ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 9 078

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

Ћ€мбда зонд (λ-зонд) - специальное устройство, один из видов датчика. «адача - контроль объема кислорода в коллекторе силового узла.

— помощью устройства оцениваетс€ общий объем кислорода или несгоревшей топливной смеси в выхлопе транспортного средства.

„асто л€мбда зонды устанавливаютс€ в дымоходах отопительных котлов и прочих системах, где необходим кислородный контроль.

—одержание:

  1. Ќазначение;
  2. Ёволюци€ развити€;
  3. ќсновные типы устройств;
  4. ”стройство современных датчиков кислорода;
  5. ѕринцип действи€;
  6. Ўирокополосный л€мбда-зонд;
  7.   чему приводит неисправность зонда;
  8. ѕричины поломки;
  9.  ак вы€вить поломку;
  10. ћожно ли отключать л€мбда зонд;
  11. ќбманка л€мбда зонда: что это?
  12. »тог.

Ќазначение

«нание особенностей работы и назначени€ л€мбда зонда весьма полезны дл€ автолюбител€.

¬о-первых, уже никто не сможет обмануть владельца транспортного средства, а во-вторых, в случае поломки можно самому поставить «диагноз».

«адача л€мбда-зонда - создать услови€ дл€ выполнени€ функций каталитическим нейтрализатором, который осуществл€ет фильтрацию выхлопа автомобил€.

–абота катализатора.

 атализатор атализатор

ѕо сути, катализатор снижает вредность выхлопа, а л€мбда-зонда осуществл€ет контроль работы данного устройства.

Ќазвание зонда произошло от известной греческой буквы «л€мбда», которой обозначаетс€ объем кислорода в подготовленной горючей смеси.

¬еличина л€мбды составл€ет 14.7 единиц на одну единицу топлива. ѕропорциональность обеспечиваетс€, благодар€ электронному впрыску топливной смеси и работе л€мбда-зонда.

Ќазначение устройства зависит и от его позиции в транспортном средстве.

 ак правило, датчик кислорода монтируетс€ перед катализатором, что позвол€ет точно измер€ть уровень кислорода в горючей смеси, а в случае дисбаланса давать сигнал блоку управлени€ впрыска.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

„тобы повысить эффективность работы, на новых модел€х авто ставитс€ не один, а два датчика, закрепл€емые с одной и другой стороны катализатора.

“ака€ конструкци€ позвол€ет с большей точностью анализировать состав выхлопа.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ернутьс€ к содержанию ^

Ёволюци€ развити€

–аньше датчики кислорода были резистивными, что снижало точность измерений и надежность самих устройств.

—овременный л€мбда-зонд работает как пороговое устройство. ѕри этом сигнал, полученный от датчика, позвол€ет точно фиксировать уровень отношени€ кислорода в выхлопе и корректировать его.

ќптимальное отношение - 14,7:1 (реального к необходимому объему воздуха). ≈сли параметр λ соответствует данной норме, то смесь идеальна€.

¬ случае превышени€ показател€ смесь обеднена. ≈сли же λ, наоборот, меньше, то в выхлопе много смеси и объема кислорода недостаточно дл€ сгорани€.

¬первые л€мбда-зонд был изготовлен в 1960 году предпри€тием Robert Bosch GmbH. –уководителем проекта был √юнтер Ѕауман.

¬ серийное производство устройство поступило лишь через 16 лет (в 1976 году). ѕервыми производител€ми, которые зан€лись выпуском, стали компани€ —ааб и ¬ольво.

¬ернутьс€ к содержанию ^

ќсновные типы устройств

—егодн€ можно выделить несколько типов кислородных датчиков. ¬се они могут отличатьс€ по нескольким критери€м:

  • по числу проводов - от 1 до 6;
  • по организации сенсорного элемента (есть два вида - пластинчатые и пальчиковые);
  • по крепежу в выхлопной трубе - фланцевые или на резьбе;
  • по диапазону измерений параметра л€мбды - широкополосные (измерение производитс€ в диапазоне от 0.7 до 1.6) или узкополосные, контролирующие уровень л€мбда на уровне выше единицы.

 аждый из типов устройств имеет свои особенности.

ќдно контактные устройства.

ќборудованы одним сигнальным проводом. »менно по нему передаетс€ сигнал, генерируемый устройством.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

2-контаткные датчики.

ќборудуютс€ двум€ проводами. ќдин €вл€етс€ сигнальным, а второй выполн€ет функцию заземлени€ через корпус устройства.

— помощью заземл€ющего проводника можно точно определить показатели сигнального провода.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

3-контактные.

«десь предусмотрен сигнальный провод, один «массовый» провод и третий провод, направл€емый к нагревательному устройству.

ќсобенность таких датчиков - быстрое достижение нужной температуры, повышенный период службы устройства, а также меньшие требовани€ к выхлопной системе.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

Ќагревательный элемент, который монтируетс€ в системе, имеет мощность 12 или 18 ¬т.

4-контактные – устройства.

¬ них предусмотрено четыре провода:

  • сигнальный проводник,
  • провод,
  • питающий нагревательное устройство;
  • третий провод - «земл€»;
  • четвертый провод - может использоватьс€ дл€ решени€ каких-либо других задач (в зависимости от системы управлени€ автомобил€).

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

ћожет быть такое положение контактов.

  примеру, его можно использовать в качестве заземлени€ или же дл€ питани€ нагревательного элемента.

ќсобенность современных л€мбда-зондов в том, что они взаимозамен€емы и имеют схожую конструкцию.

  примеру, можно мен€ть датчики с подогревом на устройства без подогрева. ѕри этом возможны проблемы с разъемами или невозможностью запитать устройство.

¬ случае нехватки проводов их можно проложить самосто€тельно, а в качестве разъема использовать контакты автомобил€.

ћаркировка может отличатьс€, но провод подачи сигнала всегда окрашиваетс€ в черный цвет.

«ћасса» может быть желтой, серой или белой.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ернутьс€ к содержанию ^

”стройство современных датчиков кислорода

¬ составе датчика кислорода есть два электрода - внутренний и внешний.

ѕервый делаетс€ из циркони€, а второй - из платинового напылени€, что делает его более чувствительным к воздействию кислорода.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

Ћ€мбда-зонд смонтирован таким образом, чтобы он пропускал весь объем отработавших газов транспортного средства.

¬ процессе прохождени€ газов внешний электрод оценивает уровень кислорода в отработавших газах, что приводит к изменению потенциала между электродами.

„ем больше объем кислорода, тем выше уровень напр€жени€. –абоча€ температура циркони€, которым покрыт электрод - 300-1000 градусов ÷ельси€.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬от почему датчики кислорода конструктивно дополн€ютс€ подогревател€ми, необходимыми в момент пуска.

ƒатчики бывают двух типов - двухточечными и широкополосными. ¬нешне они похожи, но отличаютс€ конструкцией и принципом действи€.

“ак, 2-точечный датчик состоит из двух электродов. ≈го задача - фиксаци€ коэффициента повышенного объема воздуха в топливной смеси.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

„то касаетс€ широкополосного устройства, то это более современна€ конструкци€. √лавна€ его особенность - применение силы тока закачивани€.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

ѕри этом конструктивно широкополосный датчик состоит из двух керамических устройств - закачивающего и 2-точечного.

¬ернутьс€ к содержанию ^

ѕринцип действи€

¬ кислороде присутствуют отрицательно зар€женные ионы. ќни собираютс€ на электродах из платины и при достижении нужной температуры датчика (где-то 400 градусов ÷ельси€) создаетс€ разность потенциалов (напр€жение).

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

≈сли смесь слишком обеднена, то объем кислорода в газах будет высоким, и наоборот, если смесь обогащена, то кислорода будет мало.

¬ первом случае напр€жение равно 0,2-0,3 ¬ольта, а во втором - 0,7-0,9 ¬ольта.

—истема управлени€ мотора поддерживает уровень напр€жени€ около 0,4-0,6 ¬ольт, то есть уровень л€мбда равен 1.0.

¬ процессе движени€ происходит изменение режимов работы мотора, что способствует корректировке параметра напр€жени€ в обе стороны. ѕри этом узкополосный датчик может улавливать лишь те параметры, которые выше нул€.

Ћ€мбда-зонд, который установлен после катализатора, имеет такой же принцип действи€.

ѕосле обработки газов катализатором, уровень кислорода остаетс€ неизменным. Ёто, в свою очередь, позвол€ет поддерживать оптимальную разницу потенциалов в пределах 0.4-0.6 ¬ольта.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ернутьс€ к содержанию ^

Ўирокополосный л€мбда-зонд: главные отличи€, принцип работы

Ўирокополосный датчик дл€ измерени€ уровн€ кислорода - л€мбда-зонд, который монтируетс€ в современных авто.

≈го особенность - выполнение функций катализатора на входе в устройство. »змерение необходимых параметров происходит благодар€ использованию силы входного тока.

√лавное отличие широкополосного датчика заключаетс€ в том, что в его составе есть два рабочих элемента - закачивающий и 2-точечный керамический обогреватель.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ процессе закачивани€ кислород пропускаетс€ через соответствующий элемент под действием силы тока.

ѕринцип действи€ широкополосного зонда построен на поддержании напр€жени€ в пределах 450 м¬.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

—ама разность потенциалов по€вл€етс€ между электродами двухточечного элемента. ƒостижение нужного напр€жени€ гарантируетс€, благодар€ изменению силы тока закачивани€.

≈сли объем кислорода в выхлопе снижаетс€, то напр€жение между электродами растет, а ЁЅ” получает соответствующую команду.

ѕосле этого формируетс€ сигнал требуемой силы тока, что приводит к выравниванию напр€жени€.

—ила тока анализируетс€ в ЁЅ”, после чего блок управлени€ воздействует на систему впрыска.

Ќормальна€ работа датчика кислорода возможна при температуре в 300 градусов ÷ельси€, котора€ достигаетс€ с помощью нагревател€.

¬ернутьс€ к содержанию ^

  чему приводит неисправность зонда?

ѕерва€ непри€тность, к которой приводит выход из стро€ зонда - повышение «прожорливости» авто и ухудшение общей динамики.

√лавна€ причина - искажение показаний датчика, что приводит к отклонению отношени€ кислорода и топлива.

¬ случае выхода из стро€ одного датчика машина остаетс€ на ходу (здесь многое зависит от самого транспортного средства).

≈сть модели, в которых отказ механизма приводит к расходованию топлива в больших объемах.  ак следствие, может понадобитьс€ срочный ремонт.

¬ случае поломки л€мбда-зонда его замена должна производитьс€ только на аналогичный механизм.

≈сли же установить устройство другого типа, то бортовой компьютер транспортного средства может попросту не воспринимать сигналы нового датчика.

ѕри поломке сразу двух датчиков авто и вовсе оказываетс€ обездвиженным.

Ѕолее подробно читайте здесь - признаки неисправностей л€мбда зонда.

¬ернутьс€ к содержанию ^

ѕричины поломки

—тоит отметить, что датчик кислорода имеет повышенную чувствительность к поломкам.

ѕричиной выхода из стро€ может стать:

  1. Ќизкое качество топлива. ѕри плохом бензине на л€мбда-зонде остаютс€ определенные части свинца. ѕо€вление такого напылени€ ухудшает чувствительность электрода к топливной смеси. ѕроходит какое-то врем€ и датчик можно выбрасывать.
  2. ћеханическа€ поломка. —ам датчик кислорода может выйти из стро€. ѕри этом к основным повреждени€м можно отнести дефект корпуса, нарушение обмотки устройства и так далее.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

–ешаетс€ проблема посредством установки нового датчика. „то касаетс€ ремонта, то при таких поломках он бесполезен.

3. „резмерные объемы топлива, подаваемые в цилиндры мотора, попросту не успевают сгорать и вылетают в систему выхлопа в виде сажи.

„ерез врем€ черный налет скапливаетс€ на узлах системы выхлопа машины и на датчике кислорода в том числе.  ак следствие, л€мбда зонд начинает работать неправильно.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ качестве «лечени€» можно использовать специальные очистители и тр€пки, позвол€ющие убрать загр€знени€. ≈сли же датчик забиваетс€ регул€рно, то лучше его помен€ть.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ернутьс€ к содержанию ^

 ак вы€вить поломку?

–аспознать неисправность л€мбда зонда можно по следующим признакам:

  • повышению общей токсичности паров выхлопа.  онечно, определить данный показатель на «глазок» не получитс€. «десь может помочь только специальный прибор. ≈сли уровень —ќ сильно возрос, то можно с уверенностью говорить о выходе из стро€ датчика кислорода;
  • увеличение «прожорливости» автомобил€ - проблема, которую можно увидеть почти сразу. ≈динственное, что повышение расхода не об€зательно сигнализирует о неисправности датчика;
  • загорание лампочки Check Engine - еще один сигнал, что в системе что-то не так.  ак показывает практика, загорание данной лампочки св€зано с поломкой л€мбда зонда. „тобы более точно определить ошибку и вы€вить дефект, необходимо отправитьс€ на сервис.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

 ак провер€ть л€мбда зонд на исправность читайте здесь.

¬ернутьс€ к содержанию ^

ћожно ли отключать л€мбда зонд?

ќтключение датчика кислорода - дело нескольких минут дл€ специалиста. “олько вот польза такой работы вызывает большие сомнени€.

— момента отключени€ л€мбда зонда ЁЅ” переходит на средние параметры подачи топлива в двигатель, что сказываетс€ на надежности и расходе топлива (как правило, в худшую сторону).

 роме этого, в случае отключени€ датчика кислорода может понадобитьс€ и перепрошивка самого ЁЅ” автомобил€, ведь посто€нно будет «вылазить» ошибка.

ѕоэтому если л€мбда зонд вышел из стро€ его желательно заменить.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

¬ернутьс€ к содержанию ^

ќбманка л€мбда зонда: что это?

ѕри замене катализатора пламегасителем или демонтаже устройства сигналы двух л€мбда зондов будут идентичны. Ёто, в свою очередь, неизбежно приведет к ошибкам.

ѕроблема решаетс€ путем установки обманки л€мбда зонда.

ќна бывает двух видов:

1. ћеханической.

ѕо своей конструкции это проставка, выполненна€ из бронзы и имеюща€ определенные размеры. ¬нутри узла есть специальна€ крошка с каталитическим напылением, котора€ помогает вредным веществам догореть.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

2. Ёлектронной.

“ака€ обманка представл€ет собой прибор на основе микропроцессора, анализирующего весь процесс прохода выхлопных газов и осуществл€ющего обработку данных с первого датчика.

«адача - обеспечить корректную работу системы управлени€ мотором в услови€х, когда катализатор поломан или удален.

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

„то такое л€мбда зонд (датчик кислорода)

»тог

Ќесмотр€ на свою компактность, л€мбда зонд €вл€етс€ одним из наиболее важных узлов автомобил€. ќн не только снижает вредность выброса, но и отвечает за р€д других функций.

ќтсутствие данного устройства может стать причиной повышени€ расхода топлива, ухудшени€ динамики мотора или полной невозможности эксплуатации автомобил€.

¬ернутьс€ к содержанию ^

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: