Суппорт в автомобиле — это ключевой компонент дисковой тормозной системы, который предназначен для прижатия тормозных колодок к тормозному диску для замедления или остановки автомобиля. Суппорты являются частью каждого колеса, оборудованного дисковыми тормозами, и могут быть как передними, так и задними в зависимости от конфигурации тормозной системы автомобиля.
Для чего он нужен?
Предназначен для создания требуемого давления на тормозные колодки, которые в свою очередь приводят к сжатию тормозного диска, замедляя или останавливая вращение колеса. Это давление обеспечивает необходимое торможение для контроля скорости автомобиля или его полной остановки.
Существующие типы
Существуют два основных типа тормозных суппортов: плавающие (или скользящие) и с фиксированным положением.
- Плавающие: у таких суппортов только один поршень, который сжимает тормозные колодки с одной стороны. При нажатии на педаль тормоза колодка, прижимаемая поршнем, сжимает диск, а другая колодка, благодаря специальному механизму, также прижимается к диску. После отпускания тормоза суппорт возвращается в исходное положение.
- Фиксированные: у таких суппортов есть два или более поршней, расположенных с обеих сторон тормозного диска. При нажатии на педаль тормоза поршни синхронно сжимают тормозные колодки к диску, создавая трение. Используются в автомобилях с высокими требованиями к тормозной системе, таких как спортивные машины или грузовики.
Тормозные суппорты подвержены износу и могут со временем выйти из строя. Частыми проблемами, возникающими с ними, являются заклинивание поршней, износ тормозных колодок или коррозия элементов суппорта.
Регулярное техническое обслуживание и своевременная замена изношенных компонентов помогут обеспечить надежную и безопасную работу тормозной системы автомобиля.
Устройство
Суппорт состоит:
- Корпус: основной элемент, который крепится к стойке или рычагу подвески автомобиля. Корпус суппорта обеспечивает жесткость и необходимую площадку для размещения других компонентов.
- Поршень(и): гидравлический элемент, который сжимает тормозные колодки к тормозному диску при нажатии на педаль тормоза. В плавающих суппортах обычно имеется только один поршень, в то время как фиксированные аналоги могут иметь два или более поршней.
- Тормозные колодки: рабочая часть тормозной системы, состоящая из специального материала с повышенным коэффициентом трения, который прижимается к тормозному диску для замедления автомобиля.
- Направляющие или скользящие элементы: в плавающих суппортах используются направляющие или скользящие элементы, которые позволяют суппорту двигаться влево и вправо относительно тормозного диска. Это обеспечивает равномерное распределение давления на тормозные колодки.
- Прокладки и уплотнители: узел оснащен прокладками и уплотнителями, которые предотвращают утечку тормозной жидкости и попадание грязи или влаги внутрь поршня и других компонентов.
- Крепежные элементы: суппорт соединяется с подвеской автомобиля с помощью болтов или других крепежных элементов, а также имеет крепления для тормозных колодок и других компонентов системы.
Отличие переднего суппорта от заднего
Хотя основной принцип действия одинаков для обеих пар суппортов, есть несколько ключевых различий, которые стоит учитывать:
Размер и конструкция:
- передние как правило крупнее задних, поскольку на переднюю ось автомобиля приходится большая часть тормозного усилия из-за переноса веса вперед при торможении. Это требует большей тормозной мощности, что достигается за счет использования более крупных или много поршневых суппортов.
- задние суппорты меньше по размерам, так как на них приходится меньшая нагрузка при торможении. Также они имеют дополнительные механизмы для работы ручного тормоза, которые могут быть как механическими, так и электронными.
Функциональность:
- Передние суппорты предназначены для обеспечения основной тормозной силы и часто имеют более сложную конструкцию для эффективного распределения тормозного усилия.
- Задние помимо выполнения стандартных тормозных функций, во многих автомобилях также имеют механизм ручного тормоза с механическим приводом. Здесь используется специальный рычаг, присоединенный к суппорту, который при активации ручного тормоза механически выдвигает поршни для прижатия тормозных колодок к диску. В более современных системах с электронным ручным тормозом задействуются электромеханические приводы внутри суппорта.
Принцип работы
Суппорт работает в тесном взаимодействии с другими компонентами системы при торможении.
