ƒ–”√»≈ ј¬“ќ Ќќ¬ќ—“»

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

≈сли вы найдете ошибку в тексте, выделите еЄ мышью и нажмите Ctrl+Enter. —пасибо.

ѕросмотров: 268

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

Ќа многих переднеприводных автомобил€х в качестве передней независимой подвески используютс€ стойки ћак‘ерсона.

 ак и люба€ подвеска, основное назначение этих стоек – гашение вибраций и колебаний и снижение их передачи на кузов автомобил€.

Ќо есть у стоек ћак‘ерсона еще одна немаловажна€ функци€ – они выполн€ют еще и роль поворотных кулаков. “о есть, стойка с закрепленной на ней ступицей колеса может вращатьс€ вокруг оси, что и позвол€ет ведущим колесам быть управл€емыми.

≈стественно, где есть вращение, там и используетс€ подшипник, в случае с таким типом подвески – опорный.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

„тобы разобратьс€, где опорный подшипник установлен, коротко рассмотрим устройство подвески автомобил€.

ќсновными ее составными част€ми €вл€ютс€:

  • јмортизатор;
  •  орпус;
  • ѕружина;
  • ќпора.

¬се эти элементы собраны в единое целое, при этом обеспечиваетс€ возможность сжати€-разжати€ пружины и перемещени€ штока амортизатора в корпусе (дл€ чего собственно и нужна подвеска, поскольку в процессе этих движений и осуществл€етс€ гашение колебаний).

„тобы все это обеспечивалось, стойка собрана так: в корпус устанавливаетс€ амортизатор и все это устанавливаетс€ в пружину.

ƒл€ упора пружины снизу используетс€ чашка, закрепленна€ на корпусе (приварена к нему).

„тобы пружина была в поджатом состо€нии, вверху установлена еще одна чашка, котора€ упираетс€ в опору.

ќграничителем вылета пружины вступает шток амортизатора, концевик которого проходит через опору и фиксируетс€ гайкой.

ƒополнительно опора выступает не только упором дл€ пружины, она еще и обеспечивает верхнее крепление стойки к кузову (снизу она крепитьс€ к нему рычагами).

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

√де установлен опорный подшипник и какую функцию он выполн€ет?

¬ыше отмечено, что стойка ћак‘ерсона выступает еще и в качестве поворотного кулака. —низу проворот вокруг оси обеспечивает шарова€ опора, посредством которой рычаги креп€тс€ к стойке.

≈сли бы верхн€€ опора стойки не €вл€лась ограничителем дл€ пружины, то проблем с вращением не было бы (шток амортизатора может свободно вращатьс€).

ј вот пружина, наход€сь в поджатом состо€нии, создает достаточно сильное усилие на чашки, и как следствие на опору, котора€ жестко крепитьс€ к кузову.

ѕоэтому между опорой и верхней чашкой пружины и устанавливаетс€ опорный подшипник.

Ѕлагодар€ такому конструктивному решению при воздействии рулевого механизма, стойка (в сборе) может проворачиватьс€ вокруг оси, при этом опора остаетс€ неподвижной.

¬от именно возможность прокручиватьс€ амортизационной стойке и обеспечивает опорный подшипник.

¬иды подшипников

 онструктивных исполнений верхней части стойки – два:

  • ќпорный подшипник входит в конструкцию опоры (можно встретить на р€де моделей ¬ј«);
  • явл€етс€ отдельным элементом, который помещаетс€ между опорой и верхней чашкой пружины.

ј вот самих опорных подшипников, которые примен€ютс€ в конструкции подвески – несколько:

  • —о встроенным наружным или внутренним кольцом. ќсобенность его заключаетс€ в обеспечении возможности вращени€ элементов, которые контактируют как с внешним, так и внутренним кольцом. ƒополнительно в таком варианте предусмотрено наличие установочных отверстий, поэтому при монтаже прижимные фланцы не нужны;
  • — отдел€емым внешним или внутренним кольцом. ¬ таком варианте одно из колец (в зависимости от конструкции) может отдел€тьс€, в то врем€ как второе закреплено на опоре;
  • ќдиночно-раздельный.  онструктивно этот вариант – тот же подшипник с отдел€емым кольцом, но обладает повышенными показател€ми по жесткости.

¬ целом, особой разницы, какой из типов подшипника используетс€, - нет, главное, чтобы он выполн€л свои функции.

Ќесмотр€ на то, что верхн€€ часть стойки устанавливаетс€ внутрь специальной ниши в колесной арке, гр€зь, песок и пиль проникают к опоре, а эти загр€зн€ющие элементы €вл€ютс€ губительными дл€ любого подшипника.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

ƒополнительно опорный подшипник практически посто€нно подвергаетс€ резкомен€ющимс€ нагрузкам, в том числе и ударным (из-за работы пружины), что в сочетании с загр€знени€ми приводит к интенсивному износу составных частей подшипника и выхода его из стро€.

