Почему при торможении бьет и вибрирует руль, диагностика неисправностей

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Просмотров: 591

У многих автолюбителей при эксплуатации своих машин возникает такая проблема как появление биения в руль или вибрация последнего при торможении.

Зачастую проявляется она на повышенных скоростях – от 80 км/ч, хотя бывает, что удары в руль проявляются даже при тихоходном движении.

Данная проблема достаточно опасна, поскольку водитель при торможении из-за этих ударов частично теряет управление автомобилем, в некоторых случаях биение настолько сильное, что практически выбивает рулевое колесо из рук.

Где могут неисправности?

Примечательно, что проблема с биением может возникнуть на любом авто – ВАЗ-2108, «Приора», «Калина», Форд Фокус 2, Митсубиси Лансер 9 и прочие.

На каком бы автомобиле не начало проявляться биение руля при торможении, устранять неисправность нужно в срочном порядке.

Вот только такой результат поведения рулевого управления может давать любая из составляющих ходовой части:

И иногда водителям приходится практически полностью перебрать все указанные элементы, чтобы устранить биение.

Появление ударов в руль может произойти по разным причинам, но все они – результат износа или повреждения составных элементов ходовой части. К примеру, погнутый диск.

Элементы тормозной системы

Чаще всего биение в руль происходит из-за проблем с тормозной системой. И произойти это может из-за:

  • Деформации тормозных дисков. Это одна из самых распространенных причин. В результате трения с колодками при торможении диск достаточно сильно разогревается и если его резко охладить (к примеру, сразу после торможения на него попала вода из лужи), то диск коробиться (нарушается его геометрическая форма). Искривление рабочих поверхностей диска приводит к появлению биения в колодках, которое передается на суппорт, а от него в свою очередь на ступицу и рулевые тяги. А вот коробление задних дисков или барабанов станет причиной сильной вибрации кузова. Устранить проблему можно либо проточкой тормозных дисков (методом, позволяющим провести работы без снятия элемента с авто) или же заменой;
  • Неравномерный износ колодок и их повреждение. В этом случае биение будет давать неровная поверхность фрикционных накладок. Поскольку колодки прирабатываются к рабочим поверхностям дисков, то при замене или проточке последнего колодки в обязательном порядке должны заменяться;
  • Подклинивание суппорта. Нередко направляющие суппорта прикипают в своих посадочных отверстиях. Из-за этого суппорт будет неравномерно прижимать колодки, что становиться причиной биения. «Лечится» все разборкой суппорта, чисткой и смазкой направляющих и их посадочных мест.

Отметим, что нередко проблемы с тормозной системой дополнительно проявляются не только ударами в рулевое управление, но и педаль тормоза.

Также в случае с подклиниванием суппорта автомобиль может тормозить неравномерно (рывками).

Зная дополнительные симптомы можно значительно сузить круг поиска причины биения.

Рулевое управление

Перейдем к рулевому управлению. Здесь биение дают изношенные или не отрегулированные элементы, входящие в указанный механизм.

При этом многие считают, что при люфтах в рулевом управлении биение будет постоянно при движении, а мы рассматриванием появление ударов только при торможении.

Но это не совсем так, и чтобы понять, как может сказаться износ рулевого механизма, следует немного рассмотреть теорию.

Колесо всегда движется по пути наименьшего сопротивления, и чем выше скорость, тем сложнее ему изменить траекторию.

При торможении же колесо сильно замедляется, что может повлиять на траекторию движения последнего.

Если рулевой механизм в хорошем состоянии, то он будет удерживать колесо в заданной траектории.

Но если в результате износа имеется даже незначительный зазор (в 1 мм), к примеру, между рейкой и шестерней механизма, то на колесе он обеспечит поперечный люфт 3-4 мм.

То есть колесо уже не будет жестко удерживаться, и оно сможет в диапазоне имеющегося люфта самовольно менять траекторию, причем это изменение имеет вибрационный характер.

И уже от колеса эта вибрация передается на механизм и далее на руль.

Поэтому при появлении биения в рулевое колесо следует обязательно проверить наличие люфтов в:

  • Паре «рейка-шестерня»;
  • Рулевых наконечниках;
  • Карданной передаче рулевой колонки.

На примере HYUNDAI HD 72 это выглядит так.

Также обязательно следует проверить состояние крепления рулевых тяг к рейке.

Подвеска и колеса

Примерно такой же результат дает износ некоторых составных элементов подвески.

Выработавшие свой ресурс сайлент-блоки, шаровые опоры, опорные подшипники приведут к тому, что у колеса появиться поперечный люфт, который и будет являться причиной биения.

Здесь следует отметить, что дополнительным признаком износа узлов подвески становятся стуки при движении по неровностям.

Проверить состояние подвески несложно, достаточно пораскачивать монтировкой рычаги, и если изношены сайлент-блоки и шаровая опора, то это сразу при проверке будет заметно.

Хоть и редко, но причиной биения становиться ступица и ее подшипник. В результате сильной выработки посадочного места подшипника, в этом узле появляется люфт, который будет проявляться ударами в руль.

Перейдем к колесам. Они биение в рулевое колесо могут давать по нескольким причинам:

  • Повреждение или разбалансировка диска;
  • Послабленные колесные болты (обычно случается при «переобувке» авто. Болты просто забывают затянуть);
  • Дефекты шин;
  • Нарушение углов развала/схождения.

Как видно, основных причин появления биения – две: люфты в ходовой части и повреждение элементов тормозной системы. Причем удары в руль давать они могут сразу обе.

То есть, диски из-за перегрева повело, подвеска и рулевой механизм давно не обслуживались, на авто установлены новые колеса, которые балансировке не подвергались.

И в результате водитель получает достаточно неприятные и опасные последствия.

Как выявить причину?

Поскольку элементов, которые могут создать указанную проблему – достаточно много, то чтобы выявить точно, что именно стало причиной биения в руль, следует поиски вести поступательно.

В первую очередь необходимо на шиномонтажном СТО проверить балансировку колес, а затем обратиться к специалистам для проведения регулировки углов развала/схождения.

Эти работы следует выполнять первыми потому, что для их проведения потребуется специализированное оборудование и в гараже их не выполнишь.

Что касается колес, то можно поступить несколько иначе, если имеется еще один их комплект.

Чтобы удостовериться, что причина кроется именно в них, нужно поставить на авто второй комплект и проверить поведение авто на трассе.

Если биение пропадет или уменьшится, значит, колеса, что стояли ранее, требуют обслуживания – прокатки дисков, балансировки.

В крайнем случае можно поменять местами колеса, передние на задние и наоборот.

Далее следует проверять состояние элементов тормозного механизма, поскольку они становятся причиной биения чаще всего.

Для этого нужно всего лишь снять с авто передние колеса и визуально оценить состояние дисков и шин.

Если на их рабочих поверхностях заметны хоть какие-то дефекты – трещинки, полосы, изменение цвета металла (при перегреве поверхность приобретает синий оттенок), или на ощупь чувствуются неровности, то высока вероятность, что именно из-за дисков или шин появилась проблема.

Если же диски в порядке и их рабочая поверхность зеркальная и гладкая, снимаем с авто суппорты для оценки состояния колодок и направляющих.

В процессе проверки тормозной системы следует оценить состояние ступичного подшипника. Для этого просто беремся руками за тормозной диск сверху и снизу и с усилием его раскачиваем.

Люфт в ступице не допускается и при его обнаружении обязательно проводиться замена подшипника, а в случае с выработкой посадочного места – заменяется и ступица.

После проверки состояния элементов тормозных механизмов переходим к подвеске.

Здесь следует проверить наличие люфтов в сайлент-блоках, шаровых опорах и опорных подшипниках.

На FIAT Linea изношенный опорный подшипник выглядит так.

Путем раскачивания рычагов монтировкой и руками – самой амортизационной стойки можно выявить люфты и устранить их путем замены изношенных элементов.

Напоследок проверяется состояние рулевого механизма. Обязательно следует оценить состояние рулевых наконечников, а также провести регулировку зацепления пары «рейка-шестерня». Не стоит забывать и о кардане рулевой колонки.

Путем проведения проверки всех составных частей ходовой части можно найти причину биения в рулевое колесо при торможении и устранить его.

Но как указывалось, что причина может крыться сразу в нескольких точках, то возможно придется проводить комплексное обслуживание авто с заменой расходных материалов и изношенных узлов.

Обязательно почитайте: Вибрация автомобиля, причины, способы устранения.

Вибрация руля при торможении, как итог, замена тормозных дисков Hyundai Grand Santa Fe.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

КОММЕНТАРИИ

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: Сколько будет 17 + 15
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: