элемента (трещин, расслоения и прочих дефектов не должно быть). В ином случае замените привод.
- Проверить натяжной ролик (люфт и заедания при вращении в нем не допускаются).
- Диагностировать состояние подшипников навесного оборудования на наличие люфтов и подклинивания.
- Снимите и детально осмотрите РГ на наличие повреждений, расслоений, следов попадания технических жидкостей.
Сделать перечисленные работы можно самостоятельно, но если у вас возникли трудности с самостоятельным ремонтом, сравните на https://autoreshenie.ru/zamena-remnya-generatora-711/ цены на замену ремня генератора среди всех автосервисов Москвы, ознакомьтесь с отзывами на них и подберите ближайший!
Многие автовладельцы отмечают, что неприятные сторонние звуки появляются только при определенных условиях или же после замены приводного элемента. При этом отмечается, что натяжение ремня в норме, но свист имеется.
Виной этому обычно становиться плохое качество изделия и его повышенная твердость.
Для решения проблемы можно использовать два способа – поменять ремень генератора на качественный или попытаться его обработать средствами.
Регулировка ремня генератора
В зависимости от модели автомобиля она может осуществляться с помощью:
- Регулировочного болта.
- Через направляющую планку.
- С помощью натяжного ролика.
С помощью регулировочного болта
Такой способ регулировки натяжения ремня генератора предусмотрен на многих автомобилях, к примеру, ВАЗ модельной линейки 2110 — 2115.
Порядок выполнения работ:
- Ослабьте верхний и нижний болты генератора (фото выше).
- Чтобы ремень натянуть закручивайте ключом на 10 регулировочный борт по часовой стрелки, если наоборот, ослабить – против часовой.
- Закрепите генератор верхним и нижним болтами.
Согласно технической документации, для проверки правильность натяжения РГ на последний нужно приложить усилие 100 Ньютонов при этом он должен прогнуться на 10 – 15 мм. Но вряд ли в гаражных условиях можно сделать такие замеры.
Опытные автовладельцы рекомендуют проверку выполнять другим способом:
- Аккумулятор должен быть заряжен.
- Перед запуском двигателя включите максимальное количество потребителей, к примеру, печку, фары, обогреватель стекол.
- Заведите автомобиль.
- Если ремень плохо натянут, то сразу же появится свист так как на генератор работает под большой нагрузкой.
- В этом случае регулировочным болтом немного подтяните ремень (1 – 2 оборота).
- Повторите процедуру.
- Если появился гул подшипника, значит РГ перетянут.
Через направляющую планку
Такой способ регулировки предусмотрен в ВАЗ классика 2101 – 2107 и на старых иномарках.
Действия очень простые:
- Ослабьте гайку в направляющей планке. Если она сильно затянута придется снять аккумулятор и использовать ключ с большим рычагом.
- Для натяжения ремня используя небольшую монтировку отведите генератор дальше от шкива коленвала и подтяните гайку для временной фиксации.
- Уберите монтировку и надёжно затяните гайку на планке.
- Проверьте натяжение.
С помощью натяжного ролика
Такой способ применим для многих современных автомобилей, к примеру, Лада Гранта FL, Калина, Приора и других.
Для примера рассмотрим натяжения ремня генератора на Лада Гранта FL с кондиционером, там стоит обводной ролик и регулировка РГ генератора невозможна.
Исправляем ситуацию:
- Приобретите натяжитель с эксцентриком от системы ГРМ, оригинал или аналог. Отлично подходит VKM Там есть три отверстия, одно под болт, а два под регулировочный ключ.
- Снимите защитный колпачок с обводного ролика.
- Накидным ключом на 17 открутите болт крепления. ВНИМАНИЕ! Там резьба левая поэтому крутить нужно по часовой стрелке.
- Снимите ролик.
- Установите новый натяжитель с эксцентриком.
- С помощью специального ключа отрегулируйте натяжение РГ.
Средства для смазки ременной передачи
Для смазки ремня генератора следует использовать только предназначенные для этого жидкости.
Ниже приведены несколько видов их:
- LIQUI MOLY KEILRIEMEN-SPRAY – средство для обработки клиновых и поликлиновых ременных передач. Производитель заявляет, что этот спрей повышает эластичность, улучшает сцепные свойства и снижает вероятность проскальзывания, защищает резину от негативных воздействий, увеличивая срок службы, повышает общий КПД гибкой передачи, устраняет скрипы.
- HI-GEAR BELT DRESSING – спрей-кондиционер для приводных ремней. Средство позволяет улучшить сцепные свойства гибких передач, повышает их срок службы в 1,5-2 раза, защищает от пересыхания и появления трещин, снижает шумность.
- VERYLUB – средство в виде спрея, предназначенное для ухода за ременными передачами. Жидкость хорошо очищает рабочие поверхности от грязи, устраняет проскальзывание, защищает от негативных воздействий.
Выше указаны одни из самых распространенных средств для смазки привода генератора, но на рынке автохимии есть множество других вариантов:
- Weicon;
- LOCTITE 8005;
- Forch P325;
- Gunk M206;
- Permatex PR-80073;
- ABRO;
- PITON
- Wurth.
Все эти средства – недорогие, но могут действительно помочь устранить неприятный звук.
Хорошо себя зарекомендовала силиконовая смазка в виде спрея для обработки резинотехнических элементов и кондиционер «Hi-Gear».
Использование этих средств приводит к повышению эластичности и «прилипанию» привода к шкивам.
А вот использование WD-40 для этих целей не рекомендуется. В составе этого спрея имеются продукты переработки нефти, которые могут оказать негативное влияние на резину и привести к ее быстрому «старению».
Такая обработка действительно может помочь устранить свисты под капотом, но только на время, и через определенный период они снова вернутся. Поэтому надолго избавиться от сторонних звуков поможет только замена ремня генератора https://autotopik.ru/sovet/299-zamena-remnya-generatora.html.
Возможные последствия
Напоследок отметим последствия, к которым может привести проскальзывание ремня, сопровождающееся громким и неприятным звуком.
- Во-первых, износ ремня повышается, ведь проскальзывая он трется о шкив и нагревается.
- Во-вторых, при попытках избавиться от свиста многие чрезмерно натягивают приводной элемент, что приводит к повышенным нагрузкам на подшипники навесного оборудования.
- И, в-третьих, все время «греша» на ремень, многие не обращают внимание на состояние навесного оборудования. А это в дальнейшем становиться причиной их поломки.
В конечном итоге ремень генератора просто порвется, а из-за этого авто эксплуатировать уже не получиться – будет отсутствовать подзаряд АКБ (а на самом аккумуляторе далеко не уедешь), откажет помпа системы охлаждения (на авто, у которых она приводится в действие с помощью гибкого привода), а также ГУР.
Если свист – последствие перетяжки, интенсивно изнашиваться будет не только ремень, но и подшипники навесного оборудования. В дальнейшем это выльется в появление сторонних звуков, для устранения которых уже потребуется ремонт агрегатов.
Свист ремня генератора – проблема, которую не следует игнорировать (да и сложно это, поскольку звук — очень неприятный и громкий), а лучше сразу принять меры для ее устранения.
В большинстве случаев на выявление и устранение проблемы уходит 20-30 мин, зато вы будете полностью уверены, что привод навесного оборудования работает нормально и проблем с ним в неподходящий момент не возникнет.