Работает следующим образом:
- Нажатие на педаль тормоза: в это время тормозная жидкость, находящаяся в главном тормозном цилиндре, под давлением направляется в суппорты через шланги или трубки.
- Активация поршней: под давлением тормозной жидкости поршни внутри суппорта начинают двигаться. В случае с плавающим суппортом один поршень прижимает колодку к диску с одной стороны, а сам суппорт двигается на направляющих, сжимая вторую колодку. В фиксированных суппортах поршни с обеих сторон тормозного диска одновременно сжимают колодки.
- Создание трения: тормозные колодки, прижатые к тормозному диску, создают трение между поверхностями колодок и диска. Это трение преобразует кинетическую энергию автомобиля в тепловую, что приводит к замедлению или полной остановке автомобиля.
- Отпускание педали тормоза: когда водитель отпускает педаль тормоза, давление в тормозной системе снижается. Поршни в суппортах возвращаются в исходное положение, а тормозные колодки отходят от тормозного диска. Это позволяет колесам свободно вращаться, и автомобиль продолжает движение.
Важно следить за состоянием тормозных суппортов и проводить регулярное техническое обслуживание, чтобы обеспечить безопасное и эффективное торможение автомобиля.
Для своевременного и плавного снижения скорости машины, важным является и строго параллельное расположение тормозных колодок. Поддерживать подобное состояние тоже относится к основным задачам суппорта.
Причины неисправностей и их устранение
Тормозные суппорты могут столкнуться с различными неисправностями из-за износа, коррозии или механических повреждений.
Перечислим их.
Неисправность |
Причина |
Устранение |
1. Заклинивание поршней. |
Загрязнение, коррозия или недостаточная смазка поршней |
Разобрать суппорт, очистить поршни и цилиндры, а затем смазать их специальной смазкой. В некоторых случаях потребуется замена поршней или всего узла. |
2. Износ тормозных колодок. |
Заклинивание поршней или направляющих. |
Замена изношенных колодок и обслуживание суппорта (очистка и смазка). |
3. Утечка тормозной жидкости. |
Изношены или повреждены уплотнительные кольца поршней. |
Замена уплотнительных колец или, в случае серьезного повреждения, замена суппорта. |
4. Коррозия и окисление. |
Вызывают влага, соль и другие вещества. |
Регулярная очистка и обслуживание суппорта. В случае серьезных повреждений корпуса может потребоваться замена узла. |
5. Заклинивание направляющих. |
В плавающих суппортах направляющие или скользящие элементы могут заклинивать из-за недостаточной смазки или загрязнения. |
Очистка и смазывание направляющих.
|
6. Повреждение тормозных шлангов. |
Вызывает снижение давления в тормозной системе, что сказывается на эффективности работы тормозного суппорта. |
Проверьте состояние тормозных шлангов и, при необходимости, заменить их. |
Когда нужна замена тормозного суппорта, признаки неисправности
Симптомы, указывающие на выход суппорта из строя:
- Появление посторонних звуков в районе прикрепления детали к диску колеса. Чаще всего это сильный скрип, который подает водителю сигнал о том, что процессы трения вышли из-под контроля, и металл суппорта начинает терять свою прочность. Появление посторонних звуков может быть вызвано простым прекосом колодок и на ранних стадиях не требовать полно замены детали.
- Если проблема в тормозных дисках, то чаще всего к различным звукам добавляется биение руля при торможении.
Другие ключевые признаки неисправности.
Скрип при торможении
Основные аспекты, этого признака.
- Заклинивание поршней суппорта. Может вызвать постоянное или периодическое давление на тормозные колодки, даже когда тормоз не активирован. Это приводит к непреднамеренному трению между колодками и тормозными дисками, что проявляется в виде скрипа.
- Неравномерное прилегание тормозных колодок к диску. Происходит если суппорт установлен неправильно или поршни не выдвигаются одновременно и равномерно. Одна сторона колодки может прилегать к диску сильнее, чем другая, что вызывает скрип при нажатии на педаль тормоза. Это неравномерное давление создает высокочастотные звуки, поскольку материалы колодок взаимодействуют с диском под разными углами и силой.
- Вибрация из-за неисправности компонентов узла. Происходит в результате повреждения направляющих или их крепления. Колебания передаются на тормозные колодки. Явление также усилиться если повреждены или изношены уплотнения поршней, что делает движение последних неравномерным.
- Коррозия и износ поршней или внутренних поверхностей суппорта.
Течь тормозной жидкости
Рассмотрим причины этого явления:
- Повреждение уплотнений поршня. Тормозные суппорты используют гидравлические поршни, которые выдвигаются для прижима колодок к диску. Они имеют уплотнительные кольца (сальники). Если уплотнения изношены или повреждены, это приведет к утечкам, что в свою очередь снизит эффективность торможения.
- Коррозия в корпусе суппорта. Может привести к образованию трещин и, как следствие, к течи тормозной жидкости. Это особенно актуально для регионов с суровыми зимами и использованием дорожных реагентов. Важно знать, что трещины не всегда заметны визуально.
- Слабые или поврежденные соединения. В результате, на этих элементах появиться течь, уменьшая давление в системе и эффективность тормозного механизма.
Таким образом, утечка тормозной жидкости из суппорта — это серьезная проблема, которая требует немедленного внимания.
Мягкая педаль тормоза
Вызвано:
- Утечки тормозной жидкости из суппорта, как обсуждалось ранее.
- Воздух в системе. Например, из-за изношенных уплотнений поршня суппорта.
- Заклинивание поршня. В результате чего он не возвращаются в исходное положение после отпускания педали тормоза, это создаст низкое давление в системе при следующем нажатии на педаль.
Заклинивание тормозов
Одна из самых опасных неисправностей в системе торможения, и оно часто связано с проблемами в суппорте.
Причины заклинивания тормозов, связанные с тормозным суппортом:
- Заклинивание поршней суппорта. По причинам коррозии, нарушения целостности уплотнительных колец или накопления грязи и ржавчины. Если поршень не может свободно двигаться внутри своего цилиндра, он не возвращаться в исходное положение после отпускания тормозной педали, постоянно давя на колодки и вызывая их трение с тормозным диском.
- Повреждение или износ направляющих. Позволяют суппорту равномерно двигаться вперед и назад. Если они повреждены, изношены или недостаточно смазаны, это приведет к постоянному давлению на колодки и, как следствие, к их заклиниванию.
- Деформация или повреждение узла в целом. В редких случаях механическое повреждение самого суппорта (например, в результате ДТП или из-за попадания тяжелых предметов) может изменить его форму или положение относительно тормозного диска, что также вызовет заклинивание.
Перегрев тормозов
Часто связан с рядом неисправностей в тормозном суппорте. Разберем основные аспекты этой связи.
- Заклинивание поршней суппорта.
- Износ направляющих или их загрязнение.
- Повреждение уплотнительных колец поршней.
Неравномерный износ тормозных колодок
Часто связан с проблемами в тормозном суппорте и может указывать на различные неисправности в этой системе.
Причины все те же: заклинивание поршней суппорта, неисправность направляющих, повреждение или износ уплотнений поршня.
Если сразу не исправить ситуацию, то можно дождаться того, что под воздействием грязи и пыли между поршнем и самим цилиндром появляются участки ржавчины. Такое состояние этих элементов может спровоцировать отказ тормозов в самый неподходящий момент.
Рекомендации по устранению поломок
Суппорт не представляет собой сложной конструкции, поэтому мелкий его ремонт вполне можно осуществить в собственном гараже. Сам процесс приведения в порядок тормозной системы следует начинать с полного демонтажа данного узла.
После того, как узел был снят, рекомендуется убрать остатки старого масла, грязи и пыли, протереть деталь сухой тряпкой и нанести новую смазку. Это поможет продлить срок службы всех резиновых изделий, входящих в комплект суппорта. После этого, если не обнаружилось серьезных поломок, то его можно поставить на место.
Не представляет особого труда и замена тормозных колодок. Главной сложностью является необходимость установить новые детали на строго определенное место. Облегчает ремонт отсутствие необходимости при замене тормозных колодок отключать шланги и сливать из системы жидкость.
Несмотря на то, что в современных автомобилях суппорты практически не отличаются от устройств, установленных в старых машинах, рекомендуется для ремонта и профилактики тормозной системы обращаться за помощью в специализированные сервисные центры.
Следует помнить, что от стабильной работы тормозной системы и в частности, суппорта, зависит не только комфорт при поездках, а и элементарная безопасность водителя и его пассажиров.