»з-за достаточно сложных условий эксплуатации, ресурс такого подшипника ограничен. ћногие производители указывают, что замене он подлежит каждые 100 тыс. км.

Ќо в действительности же, из-за плохого состо€ни€ дорог, они требуют замены уже через 50 тыс. км. ѕри этом ресурс этого узла также зависит и от его качества.

Ќе редкие случаи, когда опорный подшипник приходитс€ мен€ть уже через 10 000 км пробега.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

ѕоследстви€ износа подшипника и признаки повреждени€

ѕоскольку опорный подшипник можно частично отнести к рулевому управлению (без него вращение стойки было бы невозможно), то в первую очередь его неисправность вли€ет именно на управл€емость.

Ќо здесь следует оговоритьс€, что зависит это от используемого конструктивного решени€.

  примеру, в ¬ј«-2110 внутренн€€ обойма подшипника выступает втулкой, через которую проходит шток амортизатора.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

¬ результате критического износа подшипника, он начинает люфтить и шток получает возможность отклон€тьс€ от оси.

–езультатом этого €вл€етс€ нарушение углов установки колес, а следственно – и ухудшение управл€емости авто, а также ускоренный износ шин.

ј вот на авто, где подшипник обеспечивает только вращение стойки и с амортизатором он не взаимодействует, нарушение развала-схождени€ практически не происходит, поскольку шток от осевого смещени€ удерживает втулка, запрессованна€ в резиновый демпфер.

Ќо даже при такой конструкции износ подшипника будет оказывать негативное вли€ние на управл€емость.

≈сли произошел износ подшипника, то это, естественно, начнет про€вл€тьс€. ѕри этом признаки неисправности завис€т от конструктивного исполнени€.

≈сли вз€ть тот же ¬ј«-2110, то износ подшипника про€витьс€ в виде стуков при проезде ухабов и неровностей на дороге, дополнительно они могут прослушиватьс€ при поворотах. —туки в опоре дает люфт в опорном элементе.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

¬ случае же с подшипником, который не взаимодействует с амортизатором, чаще всего его неисправность про€вл€етс€ в виде скрипов и писков при поворотах.

—пособы проверки

ѕроверить состо€ние опорного подшипника – несложно, но технологи€ зависит от конструктивных особенностей самой стойки.

«десь стоит отметить, что така€ проверка точно результата не даст, убедитьс€ в неисправности подшипника можно только после сн€ти€ его с авто.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

Ќо, все же, выполнив р€д нехитрых действий можно определить состо€ние верхней опоры.

≈сли брать модель ¬ј«-2110, то у нее опорный подшипник установлен в саму опору.

„тобы проверить его состо€ние следует попросить помощника пораскачивать авто в поперечном направлении (не особо сильно), а сами в это врем€ кладем руку на выступающую часть стойки в подкапотном пространстве.

≈сли подшипник изношен, то рукой будет чувствоватьс€ люфт. “акже у поврежденного элемента такие раскачивани€ обычно сопровождаютс€ по€влением сторонних звуков – скрипов, щелчков.

≈сли все это обнаружено при проверке - пора провести ревизию опоры.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

Ќа таких же модел€х как Ћада «ѕриора», Ћада « алина», или к примеру, Nissan X-Trail, подшипник не входит в конструкцию опоры, поэтому методом раскачки его не проверить. ≈динственным сигналом об износе у них €вл€етс€ по€вление стуком при движении.

Ќо все же есть возможность дополнительно удостоверитьс€ в неисправности узла.

ƒл€ этого просим помощника повращать руль в разные стороны. —ами при этом прикладываем руку к пружине.

≈сли подшипник сильно изношен, то в нем могут по€витьс€ подклинивани€, которые хорошо будут отдаватьс€ в пружину в виде вибрации и несильных «отстрелов».

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

«амена подшипника

Ќа каком бы автомобиле не износилс€ опорный подшипник, но если на нем используетс€ стойка ћак‘ерсона, то технологи€ разборки узла дл€ замены – идентична, за исключением некоторых нюансов, касающихс€ устройства подвески.

ѕоэтому рассмотрим, как производитс€ замена на автомобиле ¬ј«-2110, а затем укажем особенности операции на других модел€х.

»нструмент.

»так, вы€влено, что опорный подшипник требует замены. ¬ыполнить все работы можно и в гаражных услови€х, но потребуетс€ некоторый специализированный инструмент.

¬ целом, понадобитьс€:

  • —тандартный набор ключей, шестигранников, головок с воротками и штангами;
  • ƒомкрат;
  • —ъемник рулевых наконечников;
  • —т€жки дл€ пружин;
  • ¬етоши.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

“акже потребуетс€ нова€ опора, поскольку на этом авто подшипник входит в ее конструкцию.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

 онечно, можно и разобрать саму опору дл€ замены только подшипника, но большинство автовладельцев предпочитают мен€ть узел в сборе.

ƒополнительно можно приобрести пружинный виброгаситель, устанавливающийс€ между верхней чашкой и пружиной.

ѕоследовательность действий.

Ќиже рассмотрим последовательность действий, причем укажем небольшие хитрости, которые облегчат работы.

–азборка и замена производитс€ так:

  1. ”станавливаем автомобиль на ровную площадку и обездвиживаем при помощи ручного тормоза и противооткатных опор;
  2. Ѕерем головку на 30 и послабл€ем гайку креплени€ привода к ступице. Ћучше это сделать, пока на авто стоит на всех колесах (открутить эту гайку при сн€том колесе затруднительнее, поскольку заблокировать ступицу от проворота будет сложнее). “акже стоит отметить, что гайка эта – накернена, поэтому сорвать ее с места – сложно и без наращивани€ ключа не обойтись;
  3. ќткрываем капот и при помощи накидного ключа и шестигранника срываем с места гайку штока амортизатора (шестигранником удерживаетс€ сам шток, а ключом послабл€етс€ гайка. ѕри этом ее нужно только немного послабить, категорически запрещено гайку полностью скручивать, иначе ничем не удерживаема€ пружина «выстрелит»). Ёту операцию лучше сделать до сн€ти€ стойки (на сн€том узле сорвать гайку значительно сложнее);
  4. ѕосле срывани€ указанных двух гаек с места можно продолжать разборку. ¬ыдомкрачиваем требуемое колесо и снимаем его;
  5. ќткручиваем крепление шаровой опоры рычага к стойке;
  6. ѕри помощи съемника выпрессовываем наконечник рулевой т€ги;
  7. ѕолностью выкручиваем гайку креплени€ привода к ступице;
  8. –азбалчиваем крепление тормозного суппорта (трубки отсоедин€ть от него не нужно), снимаем его с диска и отводим в сторону;
  9. Ѕеремс€ за тормозной диск, и т€нем его на себ€, ст€гива€ ступицу со шлицов концевика вала привода;
  10. ѕереходим в подкапотное пространство и откручиваем три гайки креплени€ опоры к кузову авто. ѕри этом просим помощника придержать опору, чтобы она не упала на землю. ѕосле этого извлекаем узел в сборе;
  11. ”станавливаем ст€жки, и ст€гиваем пружину до тех пор, пока верхний ее виток не отойдет от упорной чашки;
  12. ѕолностью выкручиваем гайку креплени€ штока амортизатора и снимаем опору (после этого можно проверить работоспособность амортизатора, проверить состо€ние пыльника и отбойника).ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€
  13. ѕеред установкой новой опоры, провер€ем состо€ние опорной чашки, очищаем ее от ржавчины и гр€зи, устанавливаем под нее виброгасители (если они приобретены);
  14. ѕеред установкой новой опоры, правильно устанавливаем пружину (концы витков вверху и внизу должны стать в специальные углублени€ в чашках);
  15. —тавим новую опору и накручиваем до упора гайку креплени€ штока;
  16. —нимаем ст€жки, посто€нно контролиру€ положение концов пружины;
  17. —обранную стойку устанавливаем на автомобиль. ѕосле сборочных работ необходимо дополнительно подт€нуть гайку креплени€ штока.

“еперь об особенност€х замены на «ѕриора», « алина», X-Trail. —н€тие и разборка стойки у этих авто – такие же, как и описано выше.

Ќо саму опору на этих авто мен€ть не об€зательно (если состо€ние е удовлетворительное), достаточно после демонтажа, сн€ть с нее подшипник (установлен со стороны опорной чашки), а на его место поставить новый. ј далее все собираетс€ обратно.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

Ќиже представлена таблица обозначени€ опорных подшипников по √ќ—“у, обозначени€ (полные, основные, иностранные аналоги), их размера и масса.

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

ѕризнаки неисправности опорного подшипника подвески автомобил€

ѕровод€ замену, особое внимание следует уделить технике безопасности. Ќе стоит пытатьс€ разобрать стойку без ст€жек, поскольку «выстреливша€» пружина может нанести серьезные травмы.

ѕроверка опорных подшипников ¬ј«.

≈сли в статье есть видео и оно не проигрываетс€, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в по€вившеес€ окно введите любое слово и нажмите "ќ“ѕ–ј¬»“№". —пасибо.

ѕќƒ≈Ћ»“№—я Ќќ¬ќ—“№ё — ƒ–”«№яћ»:

 ќћћ≈Ќ“ј–»»

¬аше им€: *
¬аш e-mail: *

ѕодписатьс€ на комментарии

¬опрос: —колько будет 17 + 15
ќтвет:
 од:  ликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
¬ведите код: