Что такое Европротокол ОСАГО при ДТП

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Просмотров: 1 550

Термин «Европротокол» известен автолюбителям в России, Украины и других стран СНГ уже много лет.

Впервые такой документ появился в Европе, где оформление аварий без привлечения полиции применяется давно.

Если характеризовать Европротокол с нескольких сторон, то здесь стоит выделить два определения:

  1. Европротокол - бланк, выполненный в специальной форме и представляющий собой Извещение о дорожном происшествии на дороге с участием транспортных средств. Заполняют документ сами участники ДТП. Оформленный по правилам Европротокол - гарантия получения пострадавшей стороной страховой компенсации ОСАГО.
  2. Европротокол - система оформления ДТП, позволяющая водителям оформлять бумаги на месте аварии и не привлекать при этом сотрудников ГАИ. Сегодня Европротокол - основание для получения выплат по ОСАГО.

Какие ДТП оформляются при помощи Европоротокола?

Чтобы Европротокол был действителен и позволял получать выплаты по ОСАГО, обязательно соблюдение следующих требований:

  1. В ДТП не должно быть физически пострадавших сторон.
  2. В аварии задействовано два автомобиля (без учета прицепов). Если в ДТП попало одно транспортное средство или больше двух, то привлечение сотрудников ГАИ обязательно.
  3. Другому имуществу (в том числе и государственному) не нанесено вреда.
  4. У обоих автолюбителей, которые оказались в центре событий, есть полис ОСАГО, а сами водители вписаны в них.
  5. Обе стороны согласны с интерпретацией произошедшего события и повреждений автомобилей.
  6. Водители-участники сознательно идут на оформление аварии без привлечения службы ДПС и оформляют событие сами.

Стоит отметить, что оформление Европротокола ОСАГО обязательно при согласии двух сторон. Сомнения в обстоятельствах ДТП или вины другого водителя - причина вызвать сотрудника автоинспекции для оформления протокола по стандартной форме.

В чем нюансы бланка Европротокола?

Европротокол представляет собой бланк, подготовленный для заполнения участниками событий на дороге.

В него вносится информация о дорожно-транспортном происшествии, числе раненых или погибших, данные автомобилей и участников событий.

Также прописываются обстоятельства аварии, характер повреждений транспортных средств, сведения о страховой компании ОСАГО и ТС, которые косвенно или непосредственно участвовали в событиях.

Где выдается Европротокол?

Бланк Европротокола выдается в компании-страховщике при оформлении очередного полиса ОСАГО.

Если такой бланк выдан не был, то его можно взять отдельно. Для этого стоит обратиться в страховую компанию с соответствующей просьбой.

В крайнем случае, извещение доступно в интернете для скачивания. Минус в том, что у скачанного бланка нет самокопирующейся функции, и придется заполнять два варианта протокола отдельно.

Есть мнение, что разрешено использование только того варианта Европротокола, который был выдан страховой компанией. Но это не так.

Опция самокопирования не обязательна. Просто водителям придется заполнять два протокола вручную, что займет больше времени.

Кроме этого, присутствует риск отказа страховщика в совершении выплат в случае предоставления «постороннего» Европротокола. Тогда придется доказывать свои права через суд.

Преимущества и недостатки Европротокола

Несмотря на позитивность нововведения, у Извещения есть плюсы и минусы.

К преимуществам стоит отнести:

  1. Экономию времени водителей, которые оказались в неприятной ситуации. В случае вызова сотрудников ГАИ последних приходится дожидаться до 3-5 часов, что заставляет здорово понервничать и потерять массу времени.
  2. Процедура получения денег в страховой компании по ОСАГО проще (при условии соблюдения правил оформления, о которых пойдет речь ниже).
  3. Появляется шанс договориться с другим участником ДТП, заполнить протокол и разъехаться по делам.

Недостатки оформления Европротокола заметны не сразу, а уже по факту оформления страховых выплат ОСАГО.

Здесь стоит рассмотреть следующие ситуации:

  1. Автомобили ударились бамперами и на первый взгляд повреждения небольшие. Но при посещении СТО обнаруживается, что кроме бампера пострадали и другие механизмы - нарушена целостность крепления бампера, поврежден парктроник, поломан крепеж фары и так далее. В такой ситуации объем ущерба выше, и проблемы начинаются у всех - виновника, так и у пострадавшей стороны.
  2. В случае аварии и оформления Европротокола виновная сторона обязана сообщить о возникшей ситуации страховщику. Если за 5 дней это сделано не было, то СК имеет формальное право предъявить виновной стороне регрессивные требования. Это значит, что средства будут стягиваться не со страховой компании, а из кармана участника ДТП.
  3. При оформлении Европротокола и обращения с ним в СК обратного пути уже нет. Так что перед окончательным принятием решения стоит взвесить «за» и «против».
  4. Бывают ситуации, когда приехал инспектор и, глянув на повреждения, заставил оформлять Европротокол. Впоследствии пострадавшая сторона направляется в СК, где оказывается, что ущерб превысил допустимую норму. Чтобы избежать таких проблем, нельзя слушать инспекторов, ведь они не способны в полном объеме оценить уровень повреждений автомобиля.
  5. При неправильном заполнении Европротокола или, когда стороны не поставили свои подписи, бумага признается недействительной, и получить по ней компенсацию уже не удастся. Бывают ситуации, когда виновная сторона умышленно «ошибается», поэтому каждый шаг стоит контролировать лично.

Условия оформления аварии с помощью Европротокола и обязательства виновной стороны

Главные условия оформления с применением Европротокола следующие:

  1. Чтобы на втором экземпляре отпечаталась необходимая информация, заполнение должно производиться с помощью шариковой ручки. Применение карандаша или гелиевой ручки запрещено (такие надписи со временем стираются).
  2. Почерк заполнения должен быть разборчивым, а буквы желательно делать печатными.
  3. Данные вносятся внимательно. Помарки и исправления в записях нежелательны.
  4. При отсутствии места на бланке стоит использовать еще один лист бумаги. В этом случае на основном Европротоколе делается пометка о наличии приложения. На чистом листе бумаги сверху пишется «Приложение» с указанием лица, которым оно было оформлено.

При оформлении Европротокола у виновника аварии есть ряд обязательств:

  1. Участвовать в заполнении Извещения о ДТП с пострадавшей стороной.
  2. Вносить на своем листе Европротокола необходимую информацию (на обратной стороне).
  3. Направить личный экземпляр в страховую компанию (адрес, по которому производится отправка, указан на полисе). Срок отправки - до пяти суток с момента аварии. Лучше - раньше.
  4. Не делать ремонт и не утилизировать машину на протяжении 15 суток (без учета праздников) с момента аварии. Это требуется, чтобы дать возможность СК осмотреть транспортное средство и оценить объем повреждений.
  5. Предъявить автомобиль страховщику к осмотру в срок до пяти суток (если требуется).

Лимит по Европротоколу, ограничение платежей

При оформлении Извещения стоит учитывать ряд ограничений в отношении выплат.

Так, если ДТП оформляется без привлечения сотрудников автоинспекции, то сумма к выплате составляла 25 тысяч рублей.

С августа 2015 года были внесены изменения в Закон об ОСАГО, и объем выплат по Европротоколу повышен до уровня 50 тысяч рублей.

Последовательность оформления Европротокола и правила заполнения схемы ДТП.

Извещение заполняется в следующем порядке:

  1. При оформлении используется только шариковая ручка (об этом уже упоминалось выше).
  2. В заполнении извещения участвуют оба водителя. При этом каждый вносит информацию в персональную колонку. При этом какую из колонок выберет каждый из водителей, не имеет значения.
  3. Оборотная сторона заполняется каждым участником (виновником и пострадавшим) по отдельности. На лицевой стороне содержится общая информация - дата, место и время аварии, информация об участниках событий. Кроме этого, приводятся данные о страховщиках, свидетелях, характере повреждений, обстоятельствах аварии и так далее.

Лицевая сторона.

Особое внимание стоит уделить пункту 14, где указывается список и нюансы повреждений, полученных автомобилем. Здесь важно быть кратким и четко формулировать дефекты. Разрешается использовать такие термины как деформация, царапина, вмятина и прочие.

В пункте 16 оба участника на соответствующей стороне вносят обстоятельства аварии и отражают маневры автомобиля.

Здесь стоит учесть следующие моменты:

  • Стоянка не является остановкой. Если машина остановилась на светофоре, то это остановка (на минимальное время), а не стоянка, как указывают многие;
  • Если при обгоне одно ТС обгоняло другое, при этом перестраиваясь в другую полосу, то стоит отметить оба пункта - обгона и изменения полосы.

4. После заполнения оба экземпляра должны быть разъединены.

5. Оба участника обязаны поставить подписи на лицевой части Европротокола. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал два варианта протокола, а не только личную часть бумаги.

При оформлении Европротокола стоит учесть еще ряд моментов:

  • Если в извещении недостаточно сведений или внесенная информация плохо читается, то СК придется лично заниматься сбором необходимых данных, что влияет на сроки выплат и, возможно, факт самого платежа;
  • Информация прописывается аккуратно, без ошибок и исправлений. Если в графе нет никакой информации, то указывается буква Z;
  • При внесении изменений допускаются корректировки, но с обязательными пометками участников;
  • Если второй водитель не хочет подписывать Европротокол или заполнять его совместно, то придется вызывать сотрудника ГАИ. В противном случае бумаги будут признаны недействительными и не примутся страховой компанией.

Особое внимание стоит уделить пункту 17 - схеме ДТП. Здесь отражается следующая информация:

  • Контуры проезжей части с обязательным указанием названий дорог, улиц и так далее;
  • Направление движения каждого из автомобилей-участников, а также конечное положение транспортных средств;
  • Дорожные знаки, светофоры, указатели, разметка на дороге и предметы, которые могут тем или иным образом повлиять на интерпретацию событий.

Подтверждение правильности внесенных данных - подписи участников ДТП, которые устанавливаются внизу извещения.

Ответы на вопросы

Как действовать после ДТП при оформлении Европротокола?

Если участники аварии решили оформлять событие с применением Извещения, то стоит выполнить следующие шаги:

  1. Набрать номер страховщика и зарегистрировать событие.
  2. Вместе со вторым участником событий внести необходимую информацию в протокол и поставить подписи на лицевой стороне Извещения. После протокол разделяется на две копии, каждая из которых остается у виновной и пострадавшей стороны. При этом неважно, какой из вариантов кому достанется.
  3. Заполнить обратную сторону Европротокола (каждый из участников выполняет эту работу самостоятельно). Обратная сторона выглядит так.

  4. В течение часа после аварии сделать необходимые фотографии и снять видео, записать координаты, где произошло событие. Такое правило обязательно для всех регионов, где действует ограничение по выплатам.
  5. Если у ДТП имеются свидетели, то стоит записать информацию о них (личные и контактные данные).

После этого у водителя есть право покинуть место событий.

Как действовать после заполнения Европротокола? В какие сроки обращаться в СК?

Бланк Европротокола ОСАГО, заполненный в двух экземплярах стоит направить в страховую компанию в срок до пяти рабочих дней с момента ДТП.

Потерпевшая сторона также направляет личный экземпляр вместе с заявлением о покрытии убытков (ОСАГО) на ремонт автомобиля. Передача сообщения производится по факсу заказным письмом или лично.

Разрешено ли уезжать с места ДТП после заполнения Европротокола?

Если Извещение оформлено с выполнением правил и участники аварии согласны с указанной в бумагах информацией, утвердив этот факт подписями, то оставаться на месте событий нет нужды. При этом стоит помнить о необходимости оповещения страховой компании о произошедшем событии.

Имеет ли право виновная сторона оспорить Европротокол ОСАГО, который им был подписан?

Ситуации на дороге случаются разные и главная проблема автолюбителей - нехватка знаний правил дорожного движения.

Так, при заполнении протокола «пострадавшая» сторона могла указать другого участника ДТП «виновным» и второе лицо было согласно с утверждением.

Но вот «виновник» приезжает домой, пересматривает события и понимает, что как раз он является пострадавшей стороной. Можно ли в такой ситуации изменить текущую роль и оспорить Извещение?

Как показывает практика, сделать это сложно, ведь сама система Европротокола только приживается в РФ, а законодательные нормы еще в стадии разработки.

Сразу после внесения изменений в Закон об ОСАГО должны появиться и соответствующие разъяснения. Пока же ответить на этот вопрос не представляется возможным.

Нужен ли аварийный комиссар при оформлении Извещения о ДТП?

Раньше считалось, что присутствие аварийного комиссара при оформлении аварии - плюс, ведь это ускоряет проблем на месте событий.

Если участники ДТП не вызывают инспектора, то они могут попросить приехать аварийного комиссара, который разъяснит непонятные моменты и поможет с оформлением. Конечно, эта услуга предоставляется не бесплатно.

На практике ситуация складывается иным образом. Водители, которые не планируют тратить время на ожидание инспектора, не захотят дожидаться и аварийного комиссара.

Суть Европротокола ОСАГО в том, чтобы упростить процедуру и решать вопросы на месте.

Таким образом, потребность в аварийных комиссарах с каждым годом снижается. При этом ни один страховщик не вызывает аварийных комиссаров (даже при наличии такой услуги).

Важные моменты

Европротокол и КАСКО.

Во многих страховых компаниях для получения выплат по КАСКО оформление Европротокола не предусматривалось.

Здесь обязателен был вызов инспекторов и официальное оформление о событиях на дороге.

К слову, именно по этой причине Европротокол так медленно входил в принятую систему.

Но с 1 октября 2014 года применение технологии Европротокола в ОСАГО и в КАСКО стало обязательным.

Нормы Закона об ОСАГО в части "Европротокола" (2014).

Европротокол и бесконтактные ДТП.

Под бесконтактными понимаются аварии, в которых один участник создает препятствие для другого участника движения, из-за чего автомобиль второго попадает в аварию с последующим причинением вреда имуществу (личному или третьей стороны). При этом сами транспортные средств друг с другом не «встречаются».

В такой ситуации оформление Европротокола не рекомендуется, ведь Извещение о ДТП может заполняться только при участии в аварии двух транспортных средств. Здесь же это условие не выполняется.

Кроме этого, при выяснении обстоятельств на этапе судебных разбирательств может потребоваться заключение трасологической экспертизы.

Также потребуется схема, составленная сотрудником ДПС на месте событий.

Мы надеемся, что помогли вам разобраться в вопросе что такое Европротокол и как им пользоваться.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

КОММЕНТАРИИ

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: Сколько будет 17 + 15
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: