ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 2 297

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

—егодн€ мы поговорим про резистор, как основной элемент любой электрической цепи автомобил€. ƒл€ чего он нужен, какие бывают резисторы, принципы их работы, какие подход€т дл€ той или иной электрической цепи.

Ёти знани€ могут пригодитьс€ при ремонте автомобил€.

“ри основные составл€ющие электрического тока

Ёлектроэнерги€ достаточно плотно вошла в нашу жизнь. »спользуетс€ она практически везде, и в автотранспорте в том числе.

ƒанный вид энергии имеет три основных составл€ющих – напр€жение, сила тока и сопротивление.

„то касаетс€ последнего параметра, то благодар€ возможности создани€ дополнительного сопротивлени€ в любой точке электрической цепи можно вли€ть на первые два параметра.

ќсновным элементом дл€ создани€ сопротивлени€ €вл€етс€ резистор. ƒанный элемент относитьс€ к самым востребованным, и ни одна электрическа€ цепь без него не обходитс€, и заменить его чем-либо другим не получитьс€. ј в любом автомобиле электрических цепей при достаточно.

Ќазначение

ќсновное назначение резистора – создание сопротивлени€ дл€ возможности контрол€ и регулировки силы тока и сопротивлени€. ѕо сути, он €вл€етс€ своеобразным фильтром, позвол€ющим на выходе из него получить электроэнергию с определенными параметрами.

ќбеспечивает он все это за счет удержани€ тока, делени€ и уменьшени€ напр€жени€.

ќсновным параметром резистора €вл€етс€ сопротивление, которое он создает в цепи, и измер€етс€ оно в ќмах.

–езисторы в электрической цепи автомобил€.

»менно благодар€ своей функции этот элемент так часто используетс€ в автомобил€х. Ќиже мы рассмотрим одни из основных составл€ющих авто, где используетс€ резистор и какую конкретно функцию он там выполн€ет.

—истема охлаждени€

»так, нагрузочный резистор используетс€ в системе охлаждени€ автомобил€, а точнее, – в цепи питани€ вентил€тора радиатора.

—тоит отметить, что раньше этот электрический элемент не использовалс€ в данной цепи, и все работало очень просто – при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости, температурный датчик замыкал контакты цепи питани€ вентил€тора, и он включалс€ в работу.

»спользование же резистора позволило сделать работу электродвигател€ вентил€тора двух - и даже трехрежимной.

ѕроцесс подачи питани€ на вентил€тор при этом несколько изменилс€. ¬ систему добавились также реле, а за включение вентил€тора у современных авто уже отвечает электронный блок управлени€.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

“о есть, электронный блок анализирует температурные показатели датчика, и подает сигнал на реле.

¬ зависимости от температуры реле направл€ет электроэнергию по определенной цепи. ≈сли температура охлаждающей жидкости превышена незначительно, но уже требуетс€ ее снижение, и сигнал от ЁЅ” поступил, реле направл€ет электроэнергию через нагрузочный резистор, который создает сопротивление, и вентил€тор начинает вращатьс€ с небольшой скоростью.

≈сли температура будет дальше повышатьс€ и достигнет критической точки, реле перенаправит электроэнергию по другой цепи – в обход резистора, напр€мую к вентил€тору, что обеспечит его работу на полную мощность, с большой скоростью вращени€.

Ёто схема двухрежимной работы вентил€тора, котора€ обеспечиваетс€ наличием нагрузочного резистора в цепи. ѕричем она упрощенна€, чтобы было более пон€тно.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

¬ авто с трехрежимной работой вентил€тора, принцип остаетс€ тот же, но у него уже используетс€ два резистора – один отвечает за малые обороты вращени€ вентил€тора, второй – за средние.

“ретий же режим – аварийный, при котором вентил€тор вращаетс€ с максимальной скоростью, обеспечиваетс€ за счет подачи питани€ на него напр€мую.

—истема зажигани€

¬торой элемент автомобил€, где можно встретить резистор – это свечи зажигани€. Ќо далеко не все свечи оснащены им.

¬ конструкции данных элементов он начал по€вл€тьс€ не так давно, и задача его заключаетс€ в подавлении радиопомех.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

 стати, сейчас ведетс€ очень много споров, нужен ли он в свечах. ¬едь резистор создает сопротивление, которое в конечном итоге вли€ет и на искру. ј ведь чем сильнее последн€€, тем лучше воспламен€етс€ горюча€ смесь.

Ќо на самом деле на качестве искры наличие резистора сказываетс€ незначительно, а вот на свечу – только положительно. ќчень сильный искровой зар€д приводит к разрушению электродов, а сопротивление снижает напр€жение искры.

Ќо не в этом его главное назначение. ћощный искровой разр€д создает достаточно сильные помехи в радиочастотном диапазоне, которые могут повли€ть на работу аудиосистемы автомобил€, мобильного телефона и любого другого оборудовани€, чувствительного к помехам данного типа.

»нтересно, что необ€зательно устанавливать на автомобиль свечи зажигани€, оснащенные резисторами.

ƒело в том, что во многих модел€х шумоподавл€ющий элемент устанавливаетс€ в наконечники проводов высокого напр€жени€. “акже некоторые виды самих проводов обладают достаточно неплохим сопротивлением, которого хватает дл€ подавлени€ радиопомех.

–езистор также может быть установлен и в бегунок трамблера, причем встречаетс€ он там на многих модел€х. ≈го задача – та же, что и в свече зажигани€ или наконечнике.

¬ажно понимать, что во всех перечисленных элементах зажигани€ одновременно использоватьс€ резисторы не могут.

ѕри последовательном подключении этих элементов все сопротивление, которое они создают, суммируетс€.

“о есть, если резистор будет установлен в бегунке трамблера, наконечнике, свече, то они будут создавать настолько сильное сопротивление, что значительно послаб€т искровой зар€д, и он уже не сможет качественно воспламен€ть смесь. ј это приведет к перебо€м в работе двигател€, потере мощности, увеличению расхода топлива.

ѕоэтому принимать решение, стоит ли устанавливать на автомобиль свечи зажигани€ с резистором необходимо, тщательно ознакомившись с техдокументацией, идущей к авто.

≈сли изготовитель указывает, что необходимо использование таких свечей, то ими лучше пользоватьс€.

—истема обогрева салона

≈ще один элемент в конструкции автомобил€, где используетс€ резистор – система отоплени€ салона, а точнее, – управление работой электродвигател€ печки.

¬ любом автомобиле используетс€ переменный резистор дл€ изменени€ скорости работы электромотора обогревател€.

¬ нем при помощи вращающегос€ элемента обеспечиваетс€ возможность изменени€ значени€ сопротивлени€.

ѕри включении электродвигател€ на 1-ю скорость вращени€, резистор обеспечивает максимальное сопротивление, при переключении на 2-ю – оно уменьшаетс€, а при переходе на 3-ю скорость - практически полностью убираетс€.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

ќсветительные приборы

¬ последнее врем€ резисторы стали использоватьс€ вместе со светодиодными лампами. ƒанный вид ламп все больше начал примен€тьс€ на авто.

Ќо далеко не все машины пока идут с завода, укомплектованные светодиодными осветительными приборами, а вот отдельно их купить и установить вместо штатных ламп накаливани€ тех же поворотников или стоп-сигналов вполне можно и многие так делают.

Ќо здесь возникает проблема, котора€ об€зывает использовать резисторы.

ƒело в том, что потребление электроэнергии этими лампами очень малое, из-за чего электронный блок расценивает работу светодиодов как неисправность штатной лампы.

„тобы исправить ситуацию, используютс€ резисторы, создающие нагрузку на линии проводки, запитывающей те осветительные приборы, в которых установлены светодиодные лампы.

¬ результате ЁЅ” воспринимает сопротивление элемента, как работу лампы накаливани€, поэтому кода ошибки не возникает.

»нтересно, что при использовании таких обманок основное достоинство светодиодных ламп – малое потребление энергии, сводитс€ к нулю, и у них остаетс€ только одно преимущество перед обычными лампами накаливани€ – длительный срок эксплуатации.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

¬иды резисторов, их особенности

»з описанных выше резисторов, которые используютс€ в конструкции автомобил€, можно отметить два типа – нагрузочные, они же посто€нные и переменные. ¬ целом – это и есть два основных вида, которые имеют достаточно широкое применение в разных сферах.

 онечно, есть еще целый р€д всевозможных резисторов, которые отличаютс€ по своим конструктивным особенност€м.   примеру, терморезисторы, в которых сопротивление мен€етс€ от температуры, или фоторезисторы, мен€ющие свои параметры от освещенности. Ќо их мы пока касатьс€ не будем, а рассмотрим лишь указанные два вида.

ѕосто€нные резисторы называютс€ так потому, что сопротивление, которое они создают – неизменное.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

  примеру, если указано, что основной параметр данного элемента составл€ет 30 ќм, то сопротивление именно этого значени€ он обеспечивает и помен€ть его невозможно.

¬ переменных же резисторах сопротивление можно мен€ть, притом вручную. ѕримером тому €вл€етс€ уже упом€нутое управление электродвигателем системы отоплени€.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

  переменным резисторам относ€тс€ также подстроечные.

¬ таких резисторах тоже можно измен€ть параметр вручную, но регулировка его выполн€етс€ не в любой момент, как это делаетс€ в переменном, а лишь когда требуетс€ перенастроить работу всей схемы, куда он включен, на длительный срок.

¬ автотранспорте подстроечные элементы не используютс€, хот€ их часто можно встретить в бытовой технике.

