Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — работа, направленная на определение работоспособности узла и его способности реагировать на изменение температурного режима.
Для выполнения работы можно пойти двумя путями: сразу демонтировать устройство или сначала провести проверку без снятия.
При выборе первого варианта потребуется обычный гаечный ключ нужного размера (как правило, на «19»), но на некоторых иномарках – головка на 20, 21 или 22.
Устройство и принцип работы
Температурный датчик ДТОЖ — резистор (термистор), реагирующий на температуру антифриза в охлаждающей системе мотора. Информация о сопротивлении этого элемента передается в ЭБУ, который принимает решение об изменении настроек в работе двигателя.
Полученные сведения используются ЭБУ для определения шагов регулятора ХХ (холостого хода) для оптимальной подстройки нужного объема топливной смеси.
Так, при достижении 130 градусов Цельсия параметр сопротивления — 70 Ом, а при минус 40 градусов — 100,7 кОм.
Термистор управляется, благодаря подаче на него напряжения +5 В от контроллера.
Потенциал проходит через классический резистор с неизменным сопротивлением (R).
Уровень нагрева антифриза вычисляется по факту падения напряжения на ДТОЖ с изменяемым R (Ом). При этом на холодном моторе падение будет большим, а на нагретом — низким.
Где находится
Для проверки ДТОЖ необходимо знать место его расположения. Отметим, что место установки датчика может отличаться в зависимости от марки / модели машины.
Чаще всего термистор монтируется между головкой блока цилиндров и термостатом или на патрубке выпуска ОЖ.
Но на некоторых автомобилях он установлен на патрубке радиатора.
Внешне устройство имеет вид небольшого элемента с резьбой, с помощью которой ДТОЖ вкручивается в специальное отверстие. При этом сам регулирующий элемент находится в антифризе и контролирует его температуру.
Такой тип установки позволяет контролировать температурный режим на разных участках и тем самым быстрей принимать меры.
При этом в блоке управления должны быть предусмотрены соответствующие программы. Дополнительные сведения можно найти в инструкции к автомобилю.
Функционально датчик очень надежен и ломается в редких случаях. Чаще всего он показывает неправдивую информацию. Иногда возможны и другие повреждения, к примеру, перетирание проводов или нарушение качества контакта.
Что касается особенностей расположения ДТОЖ на разных моделях, на этом вопросе остановимся ниже.
Признаки неисправности
Для принятия мер по контролю датчика температуры ОЖ требуется вовремя определить проблемы в этом узле.
Но стоит учесть, что рассмотренные ниже признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях силового агрегата.
Вот почему для получения точного результата может потребоваться дополнительная диагностика.
- Информирует водителя в реальном времени об температуре охлаждающей жидкости.
- При достижении мотором порогового значения температуры ЭБУ, получив информацию от датчика ОЖ, включает вентилятор принудительного охлаждения, как правило, это около 100 0С.
- Участвует в процессе увеличения оборотов холостого хода за счет обогащения топливо-воздушной смеси на холодном двигателе.
- При движении автомобиля ЭБУ формирует общую информацию об работе всех систем на основании полученных данных от датчиков и основываясь на эти данные формирует правильную топливо-воздушную смесь. Датчик температуры ОЖ тоже учувствует в этом процессе.
- Зажигание лампочки «Check Engine» на приборной панели. Для получения более точной информации лучше сканировать ЭБУ и посмотреть ошибки, к примеру, через автосканер ELM327 подключенный к смартфону. Коды ошибок смотрите дальше.
- Двигатель заводится и сразу глохнет.
- Сбои в работе вентилятора в радиаторе. Неисправность может проявлять себя отказом включения в случае нагрева или работе даже после остывания мотора. При выключении ДТОЖ электронный узел управления машины воспринимает проблему как обрыв и включает вентилятор.
- Появление из выхлопной трубы темного или серо-черного дыма.
- Увеличение «прожорливости» машины. Это объясняется тем, что на ЭБУ подаются неправильные сведения. Соответственно, «мозги» машины не могут определить объем необходимой смести для поддержания оптимального температурного режима.
- Протечка антифриза из-под корпуса ДТОЖ. Такую проблему можно определить при визуальном осмотре.
- Глохнет разогретый мотор. Проблема может возникнуть при достижении максимальной температуры. При этом тип залитой ОЖ не имеет значения.
- Не работает указатель нагрева силового узла на приборной панели.
- Сбои в работе двигателя. Проблема может проявиться остановкой при низких оборотах, трудностях с пуском зимой, колебаниями при работе на ХХ и т. д.
- Закипание ОЖ, но при этом на панели приборов отображается температурный режим в пределах нормы.
- Увеличение времени нагрева двигателя и т. д.
Рассмотренные выше проблемы могут иметь место по одной или в комплексе, но в большинстве случаев они свидетельствуют о неисправности силового узла. При этом датчик температуры антифриза не всегда является основной причиной неисправности.
Как проверить, не снимая с машины
При наличии подозрений на неисправность ДТОЖ не обязательно снимать его с машины. Все манипуляции можно сделать без демонтажа с помощью тестера или диагностического прибора. Рассмотрим каждый из способов подробнее.
1. Предварительная проверка
Для проверки измерителя температуры заведите автомобиль и дайте прогреться мотору на холостых до 90 – 95 0С.
Отсоедините от датчика разъем и обратите внимание, как будет вести себя стрелка на панели приборов:
- если стрелка осталась на месте, то необходимо проверить сам измеритель или электрическую цепь, идущую к устройству (про это дальше);
- если же стрелка ушла вниз, то проверьте предохранитель. Если он целый, а при замыкании контакта на массу стрелка прыгает, то неисправен датчик.
2. Мультиметром
Наиболее простой метод, позволяющий проверить датчик температуры ОЖ — воспользоваться тестером.
Сначала проверяем напряжение для этого мультиметр выставьте в режим «Замер постоянного напряжения до 20В».
- Отсоедините разъем от измерителя.
- Включите зажигание.
- Подключите плюсовой провод прибора к «+» разъема, а второй контакт тестера замкнуть на двигатель. Прибор должен показать в пределах от 4.8 до 5.2 В.
При работе на горячем моторе будьте осторожны и не прикасайтесь к металлической поверхности, чтобы не обжечься самому и не испортить измерительный прибор.
- Отбросьте контакты от датчика.
- Установите ражим измерения сопротивления на мультиметре.
- Измерьте параметр между выводами.
- Сравните их с табличными данными, которые можно найти в руководстве по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля.
На некоторых моделях авто добраться к разъемам датчика очень сложно и его придется снимать.
Точные характеристики сопротивления могут отличаться в зависимости от модели.
Для примера приведем несколько параметров сопротивления для автомобиля ВАЗ 2110.
Таблица 1.
Температура 0С |
Сопротивление Ом |
+100 |
177 |
+80 |
332 |
+60 |
677 |
+40 |
1459 |
+20 |
3520 |
+10 |
5670 |
+5 |
7280 |
Если ДТОЖ выдает ошибочные сведения, может потребоваться его снятие для более детальной проверки, а впоследствии и замены.
3. Диагностический прибор
При появлении ошибки двигателя на приборной панели стоит проверить ЭБУ на факт ошибок, связанных с датчиком температуры.
Наиболее удобный вариант — применение ODB2 сканера. Во избежание больших затрат можно воспользоваться простой моделью Scan Tool Pro Black Edition или ELM327 про который мы писали выше.
Общий алгоритм действий такой:
- Осмотрите ДТОЖ на факт повреждения проводов или появления ржавчины.
- Подключите прибор и считайте ошибки (как это сделать перейдите по ссылке выше).
- Коды Р0115, Р0117. Р0116 или Р0118 свидетельствуют о наличии сбоев в функционировании датчика.
Устройство работает со всем диагностическим ПО и работает без потери связи. Для связи используется Блютуз и Вай-Фай.
Проверка снятого ДТОЖ
Для более точной проверки рекомендуется демонтировать устройство с автомобиля. Для этого необходимо дать остыть мотору, а после слить охлаждающую жидкость из системы.
Для снятия потребуется только ключ на «19» (20, 21, 22), с помощью которого можно выкрутить датчик и снять его вместе с кольцом.
На этом же этапе стоит оценить состояние самого устройства, его резьбы, провести чистку и смазать ее.
Эти же операции можно сделать и по отношению к самому датчику. После завершения демонтажа можно переходить непосредственно к работе.
3. Проверка с термометром
После демонтажа можно сделать проверку с помощью термометра. Такой вариант дает наиболее точные сведения, поэтому рекомендуется для большинства случаев.
- Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
- Используйте кипятильник для нагрева воды.
- Подготовьте мультиметр для измерений.
- Опустите чувствительный элемент датчика в жидкость.
- Обеспечьте возможность подключения мультиметра к контактам.
- Установите в воду термометр для контроля температуры. Лучше использовать электронный вариант, обеспечивающий более максимальную точность.
- Подогревайте воду и делайте измерения для разных температур, к примеру, от +5 градусов Цельсия и выше с шагом в «5».
- Заполните таблицу, в которой будут параметры сопротивления по отношению к устанавливаемой температуре.
- Сверьте со сведениями, которые приводятся в мануале к автомобилю.
Конечно, в процессе измерения могут иметь место неточности. Погрешность зависит от нескольких факторов: условий работы и особенностей определенного ДТОЖ. В частности, даже в устройствах одной модели параметр сопротивления может отличаться.
4. Без термометра
При желании можно сделать проверки без применения измерителя температуры воды.
В данном способе можно действовать по рассмотренному выше принципу, но с небольшими ограничениями.
- Закипятите воду.
- Установите в нее чувствительный элемент ДТОЖ.
- Замерьте сопротивление на выводах.
При температуре около 100 градусов Цельсия сопротивление должно быть около 177 Ом. Но здесь нужно учитывать возможные погрешности.
В частности, на момент проведения измерений температура может измениться в меньшую сторону.
Минус метода в том, что проверка выполняется только при одной температурной точке.
Особенности проверки на ВАЗ 2110
В комплектации «десятки» предусмотрено два вида двигателей — на 8 и 16 клапанов. Но особенности ДТОЖ, расположения и замены идентичны.
Порядок проверке то же, сопротивления при разных температурах указаны в таблице 1.
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
На этих автомобилях в качестве ДТОЖ можно использовать GM 2112-3851010-01. Место расположения устройства — между головкой цилиндров и термостатом.
После этого требуется демонтировать устройство, проверить его с помощью нагрева жидкости, термометра и мультиметра.
При этом должны быть следующие параметры.
Таблица 2.
Температура, 0С |
Сопротивление, Ом |
Напряжение, В |
+30 |
1350-1880 |
8 |
+50 |
585-820 |
7,6 |
+70 |
280-390 |
6,85 |
+90 |
155-196 |
5,6 |
+110 |
87-109 |
4,7 |
При расхождении в показателях необходимо заменить устройство.
Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
Место установки — на силовом агрегате в районе термостата или на корпусе последнего.
Далее с помощью ключа на «19» требуется ослабить протяжку и выкрутить устройство.
При выборе устройства необходимо ориентироваться на двигатель и ЭБУ.
406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
В таких случаях применяется ДТОЖ, работающий на напряжении от 5 до 12 Вольт через сопротивление 9,1 кОм.
При проверке также потребуется вода с кипятильником и изменяемой температурой, а также мультиметр.
Для работы необходимо собрать схему и подать в нее от 1 до 1,5 мА. При этом измерять необходимо не сопротивление, а напряжение.
- -60 0С — 2,13 В;
- -40 0С — 2,33 В;
- -20 0С — 2,53 В;
- 0 0С — 2,73 В;
- +40 0С — 3,13 В;
- +80 0С — 3,53 В;
- 105 0С — 3,83 В;
- 125 0С — 3,98 В.
На заведенном моторе напряжение будет равно 5 В.
Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
Здесь используются ДТОЖ с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.
В отличие от рассмотренного выше метода, здесь необходимо измерять сопротивление.
- 128 0С — 80,8 Ом;
- 100 0С — 177 Ом;
- 80 0С — 332 Ом;
- 60 0С — 667 Ом;
- 40 0С — 1459 Ом;
- 20 0С — 3520 Ом;
- 0 0С — 9420 Ом;
- -20 0С — 28680 Ом;
- -40 0С — 100707 Ом.
В случае значительных отклонений от этих параметров необходима замена устройства.
Нива Шевроле
После их снятия видно, что устройство находится в верхней части термостата в отверстии переднего патрубка водяной рубашки (той, что входит в блок цилиндров). После его выкручивания (накидной на 19) антифриз не течет.
Проверка осуществляется по тем же схемам, что рассмотрено выше. При этом нужно иметь перед глазами таблицу с параметрами температуры и сопротивления ДТОЖ.
Таблица 3.
Температура, 0С |
Сопротивление, Ом |
+100 |
177 |
+90 |
241 |
+80 |
332 |
+70 |
467 |
+60 |
667 |
+50 |
973 |
+45 |
1188 |
+40 |
1459 |
+35 |
1802 |
+30 |
2238 |
+25 |
2796 |
+20 |
3520 |
+15 |
4450 |
+10 |
5670 |
+5 |
7280 |
0 |
9420 |
-4 |
12300 |
-10 |
16180 |
-15 |
21450 |
-20 |
28680 |
-30 |
52700 |
-40 |
100700 |
Но он может выдавать неправильные данные на панель приборов и вводить в заблуждение водителя.
Его можно выкрутить, не сливая ОЖ, но перед этим скиньте давление в системе выкрутив крышку расширительного бочка.
Он тоже проверяется путем сравнения температуры с показаниями мультиметра.
Смотрите таблицу ниже.
Калина
Расположение датчика на авто с мотором на 8 и 16 клапанов — около термостата. При этом девайс немного закрыт корпусом фильтра.
При этом на Лада Калина 1 для доступа к измерителю температуры придется снять воздушный фильтр.
Чтобы выкрутить используется ключ на 19. Антифриз сливать не нужно.
Проверка, как и в прошлом случае после снятия устройства ключом на «19».
Показания температуры и сопротивления смотрите в таблице 3.
Рено Логан
Оригиналы:
- 12-RENAULT-7700101968 (контакты «треугольник) – стоит на 8 клапанных моторах до 2012 года.
- 12-RENAULT-226307034R – после 2012 года (контакты в ряд).
Все они подходят для моторов K4M и K7M, места их расположения разняться.
На двигателе K7M в заднем торце головки блока цилиндров.
На корпусе колодки нанесены обозначения трех выводов «А», «В1» и «В2». Замера рабочего напряжения, как и в случае выше, проводится при включенном зажигании между выводом «В1» и массой. Норма – от 4,8 до 5,2 В.
Если цепь рабочая, значит вышел из строя блок управления.
Переводим тестер в режим «Замер сопротивления» и проверяем на обрыв цепь «массы» датчика между выводом «В2» и корпусом машины (двигателя).
Дальше, сели не хотите снимать датчик температуры ОЖ с двигателя, с помощью тестера замерьте показания сопротивления на прогретом и холодном моторе между выводами датчика «В1» и «В2».
Нормативные данные показаны в таблице 4.
Температура, 0С |
Сопротивление, Ом |
120 |
105 |
110 |
135 |
90 |
240 (+/ — 30) |
80 |
335 (+/ — 35) |
50 |
810 |
25 |
2050 |
20 |
3500 (+/ — 500) |
4 |
7500 (+/ — 500) |
Чтобы дальше проверить устройство, можно воспользоваться одним из рассмотренных выше способов.
Для большей надежности желательно демонтировать девайс, для используйте головку на 21.
Лада Приора
Он находится в труднодоступном месте и с его демонтажем могут быть трудности. Подготовьте карданчик с длинной головкой или свечной ключ на 21.
Проверка осуществляется с помощью рассмотренных в статье методов на самом автомобиле или после демонтажа.
Нормативные параметры смотрите в таблице 3.
Зная, как проверить датчик, измеряющий температуру охлаждающей жидкости, вы всегда сможете определить причину неисправности.
При появлении рассмотренных в статье симптомов попробуйте проверить ДТОЖ без снятия автомобиля, а при наличии подозрений на неисправность лучше снимите и протестируйте его с помощью термометра.
После измерения сопротивления и сравнения показаний с данными из руководства можно делать выводы — исправен датчик или нет.
В случае сильных отклонений в параметрах устройство необходимо заменить с учетом рекомендаций производителя.