ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 363

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

—егодн€ мы поговорим про автомобильные кондиционеры, но не обычные стационарные, а мобильные на 12/24¬ работающие от прикуривател€.

¬ статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. „то из себ€ представл€ет автомобильные кондиционеры на 12 ¬ и действительно ли они существуют;
  2. ќсобенности конструкции и принцип работы;
  3. ƒостоинства и недостатки;
  4. „то предлагает рынок;
  5.  ритерии выбора и на что они вли€ют;
  6.  ак не купить вентил€тор вместо желаемого мобильного кондиционера;
  7. ћожно ли сделать такое устройство своими руками.

Ќадеемс€, что стать€ будет дл€ вас полезной.

√де спрос - там и предложение

—то€ на автомобиле летом в пробке водителей больше всего «достает» жара. ћашина от солнечных лучей разогреваетс€ настолько, что сидеть в ней практически невозможно. “акую проблему очень хорошо решают климатические системы авто, в конструкцию которых входит кондиционер.

Ќо такое оборудование – дополнительна€ «головна€ боль» водител€, поскольку требует периодического проведени€ технического обслуживани€ и устранени€ неисправностей.

Ќо все же такое устройство позвол€ет комфортно себ€ чувствовать, наход€сь в машине даже в сильную жару.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

¬от только далеко не все авто оборудуютс€ кондиционерами. » касаетс€ это не только старых моделей.

Ќовые машины бюджетного сегмента в базовой комплектации пока редко оснащаютс€ климатической установкой. ¬от и приходитьс€ водител€ми либо мучатс€, терп€ жару, либо искать альтернативу.

»нтересно, что борьба с такой проблемой ведетс€ давно, причем с использованием технических средств.

—амым, пожалуй, первым устройством был небольшой вентил€тор, с приводом от 12-вольтового электродвигател€, который запитывалс€ через прикуриватель.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

» хоть пользы от вентил€тора не много, поскольку он обеспечивает лишь циркул€цию воздуха по салону, большим спросом он пользуетс€ до сих пор.

ј где спрос - там и предложение. ј поскольку технологии не сто€т не месте, то рынок автомобильных аксессуаров пополнилс€ еще одним гаджетом, который, по заверени€м, производителей, способен обеспечить прохладу в салоне летом.

“акое устройство называетс€ портативным кондиционером, который работает от прикуривател€.

 ондиционеры от «прикуривател€»

≈стественно, сей чудный девайс разработан в  итае, который уже давно отличилс€ изготовлением разных диковинных вещей. Ќо делают такие устройства уже и в других странах.

ѕо заверени€м производителей такой кондиционер способен обеспечить прохладу в салоне, и дл€ этого не нужно что-то переделывать в автомобиле, просто приобретаем устройство, подключаем его к бортовой сети авто, устанавливаем рабочие параметры и наслаждаемс€ прохладой. Ќо действительно ли это так, постараемс€ разобратьс€.

»так, побродив по торговым площадкам можно наткнутьс€ на объ€вление о продаже миникондиционеров дл€ автомобилей, работающих от сети 12 ¬ольт.

—амое интересное то, что у многих моделей нет конкретного названи€, что уже наталкивает на определенные мысли. Ќиже показано несколько моделей такого оборудовани€.

¬ариант є1.

ѕервый представитель:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

¬ описании к нему указано, что это портативный тепловой вентил€тор с влагоуловителем и кондиционером. ѕодключаетс€ он к прикуривателю и обладает мощностью в 150 ¬т.

Ёто один из самых распространенных видов портативных автомобильных кондиционеров.

Ќо сразу отметим, что в первую очередь указываетс€, что это вентил€тор, и таким он и €вл€етс€, но дополнительно в нем установлена нагревательна€ спираль, то есть охлаждать воздух он в принципе не может.

“о есть при выборе такого устройства нужно внимательно читать описание к нему игнориру€ название.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

¬ариант є2.

¬тора€ модель, предлагаема€ на торговых площадках, выгл€дит так.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

Ќо просмотрев описание и технические характеристики, можно пон€ть, что от первого варианта он отличаетс€ только корпусом, а вот «начинка» у них одинакова.

“о есть, это тоже надувательство, и обычный вентил€тор почему-то называют кондиционером.

¬ариант є3.

“ретий вариант, предлагаемый производител€ми такой.

ќсобо писать о нем нечего, поскольку он – тоже обычный вентил€тор, да еще и с подогревом, который летом будет €вно лишним.

¬ариант є4.

ƒалее более занимательный вариант. ¬ыгл€дит он так:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

ќн более массивный, чем первые три представител€. ј все потому, что в его конструкции используетс€ не только один лишь вентил€тор, а имеетс€ еще и вод€ной испаритель.

–аботает он так: вентил€тор гонит воздух через специальный тканевый фильтр, на который посто€нно подаетс€ вода, то есть он – влажный.

Ёто действительно позвол€ет охладить воздух, но очень незначительно, поэтому особо толка от такого оборудовани€ тоже нет.

—уществует еще р€д таких вариантов (с вод€ным испарителем), которые отличаютс€ только внешне, а вот работают одинаково.

¬ариант є5.

ј вот действительно занимательный вариант, причем уже не китайского производства, а италь€нского:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

Ёто действительно кондиционер, причем работающий от бортовой сети авто, вот только предназначен он дл€ грузовых автомобилей, и дл€ легковых – не подойдет, поскольку оборудование потребл€ет большое количество энергии и бортова€ сеть легковушки просто не выдержит.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

  тому, же размещаетс€ он на крыше, а в салон заводитьс€ только панель управлени€.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

ћодель SW CUBE 12V.

ћодель заслуживает внимани€ так как имеет собственный компрессор.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

Ќо если изучить технические характеристики данной модели, то начинаешь понимать, что подходит данный мини кондиционер дл€ грузовых автомобилей, так как потребл€емый ток устройства 36 јмпер.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

≈сли поставить данную модель в легковое авто, то не один предохранитель не сможет выдержать такой нагрузки даже несмотр€ на то, что в устройстве предусмотрена система защиты аккумул€тора.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

ѕочему не получитс€ изготовить портативный кондиционер дл€ авто?

¬ообще задумка – очень интересна, вот только на данный момент реализовать ее невозможно. „тобы разобратьс€ со всем, рассмотрим конструкцию и принцип работы штатного автомобильного кондиционера.

ќсновными элементами системы кондиционировани€ авто €вл€ютс€ компрессор, испаритель и конденсатор.

ƒополнительно в систему включены осушитель и расширительный клапан. ¬се это соединено в единую герметичную систему, по которой циркулирует хладагент.

ѕричем указанные составные элементы разбросаны по всей передней части авто, большинство из них установлены в подкапотном пространстве, а испаритель размещен под приборной панелью.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

–аботает это все так: компрессор приводитс€ в действие от силовой установки (причем он отбирает немало мощности). –абота€, этот элемент обеспечивает циркул€цию хладагента по замкнутой системе.

—начала он, попадает в конденсатор, где переходит в жидкое состо€ние. ѕричем этот переход сопровождаетс€ активной отдачей тепла в окружающую среду, что и приводит к смене агрегатного состо€ни€ хладагента.

ѕосле конденсатора хладагент по трубопроводам, через дополнительное оборудование системы, поступает в испаритель.

“ам проходит процесс смены состо€ни€ вещества – оно снова становитьс€ газообразным. ѕри этом все сопровождаетс€ активным поглощением тепла.

ј поскольку испаритель размещен под приборной доской, то тепло это он забирает из салона. ј забор тепла – это выделение холода, которое затем расходитс€ по салону за счет вентил€торов, установленных перед испарителем.

ѕосле испарител€ хладагент поступает в компрессор, и весь процесс полностью повтор€етс€.

Ќа схеме нагл€дно показан принцип работы штатного кондиционера авто:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

»з изложенного можно пон€ть, что дл€ нормальной работы кондиционера должен имеетс€ хладагент - вещество, которое очень быстро может мен€ть свое агрегатное состо€ние (обычно им выступает фреон), причем в достаточном количестве.

“акже должна обеспечиватьс€ циркул€ци€ его по системе, котора€, в общем-то, не очень маленька€, то есть компрессор должен обладать хорошей мощностью.

» самое главное, хладагенту необходимо куда-то девать забранное из салона тепло.

—уществуют, конечно, и монолитные системы. ѕредставителем такой конструкции как раз и €вл€етс€ италь€нский миникондиционер дл€ грузовиков. ” него присутствуют все составные элементы штатного кондиционера, но заключены они в один корпус.

ѕредположим, что можно создать такую же монолитную конструкцию, работающую от прикуривател€, заправленную фреоном, котора€ будет еще компактнее и ее можно будет установить в салоне.

Ќо от этого будет только хуже – хладагент при конденсации будет отдавать тепло в салон, и оборудование будет с одной стороны охлаждать воздух, но с другой - сразу же его и греть. ј с учетом того, что от прикуривател€ невозможно запитать мощный электродвигатель, который будет приводить в работу компрессор, поэтому циркул€ци€ хладагента будет недостаточно быстрой.

 ака€ польза может быть от представленных «автокондицонеров»?

»сход€ из указанной информации, можно выделить достоинства и недостатки представленных моделей «миниавтокондиционеров» (по за€влению производителей).

” первых четырех моделей преимущество только одно – установить и подключить их действительно не сложно – установили на приборной панели или любом другом удобном месте, вставили штекер в прикуриватель и все.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

ј вот недостатков значительно больше, и основной из них заключаетс€ в том, что они бесполезны, и охладить салон не могут из-за своих конструктивных особенностей.

“олько представленна€ четверта€ модель – с вод€ным испарителем, все же может немного улучшить ситуацию, но очень незначительно. «ато установленный фильтр придетс€ регул€рно чистить от пыли.

ќтметим, что первые три модели и в качестве нагревателей – бесполезна€ вещь. ј все потому, что хорошо нагреть установленную спираль от прикуривател€ не получитьс€, и приборы будут дуть слегка нагретым воздухом.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

ѕ€та€ представленна€ модель – это действительно кондиционер, способный охладить воздух в салоне, причем работает он от бортовой сети. Ёто и €вл€етс€ основным ее преимуществом.

ќсновной же недостаток ее – она не портативна€, и основна€ часть кондиционера располагаетс€ на крыше авто. Ќа микроавтобусе это выгл€дит так:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

¬ салон же заводитс€ только блок управлени€ и дефлекторы, через которые подаетс€ охлажденный воздух:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

Ќо если на грузовых авто и микроавтобусах такое оборудование смотритс€ приемлемо, то на легковых авто все будет выгл€деть неуместно.

ƒа и дл€ установки такого кондиционера, если нет люка, придетс€ проделывать отверстие необходимых размеров, то есть, по сути, придетс€ испортить кузов машины, причем навсегда, поэтому далеко не дл€ всех установка такого оборудовани€ – приемлемый вариант.   тому же стоимость такого кондиционера – значительна€.

¬от и получаетс€, что представленные на рынке «кондиционеры от прикуривател€» дл€ легковых авто – это лишь рекламный ход, в действительности же эффективного прибора пока не существует.

»меющиес€ же гаджеты, кроме варианта, устанавливаемого на крышу, - просто пластиковые коробки с простенькой начинкой, которые никакой пользы не принесут, если их установить в авто.

ќбычный вентил€тор и то будет более эффективен за счет большего размера лопастей и отсутствию корпуса – меньше элементов будут преп€тствовать движению воздуха.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

 ак можно решить проблему самосто€тельно?

» все же – проблема жары в салоне остаетс€ актуальной. ¬ентил€тор – средство малоэффективное, но он все равно лучше представленных «автокондиционеров».

ƒействительно обеспечить прохладу может только полноценный кондиционер, использующий хладагент.

¬ таком случае боротьс€ с жарой можно только путем оснащени€ авто штатной климатической системой, что очень дорого и придетс€ вносить изменени€ в конструкцию, или же приобретение авто с установленным кондиционером, что еще дороже и не у всех есть средства на это.

Ќо можно поступить и проще – самосто€тельно изготовить «кондиционер» дл€ автомобил€, работающий от прикуривател€.

¬ариантов такого оборудовани€ – несколько, одни из них сделать очень просто, другие чуть сложнее.

 ак сделать мобильный кондиционер дл€ автомобил€

ƒалее рассмотрим два варианта самодельных кондиционеров.

¬ариант є1.

ѕервый из них будет очень простым. ƒл€ его изготовлени€ всего лишь потребуетс€:

  • ≈мкость с плотно прилегающей крышкой;
  • ¬ентил€тор, работающий от сети 12¬;
  •  олено с пластиковой трубы.

ƒальше все очень просто – в крышке проделываем два отверсти€. ¬ одно из них устанавливаем и закрепл€ем вентил€тор, а во второе – пластиковое колено, которое будет играть роль раструба дл€ выхода охлажденного воздуха. ѕолучитьс€ должна така€ конструкци€:

¬се – «кондиционер» готов, но дл€ охлаждени€ воздуха потребуетс€ хладагент, роль которого будет выступать лед. ѕеред поездкой засыпаем его в емкость, накрываем крышкой и ставим в автомобиле.

ƒействует все так: вентил€тор будет нагнетать воздух в емкость, при контакте со льдом, он будет охлаждатьс€ и выходить в салон через раструб.

“акой «кондиционер» - очень прост в изготовлении, и финансовые затраты будут минимальными, но и эффективность его тоже не высока€, да и врем€ действи€ – незначительное, пока лед не растает, и вода в емкости не нагреетс€. Ќо на пару часов хватит.

¬ариант є2.

Ѕолее «продвинутым» можно считать следующий вариант самодельной установки. ¬ плане затрат она обойдетс€ дороже, но и эффективность ее будет значительно выше.

ƒл€ его изготовлени€ потребуетс€:

  • ѕереносна€ сумка-холодильник;
  • ¬ентил€торы (можно использовать большие кулера на 12¬ от компьютера);
  • –адиатор от салонной печки;
  • Ќасос (аквариумный или от системы омыва стекол);
  • ѕровода;
  • —иликоновые трубки;
  • Ўтекер дл€ подключени€ к прикуривателю (можно вз€ть от автомобильной зар€дки телефона).

»ме€ все это можно приступать к сборке:

  1. Ќа дне сумки-холодильника закрепл€ем подготовленный насос и подсоедин€ем к его выходу силиконовую трубку. Ќа заборник насоса желательно поставить небольшой сеточный фильтр;
  2. ¬ крышке сумки прорезаем отверстие по размеру подготовленного радиатора;
  3. — внутренней стороны в прорезь устанавливаем радиатор и закрепл€ем;
  4. —наружи размещаем вентил€тор. ќн может быть один или несколько (к примеру, кулеры от компьютера), соединенные в единую конструкцию. ѕри этом важно проследить, чтобы поток воздуха, создаваемый вентил€торами, был направлен в салон, а не в сумку;
  5. —оедин€ем силиконовой трубкой насос и радиатор. ¬торой трубопровод следует надеть на выход радиатора и опустить его на дно сумки;
  6. –азводим проводку. ѕровода от насоса и вентил€торов соедин€ем и подключаем к подготовленному штекеру. ѕри этом важно не попутать пол€рность, иначе электроприборы будут работать в обратную сторону.

¬ итоге должно получитьс€ примерно такое оборудование:

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

≈го после сборки можно немного «облагородить», сделав более презентабельную внешность.

“еперь о том, как все работает. ’ладагентом в таком «кондиционере» тоже выступает лед, а также обычна€ вода. “о есть, засыпаем на дно слой льда, а затем добавл€ем воду, после этого можно включать прибор в работу.

ѕри этом насос начнет качать охлажденную воду, а установленный на заборнике фильтр не даст попасть внутрь мелким частицам льда.

¬ода начнет поступать в радиатор, где и будет происходить теплообмен, при котором воздух возле радиатора будет охлажденным. »менно его и будут подавать в салон установленные вентил€торы.

ѕосле прохождени€ через радиатор вода будет стекать снова на дно сумки.

ѕоскольку у такой сумки-холодильника стенки – термоизол€ционные, то лед не так быстро растает, как в первом варианте «кондиционера», то есть он сможет более длительный срок охлаждать воздух. Ќаличие радиатора обеспечит улучшенный теплообмен.

јвтокондиционеры на 12/24¬, как выбрать можно ли сделать своими руками

ƒополнительно такой «кондиционер» можно оснастить устройствами, позвол€ющими мен€ть скорость вращени€ вентил€торов, то есть сделать, чтобы было несколько режимов работы.

ƒостоинства и недостатки самодельных кондиционеров

“акие кондиционеры действительно могут обеспечить прохладу в салоне, причем изготовить их не сложно. Ќо и недостатков у такого оборудовани€ достаточно:

 онструкци€ за счет использовани€ емкости получаетс€ объемной. “о есть придетс€ практически «пожертвовать» одним посадочным местом в авто;

ќни не вечно будут обеспечивать прохладой. Ћед – не очень хороший хладагент, поскольку он постепенно растает, а образованна€ вода нагреетс€ и холоду неоткуда будет вз€тьс€. ѕри этом насколько хватит одного «зар€да» льдом зависит от конструктивных особенностей «кондиционера». «ато такой хладагент – доступный;

—ледует заранее готовитьс€ к поездке в жару. “о есть, необходимо своевременно запастись требуемым количеством льда, перед тем, как выезжать на дорогу.

» хоть такой «кондиционер» имеет достаточно серьезные недостатки, но все же, они пока что – единственный действенный вариант получить прохладу в салоне летом без использовани€ дорогосто€щего оборудовани€.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: