Катализатор — узел выхлопной системы, предназначенный для очистки выходящих газов от вредных для атмосферы и здоровья человека элементов (окислов азота, группы углеводородов, окиси углерода).
Но чтобы полностью разобраться с этим устройством определение мало, поэтому ниже вы получите более расширенную информацию.
Ключевые функции катализатора
Катализатор в автомобиле выполняет несколько ключевых функций, направленных на снижение уровня загрязнения окружающей среды выхлопными газами.
Основные функции:
- Преобразование монооксида углерода (CO): это ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании топлива. Катализатор преобразует CO в менее вредный углекислый газ (CO2) путем окисления.
- Преобразование углеводородов (HC): присутствуют в выхлопных газах, могут приводить к образованию смога и озона у поверхности земли. Преобразует их в водяной пар (H2O) и CO2.
- Преобразование оксидов азота (NOx): способствуют образованию кислотных дождей и фотохимического смога. Катализаторы, оснащенные системой селективной каталитической нейтрализации (SCR), могут преобразовывать NOx в азот (N2) и воду путем восстановления.
- Снижение общего уровня токсичности выхлопных газов: значительно уменьшает общую токсичность выхлопных газов, превращая опасные химические соединения в менее опасные формы, тем самым способствуя защите окружающей среды и здоровья людей.
- Помощь в соответствии экологическим нормам и стандартам: с помощью катализатора автомобили могут соответствовать строгим международным и национальным экологическим нормам и стандартам, таким как Euro 5, Euro 6 и аналогичным стандартам в других странах.
Устройство является ключевым элементом системы очистки выхлопных газов современных автомобилей, позволяя значительно уменьшить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду.
Устройство
Представляет собой сложное устройство в состав которого входят несколько ключевых компонентов:
- Корпус: изготавливается из прочного металла, способного выдерживать высокие температуры и агрессивные условия эксплуатации. Служит внешней оболочкой и обеспечивает механическую защиту.
- Между корпусом и катализаторным элементом находиться слой теплоизоляции, который помогает сохранять необходимую температуру для работы устройства и защищает корпус от перегрева.
- Катализаторный элемент (или монолит): является основной рабочей частью. Это может быть керамический или металлический блок с множеством мелких пористых каналов или ячеек, поверхность которых покрыта каталитическим слоем. Материалы, используемые для покрытия, включают драгоценные металлы, такие как платина, палладий и родий, которые способствуют химической реакции преобразования токсичных веществ в выхлопных газах в менее опасные соединения.
- Каталитическое покрытие: слой, который содержащий драгоценные металлы, нанесенный на катализаторный элемент. Покрытие ускоряет химические реакции окисления и восстановления, необходимые для преобразования монооксида углерода (CO), углеводородов (HC) и оксидов азота (NOx) в углекислый газ (CO2), водяной пар (H2O) и азот (N2).
- Система крепления: это может быть фланцы и скобы, обеспечивающие надежное соединение с остальной частью выхлопной системы и предотвращая утечку газов.
Катализаторы могут быть различных конструкций, включая двух- и трехкомпонентные системы, где каждый компонент специализируется на устранении определенного типа загрязняющих веществ. Некоторые из них также интегрированы с другими устройствами, например, с сажевыми фильтрами в дизельных системах, чтобы обеспечить более широкий спектр очистки выхлопных газов.
Конструктивно блок выполнен из керамической огнеупорной основы. В его составе множество различных ячеек-сот, которые повышают общую площадь соприкосновения с выхлопными газами автомобиля.
На какие автомобиле устанавливают?
Катализаторы устанавливаются практически на все современные автомобили, работающие на бензине, начиная примерно с 1970-х годов, когда началось активное внедрение норм по контролю за выбросами вредных веществ в атмосферу.
Они являются обязательной частью системы выхлопа для соответствия экологическим стандартам, таким как Euro 5, Euro 6 в Европе, EPA в Соединенных Штатах и другим аналогичным стандартам по всему миру.
Перечислим типы автомобилей, на которые они ставятся:
- Легковые автомобили с бензиновыми двигателями.
- Грузовики и коммерческий транспорт: включая легкие коммерческие автомобили, особенно те, которые предназначены для использования в строгих экологических условиях.
- Гибридные и плагин-гибриды: сочетают в себе бензиновые двигатели с электродвигателями, также оснащены катализаторами для обработки выхлопов, когда работает их бензиновая часть.
- Современные мотоциклы и малая спецтехника с бензиновыми двигателями также комплектуются катализаторами для соблюдения экологических норм.
На машины с одной выхлопной трубой, как правило, устанавливается одно изделие, но встречаются марки авто с двумя катализаторами, установленными последовательно.
Автомобили, работающие исключительно на электричестве (электромобили), не нуждаются в таких устройствах, поскольку у них отсутствуют выхлопные газы, связанные с сгоранием топлива.
Что устанавливают на дизельные автомобили?
На дизельные автомобили устанавливаются специализированные системы очистки выхлопных газов, разработанные для снижения уровня вредных выбросов, характерных для таких моторов.
Одной из ключевых систем является система нейтрализации отработанных газов, включающая в себя следующие элементы:
- Сажевый фильтр (DPF — Diesel Particulate Filter): предназначен для улавливания и последующего сжигания твердых частиц (сажи), содержащихся в выхлопных газах дизельных двигателей. Сажевые фильтры значительно снижают количество черного дыма и твердых частиц, выходящих в атмосферу.
- Система селективной каталитической нейтрализации (SCR — Selective Catalytic Reduction): использует водный раствор мочевины (AdBlue) для превращения оксидов азота (NOx), одного из наиболее вредных компонентов дизельных выхлопов, в азот и водяной пар. Это достигается путем впрыскивания раствора мочевины в поток выхлопных газов перед их прохождением через катализатор SCR. Подробнее читайте, — для чего нужна мочевина для дизеля.
- Окислительный катализатор: аналогично устройствам, используемым в бензиновых автомобилях, способствует превращению монооксида углерода (CO) и углеводородов (HC), содержащихся в выхлопных газах, в менее вредные вещества (CO2 и воду).
Эти системы могут работать вместе или по отдельности, в зависимости от конструкции автомобиля и требований экологических норм. Использование таких систем позволяет дизельным автомобилям соответствовать строгим международным стандартам по выбросам, таким как Euro 6, и существенно снижать воздействие на окружающую среду.
Где находится катализатор
Катализатор в автомобиле обычно располагается в системе выхлопа, между двигателем и глушителем. Его точное расположение может варьироваться в зависимости от модели и конструкции автомобиля.
Перечислим несколько распространенных мест установки:
- Во многих современных автомобилях катализатор устанавливается как можно ближе к выпускному коллектору двигателя. Это способствует быстрому его нагреву до рабочей температуры, что необходимо для эффективного каталитического преобразования вредных выхлопных газов в менее вредные вещества. Такое расположение помогает уменьшить время, необходимое для начала работы устройства после запуска холодного двигателя.
- В некоторых автомобилях катализатор может быть установлен под днищем, на некотором расстоянии от двигателя. Это расположение чаще встречается в старших моделях и может быть обусловлено конструктивными особенностями автомобиля.
Катализатор включен в выхлопную систему и соединен с другими её элементами, такими как выпускной коллектор, сажевый фильтр (для дизельных двигателей), резонатор и глушитель.
Принцип работы
Топливовоздушная смесь после сгорания в двигателе содержит в себе множество вредных элементов, а именно:
- окислов азота;
- группы углеводородов;
- окиси углерода и так далее.
Несмотря на то что объем этих веществ в составе выхлопа не превышает 1% (остальная часть — пар, двуокись углерода и азот), их влияние на человека крайне негативное.
Устройство работает благодаря каталитическому процессу, который происходит в его внутренней структуре, покрытой активным слоем, содержащим металлы (например, платину, палладий и родий), которые ускоряют химические реакции без участия в них.
В результате таких реакций опасные газы, такие как монооксид углерода (CO), углеводороды (HC) и оксиды азота (NOx), преобразуются в менее опасные вещества: углекислый газ (CO2), воду (H2O) и азот (N2).
Сегодня разработано несколько способов, позволяющих бороться с опасными газами, к примеру, обеднение горючего состава или рециркуляция выхлопа.
Но по своей эффективности они серьезно уступают каталитическому нейтрализатору внутри которого находится специальное устройство, имеющее множество сот.
Как уже упоминалось выше, поверхность монолита катализатор укрыта слоем сплава палладия, родия и платины.
Преимущество данных драгметаллов — отличная эффективность в вопросе очистки. Так, выхлоп проходит через катализатор, прогревая изделие до температуры 270-300 градусов Цельсия.
Проходящая каталитическая реакция способствует превращению окиси углерода в CO2, а углеводородов — в H2O и CO2. В свою очередь, окислы азота «распадаются» на азот и воду.
В теории устройство отлично справляется с токсичностью выхлопных газов без особого вреда для двигателя и топлива.
На практике же установка каталитического нейтрализатора приводит к увеличению обратного давления, что становится причиной падения мощности на 2-3 лошадиные силы.
Есть еще ряд минусов — высокая цена и недолговечность. Хотя, в теории данное устройство должно служить практически вечно.
Температурные режимы работы катализатора
Для начала работы и достижения максимальной эффективности преобразования вредных выхлопных газов катализатор должен достигать определенной рабочей температуры.
Перечислим ключевые аспекты, связанные с температурными режимами работы:
- Температура активации: это минимальная температура, при которой катализатор начинает эффективно преобразовывать токсичные газы в менее вредные соединения. Обычно начинается примерно с 200°C (392°F), но полная эффективность достигается при более высоких температурах.
- Оптимальный температурный диапазон: для большинства катализаторов лежит между 300°C и 800°C (около 572°F до 1472°F). В этом диапазоне он наиболее эффективно преобразует монооксид углерода, углеводороды и оксиды азота.
- Температура термического разрушения: если температура катализатора превышает определенный порог, обычно около 1000°C (1832°F) и выше, начинается термическое разрушение. При таких температурах устройство может быть повреждена, что приведет к снижению его эффективности и даже к необходимости замены.
Катализаторы разогреваются до рабочей температуры за счет тепла, выделяемого двигателем и проходящих через него выхлопных газов. Системы управления мотором современных автомобилей оптимизированы для быстрого прогрева устройства после запуска холодного двигателя, что помогает уменьшить объем вредных выбросов.
Поддержание оптимального температурного режима катализатора необходимо не только для эффективности очистки выхлопных газов, но и для предотвращения его преждевременного износа или повреждения. Поэтому важно обеспечить правильную эксплуатацию и техническое обслуживание автомобиля, включая избегание длительной работы на высоких оборотах и регулярную проверку состояния системы выхлопа.
Как осуществляется контроль за работой устройства
Контроль за работой каталитического нейтрализатора осуществляется датчиком кислорода (лямбда зонд).
В современных автомобилях их устанавливают по два на каждый нейтрализатор. Первый перед, а второй за устройством по ходу движения выхлопных газов.
- Первый датчик влияет на работу мотора и выполняет функцию определения состояния выхлопных газов на наличие в них несгоревшего топлива, кислорода и дает соответствующий сигнал на ЭБУ для корректировки соотношения топливо-воздушной смеси и времени ее подачи в цилиндры.
- Второй датчик определяет уровень токсичности выхлопных газов и мониторит состояние катализатора, выполняет ли он свои функции или нет. Если устройство отслужило свой срок или неисправно, то по лямбда-зонд зафиксирует это и подаст сигнал ЭБУ, который выведет ошибку Check Engine на панель приборов.
Виды катализаторов и их заменители
Существуют несколько видов катализаторов, которые можно встретить на рынке.
Оригинальные
Сразу устанавливаются на автомобили или реализуются отдельно. Производятся на заводах с применением самых передовых технологий.
Очень дорогие по причине применения в них редких металлов. Их цена может достигать до 5% от стоимости новой машины.
Поэтом на катализаторы тоже распространяется гарантия и, как правило, она совпадет гарантийными сроками на само авто.
Большинство автовладельцев после того, как оригинальное устройство свое отслужило, меняют его на более дешевые аналоги.
Универсальный катализатор
Дешевле оригинального изделия за счет применения в нем золота, которое стоит дешевле палладия, родия или платины.
Такие катализаторы служат меньше и выполняют возлагаемые на них функции с меньшей эффективностью (золото хуже ускоряет каталитические реакции). Как правило, каждые 60 000 – 80 000 км пробега их меняют.
Происходит это путем вырезания из корпуса старого и установка нового изделия с последующей заваркой.
Можно приобрести универсальный катализатор в сборке, но так будет дороже.
Так же важно правильно подобрать устройство при замене оригинального. Объемы должны совпадать.
Пламегаситель
Если при использовании универсального каталитического нейтрализатора автовладелец пытается прийти к какому-то компромиссу между денежными затратами и вреду экологии, то при установке пламегасителя вместо оригинального изделия, про экологию можно забыть.
Пламегаситель – это предварительный глушитель, выполняющий функции смешивания потоков выхлопных газов, поступающих из разных цилиндров, снижение их температуры, частичного уменьшения звука и вибраций.
Его установка подразумевает перепрошивку ЭБУ или установки обманки, которая будет подавать правильный сигнал на блок управления.
Пламегаситель представляет из себя простую трубу с перфорацией для выхлопных газов вваренную во внутрь стального корпуса. Т.е. в данном случае про уменьшение уровня токсичности выхлопных газов речи не идет.
Если было принято решение просто удалить катализатор без установки хотя бы пламегасителя, то выхлопная система от высокой температуры быстро прогорит.
Поэтому, как и в случае с универсальными катализаторами, важно правильно подобрать объем пламегасителя.
Также внутри корпуса пламегасителя находится огнеупорный наполнитель (синтетическое волокно, базальт, минеральная вата), за счет которого понижаются вибрации и звук (смотрите картинку выше).
Наиболее популярны реактивные пламегасители, в которых предусмотрен двойной корпус.
Каждый из которых выполняет свои задачи:
- Внешний – защищает от негативных воздействий, в частности, коррозии.
- Внутренний – выдерживает большие температуры.
Межкорпусное пространство хорошо гасит звуки и колебания.
Часто встречающие неисправности и их причины
Как упоминалось выше, катализатор не обладает бесконечным ресурсом и может время от времени выходить из строя.
Причин несколько:
- Большой пробег транспортного средства. Часто автолюбителям после покупки подержанного авто приходится менять каталитический нейтрализатор. Причина объяснима. Средний ресурс данного устройства — не более 100-130 тысяч километров.
- Неисправности двигателя. Задиры на цилиндрах приводят к попаданию моторного масла в систему выпуска отработанных газов что приводит к преждевременном засорению катализатора. Случается и обратная ситуация, когда компоненты нейтрализатора попадают в мотор образуя задиры.
- Применение низкокачественного бензина. При заливке плохого горючего в его составе может быть тетраэтилсвинец. Последний становится причиной забивания сот очищающего устройство, что блокирует работу всей системы выхлопа.
- Неисправности в зажигании. Если в цилиндрах не догорает топливо, оно догорает в катализаторе при этом соты оплавляются, а срок службы изделия значительно снижается.
- Естественное выгорание драгоценных металлов. Происходит со временем в результате долгой эксплуатации авто. Устройство перестает выполнять свои функции о чем сигнализирует датчик кислорода.
- Плохие дороги. Если часто передвигаться по неровным трасам с большим количеством выбоин и ям, то катализатор будет перегружаться и быстрее выходить из строя. Чаще всего это проявляется в появлении трещин.
К основным признакам поломки можно отнести:
- падение мощности силового узла и его динамики. При попытке разгона чувствуется определенная задержка. Главная причина — загрязнение сот катализатора, что препятствует нормальному выходу газов во внешнюю среду;
- необычные звуки, доносящиеся из области выхлопной трубы. В случае разрушения конструкции катализатора можно услышать дребезг или гул пустого бака.
Подробнее читайте про все признаки неисправности катализатора.
Диагностика неисправностей
Проблемы с катализатором можно выявить заблаговременно для этого достаточно знать ряд признаков, про которые пойдет речь дальше.
Загорание лампочки Check Engine на панели приборов
Причина может быть не только в катализаторе, здесь важно выяснить коды ошибок и что они обозначают. К счастью, для большинства автомобилей они одинаковы — код ошибки P0420 указывает на проблемы с пропускной способностью устройства.
Снижение мощности двигателя
Как правило, проявляет себя при обгоне, когда нужно резко дать газу, но создается впечатление, что авто едет с прицепом. При этом работа на холостых, трогание с места особых проблем не вызывает.
Также возможны дерганье и вибрация машины.
Нестабильный напор газов из глушителя
Проверяется ладонью руки, которая подкосится к выхлопной трубе при работающем моторе. Газы должны выходить в такт работы двигателя с одинаковыми интервалами.
Слабый, ровный поток газов указывает на забитый катализатор.
Запах выхлопных газов
Если катализатор не выполняет свои функции, то запах выхлопных газов будет отличаться по причине наличия в них большого количества токсических веществ.
Это запах может ощущаться при нахождении рядом с машиной и даже в салоне, когда двигатель работает на холостых на прогреве.
Посторонние звуки под днищем
Звенящие звуки под днищем автомобиля могут указывать на процесс разращения катализатора частички которого попадают в выхлопную систему и бьются об ее элементы.
Задиры на цилиндрах
Эта тема уже затрагивалась выше. Является последствием предыдущего раздела. Выявляются задиры только эндоскопом в автосервисе.
Звенящий звук под машиной – первый звоночек, что стоит воспользоваться этой услугой.
Проверка катализатора эндоскопом
Прибор нужно запустить в выхлопную систему через отверстие первого датчика кислорода так как всю основную нагрузку на себя берет часть катализатор от двигателя. Для этого датчик придется выкрутить.
Соты правильной формы, не забитые и не оплавленные, указывают на исправность устройства.
Проверка датчиков кислорода
Для диагностики используется одни из автосканеров, к примеру ELM 327 и специальное приложение на смартфоне.
Устройство подключается к специальному разъему через провод, или по Блютус.
Проверка происходит только на прогретом моторе работающим на холостых оборотах.
Запустите приложение, зайдите в нужный раздел и сравните существующие показания датчиков с эталонными.
Читайте по теме: как проверить лямбда зонд.
Что делать с неисправным катализатором?
Стоит отметить, что катализатор не получится отремонтировать. Единственный выход в случае его поломки — замена.
При этом проблема многих дилеров — отказ менять устройство по гарантии.
Специалисты объясняют это тем фактом, что поломка произошла из-за применения низкокачественного топлива, а гарантия, мол, на такие случаи не распространяется.
Единственный вариант, которые предлагается специалистами — произвести замену детали, что доступно не всем автолюбителям.
В частности, покупка нового устройства обходится в сумму от 30 до 160 тысяч рублей.
Причина такой дороговизны — сложность конструкции и наличие в составе драгоценных металлов.
Нельзя не учитывать и еще один фактор — высокие затраты на прохождение «растаможки», что и формирует столь высокую цену.
Про альтернативные варианты написано выше. Это универсальные аналоги и пламегасители.
Обманка лямбда-зонда
Преимущество «подмены» — доступность по цене. Только экологичным такой вариант назвать его не выйдет.
Устройство имеет вид проставки, отдаляющей датчик от выходящих из системы газов.
В ряде случаев прибор имеет вид небольшой схемы из резистора или конденсатора.
Задача — исказить параметры, передаваемые на блок управления, чтобы последний видел чистый выхлоп. При этом в самом катализаторе уже нет никакой нужды.
Больше про обманку лямбда зонда.
Можно ли ездить с забитым катализатором?
Езда с забитым или засоренным катализатором возможна, но это сопряжено с рядом серьезных рисков и последствий для автомобиля и окружающей среды.
Перечислим некоторые из основных проблем, которые могут возникнуть:
- Снижение мощности и производительности двигателя: забитое изделие приводит к ограничению выхода выхлопных газов из двигателя, что может вызвать снижение мощности, ухудшение разгонной способности и общей производительности транспортного средства.
- Повышенный расход топлива: из-за нарушения нормального выхлопа и ухудшения работы двигателя автомобиль может потреблять больше топлива, чем обычно.
- Перегрев двигателя: ограничение выхода выхлопных газов может привести к повышению температуры в системе выхлопа и двигателе, что увеличивает риск перегрева и повреждения последнего.
- Повреждение выхлопной системы: давление, создаваемое забитым катализатором, вызовет утечки или повреждения в других частях выхлопной системы, например, в выпускном коллекторе или глушителе.
- Не прохождение технического осмотра.
- Увеличение вредных выбросов в атмосферу.
В некоторых случаях возможна очистка устройства, но часто требуется его замена. Игнорирование проблемы может привести к более серьезным и дорогостоящим повреждениям.
Может ли работать двигатель без катализатора?
Заводом-изготовителем предусмотрено так, что катализатор рассчитан на весь срок службы автомобиля.
Но качество нашего топлива и ряд других причин приводит к его износу быстрее, чем заявляет производитель и как правило, уже после 100 000 км пробега, а то и раньше, можно ожидать сообщения об ошибки на панели приборов.
А учитывая то, что устройство не дешевое, многие автолюбители задают вопрос, а может ли машина ехать без катализатора и как его заменить.
Но менять катализатор до 100 000 км пробега не стоит так как авто могут снять с гарантии, если не возникли какие-то гарантийные случаи. По статистике только у 1% автовладельцев возникают проблемы с катализатором до указанной цифры пробега.
Какие проблемы может принести неисправный нейтрализатор?
Проблем в действительности много, выделим основные:
- Постоянное Check engine на панели приборов морально давит на большинство водителей. Связано это с работой датчика кислорода.
- Попадание частиц нейтрализатора в цилиндры двигателя, что приводит в дальнейшем к быстрому износу деталей цилиндропоршневой группы.
Рассмотрим особенность работы лямбда-зонда и как датчик влияет на появление ошибки Check engine. Как уже отмечалось выше, их может быть два.
Работа мотора напрямую зависит от первого датчика, управляющего соотношением воздуха и топлива в горючей смеси. Процесс регулирования называется лямбда-управлением.
Эта задача реализуется за счет подачи большего объема топлива, а, следовательно, обеднения смеси. Итог — падение мощности мотора, рост «прожорливости».
Что же касается блока управления, то он переходит в режим аварийной работы и начинает готовить «усредненный» вариант смеси.
После нейтрализатора устанавливают второй лямбда зонд, который в случае неисправности устройства или его отсутствия даст соответствующий сигнал ЭБУ на вывод ошибки.
Попадание частиц нейтрализатора в цилиндры происходит на автомобилях, где конструктивно предусмотрено расположение устройства рядом с выпускным коллектором двигателя.
При постепенном разрушении катализатора мелкая твердая пыль через выпускной коллектор в момент такта впуска, когда выпускной клапан еще не успел закрыться, в небольших количествах попадает в цилиндры.
В последующим такой пыли становится все больше и она начинает царапать стенки цилиндров при движении поршней. В дальнейшем это приводит к увеличению расхода масла и капитальному ремонту двигателя.
Чтобы избежать такой ситуации катализатор в таких автомобилях удаляется еще до того, как начал разрушаться.
Вместо последнего, как правило, устанавливают пламегаситель с обманкой (про этом написано выше) или перепрошивается ЭБУ под Евро 2.
В последнем случае нужно быть острожным, так как любое вмешательство в программное обеспечение установленное на заводе-изготовителе может привести к неожиданным последствиям: частым ошибкам в работе двигателя, повышенному расходу масла и топлива, неприятным запахам выхлопных газов. Такие работы должен делать опытный специалист с хорошими отзывами.
Также важно понимать, что по причине повышенного содержание вредных веществ в выхлопе, автомобиль не сможет пройти техосмотр. Также могут спросить, почему отсутствует катализатор, ведь он является одним из компонентов транспортного средства.
В данном случае установка универсального аналога будет оптимальным решением.
Почему катализаторы воруют
Катализаторы воруют по нескольким причинам, главная из которых связана с содержанием в них драгоценных металлов, таких как платина, палладий и родий.
Эти металлы имеют высокую стоимость на мировом рынке, что делает эти устройства привлекательными для воров.
Перечислим основные причины, по которым катализаторы подвергаются кражам:
- Высокая стоимость драгоценных металлов: палладий, платина и родий являются одними из самых дорогих металлов в мире. Их ценность обусловлена ограниченными запасами и высоким спросом в различных промышленных секторах, включая ювелирную промышленность и производство катализаторов.
- Легкость доступа: в большинстве автомобилей катализаторы расположены таким образом, что к ним относительно легко получить доступ снизу. Это позволяет ворам быстро срезать или вырезать изделие, особенно если у них есть подходящее оборудование.
- Быстрая перепродажа: краденное можно быстро перепродать либо как целое устройство на вторичном рынке запчастей, либо по частям — драгоценные металлы можно извлечь и реализовать. Существуют специализированные предприятия, которые занимаются переработкой катализаторов и извлечением из них ценных металлов.
- Недостаточное законодательство и контроль: отсутствуют строгие законы или механизмы контроля, касающиеся продажи катализаторов и драгоценных металлов, извлекаемых из них, что облегчает нелегальную перепродажу украденных деталей.
Из-за этих факторов кража катализаторов стала серьезной проблемой. Для борьбы с этим явлением автовладельцам рекомендуется принимать меры предосторожности, такие как парковка в охраняемых или хорошо освещенных местах, установка противоугонных устройств и систем слежения.
От кражи не застрахован никто, особенно таксисты, авто припаркованное в малолюдных местах и машины с высоким клиренсом. В последнем случае чтобы добраться до изделия снизу даже не придется поддомкрачивать автомобиль.
Для кражи используют болгарки с аккумулятором вырезая часть выхлопной системы тратя на это до 2-х минут.
Обезопасить себя, можно установив сигнализацию с датчиком наклона, тогда при наклоне авто при использовании домкрата, она сработает.
Также не видитесь на предложение мастеров увеличить мощность мотора за счет удаления исправного катализатора, установки пламегасителя и перепрошивки ЭБУ под Евро-2. Делают такие работы в автосервисе бесплатно, оставляя изделие себе. При этом еще и зарабатывая на этом.
А увеличение мощности буде незначительным (до 3%) и будущие проблемы этого не стоят.
Оригинальный катализатор стоит дорого так как в нем содержится драгоценных металлов (платины, палладия и родия) весом до 0,17% от общей массы устройства, а эти металлы дороже золота.
Чем больше объем мотора у автомобиля, тем дороже в нем катализатор. Даже неисправное устройство, разрушенное в хлам, можно сдать и получить за него до 10 000 рублей и больше. Поэтому их и воруют.
На каком пробеге сгорает катализатор?
Нет точного пробега, при котором можно утверждать, что катализатор «сгорит» или выйдет из строя, поскольку его износ происходит постепенно.
В общем случае устройства разработаны таким образом, чтобы выдерживать работу в течение 100 000 — 150 000 километров пробега или даже больше при правильной эксплуатации и регулярном обслуживании автомобиля.
Однако некоторые изделия могут потребовать замены уже после 80 000 километров, особенно если автомобиль часто используется в тяжелых условиях, таких как частые короткие поездки, работа на холостом ходу в пробках или использование некачественного топлива.
Факторы, влияющие на износ катализатора:
- Использование топлива низкого качества может привести к образованию отложений и загрязнениям в катализаторе, что снижает его эффективность и может привести к раннему выходу из строя.
- Проблемы с двигателем, такие как неисправные свечи зажигания, утечки антифриза или неисправная система впрыска топлива, могут привести к неполному сгоранию топлива и повышенному выделению токсичных веществ, что ускоряет износ изделия.
- Короткие поездки не позволяют устройству достигать оптимальной рабочей температуры, что снижает его эффективность и способствует накоплению отложений.
- Удары по катализатору из-за наезда на препятствия приведут к физическому повреждению керамического элемента внутри.
Для продления срока службы катализатора рекомендуется регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля, использовать качественное топливо, следить за состоянием двигателя и избегать условий эксплуатации, которые могут ускорить его износ.
10 рекомендации специалистов
Важно запомнить:
- Катализатор очищает выхлопные газы от вредных веществ и является важным компонентом в современном автомобиле.
- Первые признаки неисправности устройства: потеря мощности, падет напор отработанных газов, резкий неприятный их запах, появление посторонних звуков под машиной.
- Каталитический нейтрализатор может выйти рано из строя по причине некачественного топлива, неправильного стиля езды (по ухабам и кочкам, через высокие бордюры), что может вызвать деформацию устройства и разрушения его основы. Поломок в системе зажигания автомобиля.
- Для выявления проблемы достаточно воспользоваться автосканером для выявления ошибок в ЭБУ, эндоскопом для проверки состояния блока цилиндров и катализатора визуальным осмотром.
- Стоимость оригинального катализатора зависит от объема двигателя так как это прямо пропорционально влияет на размеры устройства и количества содержащихся в нем драгоценных металлов.
- Лучшие менять оригинальный катализатор не на пламегаситель, на универсальный аналог, так проще будет пройти технический осмотр и это нанесет меньший вред экологии.
- Применение пламегасителей с обманками, перепрошивка ЭБУ под Евро 2 может привести к непредвиденным последствиям и еще больше усугубить проблему.
- На гарантийных автомобилях старайтесь сохранить катализатор если он исправен, не видитесь на «вкусные» предложения.
- За работы по замене или удалению старого каталитического нейтрализатора можно расплатиться этим же изделием, т.е. работы обойдутся бесплатно. Просто оставлять в сервисе старый катализатор думая, что это лом не нужно. За него можно попросить деньги.
- Некоторые автосервисы разводят неопытных автовладельцев, особенно девушек, предлагая удалить катализатор и оставить у них. В последующем они сдают устройство и зарабатывают на это.
Катализатор — устройство, которое сложно назвать жизненно необходимым для автомобиля. Его задачи сводятся в первую очередь к очистке выхлопных газов, отчего (хоть и незначительно) страдает мощность автомобиля.
Вот почему автолюбители все чаще избавляются от этого устройства, рассчитывая сэкономить на замене в будущем и придать мотору дополнительных «лошадей».
Но такая работа требует высокой квалификации мастера и дополнительных настроек системы.