ѕодбор резистора по сопротивлению

Ѕольшинство людей при выходе из стро€ какого-то электроприбора сдают его в ремонт или замен€ют, хот€ во многих случа€х виноват именно резистор, тем более что он – один из самых распространенных элементов в любой схеме. Ќо наход€тс€ и такие, кто самосто€тельно беретс€ за ремонт.

» часто у любителей самосто€тельного ремонта возникает вопрос, как правильно подобрать резистор дл€ той или иной схемы.

ƒл€ этого возьмем простейшую схему, включающую источник питани€ и один потребитель.

≈ще вначале было указано, что электроэнерги€ имеет три основные характеристики – напр€жение, сила тока и сопротивление. »менно по этим параметрам и производ€тс€ все необходимые расчеты, использу€ дл€ этого закон ќма.

—огласно этого закона, поскольку нам необходимо определение сопротивлени€, следует напр€жение поделить на силу тока.

  примеру, наш источник питани€ обеспечивает цепь напр€жением 12 ¬, с силой тока 0,02 ј.

„тобы определить сопротивление проводим математические расчеты – 12/0,02 и получаем сопротивление цепи 600 ќм.

“еперь непосредственно о том, как высчитать сопротивление резистора дл€ использовани€ в той или иной схеме. ƒл€ примера возьмем источник питани€ на 12 ¬ и потребитель (лампу накаливани€ 3,5 ¬, 0,28 ј).

¬начале рассчитываетс€ сопротивление лампы – 3,5/0,28 = 12,5 ќм. “еперь узнаем, кака€ сила тока потечет через имеющуюс€ лампу – дл€ этого берем напр€жение источника питани€ и делим на сопротивление: 12/12,5 = 0,96 ј, что в 3,5 раза превышает необходимую дл€ работы потребител€ силу тока, и если подключить потребитель, то нить лампы попросту перегорит.

„тобы перегорани€ не произошло, необходимо сопротивление в цепи, равное 43,75 ќм (12,5 * 3,5). ј поскольку лампа сама создает сопротивление, то в схему необходимо подключить добавочный резистор на 30 ќм. ¬ ходе расчетов получаем – 12 ¬/ 42,5 ќм (сопротивление лампы и резистора) = 0,28 ј.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

“о есть получили силу тока, необходимую дл€ нормальной работы потребител€. ¬ данном случае включенный в схему элемент выступил в качестве ограничител€ силы тока.

ћощность рассеивани€

ѕомимо сопротивлени€ у резистора есть еще один немаловажный параметр – мощность рассеивани€.

Ћюбой резистор выступает своего рода ограничителем и благодар€ своему сопротивлению проводит через себ€ только определенное напр€жение и силу тока. ѕри этом излишки, которые он не пропустил в себе не накапливает, а преобразует их в тепловую энергию и рассеивает.

ѕоэтому предусмотрены обозначени€ резисторов по мощности рассеивани€.

–езистор, дл€ чего он нужен, где примен€етс€ в автомобил€х

Ќесоответствие данного элемента по мощности рассеивани€ приведет к его перегреву и разрушению. ћощность рассеивани€ измер€етс€ в ¬аттах.

ќпределить мощность рассеивани€ можно как по напр€жению, проход€щему через него, так и по силе тока.

„то касаетс€ напр€жени€, то формула дл€ расчета выгл€дит так:

  • P= U2/R

√де:

  1. – – мощность;
  2. U – напр€жение в цепи;
  3. R – сопротивление резистора.

ƒл€ расчета по силе тока формула имеет такой вид:

  • P= I2*R

√де:

  1. P – мощность;
  2. I – сила тока, проход€ща€ через резистор;
  3. R – сопротивление.

¬ажным условием при выборе резистора по данному параметру €вл€етс€ то, что мощность рассеивани€ у него должна быть вдвое больше, чем полученна€ при расчетах.

  примеру, мы имеем силу тока в 0,1 ј и сопротивление резистора в 100 ќм.

»сход€ из формулы, получаем мощность рассеиваний в 1 ¬атт (0,12 * 100 = 1), но дл€ нормальной работы элемента выбираем резистор с мощностью рассеивани€ в 2 ¬атт.

ќтметим, что все изготавливаемые резисторы имеют строго определенное значение мощности рассеивани€, что облегчает их выбор.

  тому же можно даже визуально определить, кака€ у резистора мощность рассеивани€. «десь все просто, чем больше по размерам элемент, тем выше значение.

«десь мы рассмотрели резисторы – одни из самых распространенных элементов в любой электрической схеме автомобил€. ¬едь они позвол€ют контролировать основные параметры электрической энергии благодар€ воздействию всего лишь на одну из ее характеристик.

Ќапоследок отметим, что при расчетах необходимо следить за размерностью параметров. “о есть, использовать только амперы, вольты и омы, и если указано, что сила тока составл€ет 20 мј, то следует перевести это значение в амперы, получив дл€ расчетов значение в 0,02 ј.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: